Понятие и функции распределительной логистики. Структура рапределительных каналов. Посредники в логистике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика.

 

Функциями распределительной логистики являются: выгодные распределение, реализация и продажа, а также определение потребительского спроса и организация его удовлетворения, накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции, установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям, выбор оптимальных форм товародвижения и организации торговли.

 

Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней.

Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара или права собственника на него к конечному потребителю.

В системах с прямыми связями в составе каналов нет каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких или эшелонированных системах такие посредники имеются.

При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Их классификация учитывает два признака:

от чьего имени работает посредник;

за чей счет посредник ведет свои операции.

Дилеры – это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты поставки и реализуют эти товары потребителям.

Дистрибьюторыоптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.

Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операции.

Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения – процент от суммы заключенной сделки.

Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе отдельных поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждаются только за проданную продукцию. Их доходы могут формироваться как определенный процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.

 

81. Современные логистические концепции: JIT, КАNВАN и их производные. Сущность и специфика.

КАNВАN

 Представляет собой систему орга­низации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов.

Сущность системы KANBAN состоит том, что все про­изводственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том коли­честве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения за­каза, заданного подразделением-потребителем. Т.е в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует работу в пределах заказа подразделе­ния фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла. Средством передачи информации в системе является специаль­ная карточка kanban в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбо­ра указывается количество деталей (комплектующих, полуфабри­катов), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа — количество деталей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно быть изготовлено на предше­ствующем производственном участке. Таким образом, карточки kanban несут информацию о расходуемых и производимых количе­ствах продукции. Практическое использование системы KANBAN позволяет:

-значительно улуч­шить качество выпускаемой продукции;

-сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым

оборачиваемость оборот­ного капитала фирм;

-снизить себестоимость продукции, практи­чески исключить страховые запасы и значительно уменьшить объем незавершенного производства.

JIT

 Современные техно­логии JIT и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических произ­водственных концепций и распределительных систем, таких как си­стемы:

-минимизирующие запасы в логистических каналах,

-логис­тические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизи­рованное производство,

-современные логистические системы все­общего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п. По этой причине в настоящее время принято относить такие технологии к новой версии концепции «точно в срок» — кон­цепции JIT

Основной целью логистической концепции JIT яв­ляется максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для максимального удовлетворения запросов потребителей. Сис­темы, основанные на идеологии JIТ, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

Концепция «планирования потребностей / ресурсов» и их модификации

Популярной логистической концепцией, на основе кото­рой разработано и функционирует большое число микрологистичес­ких систем, является концепция «планирования потребностей ресур­сов» (requirements/resource planning, RP). Концепцию RP часто проти­вопоставляют логистической концепции «точно в срок», имея в виду что на ней (в отличие от JIT-подхода) базируются логистические си­стемы «толкающего» типа (push systems). Базовыми микрологистичес­кими системами, основанными на концепции «планирования потреб­ностей/ресурсов», в производстве и снабжении являются системы «планирования потребности в материалах / производственного планирования потребности в ресурсах» (materials / manufacturing requirements / resource planning, MRP I, MRP II), а в сбыте (распределении) — системы «планирования распределения продукции / ресурсов» (distribution requirements / resource planning, DRP I, DRP II).

       Основными целями систем MRP являются;

- удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

-поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

- планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей система MRP обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции на горизонте планирования. Система MRP сначала oпределяет, сколько и в какие сроки крайне важно произвести конечной ной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для выполнения производственного расписания.

База данных о материальных ресурсах содержит всю необходимую информацию о номенклатуре и базовых параметрах (характеристиках) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т. п., необходимых для производства (сборки) готовой продукции или ее частей. Вместе с тем, в ней содержатся нормы расхода материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, а также файлы мо­ментов времени поставки соответствующих материальных ресурсов в производственные подразделения фирмы. В базе данных также идентифицированы связи между отдельными входами производ­ственных подразделений по потребляемым запасам.

 

82.Склады в логистике: понятие склада, классификация и основные функции складов. Формирование системы складирования.

 

Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Характеристики склада напрямую влияют на эффективность транспортной и распределительной деятельности, определяют возможности управления запасами и др.

Классификация складов

1. По размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

2. По высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

3. По конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например, температура, влажность.

5. По количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).

6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

7. По возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

8. По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.

9. По месту в процессе движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:

1) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:

· склады ГП предприятий-изготовителей;

· склады сырья и исходных материалов;

· склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;

2) склады на участке движения товаров народного потребления:

· склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы; склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Основные функции склада

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.

3. Преобразование МП. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида МП: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.

4. Сокращение затрат на перевозку. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию, т.е. объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы МР от разных поставщиков. Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории .

Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:

· подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

· проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

· придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

· выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка);

· доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· услуга «запасы, управляемые продавцом» и др.

Цель складирования – оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат. Эти цели подразумевают выполнение ряда задач, например:

- надежное хранение МР в необходимых условиях и с минимальными повреждениями;

- обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;

- минимизация затрат при высоком качестве операций;

- эффективный контроль за перемещением материалов;

- быстрое выполнение складских операций;

- возможность хранения всего ассортимента необходимых материалов;

- обеспечение безопасных условий работы и др.

 

83.Понятие и основные виды запасов. Определение оптимального объема заказываемой партии товаров.

По месту нахождения запасы делятся на:

- производственные;

- товарные.

Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.

Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

- сырье и материалы (комплектующие, топливо);

- запасы незавершенного производства;

- готовую продукцию.

В зависимости от их целевого назначения запасы подразделяются на:

- текущие (переходные) запасы;

- резервные (страховые, буферные) запасы;

- подготовительные запасы;

- сезонные запасы.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. При длительных сроках реализации заказа объем переходного запаса будет значительным. Для оценки среднего количества переходных запасов в данной системе в целом используется следующая формула: J = S*T, где S – средняя норма продаж (потребления) запасов в определенный период, T – среднее время транспортировки. Например, при среднем уровне спроса на данный товар в 200 изделий в неделю и сроке поставки, равном 2 неделям, общий объем переходного запаса этого товара составит 400 изделий.

Резервные запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае неожиданного повышения спроса или для обеспечения потребностей производства в материалах и сырье в случае задержки в поставках. Сложно прогнозировать сроки реализации заказов, в связи с этим предприятия вынуждены создавать резервные запасы. Объем резервного запаса будет зависеть от возможного колебания сроков восстановления уровня запасов, колебания спроса на товары на протяжении срока реализации заказа, от стратегии компании по обслуживанию заказчиков.

Подготовительные запасы вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям или дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины).

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке. Объем запаса будет зависеть от специфической роли материального запаса в отрасли. Так, предприятие, выпускающее железнодорожные локомотивы, не будет создавать запас дизельных двигателей, так как вся продукция в этой отрасли производится строго под заказ.

По времени запасы подразделяются на:

- максимальный желательный уровень запаса;

- пороговый уровень;

- текущий уровень;

- страховой уровень.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса(точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Страховой запас (гарантийный или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

объем спроса (оборота);

расходы по доставке товаров;

расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 254.