Государственный (муниципальный) контракт заключен при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком. Может ли это привести к признанию контракта ничтожным?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОТВЕТ

Позиция ВС РФ: Государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком, является ничтожным

Применимые нормы: п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)

Муниципальный контракт, который заключен при наличии конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, установленный ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ во взаимосвязи с п. 9 ч. 1 ст. 31 этого Закона. Тем самым данный контракт посягает на публичные интересы.

Суд также отметил, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Заключенный между предприятием и обществом муниципальный контракт в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожным, как нарушающий запрет, который предусмотрен п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и посягающий на публичные интересы и права третьих лиц.

ВОПРОС № 18б

Орган местного самоуправления (заказчик) заключил контракт со специализированной организацией на выполнение функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона. Правомерно ли привлечение заказчиком в рамках указанного контракта квалифицированных специалистов специализированной организации для участия в конкурсной (аукционной) комиссии при выполнении указанных функций?

ОТВЕТ

Ограничений на привлечение заказчиком в состав конкурсной (аукционной) комиссии квалифицированных специалистов специализированной организации в рамках контракта на выполнение функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона законодательством не предусмотрено. При этом, привлекая таких специалистов в состав конкурсных комиссий, заказчик выполняет условие о самостоятельном создании комиссии по осуществлению закупок.

Обоснование: На основании ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок осуществляется заказчиком.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Согласно ч. 6 указанной статьи членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

Иных ограничений в отношении участия в конкурсных (аукционных) комиссиях
Закон N 44-ФЗ не содержит.


ВОПРОС № 19б

Дата: 2019-05-28, просмотров: 370.