Здесь две [темы]: определение подлежащего устранению и процесс устранения; методы осуществления ясности и устойчивости [визуализации].
[Определение подлежащего устранению и процесс устранения]
Особое устраняемое на ступени зарождения составляют обычное вѝдение «обители» (мира) и «обитателей» (существ) и гордыня – цепляние за обычную «обитель» и «обитателей». Как сказано в четырнадцатом [разделе] «Панджары»:
Истинное созерцание предписано
для устранения обычных видимостей.
И в «Собрании деланий»:
Соответственно указывается, что скандхи, дхату и аятаны, с безначального [времени] пребывающие в состоянии обычной гордыни, есть сущности, состоящие из «частиц» всех Татхагат.
То есть в тантрах предписывается созерцание скандх и прочих [составляющих личности] – как Будды – в качестве «противоядия» против безначального пребывания скандх и проч. в состоянии обычной гордыни.
Хотя такое [созерцание практикуют] на этапе отстранения тела, особые [качества], устраняемые на нем и на ступени зарождения, одинаковы.
Чтобы избавиться от цепляния за [обычные] видимости, «обитель» и «обитателей» порождают (визуализируют) в виде особых образов и созерцают. Этого нет в Парамитаяне; это исключительная особенность Мантраяны.
Говорится, что «противоядием» против цепляния за те два [вида] обычных видимостей [служит] ступень зарождения, на которой «обитель» созерцается в виде дворца [Мандалы], а «обитатели» – в виде божеств. Значит, свыкаясь с образом «обители» как дворца, а «обитателей» – как божеств, избавляются от обычного видения, а свыкаясь с мыслью «[я] – Акшобхья», «[я] – Вайрочана» или подобной уверенной установкой, устраняют обычную гордыню.
Устранив обычную гордыню, переходят в [состояние] божественной гордости. Например, когда приходит прозрение, избавляешься от прежнего представления о себе, и мысль «[я] есть божество» [качественно] меняется. Так же принужденная мысль «[я] – Акшобхья» или «[я] – Вайрочана»... [при свыкании] изменяется и переходит в божественную гордость.
Здесь имеют место четыре варианта: у одних [практикующих] отсутствует ясность образов обители и обитателей, хотя зарождается естественная божественная гордость; у других – нет естественной божественной гордости, хотя присутствует ясность образов обители и обитателей; у третьих присутствуют обе; а [у четвертых] нет обеих.
В « Основанной на источниках садхане» сказано:
Так новички, принявшие вводные обязательства и обеты, получившие посвящение, в четыре сеанса осваивают йогу божества, лишаясь обычной гордыни...
И в других исходных текстах многократно говорится об устранении обычной гордыни. Значит, главным «противоядием» против обычной гордыни является культивирование [божественной] гордости Мандалы обители и обитателей, а созерцание особых образов обители и обитателей, избавляющее от обычных видимостей, – его «ветвь».
«Обычные видимости», которые следует устранить, представляют собой не такие «сосуд» (мир) и «сок» (существа), как они воспринимаются чувственными сознаниями, а их «отражения» в умственном сознании в виде обыденных «сосуда» и «сока». Процесс устранения этих [«отражений»] и обычной гордыни на ступени зарождения не может состоять в удалении их «семян» – как на немирском пути; не представляет он собой и удаление их проявлений при подавлении «семян» – как на мирском пути35.
– Как же происходит устранение?
– Если нет других, случайных, препятствий, то, [созерцая] Мандалу обители и обитателей и поддерживая гордость, [практикующий] способен перейти [в состояние] упомянутой [естественной] гордости, и появляется совершенная ясность визуализации обеих [составляющих] Мандалы, вследствие чего он избавляется от обыденных видимостей, «отражающихся» в уме, и так устраняет оба [вида] цепляния за обычные видимости.
Кстати, недостаточно способности устранять их на некоторое время; [устранение] должно [стать] совершенно стабильным.
Говорят, что у тех ваджрных наставников, которые таким способом сделали свое предварительное приближение действенным, возникает естественная [божественная] гордость, когда они, например, давая приказ силам, препятствующим ритуалу земли, поддерживают гордость Ваджрадхары словами: «Я – славный Ваджрадхара» и в подобных случаях; а у тех, кто этого не [сделал, «божественная] гордость» остается пустым словом; поэтому предварительное приближение очень важно.
