Последнее слово митрополита Вениамина перед трибуналом (4.7. 1922)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Народ судит меня во второй раз. Первый раз я предстал перед народным судом пять лет тому назад, когда в Петрограде происходили выборы митрополита.

Тогда собралось несколько тысяч рабочих и крестьян – тех, которые послали вас сюда судить меня.

Несмотря на то, что я не был официальным кандидатом и не был угоден ни правительственным, ни высшим церковным кругам, они избрали меня.

(После этого я все время работал при Советской власти, причем всюду, куда я ни являлся, куда ни приезжал, вначале власть меня встречала подозрительно, но когда узнавала, от­ношения резко менялись. Представители власти убеждались, что я не враг народа, не враг народной власти.

...Теперь меня судят во второй раз представители народа. Я ни в чем не виноват перед теми рабочими, которые вас, судьи, послали судить меня. Я аполитичен, живу только инте­ресами Церкви и народа и во всем исполняю веления Господа. Не виноваты и другие. Здесь старались выяснить вопрос, был ли подсудимый Бычков на собрании у Аксенова. Перед раскры­той могилой призываю имя Божие и заявляю: не был.

Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: Слава Богу.

"Дело" Митрополита Вениамина. Петроград, 1922. С. 80

 

48 Постановление трибунала в процессе "86" (5.7.1922)

Казанский [он же митрополит Петроградский Вениамин] со­вместно с Правлением приходов православной русской церкви, в лице его активной группы – председателя Правления Новиц­кого, членов: Ковшарова, Елачича, Чукова, Богоявленского, Ог­нева, Шеина, Плотникова, Чельцова, Бычкова и Петровского – в контакте директив, исходящих от патриарха Тихона, явно контрреволюционного содержания, направленных против суще­ствования рабоче-крестьянской власти, поставили себе целью как проведение этих директив, так и распространение идей, направленных против выполнения Советской властью декрета от 23 февраля с [его] г[ода] об изъятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения в осуществлении единого фронта с международной буржуазией против Советской власти.

Рабоче-крестьянская власть, исчерпав все имеющиеся у нее ресурсы помощи голодающим, издала 23 февраля 1922 года декрет об изъятии церковных ценностей, не затрагивая при этом религиозных чувств верующих.

Но отдельные представители высшего духовенства: патри­арх Тихон, митрополит Вениамин, при участии представителей буржуазного класса, чаяния которых лежали в борьбе всего капиталистического мира против Советской власти, проникнув­ших в церковные организациии, принимавших чин священнос­лужителей или монашества, вели контрреволюционную деятель­ность на территории Российской Республики.

После издания постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 г. об изъятии ценностей патриарх Тихон, митрополит Вениамин и др. князья церкви, следуя зарубежным директивам, вступили на путь борьбы с Советской властью.

Фальсифицируя канонические правила церкви, использова­ли религиозные предрассудки масс и пропагандировали идею сопротивления Советской власти в проведении постановления ВЦИК.

Издавая свои воззвания, посланные в ультимативной форме к властям и рассчитанные на возбуждение масс, распространя­ли их среди широких слоев верующих, для этой цели пользуясь, с одной стороны, иерархическим построением церковной вла­сти, а с другой – организациями верующих.

Таким образом создали условия, трудные для выполнения решения рабоче крестьянской власти в ее стремлении помочь голодающим Поволжья, и параллельно привели к явному сопро­тивлению, закончившемуся пролитием крови и смертью рабочих, крестьян и красноармейцев, как это имело место в Шуе, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Москве и др. местах респуб­лики, а также в Петрограде.

Воззвание Тихона от 15 февраля с. г., обращенное "Ко всем верующим чадам российской православной церкви", по своему содержанию, призывало массы к возмущению против изъятия церковных ценностей. Это обращение патриарха не только получило одобрение со стороны митрополита Вениамина, но было последним преподано как директива высшей церковной власти.

При поддержке Тихона Вениамин совместно с Правлением приходов православной русской церкви вырабатывал способы противодействия рабоче-крестьянской власти в проведении де­крета, с каковой целью созывались специальные собрания Правления, принимались решения и вырабатывались послания в комиссию Помгола и исполком, причем таковые распростра­нялись среди приходов, а последними и духовенством приходов – среди прихожан.

