Заболевания психики, как и всякие другие болезни, могут начаться и в дошкольном, и в школьном возрасте. Эти заболевания имеют в своей основе определенные изменения в состоянии организма, которые при отсутствии адекватного лечения могут усиливаться и при водить к необратимым изменениям психики. Так же как и при любом другом заболевании (почек, сердца и т.д.), своевременно начатое и правильно подобранное лечение может остановить болезненный процесс, свести к минимуму ущерб, нанесенный болезнью психике ребенка. Учитель, который видит ребенка каждый день, может заметить первые признаки изменений в его психическом состоянии, тактично поговорить с родителями, посоветовать обратиться к врачу. Кроме этого, понимая особенности состояния ребенка после проведенного лечения, он может подобрать к нему правильный индивидуальный подход при дальнейшем обучении.
Самое распространенное психическое заболевание - шизофрения. Это серьезный болезненный процесс, который может привести к необратимым изменениям психики, прежде всего в эмоционально-волевой сфере. Течение болезни может быть очень разнообразным: приступообразное, непрерывное, с нарастающей или относительно стабильной симптоматикой. Если течение болезни благоприятно, то интеллектуальные возможности ребенка остаются сохранными и он может обучаться в обычной школе. Если болезнь течет злокачественно, то развивается вторичное слабоумие и ребенок будет нуждаться в обучении по вспомогательной программе.
Необходимо отметить, что отношение к шизофрении как к фатальному заболеванию в принципе неверно. Современная медицина обладает достаточно широким арсеналом препаратов, которые, вторгаясь в обменные процессы, способны остановить нарастание болезненных изменений, а иногда и частично компенсировать уже имеющиеся искажения психической деятельности. Поэтому своевременное выявление болезни и ее лечение принципиально важны для дальнейшей судьбы ребенка.
Наследственная отягощенность (психические заболевания у кого-либо из близких родственников ребенка, выраженные странности характера у одного или обоих родителей) повышает возможность заболевания. Нередко до развития болезненного процесса у ребенка может отмечаться своеобразие эмоционально-волевой сферы: сниженная контактность со сверстниками, необычные интересы, замкнутость, интровертированность (ребенок как бы обращен больше в себя, чем на окружающий его мир). Если эти особенности приобретают динамическое развитие - усиление необычных черт, нарастание отгороженности от внешнего мира - и если к ним присоединяются новые «странности», такие, как нелепые поступки, немотивированные или необъяснимые психологически страхи, тревога, бредовые высказывания, необходимо проконсультировать его у врача-психиатра. Изменения в поведении могут характеризоваться манерностью, гримасничаньем, кривлянием, нелепостью поступков и на первый взгляд про изводить впечатление недисциплинированности, а не болезненного состояния. Общее состояние может быть как подавленным, апатичным (отсутствие интереса к происходящему вокруг, снижение волевых побуждений), так и возбужденным. Как правило, резко падает работоспособность и продуктивность ребенка в учебной работе. Иногда проявления болезни выглядят как парадоксальное сочетание «одержимости,) В каком-либо виде деятельности (например, составление схем несуществующих городов) и безразличия ко всему остальном). Изменение эмоционального фона может носить депрессивный характер, но иногда может отмечаться возбужденность, которая воспринимается окружающими как оживление, повышение эмоционального тонуса.
Часто можно отметить расщепленность эмоций больного ребенка: высокую до болезненности чувствительность к переживаниям, касающимся лично его или необычных объектов, и безразличие к переживаниям близких людей.
Так, например, Петя И. несколько дней находился в подавленном состоянии и плакал, вспоминая спиленное на его глазах дерево, и не проявил никаких чувств в связи со смертью бабушки, которая заботилась о нем с раннего детства.
Особое беспокойство должно вызывать такое изменение поведения ребенка, когда он становится мнительным, подозрительным, настороженно озирается, прислушивается или принюхивается к окружающему. При доверительной беседе удается выяснить, что его преследуют, хотят убить или отравить. В таком состоянии ребенок может быть опасен и для себя (совершить попытку самоубийства), и для окружающих (превратиться в так называемого преследователя преследователей). Особенность болезни заключается в том, что из-за нарушенной контактности ребенок вряд ли обратится за помощью к взрослым - их задача заметить эти изменения в поведении и решить вопрос о необходимой медицинской помощи.
