Опека и попечительство как формы защиты детства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство.

Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, но опекун получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

 

 

, формирование внутренней потребности в добросовестном выполнении каждого вида социальной деятельности, в-третьих, активно самореализацию личности, стремящейся к максимальному использованию своих способностей и возможностей.

Итак, профессиональное самоопределение можно рассматривать как многомерный и многоаспектный процесс соотнесения молодым человеком собственных жизненных целей, склонностей, способностей с объективными возможностями их реализации, а также с конкретными видами деятельности.

 

 

Список литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. Второе изд. - М.: ПЕР СЕ, 2006.

2. Ретивых М.И. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. - Брянск, 1999.

3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Второе изд. - СПб.: Питер, 2007.

4. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд. - М.: Изд. Центр "Академия", 2006.

 

 

№3 Основные направления международной деятельности по социальной защите детства

20 ноября 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, главная идея которой заключается в том, что «человечество обязано давать лучшее детям»; в ней провозглашены 10 принципов обеспечения социальной защиты детства:

1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

2. Ребенку должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.

5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

20 ноября 1989 г. в Нью-Йорке Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка, она была признана наиболее широким документом по правам человека в истории. Главная цель принятия Конвенции ООН о правах детей – это максимальная защита интересов детей, признания приоритетности этих интересов в обществе, провозглашение равных прав ребенка с взрослыми без какой-либо дискриминации. Все положения детей Конвенции реализуют 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей на: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Реализуются следующие принципы:

1) ребенок является самостоятельным субъектом права, поэтому охватывая весь комплекс гражданских, политических, социальных и культурных прав человека, Конвенция одновременно признает, что осуществление одного права не отделимо от осуществления других;

2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

 

№4. Система социальной защиты детства за рубежом (на примере одной из европейских стран) Швеция – модель социальной защиты детства

Швеция выделяется среди других стран высокими экономическими и социальными достижениями. По объему социальных услуг эта страна занимает одно из первых мест в мире. По уровню жизни она опережает почти все государства мира.

Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина.

Следуя цели общественного равенства, социал-демократы построили систему всеобщего благосостояния, которая заключается в том, что “общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образования, здравоохранения, социальных услуг”. Основополагающий принцип шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения.

Все постоянно проживающие в Швеции (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования.

Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь — денежное пособие наличными.

Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.

Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Оно составляет 10020 крон (16500 руб) и не облагается налогом. Кроме того, многодетные семьи с тремя детьми и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того, существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей.

Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения.

Детская смертность здесь очень низка. Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 — у женщин).

При рождении ребенка система страхования родителей обеспечивает пособия им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству.

Стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно.

Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице – 2 года.

Как и здравоохранение, образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. В стране практически полная грамотность населения. В Швеции много альтернативных, сертифицированных школ, которые частично оплачиваются государством и финансово доступны большинству родителей. В Швеции всего около 50 семей обучают детей дома.

Образование этой скандинавской страны отличается большой демократичностью. Большая роль отведена тому, чтобы юные граждане Швеции были независимы, могли делать сознательный выбор, принимали ответственность за свои поступки. Высоко ценится у учащихся критическое мышление и инициативность.

Возраст Образовательная ступень Особенности
З года Детский сад Группы 5 – 6 человек.
1 – 3 класс Начальная ступень  
4 – 6 класс Промежуточная Обучение мальчиков и девочек происходит раздельно.
7 – 9 класс Старшая Отсутствие выпускных экзаменов

Профессиональные программы – 1 год.

Технические – 2 года.

Академические – 3 года.

 

Омбудсмен — (от швед. ombudsman — представитель чьих-либо интересов), в буржуазных государствах должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств.

Омбудсман контролирует выполнение закона о защите прав детей в Швеции. Представляет Правительству Швеции законопроекты по изменению законов и способствует применению закона по защите прав детей в работе правительственных агентств, муниципалитетов и окружных советов.

Ежегодно, Омбудсман по делам детей представляет отчет относительно деятельности своего офиса в Правительство данный отчет рассматривает ситуацию с детьми и молодыми людьми в Швеции. Например, возможности и проблемы детей и молодежи.

Дети могут связаться с Омбудсманом по почте, могут позвонить, и связаться через вебсайт. Дважды в год Омбудсмен получает ответы от множества «контактных классов» на анкетный опрос. При Омбудсмане по делам детей функционируют Советы Детей и один совет молодых людей.

 

 

№5 Международные основы социальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем), который работает в этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка. Немало интересного имеется в США в социальной работе с детьми. Перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство США ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах интернатах, так и специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними и несовершеннолетними. В США проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка в семью, оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми. Охрана семьи и детства в странах Западной Европы осуществляется на двух уровнях. Один из них – территориальный – принадлежит органам местного самоуправления, другой – интернатский – областным властям.

В Австрии дети, подвергшиеся опасности из-за насилия в семье, могут быть приняты в группу проживания при региональном кризисном центре.

Принятые в центр дети продолжают посещать свою обычную школу и поддерживают отношения со своими друзьями и родителями, с которыми одновременно ведется работа. Задача кризисного центра состоит в том, чтобы разработать в кризисной ситуации совместно с детьми и родителями новые пути решения конфликтов на длительное время.

В Германии широко распространенны лечебно-профилактические дневные учреждения для детей. Это полустационарные организации, в которых дети пребывают с 8 до 17 часов. Данные учреждения отличаются от приютов целевыми группами и специальным лечебно-профилактическим и терапевтическим обслуживанием. Они позволяют не только ликвидировать дефицит в развитии ребенка и уменьшить число нарушений в его поведении, но и оказать благотворное влияние на атмосферу в семье посредством совета с родителями, семейной терапией и, если необходимо, вмешательством в кризис. В Голландии с профилактической целью создаются кафе для молодёжи, клубы по интересам. В жилых домах социальные работники устраивают своеобразные этажи отдыха, где есть всё необходимое для простых занятий спортом, музыкальные установки, видеотехника.

 

№6  Нормативно-правовые основы социальной защиты семейных прав граждан РФ

Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:

- международные акты в области охраны семьи и семейной политики;

- Конституция РФ, конституционные и федеральные законы;

- Законы субъектов Федерации;

- указы, постановления местной власти.

Международный уровень регулирования семейной политики:

Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая в качестве основных принципов закона и общества права и свободы человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия женщин.

Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками.

Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет, предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.) и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Комплексным актом, в котором наряду с другими нормами содержатся нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006).

Важное значение в реализации прав ребенка имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004), однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения.

Отраслевые федеральные законы, касающиеся социального обеспечения семьи и детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.

1. Федеральные законы, устанавливающие порядок и условия предоставления того или иного вида социального обеспечения в отношении всех граждан, в том числе детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2. Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.08.2004), «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 22.08.2004) и др.).

Так, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 02.02.2006) увеличивается на 100 % размер пособий на детей, предоставляется бесплатное питание для детей до трех лет с молочной кухни (при ее отсутствии выплачивается ежемесячная денежная компенсация).

Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).

3. Федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения только в связи с материнством и детством. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.

Сюда же относятся Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 22.12.2005), а также вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005) предусмотрено, что жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» [39; С. 85] утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в РФ» [31; С. 20] программам «Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.