Вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос № 2 Сущность современной государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации.

 

Социальная защита детей представляет собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

    в сфере семейных отношений:

  

    в сфере образования:

  

    в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Принципы:

1- доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;

2- ориентация на нормы и ценности клиента;

3- запрет давать советы клиенту;

4- анонимность;

5- включенность клиента в процесс консультирования;

6- разграничение личных и профессиональных отношений.

Модерирование (модерация) – технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерации лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмен мнениями, убеждениями и подведение клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерация нацелена на раскрытие внутреннего потенциала клиента, то есть она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом, социально значимое становится коллективно значимым (механизм заряжения). Функция модератора – помочь обучаемому специалисту раскрепоститься, выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Супервизия – профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку. Это способ формирования продуктивных отношений для субъектов проф. и межличностного взаимодействия, создание для них психологически комфортных условий. Специалист – супервизор обладает дополнительными квалификациями для проведения индивидуального и группового консультирования -> творческая самореализация клиентов и консультирование других специалистов.

Наставничество (одна из традиционных форм консультационной помощи) – помощь специалисту более опытным специалистом на рабочем месте. Наставничество более неформальное и личностное -> передача ни только сложных нюансов профессионального мастерства, но и решение адаптации начинающего специалиста к требованиям профессиональной среды.

Признаки (особенности) наставничества:

1- Гибкость (отсутствие жестких форм и методов, реализация различными путями в различных ситуациях).

2- Деятельность наставника может быть включена в контекст профессиональной деятельности, либо осуществляться в не её (процесс не только на работе)

3- Индивидуальная поддержка (отношение всегда имеют ввиду индивидуальные потребности и интересы обучаемого)

4- Охват познавательных + ценностно-эмоциональных процессов (затрагивает различные стороны личности, уделение внимания ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка).

5- Обратная связь (обучаемый <-> обучающий = продуктивное взаимодействие)

 

 

№21. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.

Консультирование - профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.

Социальное консультирование - технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.

Возможные социальные проблемы: десоциализация, дезадаптация в коллективе, пониженная успеваемость, конфликтность, а также сопровождение детей группы риска.

Основные задачи:

выявление семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка.


Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

Семейный кодекс РФ;

Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).


Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

установление контакта с подростком;

диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;

интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;

совместная выработка конструктивных способов решения.

 



Развитие личности

 Личность развивается под влиянием учебной деятельности:

- ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязанностей,

- происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального,

 

У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых.

Притязание на признание среди близких, сверстников и учителей побуждает ребенка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки.

Развиваются нормы общественного поведения, им усваивается нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и у него происходит и усвоение обязанностей.

 

Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам.

Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, социуму, так же осуществляется развитие глубины и сложности чувств, происходит и развитие высших чувств (эстетических, эмпатии, сочувствия, сопереживания, товарищеские, социальные).

 

 

Задачи воспитания.

Реализация ФГОС задачи воспитания младших школьников.

 

В области формирования личностной культуры:

- Формирование способности к духовному развитию;

- Укрепление нравственности и формирование основ морали;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,

- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

В области формирования социальной культуры:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,

 - Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

 

В области формирования семейной культуры:

- Формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- Знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

 

Задача учителя – научить ребёнка учиться и сформировать учебную мотивацию.

 

Развитие у младших школьников самостоятельности, инициативы, активной позиции по отношению к окружающему миру.

 

Воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;

формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;

 

вопрос. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации.

Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.

С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Гражданский кодекс Российской Федерации (1994), Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[1], и Жилищный кодекс Российской Федерации (2004), Уголовный кодекс Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительный кодекс (1997).

Базовым законом, основанным на Конвенции ООН о Правах ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.

В основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей.

В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению на 90-е годы, принятые в 1991 году в Нью-Йорке на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, и подписанные Президентом Российской Федерации в январе 1992 года. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам, определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей после принятия упомянутых выше Конвенции и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе – посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ.

Эти программы содержали конкретные меры по улучшению положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также по общим проблемам защиты детства (обеспечению детским питанием, охране материнства и детства, планированию семьи, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитию системы социального обслуживания семьи и детей, организации летнего отдыха детей и др.).

Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)»

В этом документе были провозглашены главные цели государственной политики в отношении детей: преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики условий жизнедеятельности детей.

В Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года были поставлены следующие конкретные задачи в области правовой защиты детства:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;

б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;

г) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков.

Планы конкретных мероприятий по поэтапной реализации данного Национального плана утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

Анализ итогов реализации раздела “Правовая защита детства” Национального плана действий в интересах детей до 2000 года показывает, что, в основном, указанный раздел выполнен.

В то же время не удалось реализовать следующие законодательные меры:

· гарантировать правовые механизмы обеспечения прожиточного минимума каждому ребенку;

· заключить со всеми государствами СНГ межправительственные соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области выплаты алиментов, социальных выплат и компенсационных пособий семьям с детьми;

· учредить специальные суды по делам семьи и несовершеннолетних;

· создать систему реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.

Федеральные законы № 131-ФЗ, №95 –ФЗ и 122-ФЗ, определили новую нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной «детской» политики.

Суть изменений заключается в переносе центра тяжести по работе с детьми с федерального на региональный уровень. В условиях разграничения полномочий и предметов ведения между центром и регионами особая роль в социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства отводится сегодня субъектам Российской Федерации.

С одной стороны, они получили большую свободу в выборе форм и способов такой поддержки с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий.

С другой стороны - их ответственность неизмеримо возрастает. Перед региональными органами законодательной и исполнительной власти стоит сложная задача формирования правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, пропагандистских, консультационных, научных, кадровых механизмов обеспечения региональной семейной политики.

