Сугдейская или Сурожская епархия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древний Сурож (Сугдея) – это современный город Судак в Крыму. Город Сугдея был основан греками в 212 году до Рождества Христова. Время основания Сурожской епархии неизвестно. Предполагают, что Сугдея первоначально входила в юрисдикцию Боспорской епархии.

О Сурожской епархии мы знаем из славянского жизни святителя Стефана Сурожского, а также из записи на полях рукописного синаксаря, который хранится на острове Халки. Святитель Стефан был поставлен епископом в Сугдею (русские впоследствии называли этот город Сурож) Константинопольским патриархом святителем Германом. Патриарх Герман правил с 715 по 730 год. В житии Стефана Сурожского говорится, что до него в Суроже был епископ, которого поставил Константинопольский патриарх Герман, а у него был предшественник. Однако христианство в Суроже оставалось религией меньшинства. «В граде нашем ныне множество поганых, и мало христиан, и много еретиков злых», - говорили послы сурожские патриарху Герману и просили дать им епископа, «добре могуща учити и правити люди».[15] Святитель Стефан за пять лет привел к христианству всех жителей Сурожа и его окрестностей. Из жития святителя Стефана известно также, что в Суроже был кафедральный храм святой Софии. Преемником святителя Стефана на Сугдейской кафедре стал его клирик Филарет. В заседаниях II Вселенского Собора принимал участие епископ Сугдейский Стефан. Вероятно это уже Стефан II.

В 1962 году титул была создана епархия Русской Православной Церкви в Великобритании, архиерею которой, пребывающему в Лондоне, был усвоен титул «Сурожский». Святитель Стефан Сурожский является небесным покровителем епархии.

Фулльская епархия

Город Фуллы – это древняя греческая колония в Таврии. Ее точное местоположение неизвестно. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что Фуллы находились недалеко от Сугдеи (Сурожа), так как Фульская епархия была впоследствии присоединена к епархии Сурожской.[16] Точное место города Фуллы до сих пор не определено. Среди возможных мест: Чуфут-Кале в 2, 5 километрах от Бахчисарая, Инкерман, Старый Крым, село Машино Бахчисарайского района, село Балки Белогорского района. В VIII веке Фулльская епархия упоминается как архиепископия. В первое правление Константинопольской Церковью патриарха Николая Мистика (901-907 гг.) Фульская епархия находилась на 99 месте в списке епархий Константинопольского Патриархата.

Готская епархия

Готы - германский народ. Они появились в Северном Причерноморье в III веке после Рождества Христова, переселившись с южного берега Балтийского моря. Готы совершали набеги на греческие города расположенные в Малой Азии и на Балканах. Некоторые готы принимали христианство. Готами были святой мученик Савва Стратилат (пострадал в 272 году вместе с 70 воинами-готами), Савва Чтец (пострадал в 273 году).

В 323 году готы приняли христианство в виде арианства. Просветителем готов является арианин епископ Ульфила. Затем готы во время великого переселения народов ушли в Западную Европу. Часть готов остались в Таврии (Крыму) и на Таманском полуострове. Они исповедовали православие. На I Вселенском Соборе присутствовал епископ Готский Феофил. Скорее всего, центр его епархии находился вне Крыма - в городе Томи. Известно, что святитель Иоанн Златоуст рукоположил епископа для православных готов. В правление святой императрицы Ирины (780-790) епископ Готский святитель Иоанн содействовал торжеству православия над иконоборческой ересью в Константинополе. Св. Иоанн был три года в Иерусалиме, хиротонию получил от Грузинского католикоса, ввиду невозможности получить ее от патриарха-иконоборца. Кафедра Иоанна находилась уже в Таврии. Монах Кирилл подписал вероопределение VII Вселенского Собора за своего епископа Никиту Готского.

Готы жили в лесистой стране Дори на юго-западе Крыма. Поэтому их называли готы-тетракситы, то есть готы древесные. Столицей и центром епархии был город Мангуп (находился на территории, входящей ныне в Бахчисарайский район). Иногда Мангуп также называли Дори. Видимо их страну «Повесть временных лет» именует «дерева».[17] В Дори нашли церковь свв. Константина и Елены, большую по размерам и с баптистериями.