Чем младше ребенок, тем меньше вероятность выявления у него «взрослых» признаков психической болезни: оформленных жалоб на тоску, измененное состояние, галлюцинаторно-бредовых построений. И тем большее значение для выявления болезни имеют косвенные признаки: внезапное или постепенное изменение общего состояния, психического тонуса, поведения, дезадаптация к привычным для него условиям (например, школьным). Главный признак, который должен настораживать взрослых, - это нарастание негативных тенденций развития и/или появление новых, не свойственных ребенку до этого психических отклонений. Если его состояние настораживает, лучше проконсультироваться у врача-психиатра или психоневролога - только специалист сможет оценить состояние и решить вопрос необходимости медикаментозного вмешательства.
Коля С. (8 лет) обучался во втором классе. Казалось, что третья четверть учебного года ему не по силам - он перестал стараться, стал безразличным к результатам своей работы и к оценкам, на замечания учителя дурашливо отвечал нелепыми шутками. На уроках часто «отсутствовал». был поглощен своими мыслями, не замечал того, что происходило в классе. С детьми был агрессивен или безразличен, не играл с ними, а предпочитал стоять в стороне и разговаривать сам с собой. Мама была встревожена тем, что мальчик отказывался выполнять домашние задания, мог просидеть несколько часов, так ничего и не сделав, а если его удавалось заставить, выполнял их настолько плохо, что нельзя было понять, что написано в тетради. Дома с мальчиком занимался репетитор, но успехи Коли не улучшались, он по-прежнему не прикладывал усилий для того, чтобы достичь какого-то результата.
На приеме у врача сразу бросалась в глаза неадекватность поведения мальчика: он зашел в кабинет и, не поздоровавшись, стал расхаживать по нему, произнося бессвязные фразы, в которых фигурировал некий Рыбкин. При попытке уточнить, кто это такой, Коля застывал на минуту, словно прислушиваясь к вопросу, а потом продолжал свой монолог. Постепенно возбудившись, он начал раскачиваться и стал еще меньше обращать внимания на окружающих его людей, на вопросы врача и психолога. К предложенным заданиям интереса не проявил, выполнять их не стал, смотрел мимо обращавшегося к нему взрослого. На некоторые вопросы отвечал невпопад, «соскальзывал» на не связанные с вопросом темы. Мимика мальчика при этом была обеднена, движения вычурны, необычны, эмоции однообразны. По состоянию мальчика было заподозрено острое психотическое состояние, и ребенок был госпитализирован в больницу. После проведенного лечения состояние Коли значительно улучшилось, он стал контактнее, спокойнее, смог продолжать учебу.
Иногда жалобы больного ребенка или его утверждения оказываются настолько вычурными, что воспринимаются окружающими как шутка. Однако то, что ребенок продолжает настаивать на них, должно насторожить взрослых.
Так, например, девятилетний Игорь И. утверждал, что микробы из мусорного ведра попадают ему в рот и вызывают боль. Мама обратилась в консультационный центр из-за ухудшившейся успеваемости мальчика. В процессе обследования было выявлено текущее психическое заболевание с отрывочными бредовыми и галлюцинаторными переживаниями. Ребенок нуждался в интенсивном лечении для того, чтобы остановить болезнь и по возможности компенсировать причиненный болезнью ущерб психике.
Таня с., 12 лет, была направлена к психиатру по поводу изменившегося поведения. Учительница отмечала, что за последнее время девочка стала раздражительной, тревожной и напряженной, перестала общаться с одноклассниками на переменах. Танина мама также отмечала странности в поведении. Она рассказала, что Таня перестала интересоваться жизнью близких, разговаривать с ними, такое впечатление, что ее преследуют какие-то запахи, все вещи она обнюхивает, при этом проявляет подозрительность и тревогу, говорит, что за ней кто-то ходит, ее хотят отравить. По ночам она плохо спит, часто просыпается и тревожно оглядывается, утверждает, что кто-то подглядывает ночью в окно. Последние дни она стала пропускать занятия в школе, бродила по улицам или сидела дома, ничем заняться не могла.