Подлинные особые гордость и вѝдение должны зародиться от созерцательного свыкания с гордостью и вѝдением, которые поначалу принужденные, искусственные; поэтому в первую очередь старайтесь [свыкнуться] с ними.
Когда вследствие очень сильного свыкания ровно сосредоточиваются на йоге божества, зрительное и прочие восприятия не проявляются. То есть: поскольку умственное сознание глубоко поглощается этим объектом, ослабляется непосредственное условие возникновения зрительного и прочих восприятий, и некоторое время они не проявляются, вследствие чего не воспринимаются цвет и прочее. Но такие восприятия не подавляют на ступени зарождения. Как сказал Владыка логики:
Сознание, поглощенное одним объектом,
бессильно, ибо не воспринимает другие объекты.
Итак, если благодаря [визуализации] особых образов вы сумели избавиться от обычных «отражений» [мира и существ] в умственном сознании, – то, что нужно, осуществлено. И, если зародилась естественная божественная гордость, хотя сущее и не превратилось в божеств, – этого достаточно.
Методы осуществления ясности и устойчивости [визуализации]
Здесь три [темы]: в какой мере следует освоить ясное постижение (онтог); как достичь ясной визуализации; как сделать [визуализацию] устойчивой.
В какой мере следует освоить ясное постижение (онтог)
– Практикуют ли ступень зарождения так, как ступень завершения, – при осваивании отдельных предметов переходя к последующему, когда достигают устойчивости предыдущего, или же одну садхану от начала до конца практикуют на каждом сеансе?
– Нужно знать, что указаны четыре [типа практикующих], которые подразделяются, исходя из стадий продвижения одной личности, осваивающей путь, и говорится о (соответственных] различиях мер и способов их созерцательных практик. Как сказал Дипамкара[бхадра];
Тот, кто, встав утром,
хорошо повторяет прежнее, – «новичок».
«Чуть прозревшему»
свойственны нравственность и подвижничество Мантры.
Он благословляет глаза, тело и прочее,
на сеансах и в перерывах усердно начитывает [мантры].
«Немного овладевший прозрением»
всегда совершает
полное распространение и вбирание [Мандалы];
он денно и нощно предан йоге.
«Полностью овладевшему прозрением» [свойственно] созерцание,
охватывающее [все] частицы элементов, – высшее [единство] трех сфер36.
Обладая телом, подобным отражению,
он совершает деяния на благо существ.
Упомянутые здесь стадии «новичка», «чуть прозревшего»37 и один аспект стадии «немного овладевшего прозрением»38 относятся к ступени зарождения. «Полностью овладевший прозрением»39 – высокая стадия ступени завершения.
[Новичок]
На первой стадии нужно целиком исполнять ритуал ступени зарождения, описанный в личной садхане. Шантипа [толкует]:
Слова «хорошо повторяет прежнее, – новичок» означают, что новичку следует правильно повторять весь ритуал.
Шридхара также, разделив путь на четыре [стадии], говорит, что на первой стадии надо культивировать все четыре йоги. И в двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» сказано:
Новичкам следует полностью исполнять именно это.
– Сколько длится [стадия] новичка?
– Толкуя семнадцатый [раздел] «Черного врага», [Шантипа] говорит в «Драгоценном светильнике»:
Йогин-новичок в трех периодах дня40 осваивает четыре части йоги, пока «грубые» черты визуализируемых божеств не станут такими [ясными], как в действительности.
[Чуть прозревший]
И в Толковании «Четырехсот пятидесяти [строф]» говорится:
Когда [практикующие обретают] способность мгновенно явить Мандалу «грубых» образов, они считаются «чуть прозревшими». С первого созерцания до тех пор, пока они не смогут мгновенно прояснить всю «грубую» Мандалу, следует их всех считать новичками.
Новички, которыми в «Пяти ступенях» и «Собрании деланий» считаются все не достигшие конца ступени зарождения, являются новичками по отношению к ступени завершения, а здесь говорится о новичках, [исходя] из стадий, на которые подразделяется первая ступень. Поэтому противоречия нет.
О «чуть прозревших» в Толковании «450 [строф]» сказано:
Способные мгновенно проявить Мандалу «грубых» образов, но не способные так проявить «тонких» – Кшитигарбхи и прочих, Ваджры тела (Кая-ваджры) и т.п., – обладающие нравственностью и подвижничеством Мантры, достигшие их силы, называются «немного овладевшими прозрением»41.
