Глава 12 Разъяснение ступени зарождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.3.2.2.4. Практика отдельных ступеней

(3.3.2.2.4).1. Практика ступени зарождения

...1.1. Общее описание ступени зарождения

...1.1.1. Чему противодействует ступень зарождения

...1.1.1.1. Определение подлежащего устранению и процесс устранения

...1.1.1.2. Методы осуществления ясности и устойчивости [визуализации]

...1.1.1.2.1. В какой мере следует освоить ясное постижение

...1.1.1.2.2. Как достичь ясной визуализации

...1.1.1.2.3. Как сделать [визуализацию] устойчивой

...1.1.1.2.3.1. Способ созерцания «тонкой» капли на первых двух стадиях

...1.1.1.2.3.2. Способ созерцания «тонкой» капли на третьей стадии

...1.1.2. Деление ступени зарождения

...1.1.2.1. Схемы четырех ветвей и четырех йог

...1.1.2.2. Схемы шести ветвей и трех самадхи

...1.1.3. Как на ней созерцается пустота

...1.2. Разъяснение порядка [практики] ясного постижения

...1.2.1. Йога в сеансах

...1.2.1.1. Йога предварительной части

...1.2.1.1.1. Подготовительное накопление [заслуг и прозрений]

...1.2.1.1.2. Защитный круг

...1.2.1.2. Ветви йоги основной части

...1.2.1.2.1. Порождение обители – дворца

...1.2.1.2.2. Порождение обитателей – божеств

...1.2.1.2.2.1. Собственно порождение божеств

...1.2.1.2.2.1.1. Пять прозрений

...1.2.1.2.2.1.2. Порождение вследствие «слияния-растворения» и побуждения песней

...1.2.1.2.2.2. Их связь с очищаемым и путем

...1.2.1.2.2.3. Резюме

...1.2.1.2.3. Завершающая ветвь йоги основной части

...1.2.1.2.3.1. Введение джнянасаттв и «запечатывание», подношение и хвала

...1.2.1.2.3.2. Вкушение нектаров и созерцание-начитывание

...1.2.1.3. Завершающие действия

...1.2.1.3.1. Ритуалы оживления тела и порождения тормы

...1.2.1.3.2. Ритуалы порождения гостей и подношения

...1.2.2. Йога в перерывах

...1.2.3. Как все эти [йоги] устанавливаются в виде обширных

 

[Глава 13] Общее описание ступени завершения

3.3.2.2.4.2. Практика ступени завершения

(3.3.2.2.4.)2.1. Общее описание ступени завершения

...2.1.1. Описание ступени завершения отцовских тантр

...2.1.1.1. Основы ступени завершения по традиции Арьи

...2.1.1.1.1. Деление и две истины ступени завершения

...2.1.1.1.2. Три отстранения на ступени завершения

...2.1.1.2. Основы ступени завершения по традиции Джнянапады

...2.1.2. Описание ступени завершения материнских тантр

...2.1.2.1. Ступень завершения в традиции Калачакры

...2.1.2.1.1. Определение цели – нераздельности блаженства-пустоты

...2.1.2.1.2. Определение числа этапов и порядка пути ее осуществления

...2.1.2.1.3. Подробное объяснение неизменного блаженства

...2.1.2.1.3.1. Как через посредство неизменного блаженства постигается бессамостность

...2.1.2.1.3.2. Опровержение [мнения], что безмысленное «не-цепляние ни-за-что» является методом традиции Калачакры

...2.1.2.2. Ступень завершения материнских тантр в других традициях

...2.1.2.2.1. Ступень завершения Чакрасамвары

...2.1.2.2.2. Ступень завершения Хеваджры

 

[Глава 14] Указание [предметов] ступени завершения, осваиваемых вначале, действий, [ускоряющих продвижение], и плодов пути

...2.2. Определение [предметов] ступени завершения, осваиваемых вначале

...2.2.1. Описание опор созерцания – каналов, ветров и прочего

...2.2.1.1. Описание каналов

...2.2.1.2. Описание ветров

...2.2.2. Как извлечь из них суть

...2.2.2.1. Йога ветров

...2.2.2.2. Йога туммо

...2.2.3. Как, опираясь на это, созерцать пустоту

...2.3. Вспомогательные практики, ускоряющие продвижение

3.3.2.2.4.2.4. Как [две ступени] входят в пути трёх [видов] личностей

3.4. Осуществление плодов практики

[Посвящение заслуг и пожелания]

[Колофон]

 

Примечания

 

Библиография



От редактора

Как уже говорилось, из четырёх классов тантр наибольшее значение для практики представляет собой последний, высший класс – Ануттара-йога (букв.: «наивысшая йога»). Весь второй том «Большого руководства к Мантре» был посвящён описанию посвящения в Ануттара-йогу, а настоящий – третий том – посвящен практике обеих ступеней Ануттара-йоги – ступеней порождения и завершения. Этот материал так обширно ещё не излагался ни на каких европейских языках, и данная часть произведения Цонкапы, так же как и второй том Нагрима, публикуются в переводе с тибетского языка впервые.