Наследственность у Тани отягощена: дед и дядя девочки страдают шизофренией, неоднократно лечились стационарно, мама малообщительная, тревожная, с неустойчивым настроением. Раннее развитие было обычным, отмечалась некоторая неуклюжесть и неловкость девочки, недостаточная ручная умелость при хороших интеллектуальных возможностях, сниженное стремление к общению с детьми, повышенная привязанность к матери. В школе она училась хорошо, с детьми была избирательно общительна, трудностей в обучении не отмечалось.
При обследовании девочка очень напряжена, настороженно оглядывается по сторонам, почти не отвечает на вопросы, не допускает к своим переживаниям. Мимика лица обеднена, эмоции слабо выражены, малодифференцированны. С большим трудом удалось установить, что у нее резко изменилось отношение к матери, так как она подозревает, что мать хочет ее отравить, потому что она ей не родная; двоюродных братьев подозревала, что они следят за ней и хотят причинить ей какое то зло. Девочка была госпитализирована в психоневрологическую больницу, где на фоне проводимого лечения ее состояние значительно улучшилось. Проведя в больнице 4 месяца, она была выписана в удовлетворительном состоянии и могла продолжать учебу в школе. Таня стала значительно спокойнее, контактнее, у нее не было страхов и подозрительности, она стала более работоспособной и целенаправленной в учебной деятельности, сохранились некоторая напряженность, малоэмоциональность, ограниченность контактов и избирательность в общении, склонность к рассуждательству. Программный материал Таня усваивала достаточно хорошо, однако нуждалась в индивидуальном подходе педагога из-за повышенной ранимости и чувствительности.
Необходимо подчеркнуть, что в случае начавшегося или текущего психического заболевания главное - вовремя обратить внимание на неблагополучие в состоянии ребенка и обратиться за помощью к врачу. Вопрос диагноза и лечения решать будет он, но очень важно не упустить время, так как в процессе заболевания могут нарастать необратимые изменения психики.
Эти изменения, более или менее резко выраженные, могут отмечаться у ребенка, перенесшего приступ болезни, вернувшегося в класс после лечения в стационаре. На первый план обычно выступает изменение эмоциональности, затруднение контактов с другими детьми. Замкнутость, повышенная ранимость часто сочетаются с недостаточным восприятием других детей, ученик может «не вписываться» В общение с ними, дискомфортно чувствовать себя в коллективе, производить впечатление чудака. У него может отмечаться снижение психического тонуса, он будет быстро уставать от учебной нагрузки, испытывать трудности при необходимости быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, проявить гибкость в деятельности, в контактах с детьми, в играх.
От учителя зависит, какая атмосфера сформируется вокруг больного ребенка - доброжелательное понимание его особенностей и принятие его сверстниками таким, какой он есть, или насмешливое неприятие в связи с его «странностями». В том случае, если отношения с остальными детьми будут развиваться благополучно и его не будет травмировать пребывание среди детей и - в более старшем возрасте - среди других людей, коммуникабельность, несмотря на ее своеобразие, снижаться не будет, шансы на доброкачественные взаимоотношения с окружающими, возможность профессиональной и в целом социальной адаптации значительно возрастут.
Кроме этого, необходимо учитывать повышенную (иногда неадекватно) чувствительность такого ребенка к негативным переживаниям: резкое замечание учителя, окрик, насмешка могут вывести его из состояния равновесия не на один день, значительно ухудшить психическое состояние, надолго нарушить контакт с учителем. В этом случае потребуются очень большие усилия, чтобы возобновить контакты с ним, «вытащить» его из своего мира.
Трудности, которые возникают при взаимоотношениях с такими детьми, часто ставят учителя в тупик, потому что реакции ребенка могут оказаться неадекватными. Если это происходит, желательно обратиться за консультацией к специалисту - психологу или психиатру, - который поможет понять особенности реагирования больного ребенка на ту или иную ситуацию. Если же искажение поведения и реагирования на окружающих в результате болезни произошло в такой степени, что пребывание в детском коллективе приходится признать нецелесообразным, необходимо решить вопрос о переводе его на индивидуальное (домашнее) обучение. К этой мере прибегать стоит только в крайнем случае, так как возможность находиться среди детей имеет для больного ребенка важное значение.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.