Здесь четыре [части]: смысл названий двух ступеней; почему ступеней именно две; определение очередности двух ступеней; практика отдельных ступеней.
[Смысл названий двух ступеней]
Некоторые тибетские ламы-предшественники говорили:
– По традиции Нагарджуны и Арьядевы, обычные рождение и смерть являются «зарождением» и «завершением», а их постепенное осуществление и постепенное растворение – «ступенями». Значит, предметы очищения (sbyang gzhi) представляют собой действительные зарождение и завершение, а две стадии пути, очищающие (sbyong byed) вследствие освоения тех ступеней, – номинальны. Ведь [Арьядева] указал в «Собрании деланий»:
Рождение называется «относительной истиной»,
а смерть – «абсолютной истиной».
Тот, кто по милости учителя нашел
эти две ступени, – будущий Будда.
– Нагарджуне и Арьядеве чуждо [высказанное вами] мнение. Они не считают «зарождение» [в словосочетании] «ступень зарождения» рождением обычного тела от собственных причин. И в отрывке из «Собрания деланий» не говорится, что рождение – это ступень зарождения. Согласно сказанному в «Ясном светильнике»: «Излагаются отдельные методики практики ступеней воображения и завершения», – ступень зарождения часто называется «ступенью воображения». Значит, имеется в виду воображение или порождение умом, а не элементами (стихиями) и прочим.
Перед [приведенным] отрывком в «Собрании деланий» [говорилось]: если перешедший со ступени зарождения на ступень завершения не успевает исполнить ее практику, у него во время смерти возникает мысль: «Реализую абсолютную истину», а после смерти, при рождении: «Проявлюсь в относительном иллюзорном теле»; это осуществляется, и он достигает пробуждения. Вот что подразумевается в этой строфе; в ней не указываются рождение и смерть иного существа24. И слова «эти две ступени» связаны с двумя ступенями, указанными ранее; рождение и смерть не считаются двумя ступенями.
В противном случае было бы бессмысленно хвалить нашедшего две ступени по милости учителя как будущего Будду, ибо такие «две ступени»25 найдены всеми существами.
Если уж приводите эту цитату, то – поскольку упомянутый йогин «сливает» смерть с ясным светом, а рождение превращает в иллюзорное тело – было бы логичнее и то и другое считать ступенью завершения.
Также некоторые говорят:
– Согласно традиции толкований бодхисаттв, «завершение» отсутствует в продвижении; это высшие сиддхи. А этап их осуществления – «ступень завершения». Обычные сиддхи называются «зарождением», так как они зарождают усиленное стремление к высшему. Этап их осуществления считается «ступенью зарождения». Значит, [«зарождение» и «завершение»] определены как плоды.
– Хотя в текстах [бодхисаттв] многократно говорится, что на ступени завершения осуществляются высшие сиддхи, а на ступени зарождения – обычные, такая трактовка «зарождения» и «завершения» отсутствует.
Итак, последователи Вирупы и Домбипы правильно говорят, что так называются, в основном, стадии пути. Значит, этимология названий ступени зарождения и ступени завершения периода пути кроется именно в стадиях пути. Как сказал Шантипа:
«Ступени», «аспекты», «этапы», «стадии» – всё синонимы. Ступени чего? – Йоги.
Из двух определений – предметов, к которым относятся названия двух ступеней, и этимологии их названий – второе представляется очень трудным. При этом определении [приходится] анализировать специфические особенности [ступеней] зарождения и завершения; его суть весьма глубока. И великие не объясняют конкретно и подробно этимологии названий.
Другие названия двух ступеней – «искусственная [йога]» и «естественная йога» – высказаны в «Ваджрадаке». И в «Весне-капле» говорится:
Искусственную Мандалу оставив,
оставь искусственную хома-пуджу,
искусственные действия созерцания,
искусственное начитывание [мантр],
все прочее искусственное – тоже
и приступай к естественной йоге.
Искусственным переправляются на другой берег,
чтобы познать естественное.
Приведен пример лодки.
Итак, первая ступень называется «ступенью зарождения», «ступенью воображения» и «искусственной йогой», а вторая – «ступенью завершения», «ступенью не-воображения» и «естественной йогой».
«Зарождение» и прочие из трех представляют собой порождение умом, воображение и мыслетворчество, а их противоположность – «завершение» – это полное проявление или осуществление, при котором не воображают.
– Что тогда означает осуществление или не осуществление при помощи мыслетворчества (blos bcos pa)?
– На обеих ступенях, применяя им свойственные методы, [йогины] полностью проявляются в теле божества; этим они сходны. Но это делается разными способами:
Практикующий ступень зарождения полностью проявляется в теле божества, используя гласные и согласные буквы, возникшие из них [в созерцании] лунный и солнечный [диски], семенной слог, атрибут и тому подобные средства; всё это зарождается умом, воображается.
А практикующий ступень завершения возникает в теле божества, подобном иллюзии, лишь из ветра-сознания силой мудрости сияния, возросшего [сияния] и преддверия26, проявившейся благодаря белой и красной бодхичиттам и послушности ветров; эти сущности символизируются гласными, согласными, луной, солнцем… То есть он полностью проявляется в теле божества, без воображения, естественно.
Итак, у практикующего ступень зарождения методы полного проявления в теле [божества] являются мыслетворными, а порожденное этими методами тело [божества] – искусственное.
Методы полного проявления в теле [божества] у практикующего ступень завершения – йоги каналов, ветров, капель и т.п. – не мыслетворные, а выявленная этими методами пустота и, наконец, возникновение в теле божества – не воображаемые.
