Февраля 2019 г.
Апостол Андрей Первозванный
Согласно церковному преданию первые слова евангельского благовестия раздались на территории будущей России в I веке. Первым проповедником Евангелия в нашей стране был святой апостол Андрей Первозванный. Святой апостол Андрей приходится братом святого Первоверховного апостола Петра. Согласно Евангелию от Иоанна (Иоанн 1, 35-40) Андрей был одним из двух учеников святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые, услышав свидетельство Иоанна о Господе нашем Иисусе как об обетованном Мессии, последовали за Спасителем. Андрей стал, таким образом, одним из двух первых учеников Христа. Отсюда его наименование Первозванный. Апостол Андрей привел затем ко Христу своего брата Симона (Петра). Окончательно Андрей и Петр были призваны к апостольскому служению, вместе с Иаковом и Иоанном, на берегу Генисаретского озера (Матфей 4, 18; Марк 1, 16). Апостол Андрей стал одним из 12-ти ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Он был свидетелем Его проповеди и чудес, был свидетелем явления Воскресшего Спасителя.
Об апостольской проповеди святого Андрея Первозванного сохранилось мало сведений. В середине II века появились апокрифические «Деяния Андрея». Их текст не сохранился и реконструируется по произведению конца VI века «Книге о чудесах» Григория Турского. Апокрифы во многом искажают события библейской и церковной истории. Однако глубокая древность «Деяний Андрея» дает надежду, что они сохранили правдивые сведения хотя бы относительно того, где проповедовал апостол Андрей. Согласно «Деяниям» апостол Андрей проповедовал в северной части Малой Азии, вдоль южного берега Черного моря. Он посетил Амасию, Синоп, Никею, Никомидию. Далее, апостол Андрей направился через расположенный на месте будущего Константинополя городок Византий во Фракию и Македонию. Кончил свою проповедь апостол Андрей, согласно его апокрифическим «Деяниям», в Ахайе (так во время Римской империи называлась Греция), будучи распят в городе Патры на кресте. Другой апокриф, более позднего происхождения, «Деяния Андрея и Матфия», говорит о проповеди апостола Андрея в некоем городе Мирна. Вероятно это Синоп на южном берегу Черного моря. Другие апокрифы говорят о проповеди апостола Андрея в северо-западной Персии.
Церковный историк Евсевий Кесарийский (начало IV века) приводит в своей «Церковной истории» отрывок из несохранившихся толкований Оригена на книгу Бытия. В этом отрывке Ориген, в частности, говорит о проповеди апостола Андрея в Скифии: «Святые же апостолы и ученики Спасителя нашего рассеялись по всей земле, Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну - Асия». Это известие затем повторяют многие древние писатели. В некоторых таких известиях апостолу Андрею приписывается проповедь не только скифам, но и соседним с ними племенам.
Автор жития святого апостола Андрея иерусалимский монах Епифаний, составивший его житие между 815 и 843 годом, повествует о проповеди апостола Андрея помимо южного берега Черного моря, и Ахайи, также и в других странах. Такими странами Епифаний считал Иверию (Грузию), Аланию, Абхазию, Боспор, расположенный на берегах Керченского пролива. Сообщает Епифаний и о проповеди апостола Андрея в Таврии, в том числе в Херсонесе. Вполне возможно, что Епифаний пользовался не дошедшими до нас источниками. Пользовался он и местными преданиями, поскольку лично совершил паломничество по местам апостольских путешествий Андрея Первозванного и Симона Канани в Северном Причерноморье. На составленное Епифанием житие апостола Андрея опирались византийские писатели Никита Давид Пафлагон и преподобный Симеон Метафраст. Писатель начала X века Никита Пафлагон в похвальном слове святому апостолу Андрею писал: «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Эвксинскому». Симеон Метафраст, живший во второй половине X века[1], говорит о проповеди апостола Андрея вдоль северного берега Черного моря вплоть до устья Дуная. Существуют также грузинские литературные памятники, повествующие о проповеди апостола Андрея в Иверии и соседних странах. Однако грузинские предания о проповеди апостола Андрея вряд ли древнее VIII века.
Древнейшее предание о проповеди апостола Андрея на территории будущей Руси отражено в «Повести временных лет». Сказав о том, что по берегам Черного моря «учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра»[2], летописец затем повествует о проповеди апостола Андрея на территории будущей Руси. Рассказ этот кажется в общем контексте «Повести временных лет» несколько искусственным. В самом деле, летописец, кажется, не без сомнения говорит о проповеди апостола Андрея по берегам Черного моря, а затем, вдруг, дает рассказ о проповеди апостола Андрея вплоть до будущего Новгорода. Причем летописец снабжает свой рассказ подробностями. Вот этот летописный рассказ.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь,[3] узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал, и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».[4]
Большинство ученых считают этот рассказ наивным вымыслом. Первым скепсис по отношению к рассказу высказал еще митрополит Платон (Левшин) в 1805 году. Отмечают, что рассказ о посещении апостолом Андреем территории будущей Руси входит в противоречие с замечаниями самой «Повести временных лет» в рассказе об убийстве варягов Феодора и Иоанна. Летописец приписывает прогнанному из христианских стран дьяволу следующий помысел: «Здесь же,[5] - думал окаянный, - обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, здесь и пророки ничего не предрекли».[6] Немного далее летописец замечает: «Телом апостоли не суть сде были»[7]. Правда, слово «сде» присутствует не во всех списках. Преподобный Нестор Летописец в составленном им житии святых Бориса и Глеба также говорит о том, что апостолы на Руси не проповедовали. Евгений Евсигнеевич Голубинский, комментируя летописный рассказ о посещении апостолом Андреем пределов будущей Руси, пишет следующее: «Очень может быть, что честолюбие и тщеславие наших предков, желая добиться того, чтобы страна наша была посещена одним из апостолов, не особенно затруднились бы составить повесть об этом и в том случае, если бы не представлялось к сему никакого основания и никакого внешнего повода. Но внешний повод составить такую повесть именно об апостоле Андрее действительно существовал. Недоуменным с первого взгляда представляется только то, что повесть составлена так, а не иначе».[8] Можно согласиться с этими словами Голубинского, однако критика Голубинским летописного рассказа об апостоле Андрее не всегда справедлива в своих частностях. Путешествие из Крыма в Рим по Днепру и Волхову хоть и выглядит странно, но не кажется нам столь нелепым, как Евгению Евсигнеевичу Голубинскому. Теперь мы знаем, что земли, населенные славянскими и германскими племенами, не были в I веке такой дикой пустыней, какой они представлялись Голубинскому. Торговые пути существовали и были, вероятно, в мирное время не слишком опасны. А что до причин такого странного маршрута, то надо сказать, что апостолы руководствовались Духом Святым. Кстати сказать, митрополит Исидор путешествовал из Москвы в Италию в 30-х годах XV века также через Новгород.
Защитником предания о проповеди апостола Андрея на территории будущей Руси являлся Макарий (Булгаков). Это вопрос он рассматривает в своем введении в историю Русской Церкви. Рассмотрев все свидетельства, которые могли бы подкрепить предание о проповеди апостола Андрея, историк пришел к выводу, что «предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно, или принимать за одну идею».[9] Надо сказать, что митрополиту Макарию вообще свойственно старание поддерживать церковные предания. Особенно это было свойственно ему в сравнительно молодые его годы, когда он написал введение в историю Русской Церкви. Это стремление идет подчас в ущерб исторической объективности митрополита Макария.