В списке епархий Константинопольского патриархата конца VIII века Готская епархия обозначена уже как митрополия, включавшая в себя восемь епархий. Ей подчинялась епархия хазар, известная только из нотиций (списков митрополий и епархий Константинопольского патриархата). В начале X века епархия Готская упоминается как архиепископия, с конца XIII века как митрополия.

Что касается истории страны Дори, то она иногда была самостоятельной, иногда входила в состав Византийской империи или Хазарского каганата. Православное княжество Феодоро в стране Дори пережило Византию и пало в 1475 году, когда турки взяли Мангуп. Что касается готского населения, то оно, судя по всему, постепенно эллинизировалось. Впрочем, в 1562 году дипломат барон де Бусбек еще встретил в Крыму готов, говорящих по-готски. Паствой митрополитов Готских была также часть крымских татар.   

Готская митрополия просуществовала до 80-х годов XVIII века. В царствование Екатерины II крымские греки, во главе с последним митрополитом Готским святителем Игнатием Газадини, переселились в северное Приазовье и основали город Мариуполь. После кончины в 1786 году святителя Игнатия Готская митрополия прекратила свое существование. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2018 года внес имя святителя Игнатия (Газадини) в список святых, почитаемых всей Церковью. Удаление из Крыма православных греков во главе с митрополитом привело к тому, что православная часть крымских татар постепенно исламизировалась.  

 

6. Боспорская епархия

Боспором греки именовали Керченский пролив. Этим же названием именовалось и государство, существовавшее на берегах этого пролива - Боспорское царство, возникшее около 480 года до Рождества Христова. Столицей этого государства был город Пантикапей, известный также как город Боспор. На его месте находится ныне город Керчь. С 14 года по Рождестве Христовом Боспорское царство находилось в зависимости от Римской империи. С середины III века царство подвергается натиску готов и иных варварских племен. Затем царство входит в сферу влияния Византии. Наконец, примерно в 20-30-е годы VI века Боспорское царство прекращает свое существование и входит в состав Византийской империи. В 576 году берега Керченского пролива были захвачены Тюркским каганатом, а в VIII веке Хазарским каганатом. После разгрома Хазарии в 60-е годы X века киевским князем Святославом Игоревичем берега Керченского пролива попадают под контроль Руси. По другой версии, русские обосновались на берегах Керченского пролива позднее – при сыне Святослава святом Владимире, при котором там возникло русское Тмутараканское княжество, первым князем которого, известным из «Повести временных лет», был Мстислав, сын святого равноапостольного Владимира. В XII веке берега пролива вновь принадлежат византийцам. В XIII веке их разоряют монголо-татары, что приводит к исчезновению на некоторое время самого города Боспор. Уцелел лишь храм св. Иоанна Предтечи. Затем на берегах пролива появляются венецианцы. В 1318 генуэзцы присоединяют Керчь к своим колониям в Таврии с центром в городе Кафа (Феодосия). В 1475 генуэзские колонии турки в Крыму захватывают турки. Это событие приводит к упадку там христианства и росту мусульманства. В 1774 году берега Керченского пролива включены в состав Российской империи, начинается постепенное возрождение христианства.      

Самое раннее свидетельство о христианстве в этих местах - надгробие христианина Евтропия, погребенного в 304 году. Затем, начиная с I Вселенского Собора, мы видим подписи епископов Боспорских под деяниями нескольких Соборов. Под актами I Вселенского Собора подписался епископ Боспорский Домн. Под актами VII Вселенского Собора подписался за отсутствующего епископа Боспорского Андрея его диакон Давид. С конца VII века существовала Боспорская архиепископия, а с конца XIII века – митрополия. С конца XIV века греческие нотиции (списки епархий Константинопольского патриархата) больше не содержат упоминаний о Боспорской митрополии.

В 1308 году в Боспоре была создана католическая епархия, ставшая затем митрополией, которой подчинялась епархия в Херсонесе.

Из числа древностей особо интересен христианский склеп, найденный в 1890 году в Керчи. Он датируется 491 годом. Интересны надписи на стенах склепа. Были еще находки склепов, находки фрагментов керамики с христианской символикой.

