Почтенный Манджугхоша, реально помогая великому наставнику Джнянападе, передавал ему нектар наставлений. Опираясь на эти наставления, а также на «Устное наставление Манджушри», и с его разрешения на речь, этот ачарья сочинил два [текста] «Капли освобождения», которые [представляют собой] систематизацию ступени завершения.
Многие пандиты и сиддхи Индии следовали этой традиции, и она является традицией великих подвижников, прославленных, словно солнце и луна. Поэтому вкратце изложу основы ступени завершения по этой традиции. В «Капле освобождения» говорится:
Итак, освобождение [достигается] благодаря постижению
недвойственности глубокого и ясного пробуждений,
а не постижением одного лишь глубокого
или [одного лишь] ясного.
Также я не верю говорящим об освобождении
через мгновенно проявляющееся глубокое.
Итак, поскольку плоду, достигаемому в этой жизни
благодаря постижению недвойственной природы,
чужда всякая дискурсивность,
он – далеко за пределами мысленных и словесных построений.
Глубоким называется источник всего,
подобный пространству, чистый,
лишенный воображаемого.
А подобный иллюзии, как радуга,
облик махамудры, обладая которым,
очищаешь свой дух и чужой,
называется истинно ясным.
То есть на ступени завершения главной [является] недвойственная Мудрость глубокого и ясного, при которой нераздельно соединены сущности двух: подобного иллюзии тела божества – тела махамудры и ума, проникшего в таковость.
Тело божества на ступени зарождения – это тело мантры, а тело божества на ступени завершения – тело Мудрости, которое охватывает два – [собственно] тело Мудрости и чистое тело. Как сказано в этом же [тексте]:
На отдельных двух ступенях
[есть] тело мантры и тело Мудрости.
Тело Мудрости [охватывает] два –
[собственно] тело Мудрости и чистое тело.
При толковании этих [слов] говорится: «Мудрость» – это [1] частично чистое, подобное иллюзии тело, познанное йогином, несколько овладевшим прозрением, и [2] необманное (mi slu ba) тело, пребывающее в чистоте на уровне дискурсивности (mtchan nyid kyi tshul du); a также соответствующие им два тела [в период] плода.
Первое из них сходно с иллюзорным телом; второе – с единением [на стадии] учения; а третье – с единением [на стадии] не-учения.
Обо всем этом говорится и в «Устном наставлении [Манджушри]»:
Природа всеведения явлений –
формы и прочих – это чистая Мудрость
недвойственности глубокого и ясного,
подобная небу.
Далее:
Высшая природа недвойственности – труднопостижимая
причина совершенства, запредельная всяким представлениям,
и проявление махамудры, способствующее лучами
«созреванию» самого [практикующего] и других.
То есть двумя строками, [заканчивающимися] словом «представлениям», указывается глубокое, а двумя [последними] строками – ясное.
Итак, говорится, что конечный принцип ступени завершения – это нераздельность двух истин, недвойственность глубокого-ясного или недвойственность блаженства-пустоты. Суть сказанного: такой способ этой нераздельности, как объяснен ранее, служит непосредственной причиной [состояния] Будды. Его нужно распознавать во всех [изложениях] ступени завершения великими подвижниками.
Исходя из этого принципа, на ступени зарождения также указывается этап, на котором проявляешься в теле божества из состояния, в которое вошел при помощи свабхава – или другой [мантры]. А на дальнейших [этапах] ступени завершения необходимо [по этому принципу] осуществлять единое тело Мудрости. Поэтому, обдумав, как этот [принцип] становится методом его осуществления, держитесь принципов ступени завершения.
Такого же мнения по поводу основ тел мантры и Мудрости придерживаются последователи традиции Арьи.
Эту конечную ступень завершения осуществляет, культивируя её, йогин, несколько овладевший прозрением в третьей йоге166, после завершения всей ступени зарождения вплоть до йоги «тонкой» капли.
Культивируемая им ступень завершения – это путь, который, исходя из четырех наслаждений, сводится к четырем моментам.
Этап ступени завершения, связанный с «вместерожденным» наслаждением
Ранее, на ступени зарождения, предписывалось созерцать полностью проявленную Мандалу в символе джнянасаттвы в сердце. [Здесь] подобно: [созерцаешь] в сердце Главы нерушимую каплю167; блеснувшими из нее лучами постепенно вбираешь «сосуд», «соки» и всех обитателей Мандалы; затем, сколько можешь, держишь мысль на капле. Потом, следуя [обратному] порядку прежнего вбирания, опять визуализируешь все это и культивируешь самадхи на явленном аспекте (snang phyogs). Благодаря многократному свыканию с этими двумя процессами появляются [признак] растворения земли в воде и прочие из пяти признаков168. Вслед за ними осуществляется тело Мудрости (Co-знания) недвойственности глубокого и ясного. Затем, попрактиковавшись, пробуждаешься. Так сказано в «Устном наставлении [Манджушри]». В «Пяти ступенях» так говорится о способе вхождения в ясный свет:
От головы до пяток,
пока дойдешь до сердца,
введи [свое тело] в истинный предел йоги.
Это считается всецелым удержанием.
Сначала преврати в ясный свет
движущееся и недвижимое,
затем так же сделай с собой.
Это этап последовательного растворения.
Как весь ветр дыхания
[постепенно] «тает» в зеркале,
так же надо переходить
в истинный предел йоги.
Упомянуты две медитации, из которых последовательное растворение – такое же, как описанное в «Устном наставлении [Манджушри]». Однако способ вбирания лучами нерушимой капли во многом отличается.