Третий том завершает великое произведение Чже Цонкапы, и теперь русскоязычные буддисты (единственные в западном мире!) имеют полные переводы на родной язык обоих его главных произведений – Ламрима и Нагрима. При этом отметим, что третий том, имеющий большое значение для правильного осуществления тантрической йоги, несмотря на то, что его содержание было предназначено только для имеющих соответствующие посвящения практикующих, не имеет никаких сокращений – все советы и объяснения Чже Цонкапы опубликованы полностью, без каких-либо сокращений.

 

 

Технические замечания

Напомню, что для привлечения внимания читателя к специфическому значению терминов в важных случаях мы, как и в издании Ламрима, используем курсив. То есть курсивом выделены те слова, которые, являясь переводами буддийских терминов, несут специфический смысл, не в полном объеме совпадая с обычным значением данного русского слова.

Кроме того, в библиографических ссылках курсивом выделяются санскритские названия произведений – иначе несведущему в санскрите читателю их легко спутать с именами авторов.

По-прежнему ряд важных терминов выделяется заглавными буквами. Так, например, слова Мантра, Сутра, Парамита, Йога-тантра и т.п. мы пишем с заглавной буквы в тех случаях, когда они относятся к целостным системам практики, и с маленькой буквы, когда они имеют частные значения, например обозначают отдельные тексты и их классы. Или же, например, слово Мудрость (с заглавной буквы) – соответствует уровню сознания (переводчик здесь употребляет написание «Co-знание») Будды (санскр.: jnana; тиб.: yes hes), а с маленькой буквы мудрость – соответствует санскритскому термину prajna (тиб.: shes rab).

В [квадратных скобках] в данном издании пишутся поясняющие слова, подразумеваемые автором и введённые для уточнения смысла слишком лаконичного тибетского предложения. Их следует читать как часть текста.

Слова в (круглых скобках) являются собственными пояснениями переводчика.

Ещё несколько слов о тактике составления примечаний и индексов. Она несколько отличается от той, которую мы использовали в издании Ламрима, – сейчас и время другое, и цели другие. Тогда, в 1994 г., почти не было ещё буддийской литературы на русском языке, не было и Интернета, – поэтому мы стремились объяснить поподробнее для читателя все буддийские понятия.

Сейчас такой нужды уже нет, поэтому пояснения и примечания в этой книге минимизированы. Однако в третьем, как и во втором, томе Нагрима оказалось много специальных терминов, которые мы постарались вынести в указатели. Для тех, кто знает тибетский язык, даны обратные, тибетско-русские, индексы терминов и имён. Эти обратные индексы, как и во втором томе, подготовил Михаил Богданов.

Как и во втором томе, здесь мы на полях даём пагинацию страниц тибетского текста – чтобы знатокам тибетского легче было найти соответствующее место в тибетском оригинале. Однако, поскольку в качестве основного текста, как указывалось в предисловии к т.1, использовался электронный документ – пдф-файл, любезно предоставленный TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center) из «Собрания сочинений» (gsung ’bum) Цонкапы, изданного в Кумбуме, – нумерацию страниц мы приводим по этому документу – тем более что любой исследователь легко может получить его для сверки из TBRC. При этом страница «1а» ксилографа соответствует странице «7» пдф-файла.

Ещё раз напомним, что главными инвесторами и спонсорами проекта являются Евгений Бульба и фонд «Спасём Тибет», а также Видмантас Венцкунас, оказавший проекту материальную помощь на этапе типографии. Значительную поддержку в подготовке 2-го и 3-го томов оказал С. В. Брюхович, а в редподготовке 3-го тома – В. Сидоров с Е. Жирковой, И. Иванин и люди, пожелавшие остаться неизвестными.

 

А. Терентьев

 


Чже Цонкапа

Практика Ануттара-йога-тантр

(Главы 11-14)

 


Глава 11

Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.