Любопытно, что существует и новгородская редакция рассказа о посещении Руси апостолом Андреем Первозванным. Она сохранилась в составленной в XVI веке Степенной книге и в составленном в то же время житии Михаила Клопского. В новгородской редакции умалчивается о новгородских банях и рассказывается о проповеди апостола Андрея на территории будущей Новгородской Руси. Согласно этой версии апостол, благовествовав о Христе, погрузил свой жезл в землю. От этого место то стало называться Грузино. Село Грузино находится вниз по течению Волхова от Новгорода. Впоследствии это село стало знаменитым из-за местного помещика. Это был крупный государственный и военный деятель царствования Павла и Александра I генерал Аракчеев.
Предание о том, что земли будущей Руси посетил апостол Андрей Первозванный, прочно укоренилось на Руси. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный в ответ посланнику римского папы Антонио Поссевину, который убеждал его принять католичество, говорил: «Мы верим не в греков, а в Христа; мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим; таким образом мы на Москве приняли христианскую веру в то же самое время, как вы в Италии, и с тех пор доселе мы соблюдаем ее ненарушимою».[10] Русский инок Арсений Суханов, полемизируя в середине XVII веке в Яссах с греками, заявлял: «Вскую вы собою хвалитеся, что мы от вас крещение прияли, мы крещение прияли от апостола Андрея, когда он по вознесении Господни прииде в Византию, а оттуда пойде Черным морем до Днепра, и Днепром вверх до Киева, и от Киева даже до великого Новагорода, и ходя тем путем учение свое о вере Христове распространял, а иных крестил. … Веру вы изначала прияли от апостола Андрея, а мы такожде от апостола Андрея».[11]
Антон Владимирович Карташев с уважением относившийся к преданию об апостоле Андрее, в то же время, будучи объективным историком, не принимал летописного сказания о проповеди апостола. Карташев при этом справедливо указывал, что отрицание факта проповеди апостола Андрея на территории будущей Киевской Руси «не меняет нашего отношения к нему, как апостолу наших стран, и его к нам, как его вожделенным крещальным детям».[12] Карташев писал: «Не ошиблись наши предки, развив легенду о благословении первозванным апостолом русского христианства, но ошибаемся мы, их потомки, что не чтим особо торжественно и сознательно дня церковной памяти апостола Андрея, положенной 30 ноября старого стиля. Пора нам созреть и до этого, как мы созрели до празднования наших христианских просветителей: благоверного великого князя Владимира и святых солунских братьев — Кирилла и Мефодия».[13]
Согласно византийским источникам учениками святого апостола Андрея были святые мученики Инна, Пинна и Римма из Скифии. Имена эти сравнительно недавно стали преимущественно женскими. Раньше это были мужские имена. Мученики Инна, Пинна и Римма проповедовали о Христе, были схвачены неким князем варваров и умерщвлены, будучи насмерть заморожены во льду. Мощи их были принесены в некий город Алиск, который Е.Е. Голубинский отождествлял с городом Алушта в Крыму. Житие этих святых, составленное в IV веке, не сохранилось. До нас дошла только выписка из него, составленная в XI веке. Сохранились также жития святых Инны, Пинны и Риммы в византийских синаксариях X-XIII веков. В сербском прологе XII века имена этих святых передаются как Енен, Нирен и Пень.
Ярослав Мудрый дает своему сыну Всеволоду в крещении имя Андрей. Этот Всеволод (Андрей), впоследствии прославленный в лике святых, устроил в Киеве Андреевский Янчин монастырь. Митрополит Переяславский Ефрем в 1089 году освятил в Переяславле собор во имя святого апостола Андрея. Император Михаил VII Дука в 1072 или 1073 г. писал князю Всеволоду Ярославичу: «Ибо научают меня священные книги и достоверные истории, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, что одни и те же самовидцы Божественного таинства и вещатели провозгласили в них слово Евангелия».
Другие апостолы из числа двенадцати, проповедовавшие на будущей канонической территории Русской Православной Церкви и Грузинской Православной Церкви - Симон Зилот (Кавказ, мученически скончался в Никопсисе, вблизи нынешнего Туапсе), Варфоломей (Кавказ, мученически скончался в городе Альбан (Альбанополь), отождествляемым с городом Баку), Матфий (Кавказ, мученическую кончину принял в Иудее).
Апостолы из числа семидесяти, проповедовавшие христианство на Кавказе, - Фаддей и Иуда, брат Господень.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в страну мирмидонян. СПб., 1909.
2. Петровский С.П. Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью // Записки Императорского Одесского Общества Истории Древностей , 1897.
3. Болотов Василий Васильевич рассматривает вопрос о проповеди апостола Андрея в своих лекциях. "Лекции по истории Древней Церкви» изданы на основе студенческих записей под редакцией профессора Бриллиантова. Интересующий нас вопрос находится во втором томе...
4. Митр. МАКАРИЙ (Булгаков). "История Русской Церкви. - М.,1991. Т.1.
Митр. Платон также отнёсся со скепсисом. Противников проповеди больше, чем сторонников.
Митр. Макарий считал, что апостол посетил не только южное, северо-восточное и северное Причерноморье, но и дальний север (на Киев). Митр. Макарий считал, что само предание не заключает в себе ничего невероятного.
Самые ранние свидетельства: слова Оригена, внесённые в церковную историю Евсевия Кессарийского и целый ряд свидетельств от III до VIII вв.
Голубинский утверждает:
а) ап. Андрей был в северном Причерноморье, а летописец продолжает его путь до Киева;
б) Голубинский исходит из того положения, что путешествие было невозможно, ибо там была пустыня;
в) путь из Новгорода в Рим был невозможен. Это говорит о невежестве автора.
Но Голубинский не пользовался арсеналом всех средств, а некоторыми источниками он ещё не мог обладать. Археология в то время ещё только зарождалась. Археологически не были известны древнерусские города (А.С. Пушкин писал, что, будучи в Пскове, он не нашёл там ничего древнего, хотя впоследствии археологами были открыты древние постройки, росписи, образцы искусства и т.п.). Как следует ещё не копали Пантикапей, Херсонес, Оливию.
Что же показали в дальнейшем археологические исследования?
Во II-I тыс. до Р.Х. Европа достаточно густо населена (эпоха бронзы). Праславянские племена живут здесь с XV-XIIвв. до Р.Х. В VII-VIвв. возникают греческие города-полисы в Причерноморье. Это центры античной цивилизации и культуры. Степь вовлекается в греко-римскую цивилизацию. Купцы отправляются по рекам Днепру, Южному Бугу, Днестру, Дону, Волге. В V в. до Р.Х. в Ольвии был Геродот. Описал Скифию. Возможно был в районе будущего Киева. К I веке до Р.Х. Восточная Европа была хорошо известна грекам. Не такая уж она была пустыня, как говорит Голубинский. М. Макарий этого тоже не знал, но обладал неким историческим чутьём.
Что касается пути в Рим через Европу, то такой путь существовал с III тыс. до Р.Х. - янтарный путь: от устья Немана и Вислы, далее шёл на юг и выходил на римскую крепость Карнуд на Дунае.
С письменными источниками работал Васильевский.
В XIX в. источники пополняются - барон Тишендорф и Липсеус опубликовали апокрифические сказания об апостолах, в том числе и об ап. Андрее:
1) "Деяния ап. Андрея и Мефодия в стране антропофагов";
2) "Деяния апп. Петра и Андрея";
3) "Деяния и мученичество апп Петра и Андрея".
Опубликованы они были в Древностях: Труды Императорского Московского Археологического Общества. М., 1894, т. 15, вып. 2 (Публикация Сперанского).
Васильевский приходит к выводу, что наш летописец имел под рукой не дошедшие до нас апокрифические сказания гностического происхождения. В любом случае это не пустая выдумка.
