Предмет, задачи и значение психологии. Развитие психологии как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, задачи и значение психологии. Развитие психологии как науки.

Психология (от лат.наука о душе) – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функции психики, психической деятельности человека и группы людей.

Предметом психологии является психика

Психика - это свойство головного мозга, получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Психология изучает участие психики в познании человеком окружающего мира в его деятельности и общении; она помогает понять своё внутреннее состояние, индивидуальные особенности личности и межличностные отношения.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека - от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.

Как самостоятельная наука психология сформировалась к концу 19 века. Но как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. По началу психологию долгое время относили к отрасли знаний философии, религии и медицины.

В течении многих столетий предметом изучения психологии являлась душа. (Представления о душе были неопределенны: Гераклит считал, что душу и разум состоящими из мирового огня – первоначало всего сущего; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех стихий; Алкемонв первые предложил, что «органом души» - является мозг. До него считали, что душа размещается в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела.) Аристотель был первым.кто впервые сказал о неотъемленности души и тела. Душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. Борьба идеалистического и материалистического представлений о душе перетягивали данную отрасль знания в сферу то богословия, то естествознания. Только в позапрошлом веке формировались четкие представления о предмете психологии, ее собственная методология и категориальный аппарат(набор основных понятий)

Виды внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
1) непроизвольное – не зависит ни от нашего желания, ни от воли, намерений; происходит само по себе, без всяких усилий с нашей стороны, не утомляет; без заранее поставленной цели. Условия возникновения: внешние особенности раздражителя: внезапность, яркость, сила, новизна, неожиданность, необычность, контрастность, подвижность объекта; внутренние: интерес, потребности, переживания, чувства. Доминанта, поддерживаемая 1-ой сигнальной системой.
2) произвольное – зависит от сознательно поставленной цели, требует определенные усилия, человек прилагает усилия по своей воле. Условия возникновения: указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи). Условия для поддержания устойчивого произвольного внимания: 1)осознание дома и обязанности в выполнении данной деятельности; 2)отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности; 3)привычные условия работы; 4)интерес к конечному результату деятельности; 5)создание благоприятных условий для деятельности. Доминанта поддерживается 2-ой сигнальной системой.
3) послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного внимания, после него. Совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного (не нужно волевых усилий для поддержания); не утомляет. Возникает при присутствии интереса к определенной деятельности. Физиол: на первом этапе доминанта, поддерживаемая 2-ой сигнальной системой; на втором этапе доминанта, поддерживаемая 1-ой сигнальной системой.
НА УРОКЕ АКТИВИЗИРУЮТСЯ ВСЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ!

 

13. Свойства внимания. 1.Объем внимания – это кол-во объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. Объем расширяется или увеличивается, если объекты объединяются в одно целое, поэтому наглядный материал, предъявляемый для восприятия, необходимо группировать. 2. Устойчивость внимания – способность в течении определенного времени сохранять сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности не отвлекаясь. Условия, поддерживающие устойчивое внимание: 1) разнообразие учебной деятельности; 2) поощрение в конце работы (положительные эмоции); 3) активная деятельность ученика (практическая и умственная); 4) отсутствие сильных посторонних раздражителей; 5) кратковременный отдых; 6) посильная работа. Причины отвлечения: 1) монотонная работа; 2) внезапные сильные раздражители; 3) непосильная работа; 4) длительные перерывы; 5) отсутствие интереса; 6) отсутствие поощрения. В начале обучения у учеников устойчивость внимания = 5-7мин.; к концу обучения = 15-17 мин. 3. Концентрация внимания – способность, проявляющаяся в силе сосредоточения внимания на объекте или деятельности. Чем выше сосредоточенность внимания, тем лучше результаты деятельности. Сосредоточенность – это удержание внимания на 1-ом объекте или 1-ой деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень и сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивности внимания. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. 4. Распределение внимания – это умение выполнять 2 или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Умение распределять внимание у людей различно. Это умение развивается постепенно, с возрастом. 5. Переключение (зависит от особенностей НС) – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с 1-го предмета или действия на другие (перестройка внимания в связи с изменением задачи деятельности). Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности; от личных качеств человека. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которые выражается в волевом усилии. 6. Внимание и рассеянность – рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек настолько сильно сосредоточен на 1-ом предмете (деятельности), что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян.

14. Развитие и организация внимания младших школьников.Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что онипривлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опи-рается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все

поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять -заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; ... прежде чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового».

