Основные категории психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К основным категориям психологии относятся: психика, психические процессы, свойства и состояния. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. К процессам относят: 1 эмоциональные; 2 познавательные; 3 волевые. Например: чувства и эмоции (- переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира и событиям внутренней жизни) - эмоциональные процессы. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание. Волевые процессы – решение, исполнение, т.е. такие процессы, где требуется волевое усилие.2) Психическое состояние – это относительно устойчивый уровень деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Например: бодрость, тревога, утомление, скука и тд. 3) Психическое свойство(свойства) – это устойчивые и существенные особенности, которые отличают человека от других. К ним можно отнести:1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющих избирательность и уровень активности человека);2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения);3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) И, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения. Основные отрасли: Общая психология – фундамент отраслей. Изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. Возрастная психология – изучает развитие психики человека, ее особенности на протяжении онтогенеза Педагогическая психология – изучает психологию закономерностей обучения и воспитания человека. Социальная психология – особенности поведения и деятельности людей в группах, коллективах.Выделяют также Парапсихологию (исследует психологические явления, не подлежащие объяснениям современных наук и знаний (сверхъестественное); кросс-культурная психология – отрасль, которая направлена на изучение психики в контексте обусловленности ее формирования социальными, культурными и экологическими факторами; патопсихология – изучает особенности психики, поведения людей, имеющих проблемы в развитии

3.Человек как личность и индивидуальность. Структура личности. Человек —биологическое существо, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. А с другой стороны – существо социальное, общественное. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны.Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека). Отметим три важнейшие психологические характеристики личности: Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации. Во-вторых, единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Личность формируется, воспитывается не «по частям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимания, отвлекаясь от других черт личности. В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Психология изучает ту сторону личности, которая выражается в ее духовном облике, в ее поступках и поведении. Личность — очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Это и есть структура личности. Первый блок — направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности (потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то), чувства, интересы (интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.). Второй блок — это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок — стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

4. Деятельность, ее психологическая структура. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Психологическая структура деятельности. Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека.Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.Продукт деятельности – результат деятельности. прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).Иерархическая структура деятельности: деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

5 . Виды деятельности.

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

2. Учение (учебная деятельность) выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

4. Общение – это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.

Уникальность общения как вида деятельности заключается в том, что практически все виды деятельности строятся по принципу субъект-объект, то есть человек воздействует и модифицирует объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение обычно строится по принципу субъект-субъект, то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.

В структуре общения психологи выделяют три стороны – восприятие, коммуникация и взаимодействие. Отсюда можно вывести три основные функции общения.

1. Перцептивная функция. Она же – аффективно-коммуникативная. Проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.

2. Информационно-коммуникативная функция. Функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.

3. Интерактивная функция. Она же – регуляционно-коммуникативная. Функция организации совместной деятельности

Цель и виды общения.

Целей общения человека множество, но все они делятся на два типа:

• Общение как средство достижения какой-то другой цели, которая к общению отношения не имеет. Например, спросить у прохожего, как пройти на автовокзал, имеет реальную цель – не опоздать на автобус, и эта цель не связана напрямую с общением.

• Общение как самоцель. Когда вы звоните другу поболтать, ваше общение – это самоцель.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

7 . Общее понятие об ощущении. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия – раздражением. Орган чувств(анализатор) – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Анализатор состоит из 3х отделов: рецептор, проводниковая часть и кора головного мозга.

8. Восприятие в познании мира. Восприятие – это отражение предметов и явлений , целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств, невозможна без деятельности памяти и мышления. Физиологической основной является комплексная деятельность системы анализаторов. Основные свойства: избирательность, апперцепция (зависимость от личного опыта), иллюзии восприятия. В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений. Прежде всего следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма,— органические, ощущения равновесия, двигательные. Третью группу составляют два вида особых ощущений—осязательные и болевые, которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения (болевые).

 

9. Основными особенностями восприятия являются: предметность, целостность…. структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия. Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир.

Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения.

Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности.

Осмысленность. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний.

Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Избирательность восприятия - это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

10. Развитие наблюдательности у младших школьников. Наблюдательность-это свойство личности умение наблюлать и подмечать характерные но мало заметные особенности предметов явлений людей. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира Пути развития наблюдательности: использование средств наглядности; организация наблюдений к уроку и на уроке; организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после них. Основными условиями развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности являются:1. Отбор наглядных средств учителем для урока. Это зависит от: целей, удобства организации анализа, способа организации деятельности учащихся, возраста.2. Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. 3. Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения. Делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.4. Регулятором процесса восприятия является установка, т. е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. От неё зависит, какие объекты, детали будут восприниматься.5. Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее развёрнутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека.Но одна из задач учителя – обогащение жизненного опыта. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений. 7. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовать их деятельность.

