Документы РПЦ и Советской власти. Источник:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви (23.1.1918)

1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероис­поведной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан ус­траняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими ре­лигиозными обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечива­ется постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граж­дан Советской Республики.

Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.

В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви.

Преподавание религиозных вероучений во всех государст­венных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допуска­ется.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не поль­зуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государ­ства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

,11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принужде­ния или наказания со стороны этих обществ, над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.

Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для бого­служебных целей отдаются, по особым постановлениям мест­ной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров Ульянов (Ленин).

Народные Комиссары:   Подвойский, Алгасов, Трутовский, Шлихтер, Прошьян, Менжинский, Шляпников, Петровский.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич.

Слово Святейшего Патриарха Тихона на 76-м заседании Священного Собора Православной Российской Церкви по поводу убийства в Киеве Почетного председателя Собора, митрополита Киевского и Галицкого Владимира (16.2.1918)

...83. Святейший Патриарх Тихон. Появившиеся в газетах сведения об убийстве в Киеве митрополита Владимира (Бого­явленского), к несчастию, ныне подтвердились.

(Члены Собора встают со своих мест и осеняют себя кре­стным знамением.)

Я имел печальный случай убедиться в этом от одного чело­века, прибывшего сегодня из Киева. Злодейское убийство про­изошло 25 или 26 января [7 – 8. 2], когда часть Киева была уже в руках большевистских войск. Большевистские солдаты в этот день явились в Киево-Печерскую Лавру, находившуюся вблизи арсенала. Солдаты думали, что в Лавре установлены орудия. Спросив у лаврской братии, кто здесь хозяин, солдаты направились в покои митрополита Владимира, произвели здесь обыск, расчитывая найти большие деньги. Но у митрополита Владимира оказалось только 100 рублей. Затем солдаты спро­сили митрополита, нет ли в Лавре орудий или оружия. Несмотря на заявление митрополита, что никакого оружия в Лавре нет, солдаты произвели полный обыск. Конечно, ничего подозри­тельного в Лавре не оказалось.

После этого солдаты приказали митрополиту Владимиру одеться и следовать за ними к коменданту. Был вечер. Митро­полит был выведен за лаврские ворота. Братия Лавры или перепугалась, или солдаты не разрешили ей идти за митропо­литом, – только митрополит Владимир ушел с солдатами один. На следующее утро митрополит Владимир вблизи Лавры был найден убитым. На трупе были обнаружены две смертельные огнестрельные раны и несколько штыковых.

Помолимся об упокоении чистой и святой души митрополи­та...[4]

Собрание Губонина

Д ООП Вып. 3. С. 55-57

17 [Из Конституции РСФСР от 10.7.1918]

Общие положения Конституции РСФСР

Глава пятая

Ст. 13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Активное и пассивное избирательное право

Глава тринадцатая

Ст. 65. Не избирают и не могут быть избранными ...г) монахи и духовные служители церкви и религиозных культов...

Д ООП Вып. 4. С. 28-30

23 Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров [по поводу годовщины Октябрьского переворота] (7.11.1918)

"Все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя "народ­ными" комиссарами. Целый год вы держите в руках своих государственную власть..., но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.

Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?

..Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийст­во... И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целы­ми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда... Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обви­нению в какой-то расплывчатой и неопределенной контррево­люционности...

Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью... По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных, потом... стали уже грабить и более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разоре­нием великого множества отдельных граждан уничтожается на­родное богатство и разоряется сама страна.

...Вы обещали свободу.

...Где свобода слова и печати? Где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники...

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... Вы наложили свою руку на церковное достояние... Вы разрушаете исконную форму церковной общины – прихода, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные и просветительные учреждения,разгоняете церковные епархиаль­ные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Право­славной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необхо­димой для православного воспитания духовной пищи.

...Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти...

Не Наше дело судить о земной власти; всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась "Божиим слугой" на благо под­чиненных и была "страшна не для добрых дел, а для злых" (Рим. -13, 3-4). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследо­вание ближних и истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопро­лития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности...

Тихон. Патриарх Московский и всея России.

ЦеВ(К). №9-10. С. 20-21

 

24 Из программы РКП(б), принятой на VIII съезде партии (18-23.3.1918)

В области религиозных отношений

...13. По отношению к религии РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т.е. мероприятиями, которые буржуазная демократия выставляет в своих программах...

