Защитный круг, устраняющий неблагоприятные условия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сразу после такого созерцания пустоты, пока не созерцают защитного круга, могут созерцаться слоги, символизирующие промежуточное состояние (бардо), или же нет.

В первом случае есть три варианта. Как сказано в двенадцатом «колосе» [«Колосьев наставлений»]:

 

В одном варианте [созерцается] семенной слог между двумя красными НОḤ. Другой вариант – созерцать три слога. Третий вариант – созерцать лишь наду. При каждом из этих трех вариантов порождаются тело, речь и ум.

 

То есть между двумя НОḤ стоит HŪṂ. Три слога – ОṂ ĀḤ HŪṂ. Нада – одна.

Те, кто на этом этапе не созерцает слогов, делают это, соответственно, потом – когда порождают Главу. Последователи Луипы созерцали лишь наду после [создания] защитного круга, перед порождением Опоры.

 

 

Обычный защитный круг

 

Из RAṂ возникает солнечный [диск], из HŪṂ – двойной ваджра, помеченный слогом HŪṂ. Лучи, исходящие из [ваджры], делают то же самое, что огонь во время разрушения [вселенной]. И [возникает] пылающая ваджрная ограда, также шатер и т.д. По мнению Абхаякары и [автора «Всеблагой садханы]», блеснувшие лучи превращаются в ваджры, которые создают ограду и т.д. Второй из двух [учителей] указывает, что все ваджры двойные. Как сказано в «Двух разделах»:

 

Представь, что на солнечном [диске] появляется HŪṂ,

двойной ваджра... Этот самый ваджра [порождает]

«связывающую» ограду.

 

По мнению Абхаякары, образуется «монолит», и ваджры – пятиконечные. Он также советует созерцать, что [«монолит»] не имеет ни верха87, ни низа; доходит вплоть до Золотой земли88. Камбала замечает, что его ширина – по желанию практикующего, а ограда – четырехугольная. Над ней – шатер, низ которого и верх ограды [украшены] балдахином, а края – «сетями» [летящих] стрел.

Праджняракшита указывает, что «сети» стрел должны иметь форму пятиконечного ваджры. Ясно, что они – из наконечников стрел. Представьте, что все окружает «цепь» пламени.

 

 

Особый защитный круг

 

[Вообразите] желтое колесо с десятью спицами; в его центре – Хумкара, а на спицах – десять Грозных. Такой защитный круг строится по инструкциям Абхаякары и многих других. В центре спиц (колеса) созерцают главный защитный круг. В двенадцатом «колосе» [«Колосьев наставлений»] сказано:

 

Владыки, пребывающие в центре спиц (колеса), – на расстоянии.

 

И:

 

Под Владыкой внутри центра колеса.

 

То есть там следует породить четыре элемента. Центр – полый.

Итак, получается, что нутро центра имеет два конца – верхний и нижний; из них исходят верхняя и нижняя спицы; на них следует установить «верхнего» и «нижнего» Грозных. На остальных восьми спицах главных и промежуточных сторон установите [остальных Грозных] – так, чтобы они не касались спиц.

Согласно Абхаякаре, желтое колесо медленно крутится – грозным движением – налево, излучая пылающие пламенем лучи. Домбипа считает Хумкару главой защитного круга и не упоминает, что колесо крутится. В «Десяти принципах» главой отвращающих [Препятствующие силы] считается Ушниша-чакравартираджа; говорится, что колесо крутится налево и что следует вслух произнести мантру намах саманта89 и т.д.; а перед сном, созерцая [защитный круг], – начитывать ее по семь раз.

Если Препятствующие силы проявляются настойчиво, надо усиленно [созерцать] пустоту и защитный круг. Если «вводите» в защитный крут охраняемого [человека], это делается подобно тому, как он «вводится» в центр нарисованной Мандалы. Об этом уже говорилось.

Ветви йоги основной части

 

Их три: порождение обители – дворца; порождение обитателей – божеств; завершающая ветвь.

Порождение обители – дворца

Есть два варианта – созерцать колесо с десятью спицами [при порождении дворца] или не созерцать. Когда оно созерцается, совершается следующее.

В традиции Арьи после созерцания защитного круга его превращают в пустоту и порождают четыре мандалы – ветра, огня, воды и земли. Их смешивают в единое, из которого порождается ваджрная земля; на ней слог BHRŪṂ, а из него порождают дворец.

В «Сокращённой [садхане]» сказано:

 

В середине пространства

из YAṂ появляются два семенных слога HŪṂ.

Созерцай мандалу ветра.

 

«Пространство» – это «источник явлений и середина», то есть лотос и четыре смешавшихся элемента, из которых порождается двойной ваджра, – указано в «Чётках». Иначе говоря, из четырех элементов в центре источника явлений и лотоса порождается двойной ваджра, а не дворец.