В основном [тексте] они называются «чуть прозревшими». Смысл – тот же.
«Грубые» здесь – божества, установленные в Мандале, а «тонкие» – божества, установленные в их глазах и других [частях тел].
Как мгновенно являют «грубых» [божеств]?
– На стадии новичка они проясняются при постепенной визуализации; новичок не способен их прояснить иначе. А когда [«чуть прозревший»] визуализирует этих божеств, все главные и второстепенные части их [тел] проясняются одновременно (мгновенно).
И недостаточно, чтобы это удалось несколько раз или иногда; необходима устойчивость.
В двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» сказано:
Чей ум обретает в йоге устойчивость впервые достигнутых знаков [успеха], которые здесь указаны, тот – «немного овладевший прозрением»; [он] созерцает, проявляя Мандалу мгновенно.
Хотя при осваивании ясного постижения (онтога) «тонкие» и «грубые» божества созерцаются в равной мере, «грубые» проясняются легче, чем «тонкие». Например, ясно визуализировать глаза Владыки Манджуваджры легче, нежели прояснить в них полный образ Кшитигарбхи.
На этой стадии отсутствует ясность дворца, но нужно, чтобы и он проявился мгновенно.
– Если считать [практикующих] «чуть прозревшими», пока они не могут проявить Кшитигарбху и прочих [«тонких» божеств], это противоречит сказанному в Толковании «Черного Врага»:
С того времени, когда [практикующие] видят «грубые» черты, вплоть до того, когда им явлены Ваджра тела (Ваджракая) и прочие «тонкие» [образы], они считаются «чуть прозревшими».
То есть указано, что [стадия «чуть прозревшего»] охватывает вѝдение «тонких» образов.
– Противоречия нет. При постепенной визуализации «тонкие» образы проясняются, но, пока не можешь мгновенно и устойчиво визуализировать их ясными, считаешься «немножко прозревшим».
– Осваивает ли он онтог иначе, нежели новичок?
– Иначе. Как сказано в Толковании «Четырех с половиной сотен»42:
На всех сеансах он мгновенно проявляет Мандалу, благословляет глаза, тела [божеств] и прочее, наслаждается, совершает подношение, возносит хвалу и вкушает нектары, затем внимательно начитывает [мантры].
Поскольку на этой стадии нужно созерцать, установив [для этого] отдельные сеансы, упоминаются «все сеансы».
О том, как порождается [Мандала] в каждом сеансе, говорится – «мгновенно». То есть так проявляют (визуализируют) Мандалу обители и обитателей. Затем благословляют базы сознания (аятаны) и так далее.
Сущность [практики] садхан здесь такая же, как [на стадии] новичка, но есть некоторое отличие. Когда порождаешь, например, Акшобхью, нет необходимости, произнося [соответственные слова], поочередно визуализировать его три лица, руки, ноги, глаза, нос и прочие главные и второстепенные части [тела: прошедший] путь припоминает их все одновременно. Значит, словесный ритуал и опирающееся на него созерцание [здесь практикуются] в гораздо меньшей степени.
Но, когда созерцаешь «тонкие» образы божеств, приходится визуализировать их медленно, постепенно.
«Наслаждается»43: порождает [самадхи] высшей царственной мандалы, [визуализируя] соитие яб-юм.
Хотя введение джняна[саттв] не упомянуто, оно необходимо.
– Но как тогда понимать сказанное в Толковании «Черного Врага»:
Начиная [каждое] занятие в четырех периодах дня44, следует мгновенно визуализировать [всю Мандалу] до полного соединения [с юм], затем предаться великой йоге.
– Существует отличие: в [тантре] Манджуваджры, как только порождают Ваджродержца (Ваджрадхару) – [символ] плода, благословляют его глаза и прочее, а в [тантре] Черного врага глаза и прочие [части тел] божеств благословляются после порождения [самадхи] высшей царственной мандалы. Прилежное [созерцание] «тонких» божеств – одинаково45.
Немного овладевший прозрением
В Толковании «Четырех с половиной сотен» говорится:
Тот, кто способен, всегда совершая полное распространение и вбирание, мгновенно проявить Мандалу, называется «овладевшим прозрением». Но это – следствие достигнутой [стадии] «[чуть] прозревшего»; пока она не достигнута, такое невозможно. Поэтому [добавляется] слово «немного».
