Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания (12.9.1918)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Святые храмы и часовни со всеми священными предме­тами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоящее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно верующих чад ее, возглавляемых Богоучрежденною иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие.

2. На каждом православном христианине, по самому званию его, лежит долг всеми доступными для него и не противными духу учения Христова средствами защищать церковные святыни от кощунственного захвата и поругания.

...4. Церковно-приходские Собрания и прочие хранители священного церковного достояния, не имея права передать церковное имущество из обладания Церкви, могут передавать по требованию мирских властей лишь описи храмов и находя­щихся в них предметов...

...7. Святые храмы и прочие священные предметы, взятые мирскою властью в свое обладание, могут быть принимаемы от нее на хранение и соответственное пользование не случайными соединениями лиц, именующих себя православными, а лишь православными приходами, братствами и иными церковными организациями, с разрешения епархиального архиерея, на об­щих церковно-канонических основаниях.

10. Лишившаяся храма и его святынь община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с раз­решения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении.

11. Необходимые для Богослужения предметы приобретают­ся в таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо всем, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилия и гонения бессильны отнять у нее главное сокровище – святую веру, залог ее вечного торжества, ибо "сия есть победа, побе­дившая мир, вера наша" (1 Ин. 5, 4).

Д ООП Вып. 4. С. 28-30

23 Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров [по поводу годовщины Октябрьского переворота] (7.11.1918)

"Все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя "народ­ными" комиссарами. Целый год вы держите в руках своих государственную власть..., но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

..Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийст­во... И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целы­ми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда... Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обви­нению в какой-то расплывчатой и неопределенной контррево­люционности...

Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью... По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных, потом... стали уже грабить и более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разоре­нием великого множества отдельных граждан уничтожается на­родное богатство и разоряется сама страна.

...Вы обещали свободу.

...Где свобода слова и печати? Где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники...

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... Вы наложили свою руку на церковное достояние... Вы разрушаете исконную форму церковной общины – прихода, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные и просветительные учреждения,разгоняете церковные епархиаль­ные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Право­славной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необхо­димой для православного воспитания духовной пищи.

...Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти...

Не Наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась "Божиим слугой" на благо под­чиненных и была "страшна не для добрых дел, а для злых" (Рим. -13, 3-4). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследо­вание ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопро­лития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности...

Тихон. Патриарх Московский и всея России.

ЦеВ(К). №9-10. С. 20-21

 

24 Из программы РКП(б), принятой на VIII съезде партии (18-23.3.1918)

В области религиозных отношений

...13. По отношению к религии РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т.е. мероприятиями, которые буржуазная демократия выставляет в своих программах...

РКП руководствуется убеждениями, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяй­ственной деятельности масс повлечет за собой полное отмира­ние религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и орга­низацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антире­лигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избе­гать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма.

Коммунистическая партия в резолюциях... С. 420-421

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.