Индивидуально-типологические особенности человека. Темперамент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Темперамент – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих её динамическую и эмоциональную сторону деятельности.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы( какое время человек может быть в спокойном или же возбужденном состоянии). Противоположное свойство— слабость нервных процессов — характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается, обладает большой чувствительностью: даже на незначительные раздражители она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов- это соотношение возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов — это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах. Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «саигвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Если вы понаблюдаете за школьниками на занятиях или на перемене, во время игры, в мастерских на уроках труда, то вы ясно увидите различные проявления их активности и эмоцио-нальности.

 

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) ученик. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в. учебной работе учащихся. У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьёзное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно.

Холерический темперамент. Представители этого темперамента отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы.

Положительные стороны холерического темперамента — энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления — общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам — часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Меланхолический темперамент. У школьников этого темперамента психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются, глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо. Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

При любом типе нервной системы, т. е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения

31. Индивидуально-типологические особенности человека. Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Физиологическая основа характера: *Тип нервной системы с точки зрения проявления *Сплав черт типа нервной системы, сложные системы временных связей, образующихся в коре головного мозга Черты характера – индивидуальные привычные формы поведения, в которых реализуются его отношения к действию. Черты характера: *Отражающие отношения к другим людям, коллективу, обществу (доброта, патриотизм) *Отношения к труду (трудолюбие, лень) *Отношение к себе (самоуважение) *Волевые черты характера Акцентуации характера (впервые термин был введён К.Леонгардом) – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимоотношение с другими людьми. Типы акцентуации характера (у подростков): Гипертивные (энергичен, хорошее настроение, гиперактивен) Циклоидный (Циклическая смена настроения от хорошего настроения до депрессии) Лабильный (крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемая) Астеноневротический (нетерпеливость мстительность, тщеславие, низкая самооценка) Психо – астенический (аккуратность, рассудительность, робость надежность, самокритичность) Шизоидный(Интеллектуальная агрессия, тяготеет к теоретическим исследованиям)

32. Возрастная периодизация и движущие силы развития. Психологический возраст – это уровень развития ребёнка или уровень «развития психики». Критерии развития психологического возраста:Ведущий тип (вид деятельности, который в наибольшей степени определяет развитие ребёнка); социальная ситуация развития (характерная для каждого возрастного периода система отношений субъекта и социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализующаяся им совместной деятельности с другими людьми).; основные психические новообразования, достижения (новые психические явления, которые появились в данный период развития). Развитие человека определяется как стабильными периодами (плавное развитие, когда изменения едва заметны), так и кризисные периоды развития. Кризисные периоды длятся недолго по времени (несколько месяцев) и определяются как краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребёнок резко меняется во многих своих чертах.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Перинатальный период (от зачатия до рождения), кризис рождения, младенческий возраст– периодноворожденности (до 6 месяцев жизни), -младенчество (грудной период, длится до 1 года), кризис 1 года, раннее детство (1-3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (детство; от 3 до 7 лет), кризис 7 лет, Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 11-12 лет), кризис, пубертатный период, подростковый возраст (от 11-12 до 13-15), кризис ранней юности, юность (от 15-17 до 19-21 лет), кризис, молодость (от 19-21 до 25-30 лет), кризис, зрелость (25-30 до 55-60), старость (от 55-60)

33.Особенности развития ребёнка 1 года жизни.Кризис новорождённости заканчивается формированием комплекса оживления – эмоционально-двигательные реакции ребёнка на знакомого взрослого. Основным условием полноценного развития является: разнообразная интересная среда, телесный эмоциональный контакт с мамой и положительная реакция взрослых на ребёнка.

В период между 5-6 месяцами формируется хватание – первое целенаправленное действие ребёнка, формирование которого является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно, верно, использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.Ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

 

34. Общая характеристика развития ребенка в раннем возрасте.Начинается от года до 3х лет, Слово приобретает предметное значение. Аффективное восприятие доминирует. Развивается воображение. Наглядно действенное мышление. Усваивает способы действия с разнообразными предметами. Мышление развивается в практической деятельности. Узнавание себя- первичная простейшая форма самосознания. Ведущая деятельность в этот период — предметно-манипулятивная. Развивается эмоционально-потребностная сфера ребенка. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Ребенок эгоцентричен. Характерны яркие эмоциональные реакции. Появление первичной самооценки, которая завышена. Речевое развитие. От 1- 25 слов в начале речевой деятельности. Затем Активный словарь возрастает до 1,5- 2тыс. слов.Речевая активность возрастает между 2-3 годами, т.к. расширяется круг общения. Главное изменение в речи связано с тем, что слово приобретает предметное значение. В раннем возрасте доминирующим познавательным процессом становится восприятие. От восприятия во многом зависит мышление и память.Активно проявляется наглядно-действенное мышление, которое даёт основу для наглядно-образного мышления.Развитие эмоционально- потребностной сферы тесно связано с зарождающимся самосознанием. Оно проявляется к 2 годам.К 3 годам ребёнок начинает называть себя местоимением «Я». Появляется первичная самооценка.Вывод: ведущей становится предметная деятельность (манипулирование с предметами), формируется стремление к самостоятельности, овладение ходьбой и речью.Задачи воспитания: удовлетворение потребностей ребёнка в новых формах деятельности и взаимоотношениях со взрослыми.

