В.В. Зеньковский: его СОП основывается на том, что человека не понять, если не изучишь его окружающую среду.
С.Т. Шацкий – автор педагогики среды.
Важной социокультурной предпосылкой развития социальной педагогики явилось зарождающееся детское движение. Под воздействием объективных факторов (социально-экономических, теоретико-педагогических, практических) возникло множество различных детских объединений. Они развивались в русле социально-педагогических идей о самоценности детства, уважения к достоинству личности ребенка, понимания значимости его интересов и потребностей (П.П.Блонский, К. Н.Вентцель, А. СВирениус, И В. Горшневский, П.Ф. Каптерев и др.). Эти идеи составили социально-педагогическую основу выработки общих знаний о ребенке, содержании, методах и направлениях работы с детьми. Педагоги, общественные деятели по сути дела вплотную подошли к обоснованию важности создания детских объединений как особого социально-педагогического фактора воспитания. В этом были заинтересованы не только общественность, но и само государство, поскольку детское движение открывало возможность усиления идеологического, педагогического влияния на подрастающее поколение в духе исповедуемых ими нравственных норм и духов-ценностей новыми специфическими средствами. Уже в начале XX в. в России получили распространение подростковые «трудовые артели», «майские союзы», различные ученические организации. Создавались летние детские колонии, дружины «потешных» и др.
Особую роль в пропаганде ценностных аспектов теории и практики этих новых форм социального воспитания выполняли педагогические и детские журналы. В них большое внимание уделялось вопросам возрастной и педагогической психологии, критике «старой школы», обоснованию необходимости обновления воспитания, опыту «новых школ» и внешкольного воспитания, детско-юношеских сообществ и движений.
№13: Социальная педагогика как область педагогической науки. . Эту проблему разрабатывают ученые – социальные педагоги (В.Г. Бочарова, Мардахаев, Липский, Загвязинский). На нашей кафедре: Н.Н. Суртаева и С.А. Расчетина.
Из истории вопроса: социально-педагогическая практика имеет длительную историю. Ее начало относят к средним векам. На протяжении длительного времени она существовала в виде милосердной, призревающей, благотворительной практики. Теоретическое обобщение практики относят к более позднему времени.
Предыстория: Первый этап: Теоретическое обобщение этого вида практики относится ко времени Екатерины и Бецкого и связано с написанием первых работ о призрении детей в воспитательном доме. Второй этап: для рождения социальной педагогики как науки было важно развитие педагогики и социологии в 60-90 г. 19 века. Тогда впервые появилось двойное определение этого вида деятельности - «социального врачевания».
История. Третий этап – появление труда П. Наторпа «Социальная педагогика» в 1910 г. Это дата рождения социальной педагогики. Четвертый этап - возрождение социальной педагогики на этапе перестройки.
Современный этап. Обыкновенно наука обладает набором признаков: Объект. Предмет. Цель. Методология. Методы. Области исследования. Теории. Имена
……………………………….
1.Объект науки – категория взаимодействия человека и социума в широком смысле слова (из работ Суртаевой и Расчетиной).
2.Предмет науки – социально-педагогическая ситуация как единица взаимодействия ребенка и социума (ребенок и семья, ребенок и школа, ребенок и улица и др.), имеющая нарушения и способ ее изменения посредством процессов социального воспитания, поддержки, сопровождения. В социальной педагогике изучается социально опасная (угроза жизни) и трудная жизненная (нарушение социализации) ситуации. Эти понятия употребляются, когда говорят об уже сложившемся результате. Эта же ситуация определяется как ситуация риска, когда думают о ее будущем и ищут пути преодоления проблемы. В любой ситуации есть элементы риска (мать ребенка пьет) и элементы позитивные (она любит ребенка). В ситуации риска стремятся усилить «позитивное» и минимизировать «негативное» содержание посредством педагогических процессо: адаптированного к ребенку образования (школа №80), социального воспитания, поддержки и сопровождения.
3.Цель науки: поиск путей гармонизации отношений
4.Методология: классическая (системная) исследует масштабную ситуацию и способ ее преобразования как систему на уровне компонентов и связей. Антропологическая методология исследует индивидуальную ситуацию и способ ее преобразования (социальный педагог – ребенок).
5.Методы. Классические: беседа, наблюдение. Антропологические: ситуационный анализ, индивидуальное собеседование, биографический метод и др. Поиск новых подходов к гармонизации отношений – эксперимент.
6.Области исследования: практика социальной педагогики (воспитание, поддержка, сопровождение разных групп риска, в разных учреждениях), управление, социально-педагогическое образование.
