Семейное консультирование - это оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
Предметом социально-педагогического консультирования является:
- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция;
- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, профилактика болезней;
- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи;
- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации;
- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
Немов Р.С. предлагает следующую периодизацию этапов консультирования:
1) подготовительный этап – с.п. изучает документацию, вырабатывает план проведения консультации;
2) настроечный этап – встреча с клиентом, знакомство, установление контакта, снятие психологических барьеров;
3) диагностический этап – получение информации о проблеме, проведение диагностического обследования, выяснение наличия у клиента ресурсов для решения проблемы;
4) рекомендательный этап – оказание поддержки, выработка алгоритма решения проблемы на основе полученной информации;
5) контрольный этап – с.п. и клиент договариваются о дальнейших встречах в случае необходимости.
Особенность семейного консультирования заключается в том, что педагог в большинстве случаев имеет возможность заранее подготовиться к встрече с семьей. При подготовке к консультации, так же как и при ее проведении, основная часть времени педагога должна быть посвящена сбору информации. Подготовка к проведению консультации состоит из следующих этапов: составление предварительного представления о клиенте и его проблеме, получение необходимой информации о семье; систематизация знаний по имеющейся проблеме, подбор необходимых диагностических средств; разработка предварительного примерного плана проведения консультации.
№23. Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей.
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс .
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
· здравоохранения;
· образования;
· профессиональной подготовки и переподготовки;
· средства массовых коммуникаций и массовой информации;
· организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
· общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. - восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;
- достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;
- повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности
Различают следующие основные виды социальной реабилитации.
- Социально-медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
- Социально-психологическая реабилитация - направленно на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
- Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.
- Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.
- Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
- Бытовая реабилитация предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
- Социально - правовая реабилитация включает правовую помощь инвалидам и членам их семей.
- Спортивная и творческая реабилитация. Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей;
Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы
Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.
В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей - инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.
К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:
· диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;
· составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;
· организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;
· психологическое консультирование родителей;
· обучение родителей основам реабилитации;
· освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;
· определение критериев эффективности реабилитации;
· разработка методик социально-бытовой ориентации.
Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
· осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;
· сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;
· правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;
· организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;
· привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;
Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.
Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее
Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.
Идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов - партнёрство.
Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей:
Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости: раз в неделю, в две недели или в 6 недель);
Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;
Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
Внимание к потребностям не только ребенка, но и всей семьи;
Организация групп поддержки (обычно такая группа включает разных специалистов: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт) [6, c.89].
Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству
№24. Технология социально-педагогической реабилитации девиантного поведения
Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволяющие решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития личности, имеющей те или иные девиации в поведении. Результатом такой деятельности должна являться благоприятная тенденция к освоению профессиональных навыков, жизни в обществе в целом.
Как пишет М. А. Галагузова, «реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции».
Г. М. Андреева подчеркивает, что социально-педагогическая реабилитация не занимается поиском виноватых в педагогической запущенности подростка, а поиском его преодоления. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание личности начинается с самоанализа, самокритичного отношения к себе.
Для создания социально-педагогических условий реабилитации девиантного подростка, необходимо помнить, что для решения проблем нужно воспитание общей культуры личности.
Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
В рамках реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни: медицинский, социально-бытовой, социально - психологический, социально-правовой, социально-ролевой,профессионально-трудовой.
Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
- социально-бытовой аспект - развитие навыков социально-бытового самообслуживания;
- медико-психологический аспект- составление комплекса медицинских реабилитационных мероприятий;
- психологический аспект -подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекции,психотерапии;
- педагогический аспект- разработка индивидуального плана обучения, воспитания (в частности,физического, нравственного,интелектуального,эстетического,трудового,правового воспитания);
- социально-трудовой аспект- разработка плана трудового обучения.
В системе средств социально-педагогической реабилитации ведущая роль отводится созданию ситуации успеха, уменьшению эмоциональной значимости проблемной (конфликтной, кризисной) ситуации.
№25. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
Семья - основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой.
А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность; безнадзорность и беспризорность:
1.Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2.Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3.Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей
Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций (М.А Галагузова):
семьи с низким материальным достатком; с
семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие
Классификация группы риска по М.В. Шакуровой:
1. Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.