РКП руководствуется убеждениями, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяй­ственной деятельности масс повлечет за собой полное отмира­ние религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и орга­низацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антире­лигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избе­гать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма.

Коммунистическая партия в резолюциях... С. 420-421

 

Собрание Губонина

29 Указ [№ 347] Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего Церковного Управления и подтверждении канонических прав митрополита Евлогия... (5. 5. 1922)

Управляющему русскими православными церквами за гра­ницей, Преосвященному митрополиту Евлогию [Георгиевскому].

...По обсуждении изложенного предложения Святейшего Патриарха постановлено:

1. Признать послание Всезаграничного Церковного Собора чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим, о восстановлении в России монархии с царем из дома Романовых, напечатанное в "Новом Времени" от 3 (16) декабря 1921 года, № 184, и послание Мировой Конференции от имени Русского Всезаграничного Собора, напечатанное в том же "Но­вом Времени" от 1 (14) марта с. г., № 254, за подписью Председателя Российского Заграничного Синода и Высшего Русского Церковного Управления за границей митрополита Ки­евского Антония [Храповицкого], – актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви и, ввиду их чисто политического характера, не имеющими церковно-канонического значения.

2. Ввиду допущенных Высшим Русским Церковным Управле­нием за границей означенных политических, от имени Церкви, выступлений и принимая во внимание, что за назначением тем же управлением Вашего Преосвященства заведующим русски­ми православными церквами за границей, собственно для Вы­сшего Церковного Управления там не остается уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за Вашим Пре­освященством и поручить Вам представить соображение о порядке управления названными церквами...

3. Для суждения о церковной ответственности некоторых духовных лиц за границей за их политические, от имени Церкви, выступления, озаботиться получением необходимых для сего материалов, и самое суждение, ввиду принадлежности некото­рых из указанных лиц к епископату, иметь по возобновлении нормальной деятельности Священного Синода, при полном, указанном в Соборных Правилах, числе его членов, о чем для зависящих по предмету данного постановления распоряжений уведомить Ваше Преосвященство[6].

30 Воззвание Святейшего Патриарха Тихона "К народам мира и к православному человеку" по поводу голода в России (лето 1921)

...Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделяв­ших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обез­людели и селения превратились в кладбища непогребенных мертвецов. Кто еще в силах, бежит из этого церства ужаса и смерти без оглядки, повсюду покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам, унесенным бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны еще более тяжким: оставлен­ная без помощи, недавно еще цветущая и плодородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля непосеянная, и без хлеба не живет человек.

К тебе, Православная Русь, первое слово Мое:

Во имя и ради Христа зовет тебя устами Моими Святая Церковь на подвиг братской саоотверженной любви. Спеши на помощь бедствующим с руками, исполненными даров милосер­дия, с сердцем, полным любви и желания спасти гибнущего брата. Пастыри стада Христова! Молитвою у престола Божия, у родных Святынь, исторгайте прощение Неба согрешившей земле. Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обе­тами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на святой подвиг, и, его совершая, –да возвысится он в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг!

...К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой:

Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но и до глубины сердца вашего пусть донесет голос Мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На щедрую, широкую, нераздельную помощь!

К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: пощади и прости, к Тебе, Всеблагий, простирает согре­шивший народ Твой руки свои и мольбу: прости и помилуй.

Во имя Христова исходим на делание свое: "Господи, бла­гослови".

Тихон, Патриарх Московский и всея России[7].

Собрание Губонина

 

Собрание Губонина

 

ЦГАСП

 

35 Заявление Патриарха Тихона в "Известиях ВЦИК" (15.3.1922)

...Памятуя завет Христа – отдай рубашку ближнему своему, если у тебя есть две рубашки, Церковь не может оставаться равнодушной к тем великим страданиям, которые испытывает голодающий народ. Эти слова я приводил в своем воззвании, когда предлагал жертвовать в пользу голодающих церковные ценности еще до постановления ВЦИК об изъятии золота и серебра и драгоценных камней из церковного имущества.

В своем воззвании я перечислял эти ценности – подвески, кольца, браслеты, пожертвования для украшения икон, предме­ты церковной утвари, неприменяемые для богослужения и ста­рое серебро – лом...

