Развитие памяти у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память-это отражение прошлого опыта человека , проявляющийся запоминание ,сохранением и посредствующим воспроизведение того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.В этом возрасте у детей очень сильна направленность детей на внешний мир. Факты, события, детали производят на них сильное впечатление. Важный источник успехов младших школьников в учении – их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей .Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения.Принято считать, что дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. В этот период память является ведущим познавательным процессом. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.В дошкольном детстве запоминание становится условием успешной игры Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности работает непроизвольное запоминание .В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания ), учит контролировать процесс запоминая. Понимание является необходимым условием запоминания Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение позволяет ребенку рефлектировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность.Среди процессов запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения наибольшим изменениям в младшем школьном возрасте подвергается запоминание. В процессе формирования анализа дети приобретают возможность осмысленно запоминать предлагаемый материал, выделяя в нем содержательные отношения и смысловые элементы. Младшие школьники начинают использовать различные схематические рисунки в качестве средств запоминания. Дети овладевают приемами самостоятельного контроля за своими действиями. Память постепенно становится всё более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Память начинает развиваться с первых дней жизни. В связи с поступлением в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Она становится все более организованной и управляемой. В школе дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию, однако этот способ у них еще слабо развит, поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились произвольно и осмысленно запоминать учебный материал. Важно воспитывать у школьника установку на длительное сохранение в памяти учебного материала, что связанно с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и по тому, что изучалось раньше. При организации уч.деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При поднесении учебного материала следует адресоваться с различными анализаторами (зрительный, слуховой), так как это благоприятствует лучшему закреплению. Учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников: это даст ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой – целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

19. Мышление как опосредованный и обобщенный способ познания мира. Познание мира может осуществляться непосредственно (при помощи анализаторов: ощущение и восприятие) и опосредованно (при помощи системы мыслительных операций: мышление).
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Обобщенное отражение (познание) действительности – важнейший признак мышления. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений.Обобщение отражает общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, познается сущность предмета или явления. Поэтому мышление есть отражение закономерных существенных связей. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 1)непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов, наши анализаторы несовершенны; 2)непосредственное познание возможно, но не рационально; 3)непосредственное познание невозможно в определенных случаях (условиях). Физ основа: аналитико-синтетическая деятельность КБПШ; образования второсигнальных временных нервных связей. Физиол. Механизмы речи: сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры; + слуховой, двигательный и зрительный центры Учителю важно знать что такое мышление для того что бы правильно строить свою деятельность, создавать условия для развития мышления. Без должного уровня развития ребенок не сможет усвоить материал начальной школы.

20. Мыслительные операции. Мыслительные операции - развивают мышление. Главная проблема данных видов деятельности: выводы ан основе внешних признаков.Цель: более глубокое сравнение, познание мыслительных операций.1. Сравнение – это сопоставление предметов (явлений) с целью нахождения сходства и (или) различия. Сравнение в учебной деятельности позволяет глубже познать особенности изучаемых явлений. Сравнение имеет цель. При сравнении нескольких объектов следует давать доп.предмет, отличающийся по основному признаку от сравниваемых. 2. Анализ и синтез. Анализ – разделение объектов на части (свойства), синтез – объединений частей (свойств) в единое целое. (Анализируем то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено). В учебной деятельности МШ анализ и синтез следует проводить (осуществлять) в практических действиях. 3 Абстракция – самая сложная мыслительная операция. Это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов (явлений) при одновременном отвлечении от несущественных признаков (свойств). С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина. 4. Обобщение и конкретизация. Обобщение – тесно связано с абстракцией (человек не мог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в предметах обобщения). При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. Ы учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определенных выводах, правилах. Конкретизация - мысленное представление чего-либо единичного. Отл. от обобщения тем, что мы уже не отвлекаемся от различных признаков (свойств) предметов, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы в значительном богатстве их признаков.