 

№35 Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.Для детей 6—7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.Дошкольникам свойственно не только

механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детейхарактерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо

35. Особенности развития ребенка в дошкольном детстве. Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др. Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Период активного освоения соц. пространства во взаимоотношениях со взрослыми находится источник переживаний ребенка изменения в соц.ситуациях развития существенно отличают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям: 1. Ориентация на совместную деятельность со сверстниками 2. Повышение количества и усложняется качество требований со стороны взрослого. Притязание на признание со стороны взрослого важная особенность ребенка дошкольника. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно ролевая игра. Центральные новообразования: 1. Соподчинение мотивов; 2. Развитие самооценки; 3 усвоение эстетических норм поведения. Мотивы поведения изменяются на всем протяжении дошкольного детства:1 меняется и содержание; 2 появляются новые виды; 3 складывается их иерархия; эти новообразования ложатся в основу всего поведения ребенка, позволяют ему самостоятельно выстраивать поведение в соответствии с задачами и управлять ими. Компоненты норм поведения: знание норм поведения, привычек поведения; эмоциональное отношение к нормам; внутренняя позиция ребенка; самооценка: оценивает свои достижения и неудачи; ориентируется на оценку взрослых; самооценка завышена

37Готовность ребенка к обучению в школеВключает в себя 3 аспекта: − медицинский − социальный − психологический Особенности обучения: − Предполагает щадящий режим (35 мин. – урок) − Особый режим дня (наличие сна днем, питание минимум 3 раза в день, прогулки на свежем воздухе) − Урок состоит из 5-6 частей, объединенных общей темой т.к. познавательная деятельность осуществляется в наглядно-образом и наглядно-действенном плане. − На уроке больше место должно отводиться практический части с предметами и работе с наглядным материалом. Благодаря потребности в игре и напряжённой эмоциональной насыщенности всей жизни ребенок лучше усваивает учебную программу в игровой форме нежели в стандартной ситуации учебных занятий. В силу малого опыта совместной деятельности со сверстниками необходимо использовать такие приемы как хоровой ответ, задания в темноте, парная работа. При отсутствии отметки в 1 классе любая работа ребенка должная быть оценена учителем. Активная творческая деятельность первоклассника не может проявляться в условиях жестких требований и строго регламентированного общения По этому авторитарный стиль педагога должен быть исключен. Познавательные мотивы адекватные задачам обучения еще не устойчивы и ситуативные. По этому во время учебных занятий они появляться и поддерживаться только благодаря усилиям учителя (создание ситуаций успеха). Д/З в 1 классе не задаются (навыки самостоятельной работы не сформированы могут формироваться только при руководстве учителя на уроке)

38. Общая характеристика учебной деятельности младшего школьникаУчебная деятельность-это деятельность, в процессе которой ребенок приобщается к достижениям культуры, усваивает знания и умения предков. Усваивание ребенком опыта происходит и других видах деятельности, но в процессе уд происходит усвоение научных понятий, нравственных требований и норм, формируется умение действовать в соотв с их требованиями. При уд ребенок усваивает научные понятия, но сам изменений в науке не делает. Результатом уд является как раз таки приобретение ребенком системы научных знаний и его изменение. Продукт уд-ученик, в котором прооисходят изменения. Овладение уд происходит в самом начале обучения. Это является основой для успешного усвоения знаний и умений. Я люблю своиходногруппников, кто увидел-ставь лайк. По существу, младший школьник не столько получается знания, сколько учится, как их получать. УД требует систематической работы под руководством учителя для того, чтобы младший школьник был готов к процессу самостоятельного получения знаний. УД имеет определенную структуру: мотивы, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка. Для успешной УД необходимо овладение всеми компонентами в равной мере. Недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. При выявлении причин неуспеваемости следует проанализировать уровень сформированности всех компонентов УД.