Я надеюсь, что комиссия при ПОМГОЛе для ликвидации пожертвованного ценного имущества отнесется с должной ос­торожностью к самой ликвидации...

Известия ВЦИК. 15.3.1922

 

ВРСХД. 1970. № 98. С. 54-57

 

ЦГАОР СССР ф. 1235, оп. 1с, д. 59, л. 89-90

 

38 Телеграмма Смирнова Троцкому об образовании Агитационной Комиссии (22.3.1922)

Шифротелеграмма из Смольного вх. N 542/ш ВЕСЬМА СЕКРЕТНО

Москва ЦК РКП тов. Троцкому 22/3-22 г. Петроград.

Губкомам дано соответствующее задание агитотделу, где образована агитационная комиссия из 4-х товарищей. Прези­диумом Петросовета 18 марта решено проделать десятиднев­ную организационную подготовку к практическому изъятию цен­ностей. Орготдел Губкома дал ряд работников для практической и технической работы. Лица, препятствующие в предваритель­ной работе арестованы. Из 24-х арестованных: два священника, остальные торговцы с Сенной, студенты и пр. Сейчас произво­дится следствие с тем, чтобы священников предать суду. НР 1862/ш.

Секретарь Петроградского губкома СМИРНОВ.

ЦГАОР СССР ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 469.

 

ЦГАОР СССР ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 408

 

ЦГАОРСССРф. 1235. оп. 1с, д. 60, л. 393

 

План изъятия церковных ценностей по Петрограду (28.3.1922)

Совершенно секретно.

Инструкция начальникам районных и уездных Подкомиссий по изъятию церковных ценностей в гор. Петрограде и губернии.

1. Начальник группы перед отправкой на операцию должен иметь соответствующий мандат, копию описи ценностей данно­го храма и металлическую печать.

2. Должен проверить, есть ли в группе товарищи с доста­точным количеством необходимых инструментов и приготовле­ны ли упаковочные материалы.

3. По приходе в храм с представителями Приходского Со­вета, направить на все время операции одного из командиро­ванных к нему т. т. на колокольню, вменив в обязанность этому товарищу никого не допускать к колоколам в течение всего времени операции по изъятию ценностей.

4. Никто из посторонних оперативной группе граждан не может быть освобожден из храма во время изъятия ценностей без разрешения начальника группы.

5. Обязать Представителя Приходского Совета запереть двери храма изнутри, на все время операции по изъятию.

6. Венчики икон, хотя и серебряные, по случаю малоценности, не должны подлежать изъятию.

7. Серебряные ризы с икон и другие предметы должны сниматься с наибольшей тщательностью.

8. Все участники операции обязываются с момента прихода в храм к самой строгой тактичности. Слова или действия, могущие оскорбить чувства веруюших, недопустимы.

9. Перед началом изъятия начальник предлагает представи­телям Приходского Совета совершить изъятие священных сосу­дов и др. предметов собственноручно.

10. Только после категорического отказа представителей Приходского Совета, уполномоченный (начальник) производит изъятие самостоятельно или поручает таковое откомандирован­ным в его распоряжение товарищам.

11. Об отказе Представителей Приходского Совета от изъя­тия сосудов и ценностей заносится в акт об изъятии.

12. Все изъятые сосуды перед их упаковкой должны быть завернуты в бумагу.

13. Всем изъятым предметам производится самая подроб­ная опись.

Примечание: В акте должно быть указано название церкви, ее адрес и обозначение печати уполномоченного (начальника).

14. Предметы церковной утвари, оставляемые для замены, особо заносятся в акт об изъятии. В акте не отмечается срок, в течение которого приходской совет обязуется произвести эту замену. Срок не может превышать семи дней...

ЦГАОР СССР ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 63

 

ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 939-941

 

ЦГАОР СССР ф. 1235, оп. 1с, д. 60, с. 251

 

ЦГАОР СССР ф. 1235, оп. 1с, д. 59, л. 61

 

Живая Церковь. 1922. № 6-7. С. 11

53 Письмо Троцкого членам Политбюро ЦК РКП (б) (15.5.1922)

Совершенно секретно

Всем членам Политбюро ЦК, копия редакции "Правды", копия редакции "Известий", т. Ленину.