В «Устном наставлении [Манджушри]» говорится так, как в традиции Арьи, о процессе вхождения в сансару при [появлении] сознания из ясного света, а из [сознания] – ветра, огня, воды, земли и прочего; также о выходе из [сансары] – растворении земли в воде и т.д.
О нерушимой капле говорится в Толковании «Устного наставления [Манджушри]»:
«Недвойственная Мудрость» – это Co-знание недвойственности глубокого и ясного, чистое, словно небо. Как же она пребывает в относительной форме? – Пребывает в форме пятицветной капли величиной с зерно турецкого гороха169. Слова «на ее основе» означают, что из нее возникают мандалы ветра и прочих [элементов].
Так указано и в основном [тексте]. То есть она является каплей-символом сознания, действующего нераздельно с ветром, светящимся пятью [цветами]. И при рождении170 из нее возникают ветер, огонь, вода, земля и прочее. Соответственно, при вбирании всё втягивают в нее. Таким образом она уподобляется очищаемому. То, как на этапе самадхисаттвы171 входят в ясный свет, установив три саттвы172 друг в друге, нужно знать согласно традиции Арьи.
Поскольку эта [капля] представляет собой основу порождения «сосуда» и «сока», в «Устном наставлении [Манджушри]» говорится, что на первой ступени она пребывает в виде слога:
В символе самаямудры в сердце твоем
пребывает высшая Мудрость всех Татхагат.
У находящихся на первой ступени
она проявляется в виде слога.
Неразрушимый семенной слог личного божества (rang lha)
блистает пятью цветами.
Это также позволяет понять, почему в Мантраяне обитель и обитатели обычно порождаются из соответственных созерцаемых слогов.
Говорится: она нерушима, поскольку ничто не может её разрушить, а поскольку не расширяется, то капля. И она пребывает в сердце. Как сказано в «Устном наставлении [Манджушри]»:
Ничем не сокрушимая,
она, пребывая в телах,
творит карму и не-карму173.
В Толковании объяснено:
Слова «она, пребывая в телах» означают, что в центре закрытого лотоса в сердце существ-«соков» пребывает капля.
Из этого также ясно, почему слог или капля созерцается в сердце.
Итак, после того, как многократно исполнены особый процесс выхода и вхождения в сансару, метод вбирания в ясный свет, сходный с процессом смерти, распространение [и новое] вбирание, из сути нерушимой капли – основы светящегося пятью цветами ветра – создается тело Мудрости недвойственных глубокого и ясного. Значит, конечные принципы ступени завершения [в традиции Джнянапады] и традиции Арьи совершенно совпадают.
Перед ступенью завершения [этапа] «вместерожденного» наслаждения, при котором создается недвойственность глубокого и ясного, созерцают каплю превращений (нирмана-бинду); это ваджрное начитывание ветров.
В этой [практике] также есть много различий с традицией Арьи, И говорится, что силой этого созерцания постигается подобие всех явлений иллюзии и прочему.
До этого созерцается тайная капля (гухья-бинду). То есть каплю из сердца опускают до тайного места и держат в драгоценности. В [капле] созерцают всю Мандалу обители и обитателей и сосредоточивают мысль на капле в сердце Главы. Также практикуют многие особые [способы] распространения и вбирания. Говорится, что пять признаков проявляются и здесь. О том, как выглядят эти пять признаков, сказано в Толковании «Устного наставления [Манджушри]»:
Появляется подобие миража, представляющее собой то ясность, то неясность лучей этой капли.
Далее:
«Подобие дыма» означает бо̀льшую ясность, чем у миража: оно ни синеватое, ни белое, ни иного [цвета].
Так указывается, что появляются не видѐния миража и прочих [признаков], а их подобия, каждое последующее из которых [выражает] бо̀льшую ясность [лучей капли].
Говорится, что переход ума в состояние отсутствия объектов – это ветвь задержания [речи]174; последующее распространение (-испускание) символа, божества и прочего – ветвь памятования175; а сосредоточение мысли на капле – ветвь прекращения дыхания176. Имеется в виду, что при сосредоточении мысли на ней ветры входят в средний [канал].
Указано, что перед этим [созерцают в] своем сердце всю описанную ранее Мандалу, а в сердце Главы в ее центре – нерушимую каплю и, многократно совершив особое распространение и вбирание в нее, держат на капле мысль. Опасаясь многословия, цитат не привожу.
Однако йоги созерцания капли на ступени завершения очень отличаются от [созерцания] «тонкой» капли на ступени зарождения. Поэтому говорящие: «В традиции Джнянапады практикуют [созерцание] «тонкой» капли на ступени завершения, тогда как другие [это делают] на ступени зарождения» – не имеют подробного знания этой традиции.
Созерцания нерушимой капли в сердце, тайной капли – в драгоценности и капли превращений – в верхнем конце [авадхути] связаны, соответственно, с наслаждением, высшим наслаждением и исключительным наслаждением. А когда, повторно созерцая особую нерушимую каплю, совершают вбирание и распространение в последовательном процессе растворения, – это культивирование «вместерожденного» наслаждения.
Короче говоря, при первых двух [сеансах] упражняясь в йоге капель, а при третьем – в йоге ветров, делают послушными капли и ветры. Это позволяет производить вбирание в ясный свет по прямому порядку и выход из него по обратному. Снова и снова свыкаясь с этой [практикой], создают чистое тело Мудрости (Co-знания) недвойственного глубокого-ясного; этим самым приближаются к плоду.
Описание ступени завершения материнских тантр
Здесь две [части]: ступень завершения в традиции Калачакры; ступень завершения материнских тантр в других традициях.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 241.