39. Психологическое содержание учебной деятельности. Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Задача образования состоит в том, чтобы обеспечить все необходимые условия для полного развития человека, его врожденных задатков. Необходимо руководствоваться закономерностью действия познавательных способностей: памяти и мышления. Учение должно строиться на этих двух понятиях Образование имеет две основные цели: развитие умственных способностей ученика, его воображения, реакции, фантазии, памяти, внимательности; необходим разумный выбор предметов для наблюдений, представлений и соображений. Общее образование должно обеспечить строгое воспитание умственных способностей, чувствительность к различным знаниям. Это основа, которая помогает развитию многосторонности и самостоятельности ума. Средством подготовки ребенка к учению, к приобретению знаний выделяется пробуждение интереса к учению. Но здесь не стоит сразу приучать ребенка к игре, он должен понимать, что это серьезный процесс, который требует от него усилий. Здесь встает вопрос о времени подготовки к учению, которое должно быть отведено ребенку. Преждевременное обучение, ставя перед ребенком сложные задачи, может подорвать его веру в себя, свои силы и возможности, способности и таланты. Но следует понимать, что систематическое образование необходимо. Критерием его начала должны быть умственное развитие ребенка, его способность слушать, воспринимать информацию, выражать свои мысли. В детском возрасте ярко видна связь познавательной сферы с эмоциональной и волевой. Важно помнить, что результатом обучения должно быть не просто накопление фактов из разных областей, а система знаний, которая способствует развитию логического мышления. Начальному этапу обучения следует уделить особое внимание. Он является фундаментом дальнейшего обучения и умственного развития. Ребенка надо научить вслушиваться, вдумываться в изучаемый материал. Ребенок обладает особенной психикой, и это обусловливает деление образования на элементарный и систематический курсы. Элементарный курс подразделяется на наглядное обучение и элементарное. Смысл наглядного заключается в том, чтобы понять, какие представления имеет ребенок при поступлении в школу, научить его правильно рассматривать и понимать окружающий мир. Ребенок должен научиться выделять предметы, сравнивать их между собой, находить сходство и различие. Элементарное обучение должно дать познание отдельных предметов, которые нужны для овладения предметами учебного курса.

40. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина1. Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий).2. Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию3. Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов.4. Этап внешне речевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). По мнению П. Я. Гальперина такой перенос действия в речевой план означает не просто его озвучивание, но его речевое выполнение.5. Этап внутренней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).6. Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно сокращается.

Анализ предметных и умственных действий, а также операций, входящих в эти действия, стал предметом исследования Петра Яковлевича Гальперина.

1 тип учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, кото­рую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. 2 тип учения отличается тем, что ученику в готовом виде дается полная ООД (ориентировочная основа действия) - здесь каждое действие соотнесено со своими объективными условиями и в меру этого разумно. Здесь уже нет слепых проб, ошибки возникают лишь по «невнимательности», становятся случайными и несуще­ственными. 3 тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом, самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.

42. Формирование научных понятий Понятие- выраженная словами форма мышления, в которой отражаются свойства предметов, связи между ними. Научное понятие- понятие, которое сформировалось в условиях специально организованной учебной деятельности. Важная задача учителя обеспечить полноценное усвоение научных понятий всеми учениками. Главным недостатком в школьной практике усвоения понятий является формализм (ребенок правильно воспроизводит материал, но не способен применить его на практике). Механическое заучивание- запоминание без опоры на смысл. Неумение ученика, учителя дифференцировать понятия приводит к неадекватному их усвоению. Объем- тот класс объектов, которые объединяются в этом понятии.Содержание понятий- та система существенных свойств, по которой происходит объединение данных объектов в единый класс. Совокупность свойств, по которым объекты объединяются в единый класс называются необходимыми и достаточными признаками.  В зависимости от отношений между этими признаками выделяют: - Конъюнктивные (признаки дополняют друг друга, все свойства необходимы. Например, треугольник) Соединены союзом И; - дизъюнктивные (признаки заменяют друг друга. Соединены союзом ИЛИ) Например, равные отрезки. В зависимости от того, объединяет ли понятие объекты в группу по определенным признакам, характеризуется суть этих объектов как таковых или по определенным признакам, характеризующим их отношение к другим объектам, выделяют: - абсолютные (например, окружность) таких понятий больше; - относительные (отражает отношение измеряемой величины к эталону. Например, число, величина), т.е определение понятия задает ориентировочную основу для оценки объекта, с которым взаимодействует обучающийся. Включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют в соответствие с объектами, и с их помощью которых они строят понятия об объектах, является основной частью работы по формированию понятий. Системно-деятельностная теория усвоения (Давыдов) позволяет управлять процессом формирования понятий с заданными качествами, достигается это посредством выполнения следующей системы условий: - наличие адекватного действия (оно должно быть направлено на существенные свойства), - учитель и обучающиеся должны знать состав действия (актуализация системы необходимых и достаточных свойств понятий, проверку каждого из свойств, предлагаемых объектов, оценка полученных результатов), - представленность всех элементов действия во внешней(материальной) и материализованной функции, - наличие пооперационного контроля при усвоение новые форм.Главная причина формализма при усвоении понятий состоит в том, что не уделяется должного внимания организации работы учащегося с объектами, относящимися к формируемым понятиям.