Вся эта деятельность привела к беспорядкам, происшедшим в Петрограде с конца февраля с. г. В период этого времени в целом ряде церквей имели место публичные скопища, собирав­шиеся с погромными целями, причем скопища таковые сопро­вождались учинением насилия, избиением и нанесением тяжких поранений отдельным представителям Советской власти.

В частности, виновность Казанского (Вениамина), Новицко­го, Ковшарова, Богоявленского, Чельцова, Елачича, Чукова, Огнева, Шеина, Плотникова, Бычкова и Петровского установле­на в том, что они совместно с митрополитом Правлению при­ходов православной церкви придали характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с Советской властью, обратив таким образом Правление указанной активной группы в боевой штаб, действующий на основе директив, выработанных в духе послания Тихона, для чего и действовали всяческими способами.

На основании вышеизложенного упомянутую активную груп­пу в лице Казанского, Новицкого, Ковшарова, Елачича, Чукова, Плотникова, Богоявленского, Огнева, Шеина, Чельцова М. – подвергнуть высшей мере наказания – расстрелять[12].

Бычкова и Петровского лишить свободы с применением строгой изоляции сроком на три года, Парийского – на пять лет, Кедринского, Союзова, Акимова и Ивановского – на 3 года, Никольского, Флерова, Никиташина, Дьяконова, Виног­радова, Орнадского и Левитского – к принудительным работам без содержания под стражей сроком на 2 месяца, Борисова, Пешель, Соколова С., И. Королева – на 2 года строгой изоляции; Сенюшкина, Изотова, Антонова, Козеинова, Высо­коостровского, Киселева, Касаткина, Жаброва, Федорова, Гусарова, Ананьева, Беззаборкина, Смирнова Ф. и Смирнова Я. лишить свободы на 6 месяцев; Гурьянова, Пестову, Пере-пелкина, Кудрявцеву А. и Кудрявцеву Е., Черняеву –тоже на 6 месяцев, но условно; Дмитриева от наказания освободить, Петрову и Корчагину – на 7 дней принудительных работ без содержания под стражей; Толстопятова, Ливенцова – стро­гой изоляции на три года; Ляпунова лишить свободы на 6 месяцев, но условно; Янковского и Зальман – на 3 года строгой изоляции; Дубровицкого и Емельянова – к принуди­тельным работам на 3 месяца.

Бенешевича, Зинкевича, Карабинова, Комарецкого, Тихо­мирова, Закржевскую, Кравченко, Филатова, Абдамова, Козь-модемьянского, Соколова А., Миронова, Попова, Чельцова П., Островского, Низовцеву, Пилкину, Власову, Позднякову, Бобровского, Соустова, Савельеву, Дымского, Герасимова и Травина считать по суду оправданными.

Срок наказания осужденным к лишению свободы и принуди­тельным работам считать со дня их ареста.

Судебные издержки возложить на осужденных за круговой их ответственностью.

В отношении бывшего патриарха Тихона возбудить уголов­ное преследование.

Дело священника В. Семенова за смертью прекратить.

Приговор был встречен аплодисментами.

При слове "расстрелять" с кем-то в зале случилась истерика...

Подсудимые выслушали приговор спокойно. На их скамьях была тишина.

"Дело" Митрополита Вениамина. Петроград, 1922. С. 84-86

 

49 Суд над "князьями церкви" (июль 1922) СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРИГОВОР.

5 июля в Петрограде кончился суд над церковниками.

На скамье подсудимых сидели те, кто в связи с изъятием ценностей пытался сыграть на темных страстях толпы, кто, в напрасной надежде вернуть капиталистам былую власть, созна­тельно сеял тьму и сознательно стремился устроить погром.

За свои отвратительные преступления церковники держали ответ на суде.

И суд твердо установил, что в Питере под религиозным флагом существовала организация, поставившая своей целью противодействие Советской власти.

Церковная реакция, душою которой был митрополит Вениа­мин вместе с "правлением православных приходов", – эта реакция действовала по одной общей линии с реакцией загра-ничников.

Группа защитников новейшую историю старой тихоновской церкви пыталась изобразить как невиннную и наивную детскую сказку, забывая, что эта "детская сказка" лупит прот. Введен­ского, вышибает 18 зубов у исполняющего свой долг начальни­ка милиции и чутко прислушивается к лязганью зубов своей заграничной подруги.