По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином[13], в "Правде" напечатана небольшая заметка[14], в "Известиях" нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия, в смысле полного рас­кола между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархически контрреволюционными элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заинтересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеется, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государст­ва, а тем более, от нашего философски-материалистического отношения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение церкви от государства, нами раз навсегда проведен­ное, вовсе не означает безразличия государства к тому, что творится в церкви как в материально-общественной организа­ции, а не как в общине верующих. Верхи церкви имеют в своем распоряжении самые разнообразные громы для устрашения лояльных элементов. Политика черного церковного терроризма сохранила всю свою силу до последних дней. Оппозиционные лояльные и прогрессивные элементы духовенства, исходя отча­сти из ложного и чисто формально понятого принципа отделе­ния церкви от государства, отчасти наблюдая переходившую всякие пределы терпимость государства по отношению к контр­революционным верхам церкви, не рассчитывали, что государ­ство окажет им поддержку как гражданам, как представителям группы верующих против происков и мер материальной репрес­сии со стороны церковных верхов.

Одна из задач печати в этом вопросе в настоящее время состоит именно в том, чтобы поднять дух лояльного духовенст­ва, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспор­ных прав государство его в обиду не даст, хотя, разумеется, государство отнюдь не покушается на регулирование чисто религиозных споров и отношений.

Во всяком случае необходимо:

1) уделить воззванию Антонина и др. видное место, как симптому, имеющему историческое значение;

2) давать в прессе вообще как можно более информации о движении в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и коммен­тируя сменовеховские голоса;

3) не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению, а наоборот, дать возможность борь­бе развернуться в самой яркой и решительной форме;

4) критику сменовеховского духовенства и примыкающих к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения, а с условно-демократической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов в церкви, вы не оцениваете всей вины официаль­ной церкви перед народом и революцией, и пр. и пр.;

5) однако, уже и сейчас необходимы историко-материалистические статьи о православной церкви, с выяснением основ­ных особенностей ее развития, как сословно-классовой орга­низации (почему в православной церкви не было буржуазной реформации, переплет начинающейся буржуазной реформации в церкви и пролетарской революции в государстве и пр. и пр.);

6) Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все вопросы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой популярной общедоступной форме в листовках и устных речах в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к этому вопросу внимание широчайших на­родных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материа­лизма.

Л. Троцкий. 14/V 22.

Р.5. Еще раз повторяю, что редакции "Правды" и "Известий" не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее. Только путем величайших нажимов удается получить статью по этому вопросу. Затем все входит в колею. Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочай­шей духовной революции в русском народе (или, вернее, под­готовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки га­зет.

Л. Троцкий.

верно! 1000 раз верно! Долой дребедень!

Ленин.

15/V

Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 196-197.

 

54 Из первого номера журнала "Живая Церковь" (май 1922)

Церковь и жизнь

С изданием декрета об отделении церкви от государства православная церковь получила наибольший простор свободе совести.

Четырехлетняя революция вскрыла ряд ненормальностей, ряд ошибок, ряд извращений древнего апостольского учения.

На публичных диспутах были подняты животрепещущие воп­росы, бывшие доселе в строгом запрещении. Они сделались предметом больших рассуждений в церковном обществе. Ряд судебных процессов церковников вскрыл всю гниль старого синодско-бюрократического строя.

Жизнь требует реформы.

Последний, долго длившийся "процесс 54-х"[15] в связи с изъятием ценностей вскрыл еще больше отрицательных сторон церковной формы как пережитка старого бюрократического строя. Церковь была ведомством православного исповедания. Она удалилась от истинной и святой идеи первохристианской церкви...

Довольно молчать! Наступил момент, когда православный русский народ ждет решающего голоса церкви.

По вине старого бюрократического иерархического строя взаимоотношения между православной церковью, руководимой старыми ставленниками бывших правящих классов, и советским государством стали абсолютно невозможными. Обнаружено мо­ральное банкротство церковных ныне существующих порядков Всякий дальнозоркий сын церкви должен собственными усили­ями иметь гражданское мужество и решительность, принять меры к спасению и торжеству православной церкви при помощи поместного собора, основной задачей которого должна быть выработка постановления о положении православной церкви в Советской Республике, о ее конституции и ее руководстве...

Да воскреснет Христос в сердцах неверующих! Да возгорит­ся огонь любви и братства! Да поможет Бог в нашем пути! Да здравствует "Живая Церковь"!

Священник С. Калиновский.

