Послание Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, в связи с закрытием гражданскими властями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (10. 9. 1920)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Божиею милостию Мы, смиренный Тихон, Патриарх Москов­ский и всея России, – всем верным чадам Православной Российской Церкви мир и благословение Божие.

Уже много раз за последнее время терзалось религиозное чувство русских людей, и удар за ударом направлялся на их святыни. Не избегла сей печальной участи наша великая Святыня – Троице-сергиева Лавра. Было начато с вскрытия мощей преподобного Сергия. Этим думали достигнуть того, что народ перестанет стекаться в Лавру и потеряет доверие к своим духовным руководителям. Расчеты, однако, оказались ошибоч­ными. Конечно, при вскрытии не было обнаружено никаких подделок, а были найдены останки Преподобного, которые всеми верующими благоговейно почитаются, как Его святые мощи. Но, как и следовало ожидать, оскорбление мощей преп. Сергия вызвало великий религиозный порыв, выразившийся в усилен­ном паломничестве к его цельбоносной раке. Тогда стали высе­лять монахов из Лавры, закрывать храмы, уже переданные об­щине верующих по договору, и в местном Совете начали усиленно обсуждать вопрос об изъятии мощей преподобного из Лавры, о погребении их или передаче в один из московских музеев. При первых же известиях о сем, Мы почли долгом своим лично переговорить с Председателем Совета Народных Комис­саров о необходимости оставить Лавру и мощи в неприкосно­венности, на что Нам было отвечено, что Председатель занят обсуждением важных дел...

На открытии лаврских храмов много раз настаивали предста­вители и посадского населения, и приходов Москвы, и других городов, но просьбы эти оставались без исполнения, а на днях мы получили от Совета Народных Комиссаров такой ответ на Наше обращение: "Жалобу гражданина Белавина (Патриарха Тихона) на постановление Московского губисполкома о перевоз­ке мощей из Троице-Сергиевой Лавры в один из московских музеев, от 10 мая, оставить без последствий. Предложить Мос­ковскому исполкому С. Р. и К. Д. в порядке циркуляра Наркомюста от 12 (25). 8. 1920 г. о ликвидации мощей закончить ликви­дацию мощей Сергия Радонежского, т. е. привести в исполнение постановление Московского губисполкома". Мы опротестовали настоящее решение пред Всероссийским Центральным Испол­нительным Комитетом. Но, как призванные стоять на страже народных церковных интересов, священным долгом Нашим по­читаем оповестить всех духовных чад Наших о ходе настоящего дела...

...Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал Он Лавры Своей, а "поминал стадо свое, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался, посещать чад своих" и всех чтущих память Его.

Тихон, Патриарх Масковский и всея России[5].

Собрание Губонина

29 Указ [№ 347] Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего Церковного Управления и подтверждении канонических прав митрополита Евлогия... (5. 5. 1922)

Управляющему русскими православными церквами за гра­ницей, Преосвященному митрополиту Евлогию [Георгиевскому].

...По обсуждении изложенного предложения Святейшего Патриарха постановлено:

1. Признать послание Всезаграничного Церковного Собора чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим, о восстановлении в России монархии с царем из дома Романовых, напечатанное в "Новом Времени" от 3 (16) декабря 1921 года, № 184, и послание Мировой Конференции от имени Русского Всезаграничного Собора, напечатанное в том же "Но­вом Времени" от 1 (14) марта с. г., № 254, за подписью Председателя Российского Заграничного Синода и Высшего Русского Церковного Управления за границей митрополита Ки­евского Антония [Храповицкого], – актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви и, ввиду их чисто политического характера, не имеющими церковно-канонического значения.

2. Ввиду допущенных Высшим Русским Церковным Управле­нием за границей означенных политических, от имени Церкви, выступлений и принимая во внимание, что за назначением тем же управлением Вашего Преосвященства заведующим русски­ми православными церквами за границей, собственно для Вы­сшего Церковного Управления там не остается уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за Вашим Пре­освященством и поручить Вам представить соображение о порядке управления названными церквами...

3. Для суждения о церковной ответственности некоторых духовных лиц за границей за их политические, от имени Церкви, выступления, озаботиться получением необходимых для сего материалов, и самое суждение, ввиду принадлежности некото­рых из указанных лиц к епископату, иметь по возобновлении нормальной деятельности Священного Синода, при полном, указанном в Соборных Правилах, числе его членов, о чем для зависящих по предмету данного постановления распоряжений уведомить Ваше Преосвященство[6].

30 Воззвание Святейшего Патриарха Тихона "К народам мира и к православному человеку" по поводу голода в России (лето 1921)

...Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделяв­ших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обез­людели и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из этого церства ужаса и смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам, унесенным бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны еще более тяжким: оставлен­ная без помощи, недавно еще цветущая и плодородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля непосеянная, и без хлеба не живет человек.

К тебе, Православная Русь, первое слово Мое:

Во имя и ради Христа зовет тебя устами Моими Святая Церковь на подвиг братской саоотверженной любви. Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосер­дия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата. Пастыри стада Христова! Молитвою у престола Божия, у родных Святынь, исторгайте прощение Неба согрешившей земле. Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обе­тами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на святой подвиг, и, его совершая, –да возвысится он в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг!

...К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой:

Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но и до глубины сердца вашего пусть донесет голос Мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На щедрую, широкую, нераздельную помощь!

К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: пощади и прости, к Тебе, Всеблагий, простирает согре­шивший народ Твой руки свои и мольбу: прости и помилуй.

Во имя Христова исходим на делание свое: "Господи, бла­гослови".

Тихон, Патриарх Московский и всея России[7].

Собрание Губонина

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.