В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Главный фактор - созревание к 7ми годам коры больших полушарий.
Кризис семи лет. Связан с поступлением ребенка в школу, проявляется в поведении: манерничество, кривление.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка.
Социальная ситуация развития – «Ученик – учитель – общество». Характеристика учебной деятельности, ее структура. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом.
Предмет учебной деятельности – оценка собственного поведения в процессе обучения. Начинается учебная деятельность с того, что ребенка оценивают.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством.
Новообразование:
–произвольность психических процессов, происходит зарождение рефлексии (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс мыслительной деятельности)
- становление внутреннего плана действий, т.е. способности ориентироваться в чем-либо, выделять существенное, планировать ход решения,
Особенности психического развития:
1. Восприятие:
- несовершенно и поверхностно,
- эмоциональность восприятия,
- сенсорные эталоны (цвета, формы, геометрические фигуры),
-переход от произвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, который подчинен определенной задаче
2. Внимание:
- неустойчивое,
- с маленьким объемом и распределением,
- слабоорганизованное,
- способность сосредотачиваться на малоинтересных и ненужных вещах,
- развитие внимания также связано с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий,
3. Память:
- наглядно-образная,
- развивается долговременная,
- интенсивно формируется прием запоминания и воспроизведения.
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.
4. Мышление:
- преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями, понимание закономерностей,
- школьник овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений,
- словесно-логическое, понятийное,
- мышление опирается на наглядность,
5. Воображение:
- репродуктивное, т.е. школьники должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете,
- опирается на картинки, натуры,
- предпосылка творческого (продуктивного) воображения
6. Речь:
- письменная речь,
- увеличение словарного запаса, уточняется значение слов,
- развивается связанная речь, длительное умение слушать и слышать,
- развитие фонематического слуха
Развитие личности
Личность развивается под влиянием учебной деятельности:
- ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязанностей,
- происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального,
У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых.
Притязание на признание среди близких, сверстников и учителей побуждает ребенка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки.
Развиваются нормы общественного поведения, им усваивается нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и у него происходит и усвоение обязанностей.
Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам.
Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, социуму, так же осуществляется развитие глубины и сложности чувств, происходит и развитие высших чувств (эстетических, эмпатии, сочувствия, сопереживания, товарищеские, социальные).
Задачи воспитания.
Реализация ФГОС задачи воспитания младших школьников.
В области формирования личностной культуры:
- Формирование способности к духовному развитию;
- Укрепление нравственности и формирование основ морали;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
В области формирования социальной культуры:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
В области формирования семейной культуры:
- Формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- Знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Задача учителя – научить ребёнка учиться и сформировать учебную мотивацию.
Развитие у младших школьников самостоятельности, инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру.
Воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.