Практический пример

Организовать внимание младшего школьника можно с помощью указаний способов действия (возьми альбом, синим карандашом в левом правом углу нарисуй кружок), с помощью словесных указаний – напоминаний о необходимости выполнять заданное действие; обучения ребенка проговаривать, как и в какой последовательности он будет выполнять действие. Рассеянность и ее причины. Рассеянность – недостаток внимания. Бывает двух видов: 1) «липкое» внимание (следствие чрезмерной сосредоточенности человека на каком-либо объекте или деятельности. 2) «порхающее» (скользящее) внимание 9частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности, неумение сосредотачиваться, слабость произвольного внимания. Отсутствие познавательного интереса, наличие значительных отвлекающих раздражителей, утопление, плохое самочувствие). 2. Основные способы и условия организации. 1)четкая организация урока: а) темп работы должен быть оптимальным, т.е. ответственность темпу, к которому привык класс; б) использование разнообразной (формы) работы; в) на уроке не должно быть неоправданных пауз, а все необходимое – подготовлено заранее; г) доска должна быть оформлена заранее. 2) учителю необходимо помнить, что дети нач. шк. Концентрируют внимание на учебном процессе только тогда, когда учитель кону=центрирует внимание на них. 3) активная мыслительная и практическая деятельность на уроке (проблемные вопросы: почему, зачем и тд, задачи, ситуации). 4) включение творческой и самостоятельной работы. 5) исполнение на уроке заданий достаточной степени сложности. 6) исполнение спец. приемов и игровых упражнений, направленных на развитие внимания. 7) не повторять дважды вопросов или инструкций. 8) не следует давать задавать «вдогонку» или делать громко замечания отдельным учащимся. 9) развивать у школьников чувство ответственности и волю. 10) формировать в классе непримиримое отношение к нарушению дисциплины. 11) привлекать к работе по развитию производственного внимания школьников и их родителей.

15. Память, ее роль в познавательной деятельности. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали (отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения). Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Успешное запоминание = достижение в уч.деятельности. Запоминание бывает произвольным (без цели запомнить и без волевых усилий) и произвольным (преимущественно в учебной деятельности). Заучивание – специально организованное запоминание с применением определенных приемов. Сохранение – удержание заученного в памяти (сохр. следов и связей в мозгу). Забывание – исчезновение, выпадение из памяти (процесс ликвидации следов, затормаживания связей). Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Узнавание 0 появление чувства знакомости при повторном восприятии; воспроизведение – процесс появления в памяти ранее воспринятых мыслей, движений. Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс протекает успешно, когда забытый факт находится в связи с другими, сохранившимися в памяти. С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить её

Образовавшиеся в коре головного мозга временные связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на протяжении всей жизни.

Возможность сохранения и последующего оживления временных связей представляет собой необходимую основу психической деятельности. Память проявляется в узнавании и воспроизведении.

Узнавание — это то проявление памяти, которое обычно связано с восприятием..

Я закрываю глаза и воспроизвожу вид своей комнаты, улицы, на которой я живу, или какого-нибудь знакомого лица.. Всё это разные случаи воспроизведения, т. е. восстановления, обнаружения ранее образованных временных связей.

Необходимым условием узнавания и воспроизведения является запоминание и последующее сохранение того, что я воспринял, думал, чувствовал или делал.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание — это основные процессы памяти. Запоминание является условием или предпосылкой сохранения в памяти, а воспроизведение и узнавание — результатом или обнаружением того, что данный объект сохранился в памяти.

Итак, памятью называется отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Продуктивность памяти младших школьников повышается от постоянных тренировок, от усвоения соответствующих приемов и способов запоминания и воспроизведения, которые сами они изобрести не могут. Сюда относятся прежде всего приемы осмысленного запоминания: выделение опорных слов, расчленение текста на смысловые единицы, смысловая группировка, сопоставление крупного и детального планов текста и т. д. Важно, чтобы эти приемы отрабатывались на разном материале и постоянно. План сюжетного рассказа отличается от

развернутого плана решения арифметической задачи и от плана работы над грамматическим текстом. Требуется не только выделение смысловых единиц, но и их группировка, соподчинение. Со 2-го класса дети уже составляют письменный план. Особую психолого-педагогическую задачу представляет развитие приемов воспроизведения, распределение его во времени, самоконтроль.

 





Виды памяти

Память-отражение прошлого опыта заключающийся в запоминании сохранении и послед воспроизвед всего того что человек делал чствовал воспринимал илли думал .Все виды памяти условно можно разделить на 3 группы: 1) что запоминает (двигательная, эмоциональная, словесно-логическая и образная память); 2)как запоминает (произвольная и непроизвольная); 3)как долго сохраняется запомненное (кратковременная, долговременная, оперативная).Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, движения, которые мы выполняли.Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали. Имеет большое значение в формировании личности человека. Словесно-логическая (смысловая) – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Чем меньше развита память, тем труднее выразить смысл своими словами.Образная память – вид памяти связан с нашими органами чувств, сюда входят слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая и тактильная память. Эти виды развиты неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.Произвольная память – предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.Непроизвольная память – не предполагает спец.цели запомнить, запоминается без волевых усилий. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике.Кратковременная память – имеет небольшую длительность до нескольких минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что произошедших событий.Долговременная память – обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важнны установка запомнить надолго и необходимость этих сведений для будущего, их личная значимость для человека.Оперативная память – запоминание сведений на время, необходимое для выполнения какой-либо деятельности. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой.