11. Общее понятие о внимании.Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание отличается избирательностью. Его первоначальная форма – ориентировочный рефлекс (это рефлекс на новизну, возникающий в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды). Внимание можно разделить на внешнее и внутреннее в зависимости от характера объекта, на который оно направленно. (Внешнее направленно на окружающие предметы и явления, внутренне – на собственные мысли, чувства). Анатомической основой внимания являются нейроны внимания – детекторы новизны, а также ретикулярная формация (внимание – доминанта) (Ретикулярная формация - это комплекс нейронов ствола головного мозга и частично спинного мозга, который имеет обширные связи с различными нервными центрами, корой головного мозга и между собой) Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая деятельность становится более организованной.Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

Организующее значение имеет внимание и при процессах мышления. Когда мышление сопровождается сосредоточенным вниманием, оно протекает упорядоченно: мысли идут в определенной последовательности, каждая мысль закономерно вытекает из другой мысли, они увязываются друг с другом по существенным признакам, мышление приобретает стройный характер. При ослаблении внимания мышление становится неорганизованным. При отсутствии внимания, например в состоянии дремоты, течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с другом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механических ассоциативных связей, не планомерно, неупорядоченно.Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к лучшему выполнению требуемых действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, если нам нужно со вниманием рассмотреть какой-нибудь предмет, мы поворачиваем свою голову в его сторону. Это приспособительное движение облегчает восприятие. Когда мы со вниманием что-нибудь слушаем, мы наклоняем соответственным образом голову, чтобы лучше слышать. Благодаря наличию таких приспособительных движений можно судить о внимании человека по его внешнему виду

Виды внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
1) непроизвольное – не зависит ни от нашего желания, ни от воли, намерений; происходит само по себе, без всяких усилий с нашей стороны, не утомляет; без заранее поставленной цели. Условия возникновения: внешние особенности раздражителя: внезапность, яркость, сила, новизна, неожиданность, необычность, контрастность, подвижность объекта; внутренние: интерес, потребности, переживания, чувства. Доминанта, поддерживаемая 1-ой сигнальной системой.
2) произвольное – зависит от сознательно поставленной цели, требует определенные усилия, человек прилагает усилия по своей воле. Условия возникновения: указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи). Условия для поддержания устойчивого произвольного внимания: 1)осознание дома и обязанности в выполнении данной деятельности; 2)отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности; 3)привычные условия работы; 4)интерес к конечному результату деятельности; 5)создание благоприятных условий для деятельности. Доминанта поддерживается 2-ой сигнальной системой.
3) послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного внимания, после него. Совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного (не нужно волевых усилий для поддержания); не утомляет. Возникает при присутствии интереса к определенной деятельности. Физиол: на первом этапе доминанта, поддерживаемая 2-ой сигнальной системой; на втором этапе доминанта, поддерживаемая 1-ой сигнальной системой.
НА УРОКЕ АКТИВИЗИРУЮТСЯ ВСЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ!

 

13. Свойства внимания. 1.Объем внимания – это кол-во объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. Объем расширяется или увеличивается, если объекты объединяются в одно целое, поэтому наглядный материал, предъявляемый для восприятия, необходимо группировать. 2. Устойчивость внимания – способность в течении определенного времени сохранять сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности не отвлекаясь. Условия, поддерживающие устойчивое внимание: 1) разнообразие учебной деятельности; 2) поощрение в конце работы (положительные эмоции); 3) активная деятельность ученика (практическая и умственная); 4) отсутствие сильных посторонних раздражителей; 5) кратковременный отдых; 6) посильная работа. Причины отвлечения: 1) монотонная работа; 2) внезапные сильные раздражители; 3) непосильная работа; 4) длительные перерывы; 5) отсутствие интереса; 6) отсутствие поощрения. В начале обучения у учеников устойчивость внимания = 5-7мин.; к концу обучения = 15-17 мин. 3. Концентрация внимания – способность, проявляющаяся в силе сосредоточения внимания на объекте или деятельности. Чем выше сосредоточенность внимания, тем лучше результаты деятельности. Сосредоточенность – это удержание внимания на 1-ом объекте или 1-ой деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень и сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивности внимания. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. 4. Распределение внимания – это умение выполнять 2 или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Умение распределять внимание у людей различно. Это умение развивается постепенно, с возрастом. 5. Переключение (зависит от особенностей НС) – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с 1-го предмета или действия на другие (перестройка внимания в связи с изменением задачи деятельности). Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности; от личных качеств человека. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которые выражается в волевом усилии. 6. Внимание и рассеянность – рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек настолько сильно сосредоточен на 1-ом предмете (деятельности), что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян.

14. Развитие и организация внимания младших школьников.Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что онипривлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опи-рается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все

поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять -заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; ... прежде чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового».

