Мы видим, что состояния, ведущие к нарушению школьной адаптации и учебной деятельности, сложны и неоднородны. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название задержка психического развития.
Понимается под этим термином негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.
Эта недостаточность проявляется прежде всего в низкой познавательной активности ребенка, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обусловливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Нейрофизиологические и нейропсихологические особенности детей с ЗПР достаточно хорошо изучены. У таких детей, как правило, ослаблена активация левого полушария при поступлении информации в правое, вследствие чего происходит снижение влияния правого полушария на левое. Определенную роль в этом играет и недостаточность системы, связывающей оба полушария. Ослабленное включение в деятельность структур левого полушария, характерное для более ранних этапов нормального развития и наблюдаемое у детей с задержанным развитием к началу школьного обучения, влияет на процессы восприятия и переработки информации. У них замедлена передача информации из одного полушария в другое, снижена скорость приема и переработки сенсорной информации (информации, поставляемой в мозг органами чувств, т.е. того, что ребенок слышит, видит и т.д.). Это проявляется в более медленном реагировании на внешние стимулы, особенно при усложнении сигналов или нарастании темпа предъявления стимулов. Ребенок испытывает затруднения в опознании предметов, звуков, ритмов. Эти трудности нарастают при коротком времени предъявления сигнала, при необычном ракурсе показываемого предмета.
В связи с недостаточностью процесса переработки сенсорной информации у него страдает целостное восприятие объектов и ситуаций, многое он воспринимает фрагментарно, не полностью и не может поэтому осмыслить и усвоить, включить в свой интеллектуальный актив. Образы, воспринятые ребенком, оказываются недостаточно дифференцированными и полными. Внимание отличается более узким полем, что приводит к фрагментарности выполнения заданий. Снижение памяти проявляется не только в «технической,) недостаточности процесса запоминания и воспроизведения материала, но и в трудности смысловой переработки информации, неумении найти вспомогательные приемы для запоминания, т.е. используется преимущественно механический вид памяти. Поэтому особенно трудно дается запоминание материала, требующего логического объединения частей в последовательное и целое. Сниженная способность планирования своей деятельности, неумение предвидеть результат и соотносить с ним произведенные действия, недостаточная предварительная ориентировка в условиях познавательных задач приводят к тому, что ребенок при выполнении задания часто действует «на авось,). «Что? Разделить? Умножить?,) - спрашивает он у учителя, надеясь отгадать правильный способ выполнения задания, но не осмысляя его.
Особенно отстает у детей с ЗПР развитие словесно-логического мышления - это связано с недостатками речевого развития (прежде всего с несформированностью обобщающей функции слова) и с недостаточным овладением мыслительными операциями (сравнение, обобщение, группировка, классификация).
Обучение детей с ЗПР нередко осложнено такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, инертность (ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа выполнения заданий на другой).
Недостаточность «инструментальных,) функций мозга или «интеллектуальных предпосылок,): памяти, внимания, скорости и переключаемости психических процессов, а также недоразвитие высших корковых функций часто сопровождаются задержкой темпов созревания эмоционально-волевой сферы (проявлениями того или иного варианта психического инфантилизма). Недоучет ситуации, неумение тормозить свои желания, неспособность к волевому усилию затрудняют приспособление к условиям школы. Недостаточная способность к организованной целенаправленной деятельности, недостаточная выраженность интеллектуальных интересов, слабая мотивация учебной деятельности, сочетаясь с недостаточностью памяти, внимания, работоспособности, отдельных корковых функций (моторики, речи, пространственного синтеза и др.), делают для этих детей недоступными темп и объем общепринятой школьной программы.
Различные формы сочетания основных компонентов задержки психического развития: инфантилизма, или эмоционально-волевого недоразвития, и недоразвития познавательной деятельности - позволяют ученым -дефектологам говорить о различных вариантах 3ПР, которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности и прогнозом. Наиболее признанной в нашей стране является классификация задержки психического развития, предложенная К.С.Лебединской в 1982 г. Эта классификация отражает причину возникновения задержки развития и механизмы нарушения познавательной деятельности. При этом выделяются следующие типы задержки психического развития:
I.ЗПР конституционального происхождения характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов, несформированностью интересов познавательных. Такая форма задержки психического развития чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы в целом и эмоционально-личностных качеств в частности.
II.ЗПР соматогенного происхождения –в эту группу относятся задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга и, как следствие, замедления темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. Нередко имеет место и задержка созревания эмоционально-личностной сферы, так называемый соматогенный инфантилизм. Обусловлен он, с одной стороны, негрубыми нарушениями обменных процессов и питания клеток головного мозга из-за частых и/или тяжелых заболеваний, приводящими к замедлению его созревания, с другой - особенностями воспитания соматически ослабленного ребенка (повышенная опека, ограниченное общение со сверстниками).