Защитники "высоких" церковников и ученых профессоров на суде клеветали на массы, сваливая на них всю погромную вину.

Но массы сами по себе не зажигаются ни с того, ни с сего на кровь и погром. Массу зажигают "дурные пастыри", бросая в толпу человеконенавистнические лозунги и разжигая в ней самые темные страсти. И это, конечно, знали защитники и профессора, окружавшие митрополичий трон.

После двадцатитрехчасового совещания, Трибунал пригово­рил к расстрелу 10 человек: митрополита Вениамина, епископа Венедикта, бывшего присяжного поверенного Ковшарова, проф. уголовного права и председателя правления приходских советов Новицкого, Елачича, настоятеля Казанского собора Чукова, настоятеля Измайловского собора Чельцова, настояте­ля Исаакиевского собора Богоявленского, проф. военно-юри­дической академии Огнева, бывшего члена государственной думы Шеина (архимандрита Сергия) и благочинного Бычкова.

Живая Церковь. 1922. № 6-7. С. 11

53 Письмо Троцкого членам Политбюро ЦК РКП (б) (15.5.1922)

Совершенно секретно

Всем членам Политбюро ЦК, копия редакции "Правды", копия редакции "Известий", т. Ленину.

По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином[13], в "Правде" напечатана небольшая заметка[14], в "Известиях" нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия, в смысле полного рас­кола между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархически контрреволюционными элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заинтересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеется, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государст­ва, а тем более, от нашего философски-материалистического отношения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение церкви от государства, нами раз навсегда проведен­ное, вовсе не означает безразличия государства к тому, что творится в церкви как в материально-общественной организа­ции, а не как в общине верующих. Верхи церкви имеют в своем распоряжении самые разнообразные громы для устрашения лояльных элементов. Политика черного церковного терроризма сохранила всю свою силу до последних дней. Оппозиционные лояльные и прогрессивные элементы духовенства, исходя отча­сти из ложного и чисто формально понятого принципа отделе­ния церкви от государства, отчасти наблюдая переходившую всякие пределы терпимость государства по отношению к контр­революционным верхам церкви, не рассчитывали, что государ­ство окажет им поддержку как гражданам, как представителям группы верующих против происков и мер материальной репрес­сии со стороны церковных верхов.

Одна из задач печати в этом вопросе в настоящее время состоит именно в том, чтобы поднять дух лояльного духовенст­ва, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспор­ных прав государство его в обиду не даст, хотя, разумеется, государство отнюдь не покушается на регулирование чисто религиозных споров и отношений.

Во всяком случае необходимо:

1) уделить воззванию Антонина и др. видное место, как симптому, имеющему историческое значение;

2) давать в прессе вообще как можно более информации о движении в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и коммен­тируя сменовеховские голоса;

3) не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению, а наоборот, дать возможность борь­бе развернуться в самой яркой и решительной форме;

4) критику сменовеховского духовенства и примыкающих к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения, а с условно-демократической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов в церкви, вы не оцениваете всей вины официаль­ной церкви перед народом и революцией, и пр. и пр.;

5) однако, уже и сейчас необходимы историко-материалистические статьи о православной церкви, с выяснением основ­ных особенностей ее развития, как сословно-классовой орга­низации (почему в православной церкви не было буржуазной реформации, переплет начинающейся буржуазной реформации в церкви и пролетарской революции в государстве и пр. и пр.);

6) Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все вопросы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой популярной общедоступной форме в листовках и устных речах в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к этому вопросу внимание широчайших на­родных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материа­лизма.

Л. Троцкий. 14/V 22.

Р.5. Еще раз повторяю, что редакции "Правды" и "Известий" не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее. Только путем величайших нажимов удается получить статью по этому вопросу. Затем все входит в колею. Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочай­шей духовной революции в русском народе (или, вернее, под­готовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки га­зет.

Л. Троцкий.

верно! 1000 раз верно! Долой дребедень!

Ленин.

15/V

Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 196-197.

 

54 Из первого номера журнала "Живая Церковь" (май 1922)

Церковь и жизнь

С изданием декрета об отделении церкви от государства православная церковь получила наибольший простор свободе совести.

Четырехлетняя революция вскрыла ряд ненормальностей, ряд ошибок, ряд извращений древнего апостольского учения.