2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.
3. Криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой.
4. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. 5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи
Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:
· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
· определение причин семейного неблагополучия;
· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании";
письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.
№26. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей
1.Многодетная семья- семья, имеющая 3 и более несовершеннолетних детей.
2.Социально-педагогическое сопровождение семьи – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной социализации семьи, повышение социального статуса семьи и ее педагогического потенциала.
3. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Условно можно выделить виды многодетных семей:
1.Гармоничные семьи, в которых родители сознательно хотели иметь много детей, делают всё зависящее для полноценного развития каждого ребенка.
2.Семьи в которых родители сознательно не стремились иметь много детей (могут сформироваться в результате рождения двойни, тройни, из-за боязни прервать беременность и т.д)
3. семьи, образовавшиеся в результате брака супругов, с детьми.
4. семьи в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия (беспорядочные половые отношения в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, установка родителей, что ребенок забота государства. т.д)
Возможные проблемы многодетных семей:
- Материально-бытовые (низкая возможность удовлетворения своих потребностей.)
- Жилищная проблема
Психолого-педагогические проблемы (в связи с загруженностью родителей, остается мало времени на воспитание и общение с детьми, конфликты между детьми, между детьми и родителями, перекладывание родительских функций на старших детей, неуспеваемость и прогулы школы, безнадзорность и т.д. )
· медицинские проблемы (низкий уровень санитарно-гигиенической культуры, позднее обращение к врачу, самолечение)
Основные направления работы с многодетной семьёй:
· выявление и учёт многодетной семьи, составление комплексной характеристики семьи
· определение материального положения семьи, её проблем и потребностей
· помощь в получении различных пособий, льгот действующих для многодетной семьи
· консультирование, оказание психолого-педагогической помощи, юридической помощи, посреднических услуг
· социально-педагогический патронаж семьи, детей, контроль за их успеваемостью, диагностика(при необходимости коррекция межличностных, внутрисемейных отношений.
· наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи
Работа по поддержке и сопровождению многодетной семьи строится исходя из характера возникающих трудностей, комплексному изучению характеристики семьи и ситуации при которой возникли проблемы у семьи. На основе полученных данных в процессе взаимодействия с семьёй, составляется индивидуальный маршрут сопровождения.
Технологии - соц. диагностика, консультирование, коррекция, сопровождение.
ФЗ о многодетных семьях 16 июня 2011, местные постановления
Многодетные семьи в 2013 году могут рассчитывать на данные льготы:
- предоставление скидки для оплаты коммунальных услуг, в размере не более 30%;
- если в семье есть дети до 6 лет, семья может получить бесплатные медицинские препараты;
- бесплатный проезд на пригородном и городском общественном транспорте;
- право быть принятыми вне очереди в дошкольное учреждение;
- предоставляется бесплатное двухразовое питание в школьной столовой;
- бесплатные оздоровительные путевки и, если существует медицинское предписание – им обеспечивают бесплатные протезно – ортопедические изделия;
- льготы на кредит, который предназначен для строительства или приобретения жилья;
- родителям многодетных семей, должны предоставлять возможность устройства на работу с льготными условиями труда.
Плюсы:
1) в многодетных семьях младшие быстрее приобретают бытовые навыки, навыки общения, так как подражают старшим братьям и сестрам. Они обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. Воспитание у детей чувства ответственности в многодетных семьях происходит совершенно естественно, в силу обстоятельств
2) В многодетных семьях дети быстрее приобретают навыки самообслуживания, поскольку в семьях с одним ребенком маме все гораздо проще сделать самой, а в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима.
3) В многодетной семье существует эффект маленького коллектива. Если в семье один - два ребенка, то быстро происходит эмоциональное насыщение детей друг другом, родителям приходится что-то изобретать, гасить ссоры и конфликты - и это при усталости и наличии других дел. В многодетной же семье возникает система разновозрастного детского коллектива: в ней существует возрастная иерархия, старшие руководят младшими. Нужно только следить, чтобы старшие не угнетали младших.
Минусы:
1) почти постоянная невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз.