43. Развитие моторики у младших школьников. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Прирост по многим показателям моторного развития отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Во-первых, это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. Все чаще встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (перенесенные родовые травмы, асфиксию и пр.). Во-вторых, это социальные факторы. В частности, «домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют очень низкий уровень сформированности навыков ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги и пр.).. Развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. Упражнения и игры по развитию моторики должны быть самостоятельным разделом развивающих занятий, организуемых педагогом или психологом. Эти упражнения могут быть включены в план уроков, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во внеурочное время.

46. Развитие общения младших школьников со взрослыми и сверстниками.В период адаптации общение с одноклассниками как правило у первоклассников отходит на второй план, перед обилием новых школьных впечатлений. В начале первоклассники избегают непосредственных контактов друг с другом. Каждый из них пока что еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют по средствам педагога. Мл.школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте дети обращают больше внимание на поведения, а не на качества личности. Постепенно у ребенка складывается система личностных отношений в классе. Малоконтактные школьники, обладают сходными чертами: такие дети имеют трудности общения со сверстниками, не уживчивы, замкнуты, некоторые неаккуратны и неряшливы. С возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Школьники значительно острее переживают замечания, они становиться застенчивыми и начинают стесняться. Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий.  Если у ребенка есть хоть одно взаимное чувство, он лучше переносит свое плохое положение в системе личностных отношений.

 

Мир школьника, благодаря которому развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и том, что думают о нем другие. В период адаптации общение с одноклассниками как правило у первоклассников отходит на второй план, перед обилием новых школьных впечатлений. Практика показывает, что в начале первоклассники как бы избегают непосредственных контактов друг с другом. Каждый из них пока что еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют по средствам педагога.Когда ученик, к примеру забывает дома ручку, изначально на стадии адаптации он никогда не поросят ручку у одноклассника сам. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учитель заметит. Учитель, узнав в чем дело, обращается к классу с вопросом нет ли у кого лишней ручки.Мл.школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия. В этом возрасте дети обращают больше внимание на поведения, а не на качества личности. Выбирают себе друга п принципу я сижу с ним за одной партой или мы живем с ним в одном доме.Между 8-11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им.Постепенно по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личностных отношений в классе.Положение учеников в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяет рядом факторов общих для разных возрастных групп. Например, дети получающие большие число выборов от одноклассников «звезды», характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией: большинство из них хорошо учатся.Группа школьников имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, так же обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности общения со сверстниками, не уживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, грубости, так и в замкнутости, немногие из них неаккуратны и неряшливы.Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека.Необходимо отметить, что как правило с возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.Школьники значительно острее переживают замечания, полученные при одноклассниках.они становиться застенчивыми и начинают стесняться.Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий.Если у ребенка есть хоть одно взаимное чувство, он лучше переносит свое плохое положение в системе личностных отношений

47. Групповая динамика. Это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1. Условные и реальные 2. Постоянные и временные 3. Большие и малые. Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямые межличностные отношения, могу не знать ничего дуг о друге. Малая группа- немногочисленная группа людей (2-20 чел) которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. При большом количестве людей группа как правило разбивается на подгруппы.По психологическим характеристикам различают: 1. Группы членства 2. Референтная группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные. Они выполняют функции: 1-социального сравнения, поскольку референтная группа источник положительных и негативных образцов. 2-нормативную функцию, т. к. референтная группа- источник норм, правил, к которым человек стремиться приобщаться. Неорганизованные или случайно организованные группы(зрители в кино, члены экскурсии) характеризуются добровольным временным объединением людей. Ассоциация-группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. (друзья, приятели). Кооперация- группа, отличающаяся реально действующий организованной структурой, межличностные отношения носят деловой характер. Это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящиеся осуществить свои групповые цели. Коллектив- устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённой целями общественно полезной деятельностью. Признаки: 1. Сознательный характер объединения людей 2. Единство общих и личных целей членов коллектива 3. Относительная устойчивость функционирования 4. Четкая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимодействий 5. Наличие органов координации деятельности 6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности 7. Интеллектуально моральная атмосфера 8. Защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта 9. Сплоченность 10. Коллективная деятельность, единый результат, который достигается усилиями каждого члена группы. Методы работы по формированию шк коллектива: 1. Единоличное требование педагога к учащимся. 2.Организация перспективных устремлений воспитанников 3. Актив (метод параллельного действия)

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.