7.Теории: история социальной педагогики (Василькова) теория виктимологии (Мудрик), теории поддержки и сопровождения (Галагузова, Суртаева, Расчетина). Социально-педагогическое образование (Липский, Мардахаев), управление (Кошкина) и др.
Особенности современной науки: социальная педагогика
- интегрированная наука: это связь педагогики, социологии, психологии, права;
- проблемная наука: знания из разных областей соединяются для комплексного решения проблем;
- основанная на идеях гуманизма (поддержка и сопровождение самых уязвимых членов общества).
№ 14 Современная теория Социализации (сущность,структура,универсальные механизмысоциализации)
По Мудрику -давали…..
№15 Социализация ребенка как многофакторный процесс
Сущность социализации
Первоначально понятие «социализация» возникло в политэкономии и означало «обобществление производства». Впервые по отношению к человеку понятие «социализация» применил социолог Гиддингс (1887).
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемого им в общении и деятельности (А.В. Мудрик). Таким образом, социализация – процесс двусторонний:
¾ усвоение и воспроизводство;
¾ целенаправленный и стихийный процесс;
¾ процесс и результат.
Социализация может быть профессиональной, полоролевой, гражданской, поведенческой и т.д. Социальный опыт включает в себя ЗУН, традиции и обычаи, систему взглядов, представлений, чувств, эмоций конкретного человека.
Сущность социализации состоит в сочетании двух процессов:
1. социальная адаптация – процесс приспособления к меняющимся условиям общества (активность проявляет как социальная среда, так и сам человек);
2. социальное обособление – процесс автономии человека в обществе (независимость, самостоятельность), формирующий ценностную (потребность иметь свои взгляды и ценности), эмоциональную (потребность в собственных привязанностях) и поведенческую автономию (потребность самостоятельно решать вопросы и способность противостоять неблагоприятным жизненным ситуациям).
Компоненты социализации:
1. стихийная социализация – влияние объективных обстоятельств социально-экономических и социокультурных реалий (происходит непрерывно, т.к. ребенок постоянно взаимодействует с социумом);
2. относительно направляемая социализация – принятие государством экономических, законодательных, организационных мер для решения своих задач (например, определение обязательного минимума образования, возраста его начала, сроков службы в армии);
3. относительно контролируемая социализация – создание обществом и государством материальных и духовных условий для развития человека (= воспитание);
4. самоизменение личности (в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни).
Механизмы социализации (способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта):
1. социально-психологические –
¾ импринтинг (запечатление) – фиксирование на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих объектов (образы, объекты, ощущения),
¾ подражание – следование какому-либо примеру, образцу,
¾ экзистенциальный нажим – усвоение элементов социального поведения и языка,
¾ идентификация (отождествление) – отождествление себя с другим человеком, группой, образцом,
¾ рефлексия – внутренний регулятор, самоанализ,
¾ социальная фасилитация и социальная ингибиция – стимулирующее (фасилитация), либо тормозящее (ингибиция) влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других,
¾ чувство вины и чувство стыда – формирование негативного социального опыта вследствие самоанализа своего поступка (вина), либо реакции других людей (стыд),
¾ конформность – податливость давлению группы (внешняя и внутренняя);
2. социально-педагогические –
¾ традиционный – усвоение норм, традиций и обычаев, принятых в семье (актуально в селе),
¾ институциональный – влияние социальных институтов (актуально в городах),
¾ стилизованный – влияние субкультур (минимум 3 субкультуры – возрастная, профессиональная, увлечений),
¾ межличностный – взаимодействие между людьми.
Факторы социализации – основные условия, влияющие на процесс социализации конкретного человека.
Концепция экологических систем (Ури Бронфенбреннер)
0 – ребенок, на которого воздействуют факторы социализации;
1 – микросистема – реализуются роли деятельности и межличностные отношения (семья, школа, двор);
2 – мезосистема – взаимоотношения двух и более сред микросистемы, в которых ребенок активно участвует;
3 – экзосистема – одна или несколько сред, опосредованно воздействующих на социализацию ребенка (родственники, работа родителей, социальные службы);
4 – макросистема – совокупность систем низшего порядка на уровне культуры общества (ценности и нормы общества).
Концепция 4 групп факторов социализации (А.В. Мудрик)
I. Микрофакторы – влияют непосредственно на социализацию человека.
Микросоциум – ближайшее окружение ребенка (семья, соседство, группы сверстников, организации). Он имеет следующие характеристики: пространственные (центр или окраина), архитектурно-планировочные (компактность, высотность застройки), функциональные (например, наличие мест для игр), демографические (плотность населения, состав жителей, этнические особенности), культурно-рекреационные (театры, клубы, спортзалы).