Имея это в виду, [Арьядева] сказал в «Собрании деланий»:
От ступени зарождения до конца совершенного отстранения тела три ваджры и т.п. по сути лишь представляются, поэтому даже при совершенном отстранении тела тело божества отсутствует.
То есть, пока не достигнуто иллюзорное тело – при трех отстранениях27 и на ступени зарождения, – нет иного тела божества, кроме представляемого. Значит, тело божества при трех отстранениях лишь относится к ступени завершения; но не является реальным телом Мудрости.
– Если так, тело божества следует порождать лишь йогами ветров, капель – символизируемых слогами и прочим – и другими методами ступени завершения. Зачем нужно искусственное порождение [себя] в образе божества такими средствами, как слоги, атрибуты, лунный, солнечный диски...?
– Увы. Не освоив искусственные методы, не сможете легко использовать естественные методы. Так же, не свыкнувшись с искусственным, что порождается [искусственными] средствами, не сможете осуществить порождаемого естественными методами.
Имея это в виду, упоминают пример лодки – как в приведенной ранее цитате. Например, некий человек, желая поесть и попить в деревне на другом берегу реки, не может этого сделать, ибо препятствует река; тогда он садится в лодку и переплывает на другой берег. Так и желающие обрести опыт ступени завершения не могут этого сделать, если им препятствует «река» цепляния за обычные видимости; они плывут на «лодке» ступени зарождения по ту сторону этого цепляния.
Лодка является средством переправы на другой берег; но [упомянутому в примере человеку] нужны еще и средства обретения пищи и питья. Подобно этому, ступень зарождения есть метод, способствующий созреванию духа для восприятия ступени завершения; но нужны и другие методы – йоги ветров, каналов и прочие [практики], позволяющие испытать пустые [видения] и тело божества на ступени завершения.
Это указывает, что ступень зарождения необходимо пройти до конца и что одной ее недостаточно.
Итак, [все классы тантр] схожи в том, что [практикующий] йогу божества порождает [себя] в его образе, визуализируя слоги, атрибуты, лунный [диск] и т.п. Но только в Ануттара[-йога-тантрах] он способен, используя эти средства, создавать себе особые условия, способствующие созреванию для йог туммо, капель и прочего, символизируемых этими средствами. А поскольку такой [процесс созревания] считается ступенью зарождения, в низших классах тантр ступень зарождения отсутствует. Если бы в коренных тантрах этих [классов] излагалась ступень зарождения, то, поскольку их ваджрными словами указывается и условный, и конечный [смысл], пришлось бы считать, что в них имеются обе [ступени] – зарождения и завершения; так утверждается в «Собрании ваджр Мудрости»; подробнее об этом можно узнать из «Ясного светильника».
О смысле названий двух ступеней говорится в Толковании Хеваджры – «Жемчужном ожерелье»:
Постепенное порождение [себя] – из мантры, символа и т.д. – в образе божества есть «зарождение» йогина. Тот [этап], на котором оно имеет место, – «ступень зарождения».
«Завершение» – это «вместерожденное»: природа практикующего и всего прочего. Тот [этап], на котором йогин созерцает ее как суть реальности, таковости, – «ступень завершения».
Первое здесь – такое же, как объяснялось прежде, а второе – только одна сторона ступени завершения; еще требуется тело божества.
«Ступень» следует понимать согласно указанному в этом толковании [ранее] – как аспект, этап или стадию [пути], а не как период (промежуток времени).
Субхагаваджра объясняет:
«Зарождение» – поскольку зарождают лунный [диск] и т.п. Остальное – «ступень».
«Завершение» – это мудрость [постижения] великой пустоты: поскольку она завершена, полностью присутствует в методе, или же завершены (совершенны) достоинства вследствие ее завершенности. Остальное – «ступень».
Однако прежнее объяснение правильнее.
Почему ступеней именно две
В «Дополнительной тантре Гухьясамаджи» сказано:
Изложенная Буддами Дхарма
истинно содержится в двух ступенях:
ступени зарождения
и ступени завершения.
– Почему говорится, что путь [состоит] именно из двух ступеней?
– Созерцание явленного аспекта – круга божеств и созерцание пустоты имеют место на обеих ступенях, поэтому их число не определяется в зависимости от божеств и пустоты. Итак, ступени определены как две по следующим причинам.
В «Дополнительной тантре Гухьясамаджи» сказано:
Разделив приближение на обычное и высшее,
получаем два его типа.
Обычное – это четыре ваджры,
а высшее – шесть частей.
То есть; поскольку подлежат достижению два [вида] сиддхи – временные (обычные) и высшие, средства их достижения соответственно [подразделяются] именно на две ступени.
Обычное двояко: (1) обычная причина – первая ступень, которую должны освоить и осуществляющие высшие [сиддхи], и осуществляющие восемь достижений28 и прочие [обычные сиддхи]; (2) обычный результат – восемь достижений и другие [обычные сиддхи], которые обретаются как плоды тоже на обеих ступенях.
Эти [слова] тантры [толкуются] в «Ясном светильнике»:
Таким образом указывается, что на ступени четырех йог происходит радование Ваджрасаттвы, а на ступени шести частей – завершение (осуществление) великого Ваджрадхары.
То есть ступени определены как две, исходя из двух [процессов] – радования Ваджрасаттвы и его завершения (осуществления).
О предназначении первого в «Ясном светильнике» сказано:
Если, пользуясь воображением, практикуешь это в четырех сеансах, созревают корни добродетели, вследствие чего познается ваджроподобное самадхи и в этой же жизни достигаются сиддхи махамудры.
То есть [на первой ступени] дух созревает благодаря созданию многих особых условий – таких, как указанные ранее.
Четыре йоги – это четыре ветви приближения-осуществления29.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.