Характеристика финансовых отношений некоммерческих организаций. Источники финансовых ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли, но в соответствии с законодательством могут заниматься предпринимательской деятельностью в виде предоставления дополнительных к основной деятельности платных услуг, финансовых операций с ценными бумагами, долевого участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ в качестве вкладчика, производства товаров. Они могут выступать учредителями коммерческих организаций, организовывать филиалы и представительства, если это способствует достижению целей данной некоммерческой организации. Полученные в результате предпринимательской деятельности средства должны направляться на реализацию уставных целей данной некоммерческой организации. Доходы некоммерческих организаций не распределяются между её участниками. Исключением являются потребительские кооперативы. В силу этого обстоятельства на них не распространяется закон «О некоммерческих организациях».
Финансовые отношения некоммерческих организаций подразделяются на:
1)отношения с членами некоммерческой организации по поводу внесения вкладов, вступительных и паевых, членских взносов и несения субсидиарной ответственности (отношения регламентируются учредительными документами и законом);
2)отношения внутри некоммерческих организаций при формировании и использовании фондов внутреннего назначения (в соответствии с учредительными документами и законом о потребительской кооперации);
3)отношения некоммерческих организаций между собой и с коммерческими организациями: финансовые санкции за невыполнение договорных обязательств; покупка корпоративных ценных бумаг; внесение вкладов в хозяйственные общества и товарищества на вере; благотворительные взносы и пожертвования;
4)отношения между некоммерческой организацией и их объединением: по поводу внесения вкладов при его создании и несения субсидиарной ответственности по его обязательствам;
5)отношения некоммерческой организации или их объединений со сферой государственных финансов;
6)отношения со сферой страхования: личное, имущественное страхование, страхование ответственности (по закону и договору со страховой компанией);
7)финансовые отношения с международными организациями, правительствами и проч. по поводу получения и распределения гуманитарной помощи.
Финансовый механизм некоммерческой организации— это совокупность различных форм, видов финансовых отношений и способа их количественного выражения, соединенных в единое целое и направленных на реализацию уставных целей некоммерческой организации. Формируется под влиянием нормативных актов государства, положений учредительных документов и договоров.
Формы финансовых отношений представлены различными финансовыми фондами внутреннего назначения. Виды финансовых отношений представлены различными доходами и поступлениями, расходами и отчислениями: вклады, взносы, пожертвования, бюджетные ассигнования, бюджетные субсидии, платежи в государственные внебюджетные фонды, расходы на развитие и проч.
Способы количественного выражения могут быть определены законом (налоги, платежи во внебюджетные фонды); учредительными документами (по вкладам, взносам и проч.); договором (санкции и проч.).
Негосударственные некоммерческие организации могут формировать свои финансовые ресурсы за счет:
—регулярных и единовременных поступлений от учредителей;
—вступительных и членских взносов (если есть членство);
—добровольных взносов и пожертвований;
—выручки от реализации товаров, работ, услуг;
—доходов от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является данная некоммерческая организация;
—доходы от собственности, в т.ч. по ценным бумагам и вкладам;
—другие источники (кредиты, займы).
Финансовые ресурсы негосударственных некоммерческих организаций могут использоваться в следующих целях:
—уставная деятельность;
—выполнение программ и мероприятий, на которые поступили средства целевого финансирования;
—финансирование предпринимательской деятельности в разрешенных пределах;
—международная деятельность;
—содержание штатов;
—капитальное строительство и ремонт и др.

Особенности финансового механизма некоммерческих организаций определяются организационно-правовой формой, уставными видами деятельности, оказанием платных услуг и др.
В соответствии с Федеральным законом 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»некоммерческая организацияможет иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также в собственности или бессрочном пользовании земельные участки. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.
Источниками формирования имущества НКО являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам);
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.
Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций во многом определяется организационно-правовой формой НКО и источниками ее финансирования:

  • сметное финансирование;
  • сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);
  • полная самоокупаемость.

При этом выделяются следующие основные принципы:

  • формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т.п.;
  • использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;
  • самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);
  • покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов.


В зависимости от характера финансирования затрат среди НКО выделяются организации, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако получение прибыли не является в принципе основной их целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К ним, в частности, относятся:
1) НКО, создаваемые коммерческими предприятиями для оказания им различных услуг и представления их интересов (например, торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей);
2) НКО, целью которых является предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т.п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).
К отдельной группе НКО относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы их членов, пожертвования и другие трансферты. Эта группа НКО включает организации, создаваемые, контролируемые и в основном финансируемые правительством и домашними хозяйствами. К ним относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды. Существуют следующие основные типы НКО, обслуживающих домашние хозяйства:
1) организации, созданные для предоставления услуг главным образом их членам и финансируемые в основном за счет членских взносов (профессиональные союзы, политические партии, религиозные общества, добровольные спортивные общества, клубы по интересам и т.п.);
2) благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;
3) ведомственное жилье, ведомственные больницы, поликлиники, клубы, стадионы и т.п.
Особенности финансового механизма бюджетных учреждений:

  • бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой;
  • бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;
  • бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.


Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

  • целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;
  • строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;
  • контроль за рациональным использованием средств.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ.

Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:
1) оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
2) оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
3) уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
4) возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.
Возможность осуществления бюджетными учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», «Основами законодательства РФ о культуре»и др.
В связи с начатым процессом реорганизации бюджетных учреждений в автономные учрежденияв соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта установлено, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Кроме заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
На финансовый механизм государственных корпораций, созданных Российской Федерациейна основе имущественного взноса, влияет то, что имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации, и она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

 

















































Бюджетная система РФ.

В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированныйбюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.