Одновременно возрастает роль федерального центра, который должен взять на себя методическую поддержку проводимой реформы, обеспечить гарантированные федеральным законодательством нормы социальной поддержки детей и семей с детьми, внедрение положительного опыта регионов в реформировании социальной политики.

В переходный период реформирования важно также учесть, что в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ и передачей ряда полномочий и ответственности в проведении государственной семейной политики в субъекты Российской Федерации, произошла отмена некоторых федеральных гарантий государственной поддержки семей.

8 февраля 2007 года Российское правительство одобрило федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 годы. Ее реализация на обновленной концептуальной основе предполагает сосредоточить усилия на ряде приоритетных направлений. Среди них - обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений - укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.

Программа предполагает комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество. Также планируется создание условий для выравнивания возможностей выявления и развития природных задатков одаренности в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности всех категорий детей. ФЦП «Дети России» включает подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

Предполагается, что в результате реализации первого этапа Основных направлений будет осуществлен перелом в положении российских детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, сформируются позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей с детьми. Сложатся правовые и организационные механизмы их адресной социальной поддержки, сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма. Улучшатся условия социализации детей. Прекратится рост социального сиротства. Будет обеспечена доступность базовых услуг в сфере образования и охраны здоровья детей, продолжится снижение детской заболеваемости и смертности. Возрастет качество образовательных услуг, а также доля выпускников общеобразовательных школ, получающих высшее профессиональное образование. Повысится роль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества, семей в защите прав и интересов детей, реализации семейной и демографической политики.

На реализацию трехлетней программы «Дети России» правительство выделит из федерального бюджета 10 млрд. 101,7 млн. рублей. Финансирование программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов РФ в порядке софинансирования и при условии разработки субъектами собственных региональных программ, которые будут финансироваться за счет средств собственных бюджетов. Проект предусматривает, что из региональных бюджетов на реализацию ФЦП будет выделено 36,3 миллиарда рублей и из внебюджетных источников - 1,4 миллиарда. Таким образом, общий объем финансирования программы в 2007-2010 годах составит 47,8 миллиарда рублей.

Лишь в немногих регионах созданы специальные программы по обеспечению сирот жильем. Министерство образования внесли изменения и дополнения в целевую программу «Дети-сироты», входящую в президентскую программу «Дети России» - из федерального бюджета выделить средства в объеме 40 процентов, необходимых для погашения задолженности в жилье для таких детей, а 60 процентов на себя должны взять региональные и муниципальные бюджеты. Но в процессе обсуждения таких необходимых поправок возникли серьезные проблемы в согласовании с Министерством экономического развития и Министерством финансов. До настоящего времени этот вопрос решен не был и в федеральную программу «Дети России» на 2007-2010 годы не включен.

Сегодня, несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, реальные механизмы защиты прав детей – самой бесправной части российского населения – продолжают отсутствовать. Достаточно привести пример многолетнего игнорирования настоятельных и неоднократных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка о необходимости введения в России ювенальной юстиции им поста Уполномоченного по правам ребенка. В настоящее время сделаны лишь первые шаги в этом направлении. До сих пор не создано никаких действенных механизмов контроля за соблюдением прав детей: эксперимент с региональными уполномоченными по правам детей так и остался локальным экспериментом, поскольку не обеспечен ни законодательно, ни организационно-методически (законы об Уполномоченном по правам детей приняты и реализуются только в 18 субъектах Российской Федерации). По сути, лишение родительских прав, изоляция ребенка от родных по-прежнему остается единственной мерой его защиты.

Вопреки оптимистичной информации некоторых министерств и ведомств о принимаемых мерах, в целом ситуация не меняется и значительное количество одних и тех же нарушений законодательства в сфере прав и интересов несовершеннолетних не только продолжает иметь место, но увеличилось за последние пять лет в два с половиной раза.

Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением детей в российском обществе, порождены не только экономическими, но и законодательными причинами. Традиционным стало в нашей стране разделение ответственности за ребенка между различными уровнями и структурами исполнительной власти, между властью и местным самоуправлением, которые не способны согласовать свою работу по оказанию помощи не только детям вообще, но и конкретному ребенку в частности. Отсутствует, закрепленный в нормативно-правовых актах, эффективный механизм контроля, который бы заставил органы исполнительной власти, местного самоуправления и государственные учреждения выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей.

Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. Между тем, совершенно очевидно – без знания фактического положения дел невозможно планировать и реализовать какие-либо меры по улучшению положения детей в стране.

Разобщенная деятельность министерств и ведомств не дает положительных результатов при решении значительного количества проблем несовершеннолетних – социально-экономические показатели положения детей в последние годы по ряду параметров оказались неблагоприятными, также ухудшилось их правовое положение, и при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать.

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 7 января 2002г. - №1 (часть I) - Ст. 3.

[2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996г. - №25 - Ст. 2954.

[3] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997г. №1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 января 1997г. - №2 - Ст. 198.

[4] Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 августа 1998г. -№31 - Ст. 3802.

[5] Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) // Издании Организации Объединенных Наций - Нью-Йорк, 1992

[6] Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник - 1992г. - №6 - С.10.

[7] Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г.) // Советская юстиция - 1991г. - №№12-14.

[8] Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ - 11 июля 1992г. - №23 - Ст. 1276.

[9] Указ Президента РФ от 14.09.1995 №942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации – 18 сентября 1995г. - №38 - Ст. 3669.

[10] Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 6 октября 2003г. - №40 - Ст. 3822.

[11] Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007г. №79-р «Об утверждении федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 5 февраля 2007г. - №6 - Ст. 787.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.