III.ЗПР психогенного происхождения -нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условий воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по невротическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, воспитание по принципу «кумир семьи,>. При этой форме ЗПР нередко неблагоприятное воздействие окружения, недостаток стимуляции развития, несформированность социально приемлемых форм поведения усугубляются недостаточностью предпосылок познавательной деятельности из-за дефицитарности обеспечивающих ее мозговых систем.
IV. 3ПР церебрально - органического происхождения - эта большая группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и значительным нарушением познавательной деятельности. Нарушения в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности при этой форме 3ПР, как правило, более выраженные и более стойкие, чем при других формах задержки развития.
Качественные особенности этих вариантов близки тем, которые описаны нами в разделах, посвященных клинико-психологическим синдромам (различные варианты инфантилизма, соматогенная астения, психогенные искажения личностного формирования, последствия органических поражений головного мозга). Подобные синдромы, особенно при их выраженности, часто сопровождаются общей задержкой развития, однако это происходит не всегда. В практике мы встречаем детей, страдающих от соматической ослабленности, церебральной астении и т.д., но С достаточно сохранной познавательной деятельностью, с хорошей учебной мотивацией и правильной личностной ориентацией на обучение. При правильной организации учебного процесса эти дети относительно легко компенсируют свои трудности, тогда как дети с общей задержкой развития обязательно нуждаются в специальной коррекционной помощи. Без нее они не справляются с тем образовательным государственным стандартом, который должен освоить ученик общеобразовательной школы.
Раннее выявление задержки психического развития позволяет помочь ребенку, начав обучение уже в дошкольном возрасте по специальной коррекционной программе. В помощь этим детям разрабатываются программы, учитывающие особенности их обучаемости, их специфические трудности, создана возможность увеличения сроков обучения за счет введения дополнительного года обучения в школе. Для того чтобы дети с подобными трудностями могли обучаться в условиях массовой школы, получая там необходимую для них помощь, создаются классы коррекционно-развивающего обучения.
В связи с этим очень важно своевременно выявлять задержку психического развития: чем раньше начата работа с ребенком, тем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознав свою несостоятельность.
Диагностика задержки психического развития важна также для того, чтобы эти дети не попали во вспомогательную школу. Не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, несовершенство функции обобщения, затруднения при самостоятельном установлении связей между предметами, при операциях анализа, синтеза, сравнения, решении задач, требующих словесно-логического мышления, недостаточное умение планировать и контролировать свои действия, свойственные как выраженным случаям задержки психического развития, так и умственной отсталости, затрудняют дифференциальную диагностику между ними. Однако если олигофрении свойственно тотальное недоразвитие психических функций при преобладании нарушений высших форм познавательной деятельности (способности к абстрагированию, обобщениям, логическим построениям), то у детей с задержкой психического развития чаще наблюдается парциальность, мозаичность нарушения различных компонентов познавательной деятельности: памяти, внимания, темпа и переключаемости психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций, а также незрелость эмоционально-волевой сферы.
Преимущественное нарушение одних корковых функций у этих детей сочетается с относительной сохранностью других. Потенциальные возможности мышления: абстрагирование, обобщение, логические построения - у этих детей выше, чем при олигофрении. В связи с этим значительно эффективнее использование помощи, выше и потенциальные возможности при адекватно организованном обучении. При одинаковых показателях «уровня актуального развития» (т.е. того, что ребенок знает и умеет сейчас) зона ближайшего развития (т.е. те способы действия и знания, которые ребенок может усвоить с помощью взрослого) значительно отличается у детей с ЗПР и при умственной отсталости. Этот показатель считается основным при определении диагноза и решении вопроса, по какой программе коррекционной массовой или вспомогательной - будет обучаться ребенок.
Нуждается ли ребенок с ЗПР во врачебной помощи или достаточно психолого-педагогической коррекции его отставания и специальной программы обучения? Мы уже говорили о том, что под этим состоянием понимается не болезнь, а индивидуальный вариант развития психики. Но в основе особенностей развития таких детей, как правило, лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате или негрубых повреждений мозга, или искажения индивидуального развития. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития крайне желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скорригировать излишнюю возбудимость или заторможенность ребенка, нормализовать фон настроения, сон, активизировать деятельность клеток головного мозга, что благотворно скажется на внимании, памяти, способности сосредоточиваться, работоспособности, общем состоянии. Родителям, избегающим посещения врача, можно тактично объяснить, что это необходимо в интересах ребенка, поможет ему в его трудностях, что задержка психического развития не «учетный» диагноз, он не будет сопровождать ребенка всю жизнь, не помешает ему в профессиональном выборе, что и педагоги, и врачи заинтересованы прежде всего в том, чтобы он мог наверстать недостающее в его развитии и расстаться с диагнозом «ЗПР».