Петровский обработал все варианты сказаний:
1) эфиопский; 2) коптский; 3) сирийский. И он сделал вывод, что самая ранняя редакция относится к I - II вв. Даны подлинные названия географических пунктов, поэтому факты об апостольской проповеди реальны. Разные варианты апокрифических сказаний говорят о разных землях, но дают одно направление: от юга на север, от Сирии до Тавриды.
Действительно ли проповедовал Апостол на Кавказе и в Тавриде?
ЗА: 1) предание;
2) в этих местах существовали еврейские общины и было к кому идти с проповедью в первую очередь: Армения, Херсонес, Боспор, Таврида и др.;
3) Болотов отмечает, что гностики правильно указывают имена царей, дают правильную хронологию. Он считает, что вероятность прежде всего там, где нет обилия чудес, все идёт естественным путем. Тем более что Апостолы часто не прибегали к чудесам. Пути были скорее всего торговые. Купцы добирались до Китая, Цейлона, не говоря о Британии. Поэтому Апостол путешествовал не по пустыне, а по торговым путям.
Болотов: всем критериям, которые он предъявляет к источникам, сказания об ап. Андрее и его проповеди, соответствуют. Болотов делает вывод, что в Боспорском царстве и Скифии действовали апп. Андрей, Петр, Варфоломей, Матфей. Он говорит, что в 52г. по Р.Х. Боспорский царь принял иудейскую веру (возможно здесь подразумевается христианская вера). Это, возможно, отголоски апостольской проповеди.
Митрополит Макарий (Булгаков) приводит целый ряд свидетельств с III по IX вв. об ап. Андрее.
III век
1. Св. ИППОЛИТ Римский (ПОРТУЭНСКИЙ), сочинение о 12 апостолах, где говорится, что ап. Андрей, после проповеди скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе (имеется ввиду Скифия от Балканских гор до устья Дуная).
2. ОРИГЕН: ап. Андрей получил в жребий Скифию.
Ипполит ученик св. Иринея, который был близок к св. Поликарпу, а Ориген ученик св. Климента Александрийского, а Климент, в свою очередь - Пантена. Очень близко по времени к рассматриваемым событиям.
IV век
1. Св. ДОРОФЕЙ, еп. Тирский. Говорит, что ап. Андрей протек всю Вифинию, Фракию и скифов, дошёл до города Севаста (Абхазия). Он основывался на каких-то ранних документах.
2. Св. ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (+ 403г.). Повторяет это сказание.
3. СОФРОНИЙ, друг блаженного Иеронима, говорит о том же, но подробней и ссылается на предание. Он говорит, что Апостол дошёл до Каспия и называет народы: скифы, сокдиане и саки (скифы азиатские, которые жили у Каспия; сокдиане жили между Волгой, Доном и Кавказом).
V век
ЕВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ. Говорит о проповеди ап. Андрея скифам.
VI - VII века
ИСИДОР Севильский. Говорит, что ап. Андрей получил в удел Скифию и Ахаию (Греция).
IX век
1. НИКИТА ПАФЛАГОН. "Похвальное слово ап. Андрею". Проповедовал ап. Андрей иверам, тавроматам (Крым), скифам, савроматам (между Волгою, Доном и Кавказскими горами).
2. Иеромонах ЕПИФАНИЙ. Обошёл все места, указанные у Епифания Кипрского, и составил полное житие ап. Андрея (Иверия, Сванетия, Осетия, Абхазия, Верхний Судак, Боспор; по южному берегу - Феодосия и Херсонес). Он собирал местные повествования и сверял их с преданием IV в.
Наш летописец тоже указывает на предание. Возможно тем же письменным преданием пользовался и Никифор Каллист, который говорит, что Андрей дошёл до страны антропофагов (глубина Европейской России, простиралась она до современных Великороссии, Белоруссии и Балтики) и скифской пустыни (Харьков, Тамбов, Курск). У поляков тоже существует предание об ап. Андрее.
Фулльская епархия
Город Фуллы – это древняя греческая колония в Таврии. Ее точное местоположение неизвестно. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что Фуллы находились недалеко от Сугдеи (Сурожа), так как Фульская епархия была впоследствии присоединена к епархии Сурожской.[16] Точное место города Фуллы до сих пор не определено. Среди возможных мест: Чуфут-Кале в 2, 5 километрах от Бахчисарая, Инкерман, Старый Крым, село Машино Бахчисарайского района, село Балки Белогорского района. В VIII веке Фулльская епархия упоминается как архиепископия. В первое правление Константинопольской Церковью патриарха Николая Мистика (901-907 гг.) Фульская епархия находилась на 99 месте в списке епархий Константинопольского Патриархата.
Готская епархия
Готы - германский народ. Они появились в Северном Причерноморье в III веке после Рождества Христова, переселившись с южного берега Балтийского моря. Готы совершали набеги на греческие города расположенные в Малой Азии и на Балканах. Некоторые готы принимали христианство. Готами были святой мученик Савва Стратилат (пострадал в 272 году вместе с 70 воинами-готами), Савва Чтец (пострадал в 273 году).
В 323 году готы приняли христианство в виде арианства. Просветителем готов является арианин епископ Ульфила. Затем готы во время великого переселения народов ушли в Западную Европу. Часть готов остались в Таврии (Крыму) и на Таманском полуострове. Они исповедовали православие. На I Вселенском Соборе присутствовал епископ Готский Феофил. Скорее всего, центр его епархии находился вне Крыма - в городе Томи. Известно, что святитель Иоанн Златоуст рукоположил епископа для православных готов. В правление святой императрицы Ирины (780-790) епископ Готский святитель Иоанн содействовал торжеству православия над иконоборческой ересью в Константинополе. Св. Иоанн был три года в Иерусалиме, хиротонию получил от Грузинского католикоса, ввиду невозможности получить ее от патриарха-иконоборца. Кафедра Иоанна находилась уже в Таврии. Монах Кирилл подписал вероопределение VII Вселенского Собора за своего епископа Никиту Готского.
Готы жили в лесистой стране Дори на юго-западе Крыма. Поэтому их называли готы-тетракситы, то есть готы древесные. Столицей и центром епархии был город Мангуп (находился на территории, входящей ныне в Бахчисарайский район). Иногда Мангуп также называли Дори. Видимо их страну «Повесть временных лет» именует «дерева».[17] В Дори нашли церковь свв. Константина и Елены, большую по размерам и с баптистериями.
В списке епархий Константинопольского патриархата конца VIII века Готская епархия обозначена уже как митрополия, включавшая в себя восемь епархий. Ей подчинялась епархия хазар, известная только из нотиций (списков митрополий и епархий Константинопольского патриархата). В начале X века епархия Готская упоминается как архиепископия, с конца XIII века как митрополия.
Что касается истории страны Дори, то она иногда была самостоятельной, иногда входила в состав Византийской империи или Хазарского каганата. Православное княжество Феодоро в стране Дори пережило Византию и пало в 1475 году, когда турки взяли Мангуп. Что касается готского населения, то оно, судя по всему, постепенно эллинизировалось. Впрочем, в 1562 году дипломат барон де Бусбек еще встретил в Крыму готов, говорящих по-готски. Паствой митрополитов Готских была также часть крымских татар.
Готская митрополия просуществовала до 80-х годов XVIII века. В царствование Екатерины II крымские греки, во главе с последним митрополитом Готским святителем Игнатием Газадини, переселились в северное Приазовье и основали город Мариуполь. После кончины в 1786 году святителя Игнатия Готская митрополия прекратила свое существование. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2018 года внес имя святителя Игнатия (Газадини) в список святых, почитаемых всей Церковью. Удаление из Крыма православных греков во главе с митрополитом привело к тому, что православная часть крымских татар постепенно исламизировалась.