Об этом в текстах Отца (Нагарджуны) и Сына (Арьядевы) ясно не сказано, но Нагабодхи сказал:

 

Арочные врата – с вершинами ваджр.

За ними – горизонт, то есть –

цепь ваджр с [кольцом] прекрасных светов.

 

То есть ясно говорится о цепи ваджр. Значит, в середине порожденных шатра, балдахина, цепи ваджр и кольца светов созерцайте источник явлений и прочее.

В двенадцатом «колосе» [«Колосьев наставлений»] сказано: порождай обитель, не «вбирая» десяти спиц с Грозными. Го есть в центре порождаются четыре элемента с горой Меру; ты сам, пребывающий [в облике] Главы защитного круга90, превращаешься в Ваджродержца; из него рождается источник явлений, в котором – лотос. На нем порождается двойной ваджра, а на нем – дворец.

Теперь – о том варианте, когда особый защитный круг [при порождении дворца] не созерцается. Луипа в «Чакрасамваре» после защитного круга созерцает пустоту. Выходя из нее, [порождает] ветер, огонь, воду, землю, гору Меру и двойного ваджру, а на нем – лотос. На нем из пяти прозрений он одновременно порождает обитель и обитателей.

Абхаякара, следуя его замыслу, на лотосе порождает ваджру и обходится без источника явлений. Великий Чжово советует созерцать источник явлений. Луипа с последователями порождают обитель и обитателей одновременно. В двух [традициях] Гухьясамаджи они порождаются последовательно; так делают и Камбала, Сароруха, Домбипа и другие. Домбипа и Сароруха в «Садхане Найратмии» и в «Садхане Хеваджры» порождают источник явлений в обычном защитном круге; а на нем – постепенно четыре элемента: землю, воду, огонь, ветер. Потом они всё смешивают со своим сознанием, из которого порождается дворец. Однако не указывают, что лотос и двойной ваджра отсутствуют. Ведь реальный ученик Домбипы Дурджаячандра в «Шести ветвях» также указывает на них. И в «Сборнике прекрасных [наставлений]» указано созерцать: внутри источника явлений – [слог] HRĪḤ; из него возникают лотос и ĀḤ; из [этого слога] – двойной ваджра; на нем – четыре элемента; на них – BHRŪṂ, из которого возникает круг [Мандалы].

Они и [автор Садханы Хеваджры] – «Избавляющей от ошибок» указывают, что дворец следует созерцать как [возникающий] из «смеси» четырех элементов. Значит, нельзя сказать, что порождение дворца из «смеси» элементов свойственно лишь тантрам йогинов. Но этот [вариант] – лишь отдельный, а не общий случай.

То, что дворец не порождается на источнике явлений, лотосе и двойном ваджре внутри защитного круга и не созерцаются четыре элемента друг на друге, свойственно Гухьясамадже традиции Джнянапады, а также традиции Шридхары.

Что касается порождения источника явлений, Шридхара и многие другие порождают его из «растворившегося» Всеблагого, иначе называемого Ваджродержцем. Камбала и [некоторые] другие порождают его из [буквы] E. [Автор Садханы Хеваджры] – «Избавляющей от ошибок» и [некоторые] другие мгновенно порождают природу Ваджродержца в образе источника явлений. То есть можно делать, как угодно.

В «Колосьях наставлений» и многих других [текстах] указывается, что он (источник) – белый, треугольный, вершиной вниз; его нутро полое. То есть созерцайте дворец внутри перевернутой треугольной пирамиды91.

О том, что дворец порождается из BHRŪṂ, говорится в Гухьясамадже традиции Арьи, а также в текстах Камбалы и многих других. Джнянапада и [некоторые] другие указывают, что из BHRŪṂ возникает Круг и он превращается в Вайрочану, из которого порождается [дворец]. Ясно, что указываются два [варианта порождения] – краткий и расширенный.

Порождение обители и обитателей из «смеси» элементов и из пяти прозрений уже указывалось.

Итак, есть такие [варианты]: порождение дворца из сложенных друг на друга элементов или нет; при порождении его из них – порождение его в центре [колеса] с десятью спицами или нет; при [варианте] не-порождения – элементы смешиваются или нет; при смешении – созерцание их в прямом или обратном порядке; порождение двойного ваджры или дворца из «смеси» элементов; а также – порождение горы Меру или нет.

Также дворец может порождаться мгновенно или визуализироваться постепенно – с возвышением, проходя отдельные предметы.

 

 

Порождение обитателей – божеств

 

Здесь три части: собственно порождение божеств; их связь с очищаемым и путем; резюме.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.