На публичных диспутах были подняты животрепещущие воп­росы, бывшие доселе в строгом запрещении. Они сделались предметом больших рассуждений в церковном обществе. Ряд судебных процессов церковников вскрыл всю гниль старого синодско-бюрократического строя.

Жизнь требует реформы.

Последний, долго длившийся "процесс 54-х"[15] в связи с изъятием ценностей вскрыл еще больше отрицательных сторон церковной формы как пережитка старого бюрократического строя. Церковь была ведомством православного исповедания. Она удалилась от истинной и святой идеи первохристианской церкви...

Довольно молчать! Наступил момент, когда православный русский народ ждет решающего голоса церкви.

По вине старого бюрократического иерархического строя взаимоотношения между православной церковью, руководимой старыми ставленниками бывших правящих классов, и советским государством стали абсолютно невозможными. Обнаружено мо­ральное банкротство церковных ныне существующих порядков Всякий дальнозоркий сын церкви должен собственными усили­ями иметь гражданское мужество и решительность, принять меры к спасению и торжеству православной церкви при помощи поместного собора, основной задачей которого должна быть выработка постановления о положении православной церкви в Советской Республике, о ее конституции и ее руководстве...

Да воскреснет Христос в сердцах неверующих! Да возгорит­ся огонь любви и братства! Да поможет Бог в нашем пути! Да здравствует "Живая Церковь"!

Священник С. Калиновский.

 

Православная Церковь и Советская Россия

Чем была церковь в царской России? Конечно, официально она называлась господствующей цер­ковью, архиереи жили в громадных домах, одевались в дорогие рясы, кушали прекрасные обеды, разъезжали в каретах – но какова была жизнь рядового священника и диакона, каково было положение самого епископа пред обер-прокурором Сино­да, пред губернатором, пред предводителем дворянства – каково было влияние церкви на жизнь народную и государст­венную?

Сдавленное монашеским деспотизмом, лишенное всякого самостоятельного свободного действия, православное духовен­ство было превращено в помещичьих слуг и государственных чиновников, выполнявших предписания старых правящих клас­сов, даже вопреки голосу своей совести.

Наша церковная жизнь замерла, свелась к одному исправ­лению богослужебных обрядов, церковная иерархия лишилась всякого влияния на жизнь общественную и государственную... Конечно, много скорбей принесли православная русская Церковь и православное духовенство Советской России...

С одной стороны – массы народные. С другой стороны – церковь, задавленная монашеским бюрократизмом и превра­щенная в орудие классового господства, не привыкшая к само­стоятельному свободному и откровенному действованию своих служителей и не выдвинувшая настолько широких людей, кото­рые обняли бы своим пастырским сердцем размах народной волны...

Православная церковь в лице высшей своей иерархии в годину величайшего народного бедствия вместо хлеба бросила камень холодного канона. Пролилась кровь у порога храмов...

Что же это за сыны церкви, для которых чужда ужасная голодная смерть миллионов верующих людей?..

Правильна ли позиция церкви по отношению к народной Советской власти? Не время ли пересмотреть отношения цер­кви и Государства и найти возможность общечеловеческого языка между этими великими стихиями русской народной жиз­ни? Несомненно, великая ответственность за сложившиеся от­ношения падает на иерархию православной церкви...

Высшие представители ее связали себя еще на Соборе с помещиками и капиталистами, воспользовавшись авторитетом патриарха для противодействия государственной политике Со­ветской власти и для поддержки и защиты классовых врагов Рабоче-Крестьянского правительства.

К церковному управлению должны подойти новые люди и найти в себе достаточно христианского самопожертвования, христианского незлобия и прощения, чтобы протянуть руку русской Революции, геройски борющейся со всем мировым капитализмом за экономическое возрождение России, за сво­бодную жизнь Рабоче-Крестьянского государства.

Нужен новый поместный Собор, который должен внести мир в жизнь измученной нашей Родины, сплотить всех верных чад ее и освятить своим благословением новую жизнь нашей Родины.

С этими задачами вступает в русскую жизнь наш журнал...

Москва, 5.5.1922. Священник В. Красницкий

ЖЦ. 1922. № 1. С. 1-2

 

55 Призыв представителей группы "прогрессивного духовенства" (14.5.1922)

Верующим сынам православной церкви России. Братья и сестры о Христе!