2) Большое количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке (отсутствие детства), дети быстро взрослеют и начинают работать. Возможна неуспеваемость в школе из-за чрезмерного кол-ва домашних дел
3) состояние здоровья детей и уход за ними в таких семьях недостаточны.
4) ревность к родителям, при этом дети менее связаны с родителями
5) заниженная самооценка
6) и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности остаться наедине со своими делами и мыслями.
7) дефицит времени у родителей, недостаточность знаний по воспитанию детей.
№27. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей мигрантов в ОУ
Мигрант - это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей-мигрантов - это педагогический процесс, организующий социокультурную деятельность субъектов взаимодействия, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей - мигрантов, опыт прошлого проживания, поведенческие стратегии детей-мигрантов при вхождении в новую среду и обеспечивающий взаимодействие различных культур, носителями, которых являются дети-мигранты через включение их в социокультурные мероприятия.
Цель: создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
Задачи:
· психологическое сопровождение детей-мигрантов,
· обеспечение эффективной интеграции в российскую школу детей-мигрантов,
· повышение толерантности всех участников учебного процесса.
Направления работы по психологическому сопровождению детей-мигрантов:
· Диагностика психологического состояния и уровня развития познавательной сферы;
· Консультирование педагогов, родителей, учащихся;
· Развивающая групповая работа с учащимися;
· Развитие этнокультурной компетентности.
В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие:
- дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.
- дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
- детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка;
- частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания, приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям пребывания в школе, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополнительного образования.
Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа:
- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;
- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;
- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;
- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;
- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.
Можно обозначить следующий механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптация детей мигрантов:
1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов (социальное и материальное положение семи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).
2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп.
3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).
4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языка может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.
5. Проведение совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.
№28 Социально –педагогическая деятельность по защите прав и интересов ребенка в учреждениях образования
(Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.)
Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей
В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.
В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка
В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.
Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.
Закон особо выделяет детей:
- оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- оставшихся без попечения родителей;
- инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;
- жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- оказавшихся в экстремальных ситуациях;
- жертв насилия;
- отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- проживающих в малоимущих семьях;
- с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении
Социально - педагогическая служба школы - открытой воспитательной системы - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.
Принципами деятельности социальной службы являются следующие.
Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа "сделай себя личностью сам".
Объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).
Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
Неразглашение информации о ребенке и его семье.
Основные функции социальной службы образовательного учреждения.
Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, особенности семьи, , позитивные силы и источники негативного влияния на детей и подростков.
Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.
Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.
Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов.
Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями». Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.
Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:
1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;
2) контроль за соблюдением прав детей;
3) собственно защиту детей.
Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:
- вид учреждения;
- контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;
- условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);
- специализация деятельности социального;
- тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).
Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:
- воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
- разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
- организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
- обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства и др.).
Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.
1. Каждый ребенок имеет право на образование.
2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.
3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.
4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.
5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.
6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.
7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.
8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.
В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.
Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:
- выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
- защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.
№29Психолого-педагогическоевзаимодействие участников образовательного процесса (понятие-субъекы,формы парного,группового взаимодействия, буллинг- помощь,профилактика)
30. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях.( понятие,структура,типы конфликтов,методы гармонизации,медиация) ДОПОЛНИТЬ!!!!
Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
Работа по предотвращению конфликтов может проводиться по четырем основным направлениям:
· создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей).
· оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».
· устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов.
· блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
Подводя итоги по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:
- специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.
- межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация и т.д.
- профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Профилактика конфликтного поведения в школе может быть в виде тренингов, которые социальный педагог проводит с учениками. Разнообразные игры на сплочение коллектива, совместная деятельность как учебная, так и внеучебная.
№31 Технология формирования толерантности
№32. Профессионально-этические нормы деятельности социального педагога
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога.
Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного психологического и социально-педагогического воздействия и защитить социальных педагогов и практическую социально-педагогическую деятельность от дискредитации.