 

Православная Церковь и Советская Россия

Чем была церковь в царской России? Конечно, официально она называлась господствующей цер­ковью, архиереи жили в громадных домах, одевались в дорогие рясы, кушали прекрасные обеды, разъезжали в каретах – но какова была жизнь рядового священника и диакона, каково было положение самого епископа пред обер-прокурором Сино­да, пред губернатором, пред предводителем дворянства – каково было влияние церкви на жизнь народную и государст­венную?

Сдавленное монашеским деспотизмом, лишенное всякого самостоятельного свободного действия, православное духовен­ство было превращено в помещичьих слуг и государственных чиновников, выполнявших предписания старых правящих клас­сов, даже вопреки голосу своей совести.

Наша церковная жизнь замерла, свелась к одному исправ­лению богослужебных обрядов, церковная иерархия лишилась всякого влияния на жизнь общественную и государственную... Конечно, много скорбей принесли православная русская Церковь и православное духовенство Советской России...

С одной стороны – массы народные. С другой стороны – церковь, задавленная монашеским бюрократизмом и превра­щенная в орудие классового господства, не привыкшая к само­стоятельному свободному и откровенному действованию своих служителей и не выдвинувшая настолько широких людей, кото­рые обняли бы своим пастырским сердцем размах народной волны...

Православная церковь в лице высшей своей иерархии в годину величайшего народного бедствия вместо хлеба бросила камень холодного канона. Пролилась кровь у порога храмов...

Что же это за сыны церкви, для которых чужда ужасная голодная смерть миллионов верующих людей?..

Правильна ли позиция церкви по отношению к народной Советской власти? Не время ли пересмотреть отношения цер­кви и Государства и найти возможность общечеловеческого языка между этими великими стихиями русской народной жиз­ни? Несомненно, великая ответственность за сложившиеся от­ношения падает на иерархию православной церкви...

Высшие представители ее связали себя еще на Соборе с помещиками и капиталистами, воспользовавшись авторитетом патриарха для противодействия государственной политике Со­ветской власти и для поддержки и защиты классовых врагов Рабоче-Крестьянского правительства.

К церковному управлению должны подойти новые люди и найти в себе достаточно христианского самопожертвования, христианского незлобия и прощения, чтобы протянуть руку русской Революции, геройски борющейся со всем мировым капитализмом за экономическое возрождение России, за сво­бодную жизнь Рабоче-Крестьянского государства.

Нужен новый поместный Собор, который должен внести мир в жизнь измученной нашей Родины, сплотить всех верных чад ее и освятить своим благословением новую жизнь нашей Родины.

С этими задачами вступает в русскую жизнь наш журнал...

Москва, 5.5.1922. Священник В. Красницкий

ЖЦ. 1922. № 1. С. 1-2

 

55 Призыв представителей группы "прогрессивного духовенства" (14.5.1922)

Верующим сынам православной церкви России. Братья и сестры о Христе!

В течение последних лет, по воле Божией, без коей ничего не совершается в мире, в России существует рабоче-крестьян­ское правительство.

Оно взяло на себя задачу устранить в России жуткие послед­ствия мировой войны, борьбу с голодом, эпидемиями и прочи­ми нестроениями государственной жизни.

Церковь фактически осталась в стороне от этой великой борьбы за правду и благо человечества.

Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали контрреволюционные выступления. Это было не раз. А теперь на наших глазах произошло такое тяжелое дело с обращением церковных ценностей в хлеб для голодных. Это должно было быть радостным подвигом любви погибающему брату, а превратилось в организационное вы­ступление против государственной власти...

Отказом помощи голодному церковные люди пытались со­здать государственный переворот. Воззвание патриарха Тихона стало тем знаменем, около которого сплотились контрреволю­ционеры, одетые в церковные одежды и настроения...

Смерть умирающих от голода падает тяжким упреком на тех, кто захотел использовать народное бедствие для своих политиче­ских целей...

Церковь по самому существу своему должна являться сою­зом любви и правды, а не политической организацией, не контрреволюционной партией.

Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и Советской властью. Руко­водимая высшими иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена...

Епископ Антонин.

