РАННИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заболевания психики, как и всякие другие болезни, могут на­чаться и в дошкольном, и в школьном возрасте. Эти заболевания имеют в своей основе определенные изменения в состоянии орга­низма, которые при отсутствии адекватного лечения могут усили­ваться и при водить к необратимым изменениям психики. Так же как и при любом другом заболевании (почек, сердца и т.д.), свое­временно начатое и правильно подобранное лечение может оста­новить болезненный процесс, свести к минимуму ущерб, нанесен­ный болезнью психике ребенка. Учитель, который видит ребенка каждый день, может заметить первые признаки изменений в его психическом состоянии, тактично поговорить с родителями, посо­ветовать обратиться к врачу. Кроме этого, понимая особенности со­стояния ребенка после проведенного лечения, он может подобрать к нему правильный индивидуальный подход при дальнейшем обучении.

Самое распространенное психическое заболевание - шизофрения. Это серьезный болезненный процесс, который может привести к необратимым изменениям психики, прежде всего в эмоциональ­но-волевой сфере. Течение болезни может быть очень разнообраз­ным: приступообразное, непрерывное, с нарастающей или относи­тельно стабильной симптоматикой. Если течение болезни благопри­ятно, то интеллектуальные возможности ребенка остаются сохран­ными и он может обучаться в обычной школе. Если болезнь течет злокачественно, то развивается вторичное слабоумие и ребенок бу­дет нуждаться в обучении по вспомогательной программе.

Необходимо отметить, что отношение к шизофрении как к фа­тальному заболеванию в принципе неверно. Современная медицина обладает достаточно широким арсеналом препаратов, которые, втор­гаясь в обменные процессы, способны остановить нарастание болез­ненных изменений, а иногда и частично компенсировать уже имею­щиеся искажения психической деятельности. Поэтому своевременное выявление болезни и ее лечение принципиально важны для даль­нейшей судьбы ребенка.

Наследственная отягощенность (психические заболевания у кого-­либо из близких родственников ребенка, выраженные странности ха­рактера у одного или обоих родителей) повышает возможность заболе­вания. Нередко до развития болезненного процесса у ребенка может отмечаться своеобразие эмоционально-волевой сферы: сниженная кон­тактность со сверстниками, необычные интересы, замкнутость, интро­вертированность (ребенок как бы обращен больше в себя, чем на окру­жающий его мир). Если эти особенности приобретают динамическое развитие - усиление необычных черт, нарастание отгороженности от внешнего мира - и если к ним присоединяются новые «странности», такие, как нелепые поступки, немотивированные или необъяснимые психологически страхи, тревога, бредовые высказывания, необходимо проконсультировать его у врача-психиатра. Изменения в поведении могут характеризоваться манерностью, гримасничаньем, кривлянием, нелепостью поступков и на первый взгляд про изводить впечатление не­дисциплинированности, а не болезненного состояния. Общее состоя­ние может быть как подавленным, апатичным (отсутствие интереса к происходящему вокруг, снижение волевых побуждений), так и возбуж­денным. Как правило, резко падает работоспособность и продуктив­ность ребенка в учебной работе. Иногда проявления болезни выглядят как парадоксальное сочетание «одержимости,) В каком-либо виде дея­тельности (например, составление схем несуществующих городов) и без­различия ко всему остальном). Изменение эмоционального фона мо­жет носить депрессивный характер, но иногда может отмечаться воз­бужденность, которая воспринимается окружающими как оживление, повышение эмоционального тонуса.

Часто можно отметить расщепленность эмоций больного ребен­ка: высокую до болезненности чувствительность к переживаниям, касающимся лично его или необычных объектов, и безразличие к переживаниям близких людей.

Так, например, Петя И. несколько дней находился в подавленном состоянии и пла­кал, вспоминая спиленное на его глазах дерево, и не проявил никаких чувств в связи со смертью бабушки, которая заботилась о нем с раннего детства.

Особое беспокойство должно вызывать такое изменение поведе­ния ребенка, когда он становится мнительным, подозрительным, настороженно озирается, прислушивается или принюхивается к ок­ружающему. При доверительной беседе удается выяснить, что его преследуют, хотят убить или отравить. В таком состоянии ребенок может быть опасен и для себя (совершить попытку самоубийства), и для окружающих (превратиться в так называемого преследователя преследователей). Особенность болезни заключается в том, что из-­за нарушенной контактности ребенок вряд ли обратится за помощью к взрослым - их задача заметить эти изменения в поведении и ре­шить вопрос о необходимой медицинской помощи.