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Функции семьи (Н.Б. Клюева): инструментальные (репродуктивная, экономическая, воспитательная, социального контроля) и базисные (удовлетворение потребности в любви, эмоциональная поддержка, содействие самореализации). Социальный статус семьи обусловливает социальный статус ребенка. Основные социальные статусы семьи: социально-экономический (доход, бытовые условия, демографические характеристики), социально-культурный (общая и бытовая культура, образование), социально-психологический (степень доверия, уровень тревожности), ситуационно-ролевой (гипо- или гиперопека). Типы семей: благополучная (успешно справляется с функциями, быстро адаптируется к проблемам ребенка), группы риска (некоторые отклонения от нормы, справляется с функциями с большим напряжением внутренних ресурсов – неполные, многодетные, малообеспеченные), неблагополучная (один или несколько низких социальных статусов, не справляется с функциями – семьи с зависимостями, педагогически несостоятельные, конфликтные), асоциальная (аморальный или противоправный образ жизни родителей, низкие жилищно-бытовые условия, воспитанием детей не занимается, возможно насилие в семье). Проблемы современных семей: преобладание смертности, каждый 3 ребенок воспитывается в неполной семье, тенденция рождения детей вне брака, уклонение родителей от воспитания детей, безработица, внутрисемейная жестокость, рост числа разводов.
Соседство – территориально близко проживающая группа людей, характеризующаяся межличностными связями, порой – общими целями и деятельностью. Соседство показывает ребенку новые образцы поведения и эталоны.
Группа сверстников – малая группа людей (одногодков, либо различающихся по возрасту на несколько лет), объединенная системой отношений, ценностями и обладают «Мы-чувством». Классификации групп сверстников (И.С. Кон): по юридическому статусу (официальные и неофициальные), по социально-психологическому статусу (принадлежности или референтные), по степени стабильности (постоянные, временные, ситуативные), по локализации (дворовые, квартальные, в учреждении), по типу руководства (демократические, авторитарные), по ценностной направленности (просоциальные, антисоциальные, асоциальные). Функции группы сверстников: эмоциональный контакт (общение), реализация потребности на индивидуальные притязания, информирование (обсуждение проблем), возможность почувствовать свою значимость, потребность изменить себя, необходимость демонстрации протеста (желание выделиться), научение полоролевому поведению, автономия от взрослых.
Воспитательные организации – целевая формализованная группа, создаваемая для решения задач воспитания. Их функции: приобщение к культуре общества, создание условий для индивидуального развития, автономизация, дифференциация/селекция (в соответствии с личностными ресурсами, задачами общества). Функции школы: овладение основами наук через обучение, социальное воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие самостоятельности и автономности от родителей, содействие полоролевой социализации, приобщение к мировой национальной культуре. Т.к. социальные процессы приводят к нестабильности, происходит ориентация на поиск ценностей и веры → растет число молодых верующих, религиозные организации ведут работу по привлечению молодежи. Функции религиозных организаций: ценностно-ориентировочная (формирование системы ценностей и норм через религиозное просвещение), регулятивная (формирование поведения в соответствии с религиозными нормами и ценностями), коммуникативная (конфессии определяют формы общения), компенсаторная (психологическая поддержка), воспитательная (религиозно-нравственное воспитание), благотворительная (организация помощи нуждающимся – милостыня и общественное призрение).
II. Мезофакторы – влияют на социализацию больших групп людей как непосредственно, так и опосредованно через микрофакторы.
Регион – часть территории страны. Он создает природно-климатические, географические, социально-экономические, культурные особенности (см. «страна»).
Тип поселения – город и село (наиболее распространенные). Для города характерны: высокая плотность населения, разнообразие деятельности, высокая мобильность, неразвитость соседских связей, неустойчивость социального статуса гражданина, ослабление влияния традиций. Для села характерны: малая плотность населения, небольшое число жителей, малая степень разнообразия трудовой и досуговой деятельности, сильный социальный контроль со стороны других людей, специфика сельского труда, семейный традиционный уклад. Усредненность поведения, стиля жизни и человеческих характеров характерна для поселка.
Средства массовой коммуникации – технические средства для распространения информации на большие рассредоточенные аудитории (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет). Их функциями являются: информационная (предоставление информации о нормах, проблема истинности информации), рекреативная (досуг, проблема вытеснения «живого» общения), релаксационная (снятие стресса, проблема не уйти надолго от проблем), самореализации.