6. Боспорская епархия
Боспором греки именовали Керченский пролив. Этим же названием именовалось и государство, существовавшее на берегах этого пролива - Боспорское царство, возникшее около 480 года до Рождества Христова. Столицей этого государства был город Пантикапей, известный также как город Боспор. На его месте находится ныне город Керчь. С 14 года по Рождестве Христовом Боспорское царство находилось в зависимости от Римской империи. С середины III века царство подвергается натиску готов и иных варварских племен. Затем царство входит в сферу влияния Византии. Наконец, примерно в 20-30-е годы VI века Боспорское царство прекращает свое существование и входит в состав Византийской империи. В 576 году берега Керченского пролива были захвачены Тюркским каганатом, а в VIII веке Хазарским каганатом. После разгрома Хазарии в 60-е годы X века киевским князем Святославом Игоревичем берега Керченского пролива попадают под контроль Руси. По другой версии, русские обосновались на берегах Керченского пролива позднее – при сыне Святослава святом Владимире, при котором там возникло русское Тмутараканское княжество, первым князем которого, известным из «Повести временных лет», был Мстислав, сын святого равноапостольного Владимира. В XII веке берега пролива вновь принадлежат византийцам. В XIII веке их разоряют монголо-татары, что приводит к исчезновению на некоторое время самого города Боспор. Уцелел лишь храм св. Иоанна Предтечи. Затем на берегах пролива появляются венецианцы. В 1318 генуэзцы присоединяют Керчь к своим колониям в Таврии с центром в городе Кафа (Феодосия). В 1475 генуэзские колонии турки в Крыму захватывают турки. Это событие приводит к упадку там христианства и росту мусульманства. В 1774 году берега Керченского пролива включены в состав Российской империи, начинается постепенное возрождение христианства.
Самое раннее свидетельство о христианстве в этих местах - надгробие христианина Евтропия, погребенного в 304 году. Затем, начиная с I Вселенского Собора, мы видим подписи епископов Боспорских под деяниями нескольких Соборов. Под актами I Вселенского Собора подписался епископ Боспорский Домн. Под актами VII Вселенского Собора подписался за отсутствующего епископа Боспорского Андрея его диакон Давид. С конца VII века существовала Боспорская архиепископия, а с конца XIII века – митрополия. С конца XIV века греческие нотиции (списки епархий Константинопольского патриархата) больше не содержат упоминаний о Боспорской митрополии.
В 1308 году в Боспоре была создана католическая епархия, ставшая затем митрополией, которой подчинялась епархия в Херсонесе.
Из числа древностей особо интересен христианский склеп, найденный в 1890 году в Керчи. Он датируется 491 годом. Интересны надписи на стенах склепа. Были еще находки склепов, находки фрагментов керамики с христианской символикой.
В сильно перестроенном виде сохранился древний храм св. Иоанна Предтечи в Боспоре, построенный в IV веке на месте более древней постройки. Сохранилась плита от постройки I века с углублением в форме человеческого следа, который почитается как след, оставленный св. апостолом Андреем. Храм находится в центре современной Керчи. В X веке он был перестроен. В XIX к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле. Согласно церковному преданию, основателем первого христианского храма на этом месте стал св. апостол Андрей Первозванный. Иерусалимский монах Епифаний, посетивший Боспор (Керчь) в первой половине IX века, посетил и весьма большой. По его словам, храм св. Апостолов в этом городе, возможно тождественный с храмом св. Иоанна Предтечи. По его словам, в основание храма был вкопан ковчег с мощами св. апостола Симона Кананита, часть из которых Епифаний и его спутники получили себе в благословение. Во время господства в Крыму генуэзцев храм был отремонтирован. Город Керчь они называли портом святого Иоанна (официального город назывался Воспоро), а Керченский пролив проливом святого Иоанна. Во время Крымского ханства храм использовался в качестве мечети. После вхождения Керчи в состав Российской империи он вновь стал православным храмом. В настоящее время храм св. Иоанна Предтечи в Керчи является действующим.
Азиатская часть Боспорского царства дает нам сведения о миссионерской деятельности в первой половине VI века, когда в Константинополе, при Византийском императоре Юстиниане Великом, был крещен князь гуннов. В азиатской части главным городом была Фанагория. Этот город располагался на восточном берегу Керченского пролива, неподалеку от современного поселка Сенной Темрюкского района Краснодарского края. При раскопках Фанагории обнаружено множество предметов с христианской символикой. Среди подписей участников Константинопольского Собора 518 года есть подпись епископа Фанагорийского Иоанна. Следовательно, существовала такая епархия, возможно непродолжительное время. Кроме того в азиатской части Боспорского царства существовала Таматархская епархия, о которой речь пойдет ниже.
7. Зихийская и Таматархская (Матархская) епархии.
Зихия – одно из названий Черкесии. В более широком смысле Зихия – территория, на которой ныне находятся Краснодарский край, Адыгея, Карачаево-Черкесия. Впервые епископ Зихии упоминается в тридцатые годы VI века – епископ Дамиан принимал участие в Константинопольском Соборе 536 года. Кафедра епископа Зихии находилась в городе Никопсис, расположенном, вероятнее всего, на территории нынешнего поселка Новомихайловский, вблизи города Туапсе.[18] При раскопках там найдены остатки христианского храма времен раннего Средневековья. В располагавшемся неподалеку укреплении обнаружены остатки древней базилики. Согласно житию святого апостола Симона Кананита, написанном иерусалимским монахом Епифанием в IX веке, этот апостол был убит зихами в Никопсисе в 55 году. Следует отметить, что Епифаний лично посещал Зихию. О зихах он писал, что это народ «жестокий и варварский, доныне наполовину неверующий». С конца X до конца XI века существовала объединенная архиепископия Зихии и Матархи. При патриархе Евстратии (1081-1084) кафедры были вновь разделены. Затем они вновь объединяются, и с 1318 года упоминается митрополия Зихии и Матархи.
В 80-е годы XX века при раскопках в Тамани были обнаружены две свинцовые печати с надписями «Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии». Считается, что Антоний – это известный под этим именем из греческих источников архиепископ Зихии, занимавшего кафедру в 40-50-е годы XI века. Обнаружена еще печать XII века с именем другого архиерея из Зихии – Константина.
Таматархская епархия существовала на Таманском полуострове (юго-запад нынешнего Краснодарского края). В нотиции конца VIII- начала IX века епархия Таматархи упоминается среди епархий Готской митрополии, занимая среди них последнее, седьмое, место. Все эти епархии находились в составе Константинопольского патриархата. Затем епархия Таматархи упоминается в Уставе императора Льва Мудрого (правил в 886-912 гг.) «О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому». Видимо, епископ Таматархи принимал участие в Константинопольском Соборе 879 года, известном также как Великий Свято-Софийский Собор. Во время правления императора Иоанна Цимисхия (правил в 969-976 гг.) существовала архиепископия Таматархи и Зихии. В результате завоеваний Киевского князя Святослава Игоревича или его сына святого Владимира берега Керченского пролива вошли в состав Древнерусского государства. Впоследствии там существовало русское Тмутараканское княжество. На территории этого княжества существовала во второй половине XI века Тмутараканская епархия в составе Киевской митрополии, хотя высказывались, впрочем, мнения, что эта епархия не входила в состав Киевской митрополии, а подчинялась непосредственно патриарху Константинопольскому. Вблизи Тмутаракани преподобный Никон Печерский основал Богородичный монастырь, как приклад, то есть подворье или зависимый монастырь, Киево-Печерского монастыря. В 1094 году Тмутаракань в последний раз упоминается в русских летописях. В греческих источниках конца XI века епархии Матархи (то есть, Таматархи) и Зихии как две разных. Епархия Матархи, впоследствии вновь объединенная в епархией Зихии, и получившая статус митрополии, просуществовала еще долго. В 1396 году имело место последнее о ней упоминание - упоминается митрополит Зихии и Матархи Иосиф.