Саша Р. поступила в первый класс в возрасте 7,5 лет. Однако с первых же дней обучения учительница обратила внимание на неадекватное поведение девочки: она не слушала объяснений учительницы, не проявляла интереса к учебным заданиям, пыталась разговаривать на уроке с соседом по парте, смотрела в окно, могла сидеть, повернувшись спиной к учительнице. Вскоре стало очевидным, что у девочки низкий запас знаний и представлений, не сформированы представления об арифметических действиях, она не ориентируется в пространстве тетрадного листа, путает понятия «вправо-влево», «вверх-вниз». Писала Саша неаккуратно, записи в тетради располагала где придется. Внимание ее во время урока было поглощено посторонними занятиями, на замечания учительницы она обижалась, могла спрятаться под стол или выйти из класса. При этом во время перемен между уроками девочка была оживлена, весела, шумно играла с одноклассниками, много бегала, после перемены не хотела заходить в класс.
Неправильное поведение, грязь в тетрадях, неспособность справиться даже с простыми заданиями привели к тому, что Саша получала много замечаний, одноклассники неодобрительно отзывались о ней. Саша стала жаловаться на головную боль, а однажды утром со слезами сказала маме, что в школу больше не пойдет. Учительница рекомендовала маме обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию для того, чтобы решить, как помочь девочке.
При обследовании в консультации обращала на себя внимание и физическая, и психическая незрелость девочки. Выглядела она младше своего возраста, была неусидчива, невнимательна, могла быстро заинтересоваться предложенным заданием, но при малейших затруднениях бросала его, а игровое предъявление задания заинтересовывало девочку опять. Пальцы и кисти рук в движениях, требующих точности, были недостаточно координированны. Саша показала низкий запас знаний и представлений, бедный словарный запас, в речи отмечались аграмматизмы. Она не могла установить и объяснить связей между обыденными явлениями, окружающими ее людьми («снег весной тает, потому что дождь пошел», «дедушка - папа папы, а бабушка - мама мамы»), путала время суток и последовательность событий. При выполнении заданий у нее быстро наступало пресыщение, и она переключала свое внимание на игрушки, которые находились в комнате.
Из истории развития девочки выяснилось, что рождена она от беременности, во время которой мама много болела, в том числе перенесла пиелонефрит, в конце беременности отмечались отеки и повышение белка в моче. Родилась девочка хотя и в срок, но с маленьким весом (2800 г), закричала не сразу. На первом году жизни болела дисбактериозом, выраженным аллергическим диатезом, дважды перенесла ОРЗ. В двигательном развитии, по словам мамы, «всегда немного запаздывала» - на месяц-два позже возрастных норм начала сидеть, стоять, ходить. Первые слова появились к 1,5 года, однако до трех лет словарный запас состоял из 10-12 лепетных слов, простая фраза появилась лишь к трем с половиной годам. Детский сад Саша посещала благополучно, однако оказывалась «на вторых ролях» на утренниках и занятиях, так как не могла выучить стихотворение или песенку для выступления, не справлялась с предложенными заданиями.
Психологическое обследование Саши показало, что у нее снижена память, сужен объем внимания, недостаточно дифференцированное и точное восприятие окружающих объектов и тестового материала, снижен фонематический слух. Недостаточно сформированными оказались также учебная мотивация, умение управлять своим поведением, планировать и контролировать свою деятельность. Нейрофизиологическое обследование показало признаки незрелости коры головного мозга и регуляторных структур ствола, негрубые остаточные явления органического поражения мозга в лобных отделах справа.
Для дальнейшего обучения девочка нуждалась в условиях, адекватных уровню ее психического развития, учитывающих особенности ее поведения и познавательной деятельности. Она была переведена в класс коррекционно-развиваюшего обучения, где наряду с обшей коррекционной направленностью учебного процесса предусмотрены индивидуальные коррекционные занятия для ликвидации недостатков предшествующего развития. Общеукрепляющая и стимулирующая терапия повысила общую работоспособность девочки, улучшила ее память и внимание. Изменилось и поведение Саши, исчезли жалобы на головные боли. Доступность темпа и объема учебной программы, индивидуальное внимание и помощь учителя помогли девочке добиться успеха и положительных оценок, постепенно у нее сформировались содержательная учебная мотивация, познавательные интересы, желание посещать школу.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители (амеба, отползающая от капли кислоты в пробирке) к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном счете они служат не только приспособлению и выживанию одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом. Тонкий и сложный механизм человеческих эмоций вызывает восхищение своим совершенством, но, как сложный музыкальный инструмент, он не гарантирован от «расстройки». Эмоциональная реакция на те или иные события может быть чрезмерной, она может «вырваться из-под контроля», затянуться и изменить все состояние человека в целом. В конце концов эмоции могут «заболеть» и стать неадекватными потребностям человека и событиям его жизни. Изменение эмоционального фона - тонкий индикатор общего состояния психики. Специалистам известно, что оно может оказаться первым «звонком» начинающейся душевной болезни.
В реализации эмоций задействованными оказываются и подкорковые структуры мозга, и вегетативные, двигательные механизмы, И, естественно, кора головного мозга. Причем чем младше ребенок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее захвачены те сферы, которые мы обычно не связываем с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Все это приводит к тому, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: за нарушением вегетативных функций, имитирующих те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоционального расстройства необходимо для правильного лечения.