Субкультура – человеческая общность, в основе которой лежит определенная система ценностей, взаимоотношений и взаимодействий (стилизованный механизм социализации). Человек включен минимум в 3 субкультуры – возрастную, профессиональную, увлечений. Признаки субкультуры: специфический набор ценностей, предпочитаемые источники информации, своеобразные увлечения и вкусы (например, молодежная мода), способы организации досуга, статусная структура (степень жесткости), жаргон и фольклор.
III. Макрофакторы – влияют опосредованно через микро- и мезофакторы.
Страна – территория, имеющая границы. Она создает природно-климатические (активность, образ жизни) и географические условия (плотность населения, виды труда, состояние здоровья) для социализации.
Общество – совокупность сложившихся в стране отношений между людьми, основу которых составляет семья, возрастные, профессиональные и иные группы. Оно создает экономические, социальные и культурные условия для социализации.
Структура общества:
¾ половой аспект – матриархат, патриархат, декларируемый биархат;
¾ возрастной аспект (М. Мид) – постфигуративное (традиции, старшее поколение является образцом для молодежи, что характерно для доиндустриального общества), кофигуративное (собственный опыт и поведение ровесников являются эталоном, что характерно для общества, переходящего от капитализма к индустрии), префигуративное общество (старшее поколение учится у молодых, что характерно для индустриального общества);
¾ социальный аспект – страты, горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.
Государство – звено политической системы, обладающее властными функциями. Оно создает условия для относительно направляемой и относительно контролируемой социализации (см. выше).
Этнос – исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием, общим психическим складом и сознанием своего единства и отличия от других этносов. Менталитет формируется через родной язык и национальную идентификацию. Этнос определяет характер трудовой деятельности и связанные с ней обычаи, представления об уюте и домашнем быте, представления о красивом и некрасивом, представления о взаимоотношениях членов семьи, представления о способах развлечения и т.д.
IV. Мегафакторы – имеют общепланетарное влияние.
Планета – небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. Меняется атмосфера, растительность, почва, рельеф. Нарушение одних природных условий вызывает отклонение в других. Изменяются электрическое и магнитное поля планеты.
Мир – совокупное человеческое сообщество, живущее на планете Земля. В результате антропогенного воздействия происходит ухудшение состояния окружающей среды (парниковый эффект, кислотные дожди). Тенденции: научно-технический прогресс (иллюзия могущества техники и зависимость от нее человека), непредсказуемость природных явлений → неуверенность и неустойчивость человеческого бытия, разрыв с родовым окружением + усиление национализма, поиск новых богов и религий (подъем оккультизма и сектантства).
Космос – совокупность бесконечной в пространстве и времени движущейся материи. Вопрос влияния космоса на жизнь людей малоизучен. Лазурский и Чижевский изучали влияние излучение Солнца на поведение больших групп людей. Вернадский ввел понятие ноосферы – сферы разума.
№16 Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества
Из множества существующих интерпретаций понятия «социализация» наиболее распространенной является ее понимание как процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.).
Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия социальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.
Основными институтами социализации традиционно являются семья, система образования и религия.
Социальные институты, отвечающие за социализацию поколения, являются консервативными по своей сути, они направлены на поддержание и трансляцию сложившегося в обществе социокультурного образца, а трансформирующееся общество требует инновационных форм поведения, которые не могут быть алгоритмизированы в традиционно сложившихся институтах.
Таким образом, создается эмоциональный вакуум у той части социума, которая более всего стремиться к поиску адекватных способов понимания себя и окружающего мира. Этот недостаток восполняется у части подростков обращением к музыке, что определяется как ее специфическими особенностями, так и спецификой социальной ситуации, в которой оказывается современный российский подросток в особенности в крупных городах.
Для крупного города с его высоким темпом жизни, приоритетом личной активности, большей социально-экономической разнородностью свойственны скудость эмоциональных контактов, анонимность общения, значительная дистанцированность людей друг от друга, приоритеты индивидуализма. Для подростков, которые в силу возрастных особенностей расположены к коллективизму, к эмоционально насыщенным отношениям, создаются, таким образом, дополнительные трудности. К свойственному этому возрасту процессу отрыва от семьи, ослаблению эмоциональных контактов с родителями добавляется разница ценностных приоритетов, что дополнительно увеличивает степень генерационного отчуждения и затрудняет процесс направленной семейной социализации. Это сказывается на увеличении массовой доли стихийной социализации. Ценностные установки, закладываемые в процессе такого рода социализации, во многом формируются под воздействием подростковой субкультуры, в частности музыкальной, т.к. одним из основных критериев формирования «своей» среды и референтной группы является сфера музыкальных интересов, обеспечивающая, едва ли не основные потребности человека в этом возрасте - эмоциональную близость и потребность в общении.