В 1395 году католический архиепископ Иоганн Галонифонтибус писал, что население Зихии отчасти соблюдает греческие обряды, а отчасти следует своим, то есть языческим культам. В начале XV века немец Иоганн Шильтбергер, около тридцати лет проведший в плену у мусульман, в том числе на Кавказе, писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру», которые служат Богу «на языках асском и зихском или черкесском. Асы (ясы) – это осетины. Генуэзский путешественник, историк и этнограф Джорджо Интериано около 1500 года так описывал своеобразную религиозность черкесов: «Знатные не ходят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви. По прошествии этого срока или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужения, которые в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви, не слезая с коня». Интериано также отмечает, что священники у черкесов «служат, по- своему употребляя греческие слова и начертания, не понимая их смысла». В XVI веке среди горцев Зихии еще были православные священники.
8. Абазгийская епархия существовала на территории современной Абхазии и города Сочи. Кафедру возглавляли архиепископы. Со времен I Вселенского Собора известны архиепископы Питиунтские. Город Питиунт ныне носит название Пицунда. На пути в ссылку в Питиунт скончался в 407 году в Команах, на территории Абхазии святитель Иоанн Златоуст. Со времен IV Вселенского Собора упоминаются архиепископы Севастополисские. Севастополис – древний город, еще ранее известный под названием Диоскуриада. Ныне он называется Сухум (по-грузински Сухуми, Цхуми). Архиепископам Абазгии подчинялись несколько епископов. До первой половины VIII века Абазгия входила в состав Византийской империи. Затем появляется самостоятельное Абхазское царство, а вместо Абазгийской архиепископии – Абхазский католикосат. Первый католикос Абхазии был поставлен патриархом Антиохийским.
9. Аланская митрополия
В древности Алания простиралась от устья Дона до Волги, Каспийского моря и сопредельного ему Кавказа. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что начало христианства в Алании следует относить к временам проповеди апостола Андрея. Святой Епифаний Кипрский (IV век) упоминает, что св. апостолы Андрей и Симон проповедовали в Солании, под которой можно понимать Аланию, а затем у абазгов (абхазов). Византолог Ю. Кулаковский скептически относился к этим известиям и считал, что христианство у аланов появилось в начале X века при патриархе Константинопольском Николае Мистике, когда в 901-902 гг. действительно была образована Аланская митрополия. На территории Осетии археологами найдено множество памятников христианской древности, однако они относятся к концу 1-го - началу 2-го тысячелетия после Рождества Христова. Кафедра Аланского митрополита находилась на месте нынешнего селения Нижний Архыз, что в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Считается вероятным, что Нижний Архыз – это бывшая столица древней Алании город Маас. В этом селении сохранились три каменных христианских храма, построенные в X веке. Впоследствии кафедра была перенесена на территорию Византии. В дальнейшем распространением христианства у алан занимались грузинские миссионеры.
Февраля 2019 г.
Апостол Андрей Первозванный
Согласно церковному преданию первые слова евангельского благовестия раздались на территории будущей России в I веке. Первым проповедником Евангелия в нашей стране был святой апостол Андрей Первозванный. Святой апостол Андрей приходится братом святого Первоверховного апостола Петра. Согласно Евангелию от Иоанна (Иоанн 1, 35-40) Андрей был одним из двух учеников святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые, услышав свидетельство Иоанна о Господе нашем Иисусе как об обетованном Мессии, последовали за Спасителем. Андрей стал, таким образом, одним из двух первых учеников Христа. Отсюда его наименование Первозванный. Апостол Андрей привел затем ко Христу своего брата Симона (Петра). Окончательно Андрей и Петр были призваны к апостольскому служению, вместе с Иаковом и Иоанном, на берегу Генисаретского озера (Матфей 4, 18; Марк 1, 16). Апостол Андрей стал одним из 12-ти ближайших учеников Господа Иисуса Христа. Он был свидетелем Его проповеди и чудес, был свидетелем явления Воскресшего Спасителя.
Об апостольской проповеди святого Андрея Первозванного сохранилось мало сведений. В середине II века появились апокрифические «Деяния Андрея». Их текст не сохранился и реконструируется по произведению конца VI века «Книге о чудесах» Григория Турского. Апокрифы во многом искажают события библейской и церковной истории. Однако глубокая древность «Деяний Андрея» дает надежду, что они сохранили правдивые сведения хотя бы относительно того, где проповедовал апостол Андрей. Согласно «Деяниям» апостол Андрей проповедовал в северной части Малой Азии, вдоль южного берега Черного моря. Он посетил Амасию, Синоп, Никею, Никомидию. Далее, апостол Андрей направился через расположенный на месте будущего Константинополя городок Византий во Фракию и Македонию. Кончил свою проповедь апостол Андрей, согласно его апокрифическим «Деяниям», в Ахайе (так во время Римской империи называлась Греция), будучи распят в городе Патры на кресте. Другой апокриф, более позднего происхождения, «Деяния Андрея и Матфия», говорит о проповеди апостола Андрея в некоем городе Мирна. Вероятно это Синоп на южном берегу Черного моря. Другие апокрифы говорят о проповеди апостола Андрея в северо-западной Персии.
Церковный историк Евсевий Кесарийский (начало IV века) приводит в своей «Церковной истории» отрывок из несохранившихся толкований Оригена на книгу Бытия. В этом отрывке Ориген, в частности, говорит о проповеди апостола Андрея в Скифии: «Святые же апостолы и ученики Спасителя нашего рассеялись по всей земле, Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну - Асия». Это известие затем повторяют многие древние писатели. В некоторых таких известиях апостолу Андрею приписывается проповедь не только скифам, но и соседним с ними племенам.
Автор жития святого апостола Андрея иерусалимский монах Епифаний, составивший его житие между 815 и 843 годом, повествует о проповеди апостола Андрея помимо южного берега Черного моря, и Ахайи, также и в других странах. Такими странами Епифаний считал Иверию (Грузию), Аланию, Абхазию, Боспор, расположенный на берегах Керченского пролива. Сообщает Епифаний и о проповеди апостола Андрея в Таврии, в том числе в Херсонесе. Вполне возможно, что Епифаний пользовался не дошедшими до нас источниками. Пользовался он и местными преданиями, поскольку лично совершил паломничество по местам апостольских путешествий Андрея Первозванного и Симона Канани в Северном Причерноморье. На составленное Епифанием житие апостола Андрея опирались византийские писатели Никита Давид Пафлагон и преподобный Симеон Метафраст. Писатель начала X века Никита Пафлагон в похвальном слове святому апостолу Андрею писал: «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Эвксинскому». Симеон Метафраст, живший во второй половине X века[1], говорит о проповеди апостола Андрея вдоль северного берега Черного моря вплоть до устья Дуная. Существуют также грузинские литературные памятники, повествующие о проповеди апостола Андрея в Иверии и соседних странах. Однако грузинские предания о проповеди апостола Андрея вряд ли древнее VIII века.