Депрессия - недетское слово. Когда-то психиатры спорили: может ли ребенок с его незрелыми чувствами испытывать депрессивные состояния? Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной измененности, заторможенности - типичные проявления «взрослой,) депрессии. у детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки не только из-за их нечеткости, но и из-за того, что ребенок, как правило, не может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. По этой причине среди психиатров до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько распространены среди детей депрессивные состояния и в чем они проявляются, если не принимают форму, характерную для «взрослой») депрессии. Однако в том, что эмоциональные расстройства встречаются у детей чаще других проявлений душевного неблагополучия, врачи не сомневаются.
Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, мы не видим конкретной причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона - более или менее выраженная, она свойственна многим людям.
у маленького ребенка в таких случаях родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, подверженность заболеваниям и, как правило, почти не замечают беспричинного изменения его общего состояния: капризности, отказа от общения, временной при остановки в развитии.
После трех лет «настроение» начинает звучать более отчетливо. Но еще длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся») вперед, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребенка, мы не услышим типичных депрессивных жалоб на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, ознобоподобная дрожь, покраснение или побледнение кожи, могут внезапно появиться энурез (ночное недержание мочи) или энкопрез (ребенок, давно приученный к туалету, начинает вдруг пачкать штанишки). Общее состояние его может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, тревожным, плаксивым. Вместе с тем в движениях, манере говорить и держать себя могут проявиться типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка (ребенок ходит, опустив голову, волоча ноги, не двигая руками). Уже в этом возрасте он может ощущать и описывать измененность своего состояния («все как в тумане, как во сне»).
у младших школьников на первый план чаще всего выступают изменения поведения: пассивность, вялость, замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, нарушение активного внимания, которые приводят к медленному усвоению учебного материала и соответственно к школьным трудностям. До 12-13 лет от ребенка редко можно услышат жалобу на «печаль») или «тоску», несмотря на глубину депрессивного состояния. Чаще дети жалуются на то, что им «скучно»), ничем не хочется заниматься, «ничего не интересно». У некоторых, особенно у мальчиков, могут появиться раздражительность и обидчивость, которые приводят к уходам из дома и школы, прогулам, драчливости. Проявления могут быть разными, врачи обычно говорят о «масках») депрессии: это и школьная дезадаптация, когда ребенок вдруг перестает успевать в школе, у него нарушаются отношения со сверстниками и учителями, и расстройства здоровья, и тревожное беспокойство за близких или за свое здоровье. Но во всех случаях обращает на себя внимание утрата жизнерадостности, свойственного детям оптимизма, может присутствовать также типичный для депрессивного состояния суточный ритм колебания настроения, когда утром ребенок особенно вял, раздражителен, плаксив, трудно «расходится»), а к вечеру становится более активным, его трудно уложить спать, он наконец как бы становится способным что-то делать, например сесть за уроки.
Учительница первого класса обратила внимание на то, что в конце первой четверти поведение Сони Ж. внезапно изменилось. Обычно приветливая, открытая девочка стала вялой, пассивной, на уроке с трудом включалась в общую работу. Школьные занятия перестали вызывать у нее интерес, небрежно выполняла задания, безразлично отнеслась к снизившимся оценкам. Часто во время урока Соня прекращала выполнять задание и сидела, глядя перед собой или в окно. Даже внешний вид девочки изменился: она словно посерела, потеряла былую аккуратность, ходила растрепанная, не обращала внимания на свой внешний вид. Из беседы с мамой учительница узнала, что в семье у девочки не все благополучно: родители разведены уже несколько лет, но девочка об этом не знала, была привязана и к маме, и к папе одинаково. Две недели назад мама была вынуждена уехать на несколько дней в командировку, а папа, решив, что наступил подходящий момент для откровенных бесед с дочерью, рассказал ей, что скоро у него будет свадьба с другой тетей ... Соню он, конечно, будет любить по-прежнему, будет приходить к ней в гости, но жить будет у другой тети. Папа считал, что беседа «удалась» - он не увидел слез, не услышал протестов. Девочка растерянно выслушала его и ничего не сказала. Когда мама вернулась, Соня была словно погружена в себя, только на настойчивые мамины расспросы рассказала про разговор с папой. Мама тоже обратила внимание на измененное состояние девочки: днем она словно дремала, была вялой, безразличной к еде, к друзьям, к учебе, вечером долго не могла заснуть, утром не хотела подниматься. Детский психиатр, к которому мама обратилась по совету учительницы, поставил диагноз: депрессивное состояние. Медикаментозное лечение и длительные занятия с психологом помогли Соне пережить семейные трудности и победить болезненное состояние, которое развилось как реакция на них.