21.Решение мыслительных задач. Мышление человека, и, в частности, школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; даёт ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью найти что-то, пока еще неизвестное.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: «Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать. Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с Другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия; путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы. Важное значение. При поисках пути решения имеет переосмысливание (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших. школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков.Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи (например, определить, почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи например, решить сложную математическую задачу).

Решение мыслительных задачМыслительная деятельность школьника начинается с постановки проблемного вопроса, проблемной задачи или создания проблемной ситуации.

Этапы решения мыслительной задачи:

                  Задача

Ассоциации Осознания проблемы

                  Анализ

                 Гипотеза

        Выдвижение гипотезы

        Проверка гипотезы

Отказ             Новая теория

22. Развитие мышления у младших школьников. Мышление-опосредованное и обобщенное познание мира сущность которого заключается в отражении общих и сущ-ых свойств предметов и явлений а так же закономерности связей и отношений  Особенности мышления младших школьников нельзя рассматривать без учета особенностей мышления детей дошкольного возраста. Старшие дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями, которые возникают у них в процессе игры и в повседневной жизни. У дошкольника появляются зачатки словесно-речевого мышления. Мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи Анализ. Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному. Синтез. Развитие идет от простого суммирующего к сложному широкому синтезу; развитие синтеза идет значительно медленней, чем развитие анализа. Сравнение. Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у детей вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать. Абстракция. За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; Обобщение. Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

23. Роль воображения в познавательной деятельности младших школьников. Воображение-псих отражение предметов явлений и их сво-в которые не воспринимали ранее .Без достаточного развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника.Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная д-ть. Основное условие развития воображения ребенка- включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения- основы всякой творческой деятельности. Воображение и фантазия есть у каждого ребенка, но развивается она по разному в зависимости от индивидуальных особенностей. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, своего творчества.

24 Эмоционально-чувствительная сфера личности. Эмоции — это ответная реакция организма на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. Чувство – это отражение в сознании человека его отношение в действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Эмоции (более простое непосредственное переживание в данный момент; возникают раньше чувств; присуще животным и человеку).  Чувства (более сложное и более длительное отношение к чему-либо; возникает на основе эмоций; присуще человеку). В основе эмоции лежит работа 2х подкорковых центров ( центр страдание и наслаждения) Основная роль эмоций в жизни человека состоит в том, что посредством них люди лучше находят язык с окружающими, оказываются способными, не использовать вербальные синонимы, делать выводы о состоянии своего ближнего. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.Чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми: потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе, и т. д.

25. Особенности развития эмоций (Э) у младших школьников. Эмоции — это ответная реакция организма на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску.  Развитие Эзаключается в постепенной дифференциации (разделении) - обогащении качественной палитры переживаний. Тогда меняется и содержание Э: усложняются объекты, расширяется их круг; Э новорождённого примитивны: удовольствие от насыщения, купания, неудовольствие от колик в животике, мокрых пелёнок. Эти недифференцированные Э связаны лишь с первичными потребностями. По мере развития дети усваивают правила проявления чувств, то есть нормы. Эмоциональный отклик вызывает у него самые разнообразные явления: события, происходящие в его окружении и во всём мире, взаимоотношения с другими людьми. Особенно богаты оттенками Э, рождающиеся при общении: сопереживание, сочувствие, любовь. Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими и игра. К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. УД требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создаёт новые условия для личностного развития ребёнка. Одна и основных целей воспитания Э - формирование радостного положительного отношения к жизни. Так же необходимо учить детей печалиться, возмущаться.Учение и коллективная деят-ть способствует развитию у детей высших чувств. У МШ интенсивно формируются моральные чувства (любви к родине, коллективизма, сочувствии) Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей это возраста соответствующие Э. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми лучше, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоц-ная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение. Личностная готовность к школе заключается в готовности к новому положению в обществе, к новым отношениям. Все большую значимость для школьника приобретает коллектив одноклас-ков, их мнение. Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоц-ой жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими Э. Эмоц-ные состояния можно условно разделить на благоприятные+ и неблагоприятные- в зависимости от степени эмоциональной удовлетворенности и вовлеченности ребенка в деят-ть. + состояния способствуют личностному развитию ребенка, включению его в продуктивную деят-ть, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение задач. Можно выделить такие типичные благоприятные состояния, как радость, удовольствие, веселье. Осознание своих чувств и соответственно понимания чувств других людей у них еще далеко не совершенны. Неблагополучие индивида, испытывающего подобное состояние, проявляется в психической неуравновешенности, отсутствии гибкости, ответственности и смысла конкретного действия. Любые раздражители в этот момент преломляются через призму «-» состояния. Вся личность подчинена сильным переживаниям, пронизывающим систему отношений и поведение ребенка. Учителя должны доводить до сознания детей социальную значимость таких содержательных эмоциональных свойств, как отзывчивость, умение сопереживать.