В сильно перестроенном виде сохранился древний храм св. Иоанна Предтечи в Боспоре, построенный в IV веке на месте более древней постройки. Сохранилась плита от постройки I века с углублением в форме человеческого следа, который почитается как след, оставленный св. апостолом Андреем. Храм находится в центре современной Керчи. В X веке он был перестроен. В XIX к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле. Согласно церковному преданию, основателем первого христианского храма на этом месте стал св. апостол Андрей Первозванный. Иерусалимский монах Епифаний, посетивший Боспор (Керчь) в первой половине IX века, посетил и весьма большой. По его словам, храм св. Апостолов в этом городе, возможно тождественный с храмом св. Иоанна Предтечи. По его словам, в основание храма был вкопан ковчег с мощами св. апостола Симона Кананита, часть из которых Епифаний и его спутники получили себе в благословение. Во время господства в Крыму генуэзцев храм был отремонтирован. Город Керчь они называли портом святого Иоанна (официального город назывался Воспоро), а Керченский пролив проливом святого Иоанна. Во время Крымского ханства храм использовался в качестве мечети. После вхождения Керчи в состав Российской империи он вновь стал православным храмом. В настоящее время храм св. Иоанна Предтечи в Керчи является действующим.

Азиатская часть Боспорского царства дает нам сведения о миссионерской деятельности в первой половине VI века, когда в Константинополе, при Византийском императоре Юстиниане Великом, был крещен князь гуннов. В азиатской части главным городом была Фанагория. Этот город располагался на восточном берегу Керченского пролива, неподалеку от современного поселка Сенной Темрюкского района Краснодарского края. При раскопках Фанагории обнаружено множество предметов с христианской символикой. Среди подписей участников Константинопольского Собора 518 года есть подпись епископа Фанагорийского Иоанна. Следовательно, существовала такая епархия, возможно непродолжительное время. Кроме того в азиатской части Боспорского царства существовала Таматархская епархия, о которой речь пойдет ниже.

7. Зихийская и Таматархская (Матархская) епархии.

Зихия – одно из названий Черкесии. В более широком смысле Зихия – территория, на которой ныне находятся Краснодарский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия. Впервые епископ Зихии упоминается в тридцатые годы VI века – епископ Дамиан принимал участие в Константинопольском Соборе 536 года. Кафедра епископа Зихии находилась в городе Никопсис, расположенном, вероятнее всего, на территории нынешнего поселка Новомихайловский, вблизи города Туапсе.[18] При раскопках там найдены остатки христианского храма времен раннего Средневековья. В располагавшемся неподалеку укреплении обнаружены остатки древней базилики. Согласно житию святого апостола Симона Кананита, написанном иерусалимским монахом Епифанием в IX веке, этот апостол был убит зихами в Никопсисе в 55 году. Следует отметить, что Епифаний лично посещал Зихию. О зихах он писал, что это народ «жестокий и варварский, доныне наполовину неверующий». С конца X до конца XI века существовала объединенная архиепископия Зихии и Матархи. При патриархе Евстратии (1081-1084) кафедры были вновь разделены. Затем они вновь объединяются, и с 1318 года упоминается митрополия Зихии и Матархи.

В 80-е годы XX века при раскопках в Тамани были обнаружены две свинцовые печати с надписями «Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии». Считается, что Антоний – это известный под этим именем из греческих источников архиепископ Зихии, занимавшего кафедру в 40-50-е годы XI века. Обнаружена еще печать XII века с именем другого архиерея из Зихии – Константина.      