Древнейшее предание о проповеди апостола Андрея на территории будущей Руси отражено в «Повести временных лет». Сказав о том, что по берегам Черного моря «учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра»[2], летописец затем повествует о проповеди апостола Андрея на территории будущей Руси. Рассказ этот кажется в общем контексте «Повести временных лет» несколько искусственным. В самом деле, летописец, кажется, не без сомнения говорит о проповеди апостола Андрея по берегам Черного моря, а затем, вдруг, дает рассказ о проповеди апостола Андрея вплоть до будущего Новгорода. Причем летописец снабжает свой рассказ подробностями. Вот этот летописный рассказ.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь,[3] узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал, и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».[4]
Большинство ученых считают этот рассказ наивным вымыслом. Первым скепсис по отношению к рассказу высказал еще митрополит Платон (Левшин) в 1805 году. Отмечают, что рассказ о посещении апостолом Андреем территории будущей Руси входит в противоречие с замечаниями самой «Повести временных лет» в рассказе об убийстве варягов Феодора и Иоанна. Летописец приписывает прогнанному из христианских стран дьяволу следующий помысел: «Здесь же,[5] - думал окаянный, - обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, здесь и пророки ничего не предрекли».[6] Немного далее летописец замечает: «Телом апостоли не суть сде были»[7]. Правда, слово «сде» присутствует не во всех списках. Преподобный Нестор Летописец в составленном им житии святых Бориса и Глеба также говорит о том, что апостолы на Руси не проповедовали. Евгений Евсигнеевич Голубинский, комментируя летописный рассказ о посещении апостолом Андреем пределов будущей Руси, пишет следующее: «Очень может быть, что честолюбие и тщеславие наших предков, желая добиться того, чтобы страна наша была посещена одним из апостолов, не особенно затруднились бы составить повесть об этом и в том случае, если бы не представлялось к сему никакого основания и никакого внешнего повода. Но внешний повод составить такую повесть именно об апостоле Андрее действительно существовал. Недоуменным с первого взгляда представляется только то, что повесть составлена так, а не иначе».[8] Можно согласиться с этими словами Голубинского, однако критика Голубинским летописного рассказа об апостоле Андрее не всегда справедлива в своих частностях. Путешествие из Крыма в Рим по Днепру и Волхову хоть и выглядит странно, но не кажется нам столь нелепым, как Евгению Евсигнеевичу Голубинскому. Теперь мы знаем, что земли, населенные славянскими и германскими племенами, не были в I веке такой дикой пустыней, какой они представлялись Голубинскому. Торговые пути существовали и были, вероятно, в мирное время не слишком опасны. А что до причин такого странного маршрута, то надо сказать, что апостолы руководствовались Духом Святым. Кстати сказать, митрополит Исидор путешествовал из Москвы в Италию в 30-х годах XV века также через Новгород.
Защитником предания о проповеди апостола Андрея на территории будущей Руси являлся Макарий (Булгаков). Это вопрос он рассматривает в своем введении в историю Русской Церкви. Рассмотрев все свидетельства, которые могли бы подкрепить предание о проповеди апостола Андрея, историк пришел к выводу, что «предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно, или принимать за одну идею».[9] Надо сказать, что митрополиту Макарию вообще свойственно старание поддерживать церковные предания. Особенно это было свойственно ему в сравнительно молодые его годы, когда он написал введение в историю Русской Церкви. Это стремление идет подчас в ущерб исторической объективности митрополита Макария.
Любопытно, что существует и новгородская редакция рассказа о посещении Руси апостолом Андреем Первозванным. Она сохранилась в составленной в XVI веке Степенной книге и в составленном в то же время житии Михаила Клопского. В новгородской редакции умалчивается о новгородских банях и рассказывается о проповеди апостола Андрея на территории будущей Новгородской Руси. Согласно этой версии апостол, благовествовав о Христе, погрузил свой жезл в землю. От этого место то стало называться Грузино. Село Грузино находится вниз по течению Волхова от Новгорода. Впоследствии это село стало знаменитым из-за местного помещика. Это был крупный государственный и военный деятель царствования Павла и Александра I генерал Аракчеев.
Предание о том, что земли будущей Руси посетил апостол Андрей Первозванный, прочно укоренилось на Руси. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный в ответ посланнику римского папы Антонио Поссевину, который убеждал его принять католичество, говорил: «Мы верим не в греков, а в Христа; мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим; таким образом мы на Москве приняли христианскую веру в то же самое время, как вы в Италии, и с тех пор доселе мы соблюдаем ее ненарушимою».[10] Русский инок Арсений Суханов, полемизируя в середине XVII веке в Яссах с греками, заявлял: «Вскую вы собою хвалитеся, что мы от вас крещение прияли, мы крещение прияли от апостола Андрея, когда он по вознесении Господни прииде в Византию, а оттуда пойде Черным морем до Днепра, и Днепром вверх до Киева, и от Киева даже до великого Новагорода, и ходя тем путем учение свое о вере Христове распространял, а иных крестил. … Веру вы изначала прияли от апостола Андрея, а мы такожде от апостола Андрея».[11]
Антон Владимирович Карташев с уважением относившийся к преданию об апостоле Андрее, в то же время, будучи объективным историком, не принимал летописного сказания о проповеди апостола. Карташев при этом справедливо указывал, что отрицание факта проповеди апостола Андрея на территории будущей Киевской Руси «не меняет нашего отношения к нему, как апостолу наших стран, и его к нам, как его вожделенным крещальным детям».[12] Карташев писал: «Не ошиблись наши предки, развив легенду о благословении первозванным апостолом русского христианства, но ошибаемся мы, их потомки, что не чтим особо торжественно и сознательно дня церковной памяти апостола Андрея, положенной 30 ноября старого стиля. Пора нам созреть и до этого, как мы созрели до празднования наших христианских просветителей: благоверного великого князя Владимира и святых солунских братьев — Кирилла и Мефодия».[13]
Согласно византийским источникам учениками святого апостола Андрея были святые мученики Инна, Пинна и Римма из Скифии. Имена эти сравнительно недавно стали преимущественно женскими. Раньше это были мужские имена. Мученики Инна, Пинна и Римма проповедовали о Христе, были схвачены неким князем варваров и умерщвлены, будучи насмерть заморожены во льду. Мощи их были принесены в некий город Алиск, который Е.Е. Голубинский отождествлял с городом Алушта в Крыму. Житие этих святых, составленное в IV веке, не сохранилось. До нас дошла только выписка из него, составленная в XI веке. Сохранились также жития святых Инны, Пинны и Риммы в византийских синаксариях X-XIII веков. В сербском прологе XII века имена этих святых передаются как Енен, Нирен и Пень.
Ярослав Мудрый дает своему сыну Всеволоду в крещении имя Андрей. Этот Всеволод (Андрей), впоследствии прославленный в лике святых, устроил в Киеве Андреевский Янчин монастырь. Митрополит Переяславский Ефрем в 1089 году освятил в Переяславле собор во имя святого апостола Андрея. Император Михаил VII Дука в 1072 или 1073 г. писал князю Всеволоду Ярославичу: «Ибо научают меня священные книги и достоверные истории, что наши государства оба имеют один некий источник и корень, что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, что одни и те же самовидцы Божественного таинства и вещатели провозгласили в них слово Евангелия».
Другие апостолы из числа двенадцати, проповедовавшие на будущей канонической территории Русской Православной Церкви и Грузинской Православной Церкви - Симон Зилот (Кавказ, мученически скончался в Никопсисе, вблизи нынешнего Туапсе), Варфоломей (Кавказ, мученически скончался в городе Альбан (Альбанополь), отождествляемым с городом Баку), Матфий (Кавказ, мученическую кончину принял в Иудее).
Апостолы из числа семидесяти, проповедовавшие христианство на Кавказе, - Фаддей и Иуда, брат Господень.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в страну мирмидонян. СПб., 1909.