Представители прогрессивного духовенства

из г. Москвы: священник Сергей Калиновский;

гор. Петрограда: священник Владимир Красницкий, протоиерей Александр Введенский, священник Евгений Белков, псаломщик Стефан Стадник;

гор. Москвы: священник Иван Борисов, священник Владимир Быков;

гор. Саратова: протоиерей Русанов, протоиерей Ледовский.

Правда. 14.5.1922

 


[1] По значению и величине лавра стоит на первом месте среди монастырей. Лавра св. Александра Невского в Санкт-Петербурге была закрыта большевиками. В Лавре св. Иова в Почаеве сегодня еще существует небольшая монашеская община.

[2] Деяния... Кн. VI. М., 1918.

[3] Имеется в виду Второй Никейский Собор 787 г.

[4] Деяния... Кн. IV. Вып. 2. М., 1918.

[5] Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Послания и документы: Рукопись.

[6] Церковные ведомости. 1922. № 12; ЖМП. 1945. № 9; Украинский Православный Благовестник. 1927. № 15.

[7] Введенский А. Церковь и государство. Москва, 1923.

[8] Частное сообщение.

[9] Шуя была первым городом, где начались беспорядки в связи с изъятием церковных ценностей, которые были подавлены красноармейцами.

[10] Имеется в виду Конференция по мировым экономическим вопросам, которая проходила в Генуе с 10.4. по 19.5.1922 года. Первое международное мероприятие после первой мировой войны, в котором приняла участие советская, как, впрочем, и немецкая, делегация.

[11] На краю телеграммы написано неизвестным почерком: "Из денег, которое государство выделило на изъятие ценностей (оплата милиции, машин), часть шла на агитацию против Тихона и за обновленцев".

[12] В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. расстреляны были: митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), проф. И. М. Ковша ров и проф. Ю. П. Новицкий. Приговор другим был заменен тюремным заключением.

[13] Антонин (Грановский А. А.) (1860-1927), епископ. Один из активных участников движения обновленчества в Православной Церкви ("Живая церковь"). С 13 апреля 1922 года член ЦК Помощи голодающим по реализации церковных ценностей. С мая 1922 года входил в Высшее церковное управление. С июня 1923 года возглавил независимую церковную организацию "Союз церковного возрождения", который главное внимание уделял освещению социальных аспектов христианского учения и фактически не рассматривал вопрос о преобразовании в областях догматики, уклада церковной жизни и обрядности.

[14] В "Правде" № 106 от 14 мая 1922 года опубликовано воззвание "Верующим сынам православной церкви России", подписанное епископом Антонином, священником С. Калиновским и другими В нем осуждена контрреволюционная деятельность "тех иерархов и тех пастырей, которые виноваты в организации противодействия государственной власти по оказанию ею помощи голодающим и в ее других начинаниях на благо трудящихся". Священнослужители просили разрешить "созыв поместного собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и Советской властью". Под воззванием помещена редакцией газеты небольшая заметка "Церковная демократия против церковного феодализма" с призывом к верующим прочитать воззвание.

[15] На "Процессе 54-х" были обвинены в контрреволюционной деятельности 54 дьякона и священника.


Документы РПЦ и Советской власти. Источник:

Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995. – 400 с. - Режим доступа: http://vishegorod.ru/download/Schtrikker-RPZ-1917-1991.pdf

 

8 [Послание Патриарха Тихона. Анафематствование большевиков] (19.1.1918)

Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пасты­рям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

"Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого" (Гал.1,4).

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Цер­ковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только в том, что честно дополняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты: но въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадною жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности –

совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (В Петрогра­де, Москве, Иркутске, Севастополе и др).

Все сие преисполняет сердце Наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает Нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: "Согрешающих пред всеми обличай, да и прочий страх имут" (1 Тим. 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принад­лежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человече­ского в какое-либо общение: "Измите злаго от вас самех" (1 Кор 5, 13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благославляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спа­сителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры)[1] захваты­ваются безбожными властелинами тьмы века сего и объявля­ются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержав­шиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рас­садники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещав­шая водворить порядок на Руси, право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самоехразнуздан-ное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, – над Святою Церковью Православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Хри­стовой? Как и чем можно остановить это наступление на Нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.

Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями но­вой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: "Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?" (Рим. 8,35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной верою [ревно­стью][2] зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви Христовой будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Кре­стоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16,18).

Тихон, Патриарх Московский и всея России.

Д Кн. VI . Вып. 1. С. 4-5

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.