Таматархская епархия существовала на Таманском полуострове (юго-запад нынешнего Краснодарского края). В нотиции конца VIII- начала IX века епархия Таматархи упоминается среди епархий Готской митрополии, занимая среди них последнее, седьмое, место. Все эти епархии находились в составе Константинопольского патриархата. Затем епархия Таматархи упоминается в Уставе императора Льва Мудрого (правил в 886-912 гг.) «О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому». Видимо, епископ Таматархи принимал участие в Константинопольском Соборе 879 года, известном также как Великий Свято-Софийский Собор. Во время правления императора Иоанна Цимисхия (правил в 969-976 гг.) существовала архиепископия Таматархи и Зихии. В результате завоеваний Киевского князя Святослава Игоревича или его сына святого Владимира берега Керченского пролива вошли в состав Древнерусского государства. Впоследствии там существовало русское Тмутараканское княжество. На территории этого княжества существовала во второй половине XI века Тмутараканская епархия в составе Киевской митрополии, хотя высказывались, впрочем, мнения, что эта епархия не входила в состав Киевской митрополии, а подчинялась непосредственно патриарху Константинопольскому. Вблизи Тмутаракани преподобный Никон Печерский основал Богородичный монастырь, как приклад, то есть подворье или зависимый монастырь, Киево-Печерского монастыря. В 1094 году Тмутаракань в последний раз упоминается в русских летописях. В греческих источниках конца XI века епархии Матархи (то есть, Таматархи) и Зихии как две разных. Епархия Матархи, впоследствии вновь объединенная в епархией Зихии, и получившая статус митрополии, просуществовала еще долго. В 1396 году имело место последнее о ней упоминание - упоминается митрополит Зихии и Матархи Иосиф.

В 1395 году католический архиепископ Иоганн Галонифонтибус писал, что население Зихии отчасти соблюдает греческие обряды, а отчасти следует своим, то есть языческим культам. В начале XV века немец Иоганн Шильтбергер, около тридцати лет проведший в плену у мусульман, в том числе на Кавказе, писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру», которые служат Богу «на языках асском и зихском или черкесском. Асы (ясы) – это осетины. Генуэзский путешественник, историк и этнограф Джорджо Интериано около 1500 года так описывал своеобразную религиозность черкесов: «Знатные не ходят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви. По прошествии этого срока или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужения, которые в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви, не слезая с коня». Интериано также отмечает, что священники у черкесов «служат, по- своему употребляя греческие слова и начертания, не понимая их смысла». В XVI веке среди горцев Зихии еще были православные священники.

 

8. Абазгийская епархия существовала на территории современной Абхазии и города Сочи. Кафедру возглавляли архиепископы. Со времен I Вселенского Собора известны архиепископы Питиунтские. Город Питиунт ныне носит название Пицунда. На пути в ссылку в Питиунт скончался в 407 году в Команах, на территории Абхазии святитель Иоанн Златоуст. Со времен IV Вселенского Собора упоминаются архиепископы Севастополисские. Севастополис – древний город, еще ранее известный под названием Диоскуриада. Ныне он называется Сухум (по-грузински Сухуми, Цхуми). Архиепископам Абазгии подчинялись несколько епископов. До первой половины VIII века Абазгия входила в состав Византийской империи. Затем появляется самостоятельное Абхазское царство, а вместо Абазгийской архиепископии – Абхазский католикосат. Первый католикос Абхазии был поставлен патриархом Антиохийским.

 9. Аланская митрополия

 В древности Алания простиралась от устья Дона до Волги, Каспийского моря и сопредельного ему Кавказа. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что начало христианства в Алании следует относить к временам проповеди апостола Андрея. Святой Епифаний Кипрский (IV век) упоминает, что св. апостолы Андрей и Симон проповедовали в Солании, под которой можно понимать Аланию, а затем у абазгов (абхазов). Византолог Ю. Кулаковский скептически относился к этим известиям и считал, что христианство у аланов появилось в начале X века при патриархе Константинопольском Николае Мистике, когда в 901-902 гг. действительно была образована Аланская митрополия. На территории Осетии археологами найдено множество памятников христианской древности, однако они относятся к концу 1-го - началу 2-го тысячелетия после Рождества Христова. Кафедра Аланского митрополита находилась на месте нынешнего селения Нижний Архыз, что в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Считается вероятным, что Нижний Архыз – это бывшая столица древней Алании город Маас. В этом селении сохранились три каменных христианских храма, построенные в X веке. Впоследствии кафедра была перенесена на территорию Византии. В дальнейшем распространением христианства у алан занимались грузинские миссионеры. 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.