Годам к 11-12 выраженность или, вернее, «высказанность» депрессивного чувства становится более отчетливой, ребенок может высказывать мысли о собственной малоценности, ненужности, виновности «<я самый слабый в классе», «никто не хочет со мной дружить», «у меня ничего не получается»), отметить у себя замедленное течение мыслей. Иногда отмечается заторможенность движений, замедленная речь, тоскливое выражение лица. Причем внешние проявления у мальчиков и у девочек могут значительно различаться. У мальчиков чаще встречаются нарушения поведения, связанные с повышенной раздражительностью, недовольством окружающими, с потребностью на ком-либо «сорвать зло», склонностью К реакциям протеста (некоторые психиатры утверждают, что не менее половины детей и подростков с асоциальным поведением имеют депрессивные расстройства); у девочек на первый план чаще выступают пассивность, вялость, задумчивость, чрезмерное послушание - врачи называют это «синдромом Золушки».
И самую яркую чувственную насыщенность приобретают депрессии у подростков, когда эмоциональная сфера как бы вырывается вперед, становится «руководителем» всей жизни в целом. К чувствам грусти, тоски, печали могут присоединиться идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, как бы заторможенным, может стать грубым и непослушным, потянуться к алкоголю и наркотикам, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Иногда появляются идеи самообвинения, собственной греховности, недостойности. Общая подавленность, потеря обычных интересов, снижение успехов в школе должны насторожить близких. Не хотелось бы сгущать краски, но у подростка в депрессивном состоянии наряду со снижением общего тонуса, интереса к окружающему миру нередко притупляется и инстинкт самосохранения. Жить неинтересно и даже мучительно, смерть не пугает - последствия могут быть самыми печальными.
Витя Р. пришел к врачу по настоянию мамы, его первый вопрос был: «Вы, наверное, считаете, что я псих?» Ситуация развивалась следующим образом. Способный 14-летний мальчик подавал большие надежды в обучении. Педагоги посоветовали маме перевести мальчика в специальную школу-лицей, он оказался одним из самых способных и там. Школа была платной, мама работала с утра до вечера, чтобы оплатить обучение, пришлось бросить занятия в изостудии, так как денег на все не хватало. «Ему обещали большое будущее и в живописи, - рассказывает мама, - и мне казалось, что занятия там для него как отдушина. Но ведь нельзя объять необъятное, денег на все не хватает». Денег не хватало и на то, чтобы обеспечить «малый джентльменский набор», который котировался у одноклассников, - хотя бы компьютер дома, не говоря о ноутбуке и персональном шофере, но было не редкостью среди одноклассников. «Со мной никто не дружит - им просто не о чем со мной говорить», - рассказывает Витя, опустив голову. Самоутвердиться он пытался, показывая одноклассникам, кто в классе самый умный, добился, естественно, только еще большего неприятия. Поддержать и сориентировать подростка могли бы близкие, но и тут ему не повезло. Отец расстался с матерью, когда Витя был еще младенцем, отчим не только не любил его, но и всячески противопоставлял младшей сестре, своей дочери, подчеркнуто балуя ее и издевательски говоря: «А о тебе пусть твой папаша позаботится ... » Нервная, усталая от семейных неурядиц и безденежья мама говорила только о трудностях и нехватке денег. «Запаса прочности» мальчику не хватило. Сначала случайно выяснилось, что он не посещает школу - с ним «побеседовали», и он обещал «исправиться». Никто не обратил внимания, что подавленность и замкнутость мальчика сохраняются, что возвращение к учебе не изменило его общего состояния, что он не проявляет интереса ни к еде, ни к развлечениям. И однажды, вернувшись домой внеурочное время, мама обнаружила сына с руками, изрезанными лезвием бритвы. К счастью, порезы не были глубокими ... «Я хотел наказать себя за то, что огорчаю маму. Я ведь обещал ей, что буду ходить в школу, а уже опять целый месяц не хожу». Опущенная голова, тихий голос, нежелание рассказывать о своих переживаниях, печальное выражение лица типичны для депрессивного состояния. Мальчик не видит выхода из создавшейся ситуации, не видит перспектив своей дальнейшей жизни. «Витя, а ты уверен, что тебе так уж нужна эта школа, ведь в старой школе у тебя были друзья, там тебе было хорошо? И денег на изостудию будет хватать». - «Я не хочу всю жизнь работать дворником. Для того чтобы хорошо зарабатывать, нужно хорошее образование ... » Сознание мальчика находится в тупике, он остро нуждается в помощи психотерапевта, который поможет ему разобраться в жизненных ценностях, пробудить оптимизм. Нужна ему и медикаментозная помощь - она поможет снять напряжение отрицательных эмоций, не дающее адекватно разобраться в ситуации, трезво отнестись к своим проблемам, но если бы вовремя рядом оказались внимательные взрослые, может быть, к врачу обращаться не пришлось.
