В заявлении от 5 марта 1922 года за № 372, препровожденном на имя Петроградской Губернской Комиссии Помощи Голодающим, мною было указано, что передача церковных ценностей на помощь голодающим сможет состояться только при наличии следующих трех условий:
1) что все другие средства помощи голодающим исчерпаны,
2) что пожертвованные ценности действительно пойдут на голодающих,
3) что на пожертвование означенных ценностей будет дано оазрешение Святейшего Патриарха.
...Ввиду создавшегося положения и предупреждения дальнейших недоразумений и неправильных истолкований моих словесных и письменных обращений, я считаю долгом сделать -ледующие пояснения к моему письменному заявлению от 5/III с. г., № 372.
1) Вновь подтверждая полную готовность вверенной мне Церкви Петроградской со всем усердием прийти на помощь голодающим, если только ей будет представлена возможность проявить свою благотворительную деятельность в качестве самостоятельной организации.
2) Если, при развитии своей благотворительной деятельности, Церковь исчерпает все имеющиеся в ее распоряжении на голодающих средства, а именно: сборы среди верующих денег, церковных ценностей, не имеющих никакого богослужебного характера, продовольствия, вещей, займы и прочее, а нужды голодающих и умирающих от голода братьев наших означенными источниками покрыты не будут, тогда я признаю за собой и моральное, и каноническое право обратиться к верующим с призывом пожертвовать на спасение погибающих и остальное церковное достояние, вплоть до священных сосудов, и исходатайствовать на таковое пожертвование благословение Святейшего Патриарха.
3) Только при указанной в п. п. 1 и 2 самостоятельной организации благотворительной деятельности Церкви и возможно каноническое разрешение вопроса об обращении церковных священных ценностей на помощь голодающим. Немедленное же изъятие священных предметов, без предшествующего ему использования Церковью всех других доступных ей средств благотворения, является делом неканоничным и тяжким грехом против Святой Церкви, призвать на которое паству – значило бы обречь себя на осуждение Святой Церкви и верующего народа.
4) Настаивая на предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи голодающим, я исхожу из предположения, что нужды голодающих столь велики, что Церковь вынуждена будет при развитии своей благотворительной деятельности отдать на голодающих и самые священные предметы свои, использовать которые, по канонам и святым отеческим примерам, только и может непосредственно сама Церковь.
Если же предоставление Церкви самостоятельности в деле помощи голодающим будет признано почему-либо нежелательным, то тогда Церковь отказывается, в силу канонической для себя невозможности, от передачи священных предметов. [Она] все же примет самое широкое участие в помощи голодающим, но только путем сбора денег, продовольствия, вещей и церковных ценностей, не имеющих богослужебного характера, и передаст Гражданской Власти все собранные суммы и предметы для израсходования их на голодающих без требования даже какого-либо контроля со стороны Церкви.
Там, где свободе архипастыря и верующего народа не положено предела, мы можем пойти даже дальше, чем это принято в обычных формах общественной жизни; там, где она встречается с ясными и твердыми указаниями канонов, для нее нет выбора в способе исполнения своего долга; и я, и верующий народ, послушные Святой Церкви, должны исполнить этот долг вопреки всяким требованиям, тем более, что самое дело помощи голодающим от этого нисколько не пострадает, а лишь изменится форма вспомоществования церковными ценностями, которые будут использованы для голодающих, но только не через чуждых Церкви лиц, а через освященные руки пастырей и архипастырей Церкви.
5) Если указанное в сем предложение мое о предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи голодающим Гражданскими Властями было принято, то мною немедленно был бы представлен проект церковной организации помощи голодающим на рассмотрение и утверждение его Гражданской Властью. Если же такого согласия не последует и, равным образом, Церкви не будет предоставлено права благотворения и в ограниченной форме, то тогда мои представители из Комиссии бедут мною немедленно отозваны, так как работать они мною уполномочены только в Комиссии Помощи Голодающим, а не в комиссии по изъятию церковных ценностей, участие в которой равно содействию отобрания церковного достояния, определяемому Церковью как акт святотатственный.
6) Если бы слово мое о предоставлении Церкви права самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в нем основаниях услышано не было и Представители Власти, в нарушение канонов Св. Церкви, приступали бы без согласия ее архипастыря к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне, по канонам Церкви, подлежат отлучению от церкви, а священнослужители – извержению из сана.
Подпись: Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.
ЦГАСП
35 Заявление Патриарха Тихона в "Известиях ВЦИК" (15.3.1922)
...Памятуя завет Христа – отдай рубашку ближнему своему, если у тебя есть две рубашки, Церковь не может оставаться равнодушной к тем великим страданиям, которые испытывает голодающий народ. Эти слова я приводил в своем воззвании, когда предлагал жертвовать в пользу голодающих церковные ценности еще до постановления ВЦИК об изъятии золота и серебра и драгоценных камней из церковного имущества.
В своем воззвании я перечислял эти ценности – подвески, кольца, браслеты, пожертвования для украшения икон, предметы церковной утвари, неприменяемые для богослужения и старое серебро – лом...
Я надеюсь, что комиссия при ПОМГОЛе для ликвидации пожертвованного ценного имущества отнесется с должной осторожностью к самой ликвидации...
Известия ВЦИК. 15.3.1922
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.