2. Петровский С.П. Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью // Записки Императорского Одесского Общества Истории Древностей , 1897.
3. Болотов Василий Васильевич рассматривает вопрос о проповеди апостола Андрея в своих лекциях. "Лекции по истории Древней Церкви» изданы на основе студенческих записей под редакцией профессора Бриллиантова. Интересующий нас вопрос находится во втором томе...
4. Митр. МАКАРИЙ (Булгаков). "История Русской Церкви. - М.,1991. Т.1.
Митр. Платон также отнёсся со скепсисом. Противников проповеди больше, чем сторонников.
Митр. Макарий считал, что апостол посетил не только южное, северо-восточное и северное Причерноморье, но и дальний север (на Киев). Митр. Макарий считал, что само предание не заключает в себе ничего невероятного.
Самые ранние свидетельства: слова Оригена, внесённые в церковную историю Евсевия Кессарийского и целый ряд свидетельств от III до VIII вв.
Голубинский утверждает:
а) ап. Андрей был в северном Причерноморье, а летописец продолжает его путь до Киева;
б) Голубинский исходит из того положения, что путешествие было невозможно, ибо там была пустыня;
в) путь из Новгорода в Рим был невозможен. Это говорит о невежестве автора.
Но Голубинский не пользовался арсеналом всех средств, а некоторыми источниками он ещё не мог обладать. Археология в то время ещё только зарождалась. Археологически не были известны древнерусские города (А.С. Пушкин писал, что, будучи в Пскове, он не нашёл там ничего древнего, хотя впоследствии археологами были открыты древние постройки, росписи, образцы искусства и т.п.). Как следует ещё не копали Пантикапей, Херсонес, Оливию.
Что же показали в дальнейшем археологические исследования?
Во II-I тыс. до Р.Х. Европа достаточно густо населена (эпоха бронзы). Праславянские племена живут здесь с XV-XIIвв. до Р.Х. В VII-VIвв. возникают греческие города-полисы в Причерноморье. Это центры античной цивилизации и культуры. Степь вовлекается в греко-римскую цивилизацию. Купцы отправляются по рекам Днепру, Южному Бугу, Днестру, Дону, Волге. В V в. до Р.Х. в Ольвии был Геродот. Описал Скифию. Возможно был в районе будущего Киева. К I веке до Р.Х. Восточная Европа была хорошо известна грекам. Не такая уж она была пустыня, как говорит Голубинский. М. Макарий этого тоже не знал, но обладал неким историческим чутьём.
Что касается пути в Рим через Европу, то такой путь существовал с III тыс. до Р.Х. - янтарный путь: от устья Немана и Вислы, далее шёл на юг и выходил на римскую крепость Карнуд на Дунае.
С письменными источниками работал Васильевский.
В XIX в. источники пополняются - барон Тишендорф и Липсеус опубликовали апокрифические сказания об апостолах, в том числе и об ап. Андрее:
1) "Деяния ап. Андрея и Мефодия в стране антропофагов";
2) "Деяния апп. Петра и Андрея";
3) "Деяния и мученичество апп Петра и Андрея".
Опубликованы они были в Древностях: Труды Императорского Московского Археологического Общества. М., 1894, т. 15, вып. 2 (Публикация Сперанского).
Васильевский приходит к выводу, что наш летописец имел под рукой не дошедшие до нас апокрифические сказания гностического происхождения. В любом случае это не пустая выдумка.
Петровский обработал все варианты сказаний:
1) эфиопский; 2) коптский; 3) сирийский. И он сделал вывод, что самая ранняя редакция относится к I - II вв. Даны подлинные названия географических пунктов, поэтому факты об апостольской проповеди реальны. Разные варианты апокрифических сказаний говорят о разных землях, но дают одно направление: от юга на север, от Сирии до Тавриды.
Действительно ли проповедовал Апостол на Кавказе и в Тавриде?
ЗА: 1) предание;
2) в этих местах существовали еврейские общины и было к кому идти с проповедью в первую очередь: Армения, Херсонес, Боспор, Таврида и др.;
3) Болотов отмечает, что гностики правильно указывают имена царей, дают правильную хронологию. Он считает, что вероятность прежде всего там, где нет обилия чудес, все идёт естественным путем. Тем более что Апостолы часто не прибегали к чудесам. Пути были скорее всего торговые. Купцы добирались до Китая, Цейлона, не говоря о Британии. Поэтому Апостол путешествовал не по пустыне, а по торговым путям.
Болотов: всем критериям, которые он предъявляет к источникам, сказания об ап. Андрее и его проповеди, соответствуют. Болотов делает вывод, что в Боспорском царстве и Скифии действовали апп. Андрей, Петр, Варфоломей, Матфей. Он говорит, что в 52г. по Р.Х. Боспорский царь принял иудейскую веру (возможно здесь подразумевается христианская вера). Это, возможно, отголоски апостольской проповеди.
Митрополит Макарий (Булгаков) приводит целый ряд свидетельств с III по IX вв. об ап. Андрее.
III век
1. Св. ИППОЛИТ Римский (ПОРТУЭНСКИЙ), сочинение о 12 апостолах, где говорится, что ап. Андрей, после проповеди скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе (имеется ввиду Скифия от Балканских гор до устья Дуная).
2. ОРИГЕН: ап. Андрей получил в жребий Скифию.
Ипполит ученик св. Иринея, который был близок к св. Поликарпу, а Ориген ученик св. Климента Александрийского, а Климент, в свою очередь - Пантена. Очень близко по времени к рассматриваемым событиям.
IV век
1. Св. ДОРОФЕЙ, еп. Тирский. Говорит, что ап. Андрей протек всю Вифинию, Фракию и скифов, дошёл до города Севаста (Абхазия). Он основывался на каких-то ранних документах.
2. Св. ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (+ 403г.). Повторяет это сказание.
3. СОФРОНИЙ, друг блаженного Иеронима, говорит о том же, но подробней и ссылается на предание. Он говорит, что Апостол дошёл до Каспия и называет народы: скифы, сокдиане и саки (скифы азиатские, которые жили у Каспия; сокдиане жили между Волгой, Доном и Кавказом).
V век
ЕВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ. Говорит о проповеди ап. Андрея скифам.
VI - VII века
ИСИДОР Севильский. Говорит, что ап. Андрей получил в удел Скифию и Ахаию (Греция).
IX век
1. НИКИТА ПАФЛАГОН. "Похвальное слово ап. Андрею". Проповедовал ап. Андрей иверам, тавроматам (Крым), скифам, савроматам (между Волгою, Доном и Кавказскими горами).
2. Иеромонах ЕПИФАНИЙ. Обошёл все места, указанные у Епифания Кипрского, и составил полное житие ап. Андрея (Иверия, Сванетия, Осетия, Абхазия, Верхний Судак, Боспор; по южному берегу - Феодосия и Херсонес). Он собирал местные повествования и сверял их с преданием IV в.
Наш летописец тоже указывает на предание. Возможно тем же письменным преданием пользовался и Никифор Каллист, который говорит, что Андрей дошёл до страны антропофагов (глубина Европейской России, простиралась она до современных Великороссии, Белоруссии и Балтики) и скифской пустыни (Харьков, Тамбов, Курск). У поляков тоже существует предание об ап. Андрее.
Христианство в Северном Причерноморье
Распространение христианства по территории Римской Империи привело к тому, что христиане появились в греческих колониях на северном берегу Черного моря, на территории будущего Российского государства. Христианство стало проповедоваться и соседним «варварским» народам. Первые епархии на территории будущей России возникли задолго до образования Древнерусского государства и Крещения Руси. Митрополит Макарий (Булгаков) упоминает о существовании в древности на северном побережье Черного моря целого ряда таких епархий.