Депрессивные состояния у детей и подростков часто привязаны к тем или иным ситуациям, психологически понятны. Но бывает, что такая реакция выходит за рамки «понятности», начинает развиваться по своим собственным законам. Тогда врачи говорят о депрессивном состоянии, которое нуждается не только в психологической поддержке, но и в достаточно серьезном и длительном медикаментозном лечении. Кстати, возможности лекарственной помощи при депрессивных расстройствах как у взрослых, так и у детей достаточно высоки. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем легче выйдет он из болезненного состояния, тем меньше возможность неблагоприятных последствий в школе, во взаимоотношениях со сверстниками, риска совершить что-то опасное для себя.
Если депрессия выражена несильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательства специалистов. Главное, необходимо внимание к душевному состоянию ребенка. Особенность детских депрессий заключается прежде всего в том, что ребенок не придет к взрослому с жалобами на душевный недуг, он и при внимательном расспросе, как правило, не может сформулировать то, что его беспокоит. В более старшем возрасте он может попытаться объяснить свое состояние какими-то внешними причинами, а в более младшем в лучшем случае скажет, что ему просто «скучно». Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, - один из самых частых признаков детских депрессий. Все остальные внутренние переживания обычно не фиксируются ребенком, и мы не можем получить от него речевой отчет в своих переживаниях. Вместо этого перед нами предстает разнообразная картина всевозможных «масок» эмоционального расстройства: начиная с нарушений здоровья, сна и аппетита и заканчивая «неправильным» поведением с нарушением адаптации к школе.
Марина К. (13 лет) пролежала в педиатрической клинике три недели - врачи искали причину головных болей, которые мучали девочку. Исследования не показали ничего, кроме незначительного изменения тонуса сосудов головного мозга. «Вегетто-сосудистая дистония», - не очень определенно сказали врачи. А боли не давали учиться, мешали общаться с друзьями, девочка по нескольку часов лежала в постели, отвернувшись к стене, стала менее активной, жизнерадостной, перестала интересоваться тем, что происходило в «большом мире».
Из беседы удалось выяснить, что состояние у нее изменилось около двух месяцев назад, когда после конфликта с одноклассниками она почувствовала себя отверженной всеми. Со слов мамы, объективного изменения отношений в классе никто не заметил, однако Марина очень остро прореагировала на конфликтную ситуацию, стала замкнутой, подавленной. У нее и раньше отмечалась неустойчивость настроения, склонность к периодам подавленного состояния. В эти периоды девочка часто жаловалась на усталость, скуку, неохотно ходила в школу, у нее заметно снижалась успеваемость. Обследование Марины врачом-психиатром показало устойчиво сниженный фон настроения, потерю интересов, вялость, апатию. При подробном расспросе выяснилось, что она считает себя виноватой в изменившихся отношениях с одноклассниками, говорит, что «таким, как она, не место среди учеников», очень низко оценивает свои школьные успехи. У нее был снижен аппетит, плохо засыпала по вечерам, часто просыпалась от тревожных сновидений. Работоспособность, память и внимание были снижены, Марине приходилось прикладывать значительные усилия для того, чтобы выполнить простые задания (до болезненного периода она была вполне успевающей ученицей). Диагностировав у девочки депрессивное расстройство, врач назначил ей лечение. Учителя и родители, тактично подбадривая и поощряя девочку, помогли ей преодолеть тревогу и напряжение в учебе, восстановить отношения с одноклассниками. Через 1,5 месяца состояние Марины выровнялось, а через несколько месяцев девочка вновь почувствовала себя здоровой и жизнерадостной, прошли головные боли, школьные успехи вернулись к прежнему уровню.
Границу между соматическими (телесными) и психическими заболеваниями не всегда можно четко провести.
Многие дети, попавшие на прием к детскому врачу, наряду с «обычными» проявлениями болезней имеют и признаки нервно-психических расстройств: тревогу, страхи за свое здоровье, сниженный фон настроения. С другой стороны, психическое неблагополучие часто заявляет о себе знаками телесных болезней: различными (подчас необъяснимыми) болями, беспричинным повышением температуры, снижением иммунитета с частыми простудами, сосудистой дистонией. Все это заставляет врачей искать те механизмы и истинные причины, которые лежат в основе конкретного заболевания.
У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои душевные проблемы, соматизация депрессии (так врачи называют телесную «маску» психического расстройства) - скорее правило, чем исключение. Различные боли (в животе, головные и т.д.), отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, необъяснимые подъемы температуры или длительный субфебрилитет, недержание мочи или кала, нарушения сна, аллергические состояния, возникающие как бы «на пустом месте», должны настораживать в отношении расстройства эмоциональной сферы.
У более старших детей и подростков депрессивные расстройства нередко приобретают форму вполне определенных болезней. Эти болезни врачи называют «психосоматическими» - в них трудно определить, что «от души», а что «от тела». Нейродермит, бронхиальная астма, язва желудка, колит, мигрень, сосудистая дистония, ожирение - при любом из этих заболеваний большое значение имеет психическое состояние больного. Иногда встречаются случаи, когда выраженность и обилие жалоб, интенсивность болей, снижение общего тонуса, ослабленность не находят подтверждения в анализах и рентгеновских снимках. Взрослым бывает трудно понять, почему ребенок каждое утро жалуется на боли в сердце или озноб, тошноту, головную боль. Не стоит упрекать ребенка в симуляции - просто так ничего не бывает. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни не исключает настоящего страдания, только в психоэмоциональной сфере.