26. Развитие чувств у младших школьников. Чувства-это отражение в сознании человека, его отношение к действительности, возникающая при удовлетворении или неудовл. высших потребностей. Чувства это более сложное более длительное отношение к чему-либо, возникает на основе эмоций.В основе чувств лежат стойкие аспекты связей в коре ГМ и в подкорковой области.В образовании ,которых решающую роль играет 2 сигнальная система.Виды чувств:-высшие-нравственные-интеллектуальные (юмор, ирония)-эстетическиеДля дошкольника характерны такие особенности развития эмоционально-чувственной сферы:

1)Все действия сопровождаются ярким и непосредственным проявлением эмоций .Дети не умеют сдерживать проявление эмоциональных переживаний и управлять их выражениями.2)Дети легко заражаются эмоциями окружающих

3)К старшему дошкольному возрасту появляются зачатки нравственных чувст и эстетических переживаний.

Эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний, а так же от представления и вызывающих их причин.

 Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У детей интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство коллективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива. Особенность младшего школьного возраста та, что формирование нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяснить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения. Эстетические чувства у учеников более интенсивно развиваются в д-ти. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят одни сочетания цветов. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств. При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические переживания детей, им становится понятным и содержание. Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства. Интеллектуальные чувства развиваются у младших школьников постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удовлетворения от выполненного задания, от удачного решения задачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. Интеллектуальные чувства у младших школьников, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и представлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями. В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и более высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Важный момент в воспитании эмоций и чувств у школьников — необходимость научить их управлять чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье

27. Волевая сфера личности. Анализ волевого действия. Особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность - непроизвольная и произвольная. Произвольная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных, всегда совершаются по определенным мотивам. В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Человек его принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции. Структура (ступени) волевого действия. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым. Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удовлетворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных последствий. Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Волевое действие имеет следующие ступени (или структуру). Первая ступень - постановка цели. Второй ступенью волевого действия является мысленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели.



Волевые качества личности.

Воля личности выражается в волевых качествах. Волевые качества — это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые определяют уровень сознательной саморегуляции личностью своего поведения, ее власти над собой.

Индивидуальные особенности воли присущие отдельным людям. К достоинствам относят такие качества, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и тому подобное. Качества, характеризующие слабость воли личности, можно определить такими понятиями, как беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и тому подобное.

Развитие волевых качеств личности

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться. Не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Готовность употребить усилие не дается сама собой, к ней необходимо приучать специально.

Другая крайность семейного воспитания заключается в том, что желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое дело до конца.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц. Также влияет на развитие волевых качеств личности чтение детской и художественной литературы, герои которых испытывают значительные трудности, но при этом не сдаются и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в обычной жизни. Если ребенок успешно справляется с повседневными делами, взрослому следует поощрить его, похвалить, т.е. закрепить в нем положительную привычку. Важна в развитии воли игровая деятельность. Подвижные, развивающие игры также преобразуют волю ребенка. Кроме того, игровые правила и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, решительность в действиях. И, конечно же, сама деятельность оказывает существенное влияние на развитие воли ребенка.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.