1. Скифская епархия
Речь идет о Малой Скифии, столицей которой был город Томы (ныне Констанца в Румынии). Название Малая Скифия появилось при императоре Диоклетиане. Возможно, что юрисдикция епископа Малой Скифии распространялась и на территорию к северу от гирла Дуная. Первый, упомянутый в исторических источниках епископ этой епархии Евангелик, управлял епархией в конце III века. Епархия просуществовала до VII века.
2. Херсонесская епархия
Развалины древнего Херсонеса[14] находятся на окраине современного Севастополя. Этот город основали греческие колонисты из города Гераклея на южном берегу Черного моря около 424-421 года до Рождества Христова. В 60-ом году I века городом завладели римляне. Во II веке он официально был включен в состав Римской империи. Христианство в Таврии (так ранее называли Крым) существовало уже в первом веке. Таврия в Римской империи являлась местом ссылок. Ссылали в эту отдаленную провинцию и христиан. В 90-е годы I века в Таврию был сослан один из мужей апостольских епископ Римский святой Климент. Хотя в конце I века Херсонес еще формально не входил в состав Римской империи, но в городе уже стоял римский гарнизон. Святой Климент нашел в этой отдаленной провинции империи уже много христианских храмов. Данные археологии позволяют сделать вывод, что в I-II веках христианские храмы устраивались в домах христиан. Они были зачастую совсем маленькие. Святой Климент с успехом проповедовал жителям Таврии о Христе. Около 101 года он принял в Крыму мученическую смерть. О жизни христиан в Таврии со второго по четвертый века ничего не известно.
В четвертом веке началась деятельность епископов Херсонесских, о которой мы знаем из повествования о страдании этих епископов. Первыми епископами Херсонесскими были святые Василий и Ефрем, прибывшие туда в 310 году. Они были направлены Иерусалимским епископом Ермоном. Годы его епископства: 303-313. Это обстоятельство внушает некоторым историкам подозрения относительно достоверности рассказа, с какой стати епископ Иерусалимский послал епископов с проповедью в Крым? К тому же в 310 году Иерусалим еще был заурядным провинциальным городом под названием Элия Капитолина, а его епископ подчинялся митрополиту Кесарии Палестинской. С другой стороны, в житиях утверждается, что епископ Иерусалимский направил многих епископов в разные стороны. Видимо в миссионерской ревности он решил позаботиться о просвещении язычников, поставляя епископом туда, где их не было.
Согласно повествованию о страданиях святых Василия и Ефрема, скончались они мученически. Святой Ефрем был обезглавлен во время гонения Диоклетиана, а святой Василий в гонение Галерия был забит камнями и палками. Затем в Херсонесе епископствовали святые: Евгений, Елпидий , Агафодор, тоже направленные Иерусалимским епископом. Они также как и их предшественники приняли мученическую кончину. Язычники побили их камнями. При императоре Константине Великом в Таврию прибыл святой епископ Еферий, который привёз указ, разрешавший христианам проповедовать свою веру. Стараниями епископа Еферия в Херсонесе было построен храм. Скончался святитель на греческом острове Амос, возвращаясь из поездки к императору. После него епископом Херсонесским был святой Капитон, прославившийся совершенным им чудом (подобно святым отрокам Вавилонским не сгорел в огне). Святой Капитон и его спутники были утоплены язычниками в районе устья Днепра, куда однажды бурей прибило их корабль.
Епископ Херсонесский Лонгин подписался под актами Поместного Константинопольского Собора 394 года. Епископ Херсонесский Еферий II присутствовал на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году. На V Вселенском Соборе в 553 году был епископ Херсонесский Стефан. В середине VII века в Херсонес императором Константом II был сослан защитник православия от ереси монофелитов папа Римский святой Мартин I. Он был погребен вблизи Херсонеса, в храме Влахернской иконы Божией Матери. В 754 году епископ Херсонесский подписал определения иконоборческого собора, однако, как повествует житие святого Стефана Нового, жители города не приняли «новшества беззаконного собора». За несогласие с иконоборчеством в Херсонес в IX веке был сослан епископ Митиленский Георгий. При тринадцатом епископе Георгии II около 860 года вблизи Херсонеса святыми равноапостольными братьями Константином (Кириллом) и Мефодием были обретены мощи святого Климента Римского.
До IV Вселенского Собора Херсонесская епархия была автокефальной. Епархия включала все приморские города Таврии и прилегающие к ним земли, где жили тавры, скифы и другие народы. Епископы были из греков, но вполне возможно, что бывали и епископы из представителей местных народностей.
Древнейшие крымские храмы можно датировать IV веком. К ним относится Уваровская базилика в Херсонесе. Она стояла в центре епископского квартала и, видимо, являлась кафедральным собором во имя святых апостолов Петра и Павла. Другие древние храмы Херсонеса: базилика на горе и храм Мартирии на месте погребения мучеников. За пределами города – существовали некрополь и церковь Влахернской иконы Божией Матери. Храмы украшались мрамором, фресками. Всего археологами обнаружены в Херсонесе остатки 13 базилик, 5 крестообразных храмов, 2 центрических храмов, 7 крестово-купольных храмов и около 20 часовен. В иконоборческий период в Таврию бежали монахи. В отвесных скалах было вырублено восемь монастырей. Возможно, однако, что древнейшие из них созданы ранее периода иконоборчества.
В 988 году в Херсонесе принял крещение великий князь Киевский Владимир Святославич. Из этого города князь Владимир взял на благословение себе мощи св. Климента Римского (точнее, их часть, хранящуюся в Херсонесе), мощи ученика его Фива, иконы и другие святыни. В самом Херсонесе князь Владимир построил храм на искусственном холме. «Корсунские попы», то есть священники из Херсонеса, принимали участие в крещении киевлян. Анастас Корсунянин был взят св. князем Владимиром в Киев и приставлен надзирать за расходованием средств, выделяемых князем на Успенскую Десятинную церковь Киева. Иоаким Корсунянин стал первым епископом Новгородским.
В конце XII века епископы Херсонесские упоминаются с титулом митрополита. После взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году на развалинах Византийской империи возникло несколько государств, в том числе православная Трапезундская империя, в состав которой вошел и Херсонес. В 1223 году, монголы впервые вторглись в Таврию. В течение XIII-XIV веков греческие владения в Таврии подвергались неоднократным татарским разорениям. Появление в Таврии венецианцев, а затем генуэзцев не привело к восстановлению былой славы Херсонеса, лишь способствовало некоторому распространению католицизма. В 1333 году в Херсонесе появляется католическая епископская кафедра, а затем и католический монастырь. В 1363 году город разорил великий князь Литовский Ольгерд, который вывез все ценное церковное имущество, а в 1397 году – другой великий князь Литовский - Витовт. В 1399 году татарский эмир Эдигу (Едигей) разгромил Херсонес. От этого разгрома город уже не оправился, превратившись в рыбацкий поселок. В 1440 году упоминается последний известный из истории епископ Херсонесский. Он жил уже не в городе, а в деревнях и, видимо, придерживался Флорентийской унии. В XVI веке на месте Херсонеса существовали лишь необитаемые развалины.
В 1960 году была создана епархия Русской Православной Церкви с центром в Париже. Ее правящий архиерей получил титул «Корсунский». 28 декабря 2018 года Священный Синод постановил назначить Патриаршего экзарха в Западной Европе с титулом «Корсунский и Западноевропейский».
Дата: 2019-05-28, просмотров: 352.