Волевые качества личности.

Воля личности выражается в волевых качествах. Волевые качества — это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые определяют уровень сознательной саморегуляции личностью своего поведения, ее власти над собой.

Индивидуальные особенности воли присущие отдельным людям. К достоинствам относят такие качества, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и тому подобное. Качества, характеризующие слабость воли личности, можно определить такими понятиями, как беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и тому подобное.

Развитие волевых качеств личности

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться. Не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Готовность употребить усилие не дается сама собой, к ней необходимо приучать специально.

Другая крайность семейного воспитания заключается в том, что желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое дело до конца.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц. Также влияет на развитие волевых качеств личности чтение детской и художественной литературы, герои которых испытывают значительные трудности, но при этом не сдаются и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в обычной жизни. Если ребенок успешно справляется с повседневными делами, взрослому следует поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку. Важна в развитии воли игровая деятельность. Подвижные, развивающие игры также преобразуют волю ребенка. Кроме того, игровые правила и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, решительность в действиях. И, конечно же, сама деятельность оказывает существенное влияние на развитие воли ребенка.

Девиантное поведение

Современная научная литература используется понятие deviants и под которым подразумевается трудности в воспитании ребёнка, не соблюдении им норм и правил установленных в обучении.

Дивиация.

1.Девиантное поведение.

2.Деленквентное поведение.

3.Криминальное поведение.

1.Один из видов отклоняющегося поведения, связан с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил. Поведение характерное для микро социальных отношений в семье и школе, у малых половозрастных социальных группах.

-Агрессия, демонстрация, самовольное, систематическое отклонение от учёбы, трудовой деятельности, уходы из дома, бродяжничество, пьянство, алкоголизм, попытки суицида, наркоманизация, антиобщественные действия сексуального характера.

2.Характеризуется повторяющимися асоциальными поступками детей подросткового возраста, которые складывается в определенный устойчивых стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовную ответственность (из-за ограниченной общественной опасности ; недостижимые ребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность)

-агрессивно-насильственное поведение, побои, оскорбления, поджоги, садизм, корыстное поведение, кража, вымогательство.

Характеризуется не только внешними, но и внутренними изменениями. Это отсутствует или нарушены ценностных ориентиров, духовности.

3.Определяется, как противоправный поступок, которые по достижению возраста уголовной ответственности, служит для основания возбуждения уголовного дела.

Ковалёв и Лесков легко выделили следующие формы нарушения поведения младших школьников.

1. Насилие по отношению к младшим детям или сверстникам.

2.  Жестокое отношение к животным.

3. Воровство.

4. Порча или разрушение имущества.

5. Поджоги.

6. Побег из дома, бродяжничество.

7. Организация токсикомания.

8. Девиация сексуального поведения.

9. Суицидальное поведение.

Типичные причины отклонений.

-неблагополучная семья- социальная сфера, которая приводит к формированию недостаточного уровня развитие социальных ценностей.

-дисадаптация

-повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельностью, как следствие психическая ослабленность.

-нейродинамические особенности (нестабильности психических процессов, психомоторная заторможенность, расторможенность.

-следствие неадекватного реагирования ребенка на проблемы, которые у него возникают, проявляется защитные реакции.

Важнейшие задачей учителя начальных классов осуществляется профилактику девиантного поведения.

 

49. Творчество и его общие проявления. Развитие творческих способностей.Ранний творческий потенциал ребенка может остаться незамеченным, а может не проявляться до определенного возраста. Но уже в дошкольном возрасте ребенок может проявлять любознательность, увлеченность, высокий интеллект, отличную память и концентрацию внимания; демонстрировать самостоятельность, независимость и самоконтроль, быстро осваивать знания, приобретать художественный опыт, отличаться сверхчувствительностью и постоянной углубленностью в проблемы, оригинальностью мышления. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности можно определить как комплекс свойств и качеств личности, способствующих успешному осуществлению деятельности творческого характера, поиску оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческие способности выражаются в том, насколько человек не традиционно решает повседневные вопросы, отказываясь от общепринятых шаблонов, разнообразна его деятельность, инициативен, активен и самостоятелен. Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность

 

6 вопрос

 

 

 

Предмет, задачи и значение психологии. Развитие психологии как науки.

Психология (от лат.наука о душе) – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функции психики, психической деятельности человека и группы людей.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.