№17Социально –педагогическая виктимология как область профессиональной социально-педагогической деятельности(понятия,виды жертв,причины и профилактика)
№18 Социально-педагогическая диагностика проблем ребенка и социальной ситуации его развития (напрвления,алгоритм,методы выявления интересов,проблем,отклонений в поведении обучающихся,конфликтных ситуациях)
№19 вопрос. Социально-педагогическое консультирование как направление деятельности соц. педагога.
консультирование - звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта.
Виды помощи:
социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией (взрослых и детей) по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра оказываемых ими услуг;
социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, социальное воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья, нуждающихся в ней детей (взрослых);
социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в виде консультаций разных форм: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно, кратковременно, продолжительно в соответствии с профилем запроса и проблемы.
С целью эффективного предоставления информации социальному педагогу нужно соблюдать правила:
- представлять информацию в дозах, в пределах обозначенной проблемы;
- не перегружать клиента информации;
- выбирать оптимальные способы предоставления каждого блока информации;
- определять главное при предоставлении информации;
- проверять, правильно понял и усвоил информацию клиент;
- основную информацию нужно повторять в разной форме;
- повторять и уточнять вопросы клиента;
- повторять и суммировать ответы на вопросы клиента
При социальном консультировании специалист должен помнить, что:
1 Для решения проблемы клиенту следует предлагать несколько вариантов выхода из проблемы
2 Давать не только рекомендации, но и оценку их сложности в исполнении Клиент должен знать, чего будет стоить тот или иной вариант
3 Нужно убедиться, что клиент правильно понял рекомендации
4 Предложенную рекомендацию клиент должен выбирать самостоятельно
5 В ходе выполнения рекомендации необходимо консультировать клиента
6 клиент может вносить изменения в ход процесса
Социальный педагог должен вести учет консультации
№20. Характеристика моделей социально-педагогического консультирования .
Социально педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью из социализации, восстановления, и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм, жизнедеятельности и общения.
СПК включает в себя элементы других направлений соц. консультативной деятельности, оно по своей сути ближе к психологическому консультированию.
Основная цель - оказание личности помощи в решении социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.
Основная задача – помочь посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые будучи истоками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основная форма взаимодействия – изменение установок личности на взаимодействие с другими людьми, на ситуации и стереотипы поведения.
Принципы:
1- доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;
2- ориентация на нормы и ценности клиента;
3- запрет давать советы клиенту;
4- анонимность;
5- включенность клиента в процесс консультирования;
6- разграничение личных и профессиональных отношений.
Модерирование (модерация) – технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерации лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмен мнениями, убеждениями и подведение клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерация нацелена на раскрытие внутреннего потенциала клиента, то есть она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом, социально значимое становится коллективно значимым (механизм заряжения). Функция модератора – помочь обучаемому специалисту раскрепоститься, выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
Супервизия – профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку. Это способ формирования продуктивных отношений для субъектов проф. и межличностного взаимодействия, создание для них психологически комфортных условий. Специалист – супервизор обладает дополнительными квалификациями для проведения индивидуального и группового консультирования -> творческая самореализация клиентов и консультирование других специалистов.
Наставничество (одна из традиционных форм консультационной помощи) – помощь специалисту более опытным специалистом на рабочем месте. Наставничество более неформальное и личностное -> передача ни только сложных нюансов профессионального мастерства, но и решение адаптации начинающего специалиста к требованиям профессиональной среды.
Признаки (особенности) наставничества:
1- Гибкость (отсутствие жестких форм и методов, реализация различными путями в различных ситуациях).
2- Деятельность наставника может быть включена в контекст профессиональной деятельности, либо осуществляться в не её (процесс не только на работе)
3- Индивидуальная поддержка (отношение всегда имеют ввиду индивидуальные потребности и интересы обучаемого)
4- Охват познавательных + ценностно-эмоциональных процессов (затрагивает различные стороны личности, уделение внимания ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка).
5- Обратная связь (обучаемый <-> обучающий = продуктивное взаимодействие)
№21. Консультирование в системе сопровождения ребенка с социальными проблемами.
Консультирование - профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.
Социальное консультирование - технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.
Возможные социальные проблемы: десоциализация, дезадаптация в коллективе, пониженная успеваемость, конфликтность, а также сопровождение детей группы риска.
Основные задачи:
выявление семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании";
Семейный кодекс РФ;
Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:
запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
установление контакта с подростком;
диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;
интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
совместная выработка конструктивных способов решения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.