Так называемая соматизация может произойти не только при депрессии, но и при состояниях тревоги разной степени выраженности. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение, отрицательное отношение к ситуации, к необходимости действовать в ней нарушают гармоничность деятельности организма. Наряду с психическими проявлениями возникают вегетативные реакции, такие, как бледность или покраснение кожи, потливость, дрожание рук. Могут возникать и так называемые панически е расстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения или головной боли, тошноты, ощущения жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает остро и часто сопровождается выраженным чувством страха смерти, ощущением собственной измененности, боязнью замкнутого пространства. При этом у детей, отличающихся врожденной или приобретенной нервностью, повышена готовность к переживанию страхов, а сам страх более интенсивен и сопровождается вегетативными и соматическими расстройствами.
Игорь Т. всегда отличался тревожностью и мнительностью. Он много знал о болезнях, следил за своим состоянием здоровья, был повышенно внимателен к своему самочувствию. Перейдя в пятый класс, тревожный мальчик стал уставать значительно больше, так как в школе приходилось переходить из кабинета в кабинет, привыкать к разным учителям. Он стал нервозным, раздражительным, жаловаться на головные боли.
Однажды автобус, в котором мальчик ехал в школу, попал в небольшую дорожную аварию. Никто не пострадал, но в течение двадцати минут люди не могли выбраться из автобуса, у которого заклинило двери. В автобусе было душно, люди нервничали, возбужденно обсуждали ситуацию, и Игорь вдруг почувствовал, как ему не хватает воздуха, как похолодели руки и ноги, закружилась голова, закололо в груди, он потерял сознание. Очнулся Игорь через несколько секунд. В школу не поехал, дома лег в постель и долго вспоминал все, что он помнил о сердечных приступах. «Я ведь мог умереть», - с ужасом думал он. Тревога росла, и все страшнее казалось оказаться снова в такой же ситуации. Постепенно тревожные переживания мальчика распространились и на пребывание в классе, у него возник страх замкнутого пространства, нехватки воздуха. На уроках он не мог сосредоточиться, был рассеян, невнимателен. Игоря отвели к врачу, провели обследование, регулярно измеряли давление, но, несмотря на хорошие результаты, он стал категорически отказываться посещать школу.
Только пройдя курс психотерапевтического и медикаментозного лечения, мальчик вновь почувствовал себя здоровым, у него уменьшилась тревога, улучшилась успеваемость, появился интерес к школьной жизни.
Повышенная тревога или страх может возникнуть у детей в разных ситуациях: при неврозе страха, когда ребенок, иногда без адекватной причины, боится смерти близких, отрыва от них, это может быть страх животных, темноты и т.д. Внешне такой страх проявляется прежде всего соматическими расстройствами: сердцебиением, головокружением, обмороками, болями в сердце, в животе, по носом, рвотой, одышкой, а в дальнейшем - расстройствами сна и аппетита. Именно на эти расстройства и обращают в первую очередь внимание родители, все это приводит к тому, что ребенок попадает на прием к педиатру. Бывает так, что его долго обследуют, безуспешно лечат, и он постепенно убеждается, что тяжело (и возможно, неизлечимо) болен и обречен на страдания в будущем. Он начинает все больше прислушиваться к себе, к своим ощущениям, все меньше интересоваться окружающим. Формируется личность, которой будет трудно вырваться из замкнутого круга истинных и мнимых страданий.
Встречается и третий вариант расстройств здоровья, в основе которых лежат особенности эмоционального реагирования. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка. Боли в животе утром, когда нужно идти в ненавистный детский сад, головные боли и бледность на уроке в школе, когда задание кажется невыполнимым. Описывая синдром дисгармонического инфантилизма, мы уже писал о подобном способе реагирования на трудности. «Механизм условной приятности'), - говорят специалисты о таких состояниях, которые помогают человеку найти выход из непереносимой для него ситуации, и называют их истерическими. Это сигнал для взрослых: что-то здесь не так, есть веская причина, которая приводит к этим расстройствам. Не найдя эту причину, помочь ребенку нельзя. Если школьное задание не будет восприниматься неодолимым, не будет при его предъявлении кружиться голова и тошнить. Если в детском коллективе есть друзья, тебя любят и признают, не будет болеть живот, когда надо идти в школу или детский сад. Не стоит спешить, строго говоря ребенку: «Знаю я твои проделки, прекрати симулировать», - стоит подумать, почему его пугают какие-либо события и хочется их избежать.
