Е.Г. Бусько
Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета, г. Минск, Беларусь
Охрана здоровья людей начинается с оценки факторов риска для здоровья, информирования о них и разработки способов их преодоления, характеристики влияния факторов риска на человека и роли правительств в защите от них населения. Сегодня оценка риска и управлением, объединяемые в понятие «анализ риска», являются ведущим направлением управленческой науки и практики в области регулирования влияния качества окружающей среды на здоровье населения в большинстве развитых стран мира.
В Беларуси эта методология достаточно широко и успешно используется в последние десятилетия, как в научных исследованиях, так и в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы страны. К сожалению, сфера ее применения сужается, и в последние годы на ее основе чаще всего оценивается лишь надежность устанавливаемых санитарно-защитных зон с позиций обеспечения безопасности здоровью населения.
Тем не менее, опыт применения концепции риска в различных регионах страны за последние десятилетия показал возможности дальнейшего совершенствования нормативно-методической базы санитарно-эпидемиологического надзора и ее гармонизации с рекомендациями ведущих международных организаций. Кроме того, не вызывает сомнения, что использование этой методологии дает ряд ощутимых преимуществ по сравнению с традиционными для Беларуси командно-административными методами регулирования, основанными только на соблюдении нормативов отдельных вредных для здоровья факторов, поступающих в организм из различных сред.
В целом, однако, анализ риска применительно к регулированию природоохранной деятельности пока еще не получил должного распространения. В Беларуси не обходима доработка законодательной и нормативно – распорядительной поддержки, равно как и надлежащего методологического и кадрового обеспечения этого важнейшего управленческого рычага минимизации рисков в природоохранной сфере и осуществления контрольно – надзорной функции.
Для дальнейшего развития методов анализа риска в качестве ведущего инструмента управле ния качеством окружающей среды в интересах охраны здоровья человека важную роль должна сыграть Инструкция 2.1.6.11-9-29-2004 «Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух», утвержденная постановлением Главного санитарного врача Республики Беларусь от 05. 07. 2004 года.
В настоящее время экологическое состояние в Республике Беларусь сложилось в результате многолетнего функционирования хозяйственного комплекса страны, который работает в обычном технологическом режиме, аварийных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их трансграничного переноса. Карты по медико-географической характеристике территории Беларуси показывают не только существующую ситуацию, которая сложилась с возникновением и распространением болезней человека, но и природную предрасположенность конкретного заболевания.
Сегодня несовершенство законодательной и нормативной поддержки единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, становится серьезным препятствием на пути продвижения методологии анализа риска в Беларуси в качестве ведущего инструмента управленческой деятельности. В результате сомнению подвергаются не только результаты исследований п оценке риска, но даже необходимость использования этой процедуры.
Признавая в определенной степени справедливость критики бизнес -сообществ, в первую очередь в отношении легитимности применения критериев оценки и ранжирования рисков, необходимо еще раз подчеркнуть ключевую роль указанного документа, утвержденного на государственном уровне, в юридической поддержке методологии анализа риска.
Успешность обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия факторов риска зависит также от создания на территории Беларуси условий для применения критериев безопасности для здоровья населения в системе принятия планировочных, технических и технологических решений; реорганизации экологического и санитарно –гигиенического контроля качества окружающей среды.
Сегодня несовершенство законодательной и нормативной поддержки единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, становится серьезным препятствием на пути продвижения методологии анализа риска в Беларуси в качестве ведущего инструмента управленческой деятельности. В результате сомнению подвергаются не только результаты исследований по оценке риска, но даже необходимость использования этой процедуры.
Мы полагаем, что система оперативного регулирования качества окружающей среды, направленного на снижение риска здоровью населения, должна включать:
• инвентаризацию всех значимых для загрязнения окружающей среды отдельных источников или совокупности источников для установления природы, масштабов и происхождения актуальных проблем загрязнения среды обитания на исследуемой территории;
• проведение оценки выбросов/сбросов, поступающих от значимых источников, с целью выделения приоритетных групп, определяющих основной вклад в загрязнение объектов окружающей среды на местном и региональном уровне;
• ранжирование источников по опасности для здоровья населения их выбросов/сбросов с целью выявления приоритетных групп по влиянию на здоровье и загрязнение объектов окружающей среды на местном и региональном уровне;
• использование современных моделей рассеивания атмосферных примесей с целью адекватной пространственно – временной характеристики распространения загрязнения атмосферного воздуха для широкого спектра приоритетных веществ с приемлемой степенью детализации;
• установление количественных характеристик индивидуальных и популяционных канцерогенных, не канцерогенных рисков и ущербов здоровью с учетом информации о плотности населения;
• применение географических информационных систем, особенно при совместном использовании данных о загрязнении объектов окружающей среды и уровней установленного риска с геокоординатной привязкой; представление информации об экспозициях и рисках здоровью на географических картах средства миграфического отображения информации;
• обязательное определение долевого вклада в уровни экспозиции рисков различных факторов и источников загрязнения окружающей среды;
• проведение экономической оценки ущербов здоровью, обусловленных загрязнением объектов окружающей среды;
• представление полученных результатов в наиболее пригодном для управленческих целей виде или стоимостном выражении с учетом наглядности и доступности восприятия в безразмерном или в денежном выражении.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.