Чем младше ребенок, тем меньше вероятность выявления у него «взрослых» признаков психической болезни: оформленных жалоб на тоску, измененное состояние, галлюцинаторно-бредовых построе­ний. И тем большее значение для выявления болезни имеют косвен­ные признаки: внезапное или постепенное изменение общего состо­яния, психического тонуса, поведения, дезадаптация к привычным для него условиям (например, школьным). Главный признак, кото­рый должен настораживать взрослых, - это нарастание негативных тенденций развития и/или появление новых, не свойственных ре­бенку до этого психических отклонений. Если его состояние насто­раживает, лучше проконсультироваться у врача-психиатра или пси­хоневролога - только специалист сможет оценить состояние и ре­шить вопрос необходимости медикаментозного вмешательства.

Коля С. (8 лет) обучался во втором классе. Казалось, что третья четверть учебно­го года ему не по силам - он перестал стараться, стал безразличным к результатам своей работы и к оценкам, на замечания учителя дурашливо отвечал нелепыми шут­ками. На уроках часто «отсутствовал». был поглощен своими мыслями, не замечал того, что происходило в классе. С детьми был агрессивен или безразличен, не играл с ними, а предпочитал стоять в стороне и разговаривать сам с собой. Мама была встре­вожена тем, что мальчик отказывался выполнять домашние задания, мог просидеть несколько часов, так ничего и не сделав, а если его удавалось заставить, выполнял их настолько плохо, что нельзя было понять, что написано в тетради. Дома с маль­чиком занимался репетитор, но успехи Коли не улучшались, он по-прежнему не прикладывал усилий для того, чтобы достичь какого-то результата.

На приеме у врача сразу бросалась в глаза неадекватность поведения мальчика: он зашел в кабинет и, не поздоровавшись, стал расхаживать по нему, произнося бессвязные фразы, в которых фигурировал некий Рыбкин. При попытке уточнить, кто это такой, Коля застывал на минуту, словно прислушиваясь к вопросу, а потом продолжал свой монолог. Постепенно возбудившись, он начал раскачиваться и стал еще меньше обращать внимания на окружающих его людей, на вопросы врача и психолога. К предложенным заданиям интереса не проявил, выполнять их не стал, смотрел мимо обращавшегося к нему взрослого. На некоторые вопросы отвечал невпопад, «соскальзывал» на не связанные с вопросом темы. Мимика мальчика при этом была обеднена, движения вычурны, необычны, эмоции однообразны. По состоянию мальчика было заподозрено острое психотическое состояние, и ребе­нок был госпитализирован в больницу. После проведенного лечения состояние Коли значительно улучшилось, он стал контактнее, спокойнее, смог продолжать учебу.

Иногда жалобы больного ребенка или его утверждения оказыва­ются настолько вычурными, что воспринимаются окружающими как шутка. Однако то, что ребенок продолжает настаивать на них, долж­но насторожить взрослых.

Так, например, девятилетний Игорь И. утверждал, что микробы из мусорного ведра попадают ему в рот и вызывают боль. Мама обратилась в консультационный центр из-за ухудшившейся успеваемости мальчика. В процессе обследования было выявлено текущее психическое заболевание с отрывочными бредовыми и галлюци­наторными переживаниями. Ребенок нуждался в интенсивном лечении для того, чтобы остановить болезнь и по возможности компенсировать причиненный бо­лезнью ущерб психике.

Таня с., 12 лет, была направлена к психиатру по поводу изменившегося поведе­ния. Учительница отмечала, что за последнее время девочка стала раздражительной, тревожной и напряженной, перестала общаться с одноклассниками на переменах. Танина мама также отмечала странности в поведении. Она рассказала, что Таня пе­рестала интересоваться жизнью близких, разговаривать с ними, такое впечатление, что ее преследуют какие-то запахи, все вещи она обнюхивает, при этом проявляет подозрительность и тревогу, говорит, что за ней кто-то ходит, ее хотят отравить. По ночам она плохо спит, часто просыпается и тревожно оглядывается, утверждает, что кто-то подглядывает ночью в окно. Последние дни она стала пропускать занятия в школе, бродила по улицам или сидела дома, ничем заняться не могла.