В течение последних лет, по воле Божией, без коей ничего не совершается в мире, в России существует рабоче-крестьян­ское правительство.

Оно взяло на себя задачу устранить в России жуткие послед­ствия мировой войны, борьбу с голодом, эпидемиями и прочи­ми нестроениями государственной жизни.

Церковь фактически осталась в стороне от этой великой борьбы за правду и благо человечества.

Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали контрреволюционные выступления. Это было не раз. А теперь на наших глазах произошло такое тяжелое дело с обращением церковных ценностей в хлеб для голодных. Это должно было быть радостным подвигом любви погибающему брату, а превратилось в организационное вы­ступление против государственной власти...

Отказом помощи голодному церковные люди пытались со­здать государственный переворот. Воззвание патриарха Тихона стало тем знаменем, около которого сплотились контрреволю­ционеры, одетые в церковные одежды и настроения...

Смерть умирающих от голода падает тяжким упреком на тех, кто захотел использовать народное бедствие для своих политиче­ских целей...

Церковь по самому существу своему должна являться сою­зом любви и правды, а не политической организацией, не контрреволюционной партией.

Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и Советской властью. Руко­водимая высшими иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена...

Епископ Антонин.

Представители прогрессивного духовенства

из г. Москвы: священник Сергей Калиновский;

гор. Петрограда: священник Владимир Красницкий, протоиерей Александр Введенский, священник Евгений Белков, псаломщик Стефан Стадник;

гор. Москвы: священник Иван Борисов, священник Владимир Быков;

гор. Саратова: протоиерей Русанов, протоиерей Ледовский.

Правда. 14.5.1922

 


[1] По значению и величине лавра стоит на первом месте среди монастырей. Лавра св. Александра Невского в Санкт-Петербурге была закрыта большевиками. В Лавре св. Иова в Почаеве сегодня еще существует небольшая монашеская община.

[2] Деяния... Кн. VI. М., 1918.

[3] Имеется в виду Второй Никейский Собор 787 г.

[4] Деяния... Кн. IV. Вып. 2. М., 1918.

[5] Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Послания и документы: Рукопись.

[6] Церковные ведомости. 1922. № 12; ЖМП. 1945. № 9; Украинский Православный Благовестник. 1927. № 15.

[7] Введенский А. Церковь и государство. Москва, 1923.

[8] Частное сообщение.

[9] Шуя была первым городом, где начались беспорядки в связи с изъятием церковных ценностей, которые были подавлены красноармейцами.

[10] Имеется в виду Конференция по мировым экономическим вопросам, которая проходила в Генуе с 10.4. по 19.5.1922 года. Первое международное мероприятие после первой мировой войны, в котором приняла участие советская, как, впрочем, и немецкая, делегация.

[11] На краю телеграммы написано неизвестным почерком: "Из денег, которое государство выделило на изъятие ценностей (оплата милиции, машин), часть шла на агитацию против Тихона и за обновленцев".

[12] В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. расстреляны были: митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), проф. И. М. Ковша ров и проф. Ю. П. Новицкий. Приговор другим был заменен тюремным заключением.

[13] Антонин (Грановский А. А.) (1860-1927), епископ. Один из активных участников движения обновленчества в Православной Церкви ("Живая церковь"). С 13 апреля 1922 года член ЦК Помощи голодающим по реализации церковных ценностей. С мая 1922 года входил в Высшее церковное управление. С июня 1923 года возглавил независимую церковную организацию "Союз церковного возрождения", который главное внимание уделял освещению социальных аспектов христианского учения и фактически не рассматривал вопрос о преобразовании в областях догматики, уклада церковной жизни и обрядности.

[14] В "Правде" № 106 от 14 мая 1922 года опубликовано воззвание "Верующим сынам православной церкви России", подписанное епископом Антонином, священником С. Калиновским и другими В нем осуждена контрреволюционная деятельность "тех иерархов и тех пастырей, которые виноваты в организации противодействия государственной власти по оказанию ею помощи голодающим и в ее других начинаниях на благо трудящихся". Священнослужители просили разрешить "созыв поместного собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и Советской властью". Под воззванием помещена редакцией газеты небольшая заметка "Церковная демократия против церковного феодализма" с призывом к верующим прочитать воззвание.

[15] На "Процессе 54-х" были обвинены в контрреволюционной деятельности 54 дьякона и священника.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.