Практический пример

Организовать внимание младшего школьника можно с помощью указаний способов действия (возьми альбом, синим карандашом в левом правом углу нарисуй кружок), с помощью словесных указаний – напоминаний о необходимости выполнять заданное действие; обучения ребенка проговаривать, как и в какой последовательности он будет выполнять действие. Рассеянность и ее причины. Рассеянность – недостаток внимания. Бывает двух видов: 1) «липкое» внимание (следствие чрезмерной сосредоточенности человека на каком-либо объекте или деятельности. 2) «порхающее» (скользящее) внимание 9частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности, неумение сосредотачиваться, слабость произвольного внимания. Отсутствие познавательного интереса, наличие значительных отвлекающих раздражителей, утопление, плохое самочувствие). 2. Основные способы и условия организации. 1)четкая организация урока: а) темп работы должен быть оптимальным, т.е. ответственность темпу, к которому привык класс; б) использование разнообразной (формы) работы; в) на уроке не должно быть неоправданных пауз, а все необходимое – подготовлено заранее; г) доска должна быть оформлена заранее. 2) учителю необходимо помнить, что дети нач. шк. Концентрируют внимание на учебном процессе только тогда, когда учитель кону=центрирует внимание на них. 3) активная мыслительная и практическая деятельность на уроке (проблемные вопросы: почему, зачем и тд, задачи, ситуации). 4) включение творческой и самостоятельной работы. 5) исполнение на уроке заданий достаточной степени сложности. 6) исполнение спец. приемов и игровых упражнений, направленных на развитие внимания. 7) не повторять дважды вопросов или инструкций. 8) не следует давать задавать «вдогонку» или делать громко замечания отдельным учащимся. 9) развивать у школьников чувство ответственности и волю. 10) формировать в классе непримиримое отношение к нарушению дисциплины. 11) привлекать к работе по развитию производственного внимания школьников и их родителей.

15. Память, ее роль в познавательной деятельности. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали (отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения). Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Успешное запоминание = достижение в уч.деятельности. Запоминание бывает произвольным (без цели запомнить и без волевых усилий) и произвольным (преимущественно в учебной деятельности). Заучивание – специально организованное запоминание с применением определенных приемов. Сохранение – удержание заученного в памяти (сохр. следов и связей в мозгу). Забывание – исчезновение, выпадение из памяти (процесс ликвидации следов, затормаживания связей). Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Узнавание 0 появление чувства знакомости при повторном восприятии; воспроизведение – процесс появления в памяти ранее воспринятых мыслей, движений. Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс протекает успешно, когда забытый факт находится в связи с другими, сохранившимися в памяти. С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить её

Образовавшиеся в коре головного мозга временные связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на протяжении всей жизни.

Возможность сохранения и последующего оживления временных связей представляет собой необходимую основу психической деятельности. Память проявляется в узнавании и воспроизведении.

Узнавание — это то проявление памяти, которое обычно связано с восприятием..

Я закрываю глаза и воспроизвожу вид своей комнаты, улицы, на которой я живу, или какого-нибудь знакомого лица.. Всё это разные случаи воспроизведения, т. е. восстановления, обнаружения ранее образованных временных связей.

Необходимым условием узнавания и воспроизведения является запоминание и последующее сохранение того, что я воспринял, думал, чувствовал или делал.

Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание — это основные процессы памяти. Запоминание является условием или предпосылкой сохранения в памяти, а воспроизведение и узнавание — результатом или обнаружением того, что данный объект сохранился в памяти.

Итак, памятью называется отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Продуктивность памяти младших школьников повышается от постоянных тренировок, от усвоения соответствующих приемов и способов запоминания и воспроизведения, которые сами они изобрести не могут. Сюда относятся прежде всего приемы осмысленного запоминания: выделение опорных слов, расчленение текста на смысловые единицы, смысловая группировка, сопоставление крупного и детального планов текста и т. д. Важно, чтобы эти приемы отрабатывались на разном материале и постоянно. План сюжетного рассказа отличается от

развернутого плана решения арифметической задачи и от плана работы над грамматическим текстом. Требуется не только выделение смысловых единиц, но и их группировка, соподчинение. Со 2-го класса дети уже составляют письменный план. Особую психолого-педагогическую задачу представляет развитие приемов воспроизведения, распределение его во времени, самоконтроль.

 





Виды памяти

Память-отражение прошлого опыта заключающийся в запоминании сохранении и послед воспроизвед всего того что человек делал чствовал воспринимал илли думал .Все виды памяти условно можно разделить на 3 группы: 1) что запоминает (двигательная, эмоциональная, словесно-логическая и образная память); 2)как запоминает (произвольная и непроизвольная); 3)как долго сохраняется запомненное (кратковременная, долговременная, оперативная).Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, движения, которые мы выполняли.Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали. Имеет большое значение в формировании личности человека. Словесно-логическая (смысловая) – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Чем меньше развита память, тем труднее выразить смысл своими словами.Образная память – вид памяти связан с нашими органами чувств, сюда входят слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая и тактильная память. Эти виды развиты неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.Произвольная память – предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.Непроизвольная память – не предполагает спец.цели запомнить, запоминается без волевых усилий. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике.Кратковременная память – имеет небольшую длительность до нескольких минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что произошедших событий.Долговременная память – обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важнны установка запомнить надолго и необходимость этих сведений для будущего, их личная значимость для человека.Оперативная память – запоминание сведений на время, необходимое для выполнения какой-либо деятельности. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.