Наследственность у Тани отягощена: дед и дядя девочки страдают шизофрени­ей, неоднократно лечились стационарно, мама малообщительная, тревожная, с не­устойчивым настроением. Раннее развитие было обычным, отмечалась некоторая неуклюжесть и неловкость девочки, недостаточная ручная умелость при хороших интеллектуальных возможностях, сниженное стремление к общению с детьми, по­вышенная привязанность к матери. В школе она училась хорошо, с детьми была из­бирательно общительна, трудностей в обучении не отмечалось.

При обследовании девочка очень напряжена, настороженно оглядывается по сторонам, почти не отвечает на вопросы, не допускает к своим переживаниям. Ми­мика лица обеднена, эмоции слабо выражены, малодифференцированны. С боль­шим трудом удалось установить, что у нее резко изменилось отношение к матери, так как она подозревает, что мать хочет ее отравить, потому что она ей не родная; двоюродных братьев подозревала, что они следят за ней и хотят причинить ей какое­ то зло. Девочка была госпитализирована в психоневрологическую больницу, где на фоне проводимого лечения ее состояние значительно улучшилось. Проведя в боль­нице 4 месяца, она была выписана в удовлетворительном состоянии и могла про­должать учебу в школе. Таня стала значительно спокойнее, контактнее, у нее не было страхов и подозрительности, она стала более работоспособной и целенаправленной в учебной деятельности, сохранились некоторая напряженность, малоэмоциональ­ность, ограниченность контактов и избирательность в общении, склонность к рас­суждательству. Программный материал Таня усваивала достаточно хорошо, однако нуждалась в индивидуальном подходе педагога из-за повышенной ранимости и чув­ствительности.

Необходимо подчеркнуть, что в случае начавшегося или текуще­го психического заболевания главное - вовремя обратить внимание на неблагополучие в состоянии ребенка и обратиться за помощью к врачу. Вопрос диагноза и лечения решать будет он, но очень важно не упустить время, так как в процессе заболевания могут нарастать необратимые изменения психики.

Эти изменения, более или менее резко выраженные, могут отме­чаться у ребенка, перенесшего приступ болезни, вернувшегося в класс после лечения в стационаре. На первый план обычно выступает из­менение эмоциональности, затруднение контактов с другими деть­ми. Замкнутость, повышенная ранимость часто сочетаются с недо­статочным восприятием других детей, ученик может «не вписывать­ся» В общение с ними, дискомфортно чувствовать себя в коллекти­ве, производить впечатление чудака. У него может отмечаться сни­жение психического тонуса, он будет быстро уставать от учебной на­грузки, испытывать трудности при необходимости быстро переклю­читься с одного вида деятельности на другой, проявить гибкость в деятельности, в контактах с детьми, в играх.

От учителя зависит, какая атмосфера сформируется вокруг боль­ного ребенка - доброжелательное понимание его особенностей и принятие его сверстниками таким, какой он есть, или насмешливое неприятие в связи с его «странностями». В том случае, если отношения с остальными детьми будут развиваться благополучно и его не будет травмировать пребывание среди детей и - в более старшем возрасте - среди других людей, коммуникабельность, несмотря на ее своеобразие, снижаться не будет, шансы на доброкачественные взаимоотношения с окружающими, возможность профессиональной и в целом социальной адаптации значительно возрастут.

Кроме этого, необходимо учитывать повышенную (иногда неадек­ватно) чувствительность такого ребенка к негативным переживани­ям: резкое замечание учителя, окрик, насмешка могут вывести его из состояния равновесия не на один день, значительно ухудшить пси­хическое состояние, надолго нарушить контакт с учителем. В этом случае потребуются очень большие усилия, чтобы возобновить кон­такты с ним, «вытащить» его из своего мира.

Трудности, которые возникают при взаимоотношениях с такими детьми, часто ставят учителя в тупик, потому что реакции ребенка могут оказаться неадекватными. Если это происходит, желательно обратиться за консультацией к специалисту - психологу или психи­атру, - который поможет понять особенности реагирования боль­ного ребенка на ту или иную ситуацию. Если же искажение поведе­ния и реагирования на окружающих в результате болезни произош­ло в такой степени, что пребывание в детском коллективе приходит­ся признать нецелесообразным, необходимо решить вопрос о пере­воде его на индивидуальное (домашнее) обучение. К этой мере при­бегать стоит только в крайнем случае, так как возможность находить­ся среди детей имеет для больного ребенка важное значение.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.