Значительно реже, чем снижение эмоционального фона, отмечается его болезненное повышение - маниакальное состояние. Проявления маниакальных состояний в детском возрасте еще более атипичны, чем проявления депрессии. В младшем школьном возрасте они проявляются преимущественно на уровне психомоторного реагирования: ребенок может быть расторможен, суетлив, импульсивен (быстро переключается с одной деятельности на другую, не заканчивает начатое), его настроение однообразно приподнято. Могут усилиться инстинкты и влечения: повышенный аппетит, онанизм, стремление к бродяжничеству, иногда в высказываниях звучит переоценка своей физической силы, достижений.
О болезненном происхождении такого повышенного оживления необходимо думать в тех случаях, когда нарушается поведение ребенка, его адаптация к школьным условиям, причем эти изменения очерчены во времени: можно более или менее определенно отметить начало подобного состояния.
В более старшем возрасте в проявлениях мании становится более заметным повышенный фон настроения, но по-прежнему на первом плане находятся нарушения поведения, которые могут быть еще более грубыми. Подросток в маниакальном состоянии может быть повышенно активен двигательно, многоречив, агрессивен, переоценивать свои возможности, утратить чувство дистанции по отношению к взрослым, у него может повыситься аппетит и сексуальность, он может быть всем доволен, эйфоричен (состояние благодушия, когда все представляется в розовом свете). Реже встречается «гневливая мания» с повышенной раздражительностью, требовательностью, несдержанностью. О возможности эмоционального расстройства у подростка стоит задуматься тогда, когда его поведение значительно изменилось, стало нетипичным для него самого.
Оля Р. (14 лет) старательная ученица, которая всегда была на хорошем счету в школе, в состоянии мании стала пропускать уроки в школе, гуляла по улицам, вступала в контакты с незнакомыми мужчинами, проявляла большой интерес к предложениям сексуальных контактов. После этого она с гордостью рассказывала подругам о своих похождениях, говорила, что «все мужчины от нее без ума», она может «крутить ими, как хочет». На консультацию к психиатру девочку направила детская комната милиции после неоднократных приводов из-за непристойного поведения в общественных местах.
На приеме у врача обращали на себя внимание приподнятый фон настроения девочки, оживление, благодушие, недостаточно критичное восприятие себя, поведение, не адекватное ситуации. Она рассказала, что ощущает прилив энергии, желание совершить что-нибудь такое, «чтобы все ее заметили», считает себя самой умной, самой красивой и самой «крутой» из всех подруг, да и из знакомых взрослых тоже. Пропуски занятий в школе ее не волнуют, так как она сможет все наверстать «за один вечер». Олина мама рассказала также, что у девочки повышен аппетит, она мало спит, все время находится как бы в приподнятом состоянии духа.
Неадекватность поведения, дезадаптация к школьному обучению, изменение витального фона (сна, аппетита, общего тонуса) свидетельствовали о болезненности психического состояния. Об этом говорил также тот факт, что такое состояние было нетипичным для нее, близкими оно оценивалось как измененное.
После проведенного лечения девочка опять стала прилежно посещать школу, нормально себя вести. Мама, вспоминая о болезненном состоянии дочери, говорит, что ее в этот период «слово подменили», а теперь она вернулась к своему обычному состоянию.
Для того чтобы своевременно выявить эмоциональные расстройства и проконсультировать ребенка у врача, необходимо быть внимательным к его душевному состоянию, своевременно заметить нетипичные для него особенности поведения. Очень важно, чтобы старания «исправить» неправильное поведение не ухудшили его состояние. Не стоит проводить «лобовую» атаку, читая нотации, призывая к усилиям и выставляя требования. А уж если его состояние представляется измененным или просто неблагополучным, лучше не усугублять его, усиливая у ребенка чувство вины или собственной несостоятельности. Дети в подавленном состоянии часто раздраженно реагируют на попытки «залезть к ним в душу», склонны замыкаться и отказываться от контактов. Но в расслабленном, относительно комфортном состоянии могут легче «допустить» к задушевной беседе, и тогда можно многое узнать о том, что волнует и огорчает. В такой беседе ребенок не только сможет рассказать вам, что его тревожит, но и лучше принять оптимистичную установку на будущее.
Если же неблагополучное, подавленное состояние затягивается больше чем на две недели, даже если причина кажется совершенно понятной и «естественной», стоит обратиться к специалисту. За видимый понятностью может скрываться болезненное состояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь.
Эмоциональные колебания, склонность к спадам настроения свойственны многим людям, и значительная часть из них вполне способна более или менее успешно с этим справляться. Ребенок, не умеющий еще управлять собой, не способный в силу возрастных особенностей объяснить, что с ним происходит, и обратиться за помощью, нуждается в поддержке взрослого, понимающего, что жизнь не так безрадостна, как это кажется «изнутри» депрессивного состояния. Понимание взрослых поможет ему и в том случае, если его состояние вызвано реакцией на травмировавшие его события, и в том, когда оно обусловлено самопроизвольными колебаниями эмоционального фона.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.