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Этические принципы призваны обеспечить:
Ø Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
Ø Защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
Ø Сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
Ø Укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами деятельности социального педагога является:
Ø Принцип конфиденциальности и информированности клиента;
Ø Принцип компетентности;
Ø Принцип ответственности;
Ø Принцип этической и юридической правомочности;
Ø Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;
Ø Принцип благополучия клиента;
Ø Принцип профессиональной кооперации.
ПРИНЦИП КОНФИДЕЦИАЛЬНОСТИ И ИНФОРМИРОВАННОСТИ КЛИЕНТА
Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
Участие обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добровольным.
Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях должны быть осведомлены об объеме и характере работы.
При работе с клиентами использует доступный для понимания клиентов язык.
Заключение социального педагога по результатам исследований не должно носить категоричный характер. Оно может быть предложено клиенту только в виде четких рекомендаций.
Присутствие третьих лиц во время консультирования допускается только с предварительного согласия клиента или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих).
ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ
Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.
ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «этического кодекса»
В случаях, когда ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласия на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться не проверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности.
Социальный педагог может не информировать клиента об истинных целях диагностических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей не возможны.
При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи. социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ
Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, социальный педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов.
ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА
В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента. Главный принцип - «не навреди».
ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ
Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.
№33
№34
№35
№36
№37 вопрос Современные тенденции развития школьного образования в России .
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.
Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
* формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
* системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
* построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
* постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
* создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Характерными чертами этой новой отечественной системы исторического образования можно считать:
* ликвидацию марксистско-ленинской идеологической основы системы образования; * придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее “закрытого”, ведомственного подхода;
* становление государственно-общественного механизма управления системой образования (а не ведомственного, как было в советскую эпоху);
* обеспечение принципа регионализации и децентрализации образования вместо унификации и централизации;
* признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;
* признание поли культурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.
Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования. Достижение названной стратегической цели предполагает решение приоритетных взаимосвязанных задач:
* обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
* достижение современного качества общего и профессионального образования;
* формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
* повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
Стратегическая цель государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: - модернизация институтов образования как инструментов социального развития; - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; - обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
№38 Теории обучения и воспитания (об-е и вос-е в системе целостного педагогического процесса;закономерности,принципы,подходы,теории,технологии,авторские школы)
№39. Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-6 лет
(по Выготскому дошк. возр. До 7 лет!!!)
Дошкольный период очень важен для развития ребенка.
Кризис трех лет «Я сам». Возможные формы проявления:
1. Негативизм - поведение ребенка противоречит требованиям взрослых, главный мотив – сделать наоборот.
2. Упрямство – реакция ребенка настаивать на своем не из-за потребности в чем-либо, а чтобы прислушались к его мнению.
3. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязывания образа жизни.
4. Своеволие, своенравие - гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствие детским возможностям.
5. Протест, бунт, деспотизм – ребенок жестоко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования. В противном случае взрослых ждут истерики.
Как реагировать?
1. Отвлечь, переключить ребенка на другую деятельность
2. Провести беседу (можно в виде сказки, притчи), почему он не прав.
3. Согласованность действий и мнений взрослых (единство воспитания).
4. Ввести правила и запреты (слова «нет» и «нельзя» должны быть, но в ограниченном количестве)
Социальная ситуация развития – ребенок начинает активно влиять на взрослых, осваивать все социальные нормы отношения между людьми.
Со взрослыми: увеличение самостоятельности, расширение знакомств с окружающим миром, познавательное общение, личностная форма общения.
С сверстниками: совместная игровая деятельность, общение ситуативно: «отдай», «моё»
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры:
- режиссерская игра (3-4 года) – не принимает на себя роль, управляет игрушками;
- образно-ролевая игра (4-5 лет) – принимает на себя роль, отражает взаимоотношения по определенным сюжетным линиям;
- игры по правилам (6-7 лет) – учатся подчиняться правилам, элементы учебной деятельности.
Новообразование: произвольность поведения.
Особенности развития:
Мышление
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Воображение
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.
Память
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Внимание - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.
Сенсорное развитие (восприятие)
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Развитие речи
Основные направления развития речи в дошкольном возрасте:
1. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
2. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный словарь.
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
- развивается способность мотивировать самооценку;
- появляется осознание себя во времени, личное сознание.
(по Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология»)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.