[«Немного овладевшими прозрением»] считаются все способные мгновенно проявить и «тонкие» образы, пока не стали «полностью овладевшими прозрением». Эта [стадия] имеет свои «отрезки» на обеих ступенях.
«Но это» и последующие слова указывают, что каждая последующая [стадия] непременно возникает от предыдущей – новичка и пр. Значит, ими отрицается мнение некоторых индийцев, что для продвижения [практикующих] с острыми способностями такая последовательность не требуется.
[Хотя] в третьем [разделе] «Самвародаи» сказано:
Созерцая Мандалу на ступени зарождения,
[имеющий] притупленные или средние [способности] воображает.
А [обладающий] острыми [способностями проясняет]
Мандалу мгновенно, единственной мыслью;
[практикуя] мгновенную йогу,
он осваивает ступень завершения.
Но эти слова объясняются в толковании так:
Пока одна личность вынуждена выполнять визуализацию постепенно, ее способности притупленные; впоследствии – когда она несколько раз являет [Мандалу] целиком, ее способности средние; и наконец – когда она [становится] способной созерцать Мандалу на ступени завершения, ее способности острые. То есть такие [способности] определяются степенями навыка одного йогина, напоминающими периоды детства, юности и старости одного человека.
Как сказано:
Эти разные [способности] – притупленные и прочие – определяются степенями навыка одного [практикующего], подобными детству и прочим периодам [жизни] одного [человека]. Соответственно – отдельные типы личностей, подразделяемые [по способностям], сходны с детьми и прочими ясно различаемыми [возрастными типами] людей.
Есть много и других подобных аргументов. Не знающие их цепляются за мысль, что для новичков с острыми способностями ступень зарождения не нужна, и отбрасывают эту первую ступень.
Итак, четко различайте степени способностей, определяемые тем, какие сиддхи осуществляют – высшие или обычные, и степени способностей, определяемые стадиями опыта, обретенного отдельными личностями.
Если [практикующий] способен прояснить главные и второстепенные [части тел] «тонких» божеств мгновенно, но неустойчиво, он находится пока на второй стадии46, а когда достигает устойчивости, переходит на третью стадию47. В двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» сказано:
Тот, чей ум устойчиво [сосредоточен] на всей созерцаемой Мандале, – «овладевший прозрением». Ему следует расширить объект, исходя из распространения и вбирания, и, осуществив бодхичитту благодаря постижению дхарматы, удалять тончайшие «нечистоты».
То есть необходима устойчивость. И в Толковании «Черного Врага» говорится:
Тот, кто свободно видит Ваджру тела (Каяваджру) и прочих [«тонких» божеств такими реальными], как плод на ладони, зовётся «овладевший прозрением». Ему следует «стереть грани» между сеансами и перерывами и осваивать разъясняемую ступень завершения.
То есть требуется «свободное вѝдение». «Осуществив бодхичитту», удалять тончайшие «нечистоты» и «осваивать ступень завершения» – одно и то же.
Говорится, что, достигнув этой [стадии], не нужно отделять сеансы и перерывы; не надо каждый день начинать онтог заново и много [следовать] ему, созерцая; достаточно ряда полных визуализаций.
Но, достигнув этой [стадии], пока еще необходимо культивировать ступень зарождения, – сказано в Толковании «Четырех с половиной сотен»:
Такому йогину, чтобы прийти к конечному результату, следует денно и нощно культивировать эту же йогу.
То есть йогину, способному мгновенно проявить все «грубые» и «тонкие» образы божеств, нужно это же и культивировать.
Достигший этой [стадии] еще не пришёл к концу ступени зарождения: ему необходимо закончить ступень зарождения и затем осваивать ступень завершения.
Полностью овладевший прозрением
Это достигший цели-для-себя, способный одной только медитацией исполнять благо существ, – указывается в Толковании «Четырех с половиной сотен». В двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» указано, что он, познав сиддхи махамудры, может осуществлять несметное благо других. Об этом же говорится в Толковании «Черного Врага»:
Тот, кто способен пребывать в состоянии пустоты и, выйдя из него, благословенно проявиться кем или чем ему угодно, называется «полностью овладевшим прозрением»; это освободившийся от обязательных действий, свободный человек.
Из всего изложения совершенно ясно, что по [ступеням] зарождения и завершения продвигаются последовательно. И в других достоверных текстах очень много указаний, что сначала полностью осваивают ступень зарождения, а затем переходят на ступень завершения. Поэтому так и практикуйте обе ступени.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 235.