Виды капитала предприятия. Принципы формирования капитала предприятия. Финансовый леверидж и его составляющие. Оптимизация структуры капитала предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материаль­ной и нематериальной формах, инвестированных в формирова­ние его активов.

Виды капитала предприятия:

1.По принадлежности предприятию выделяют: собственный и заемный капитал. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и исполь­зуемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них соб­ственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансиро­вания развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

2.По целям использования в составе предприятия могут быть выделены следующие виды капитала: производительный, ссудный и спекулятивный.

Производительный капитал характеризует средства предпри­ятия, инвестированные в его операционные активы для осуществле­ния производственно-сбытовой его деятельности.

Ссудный капитал представляет собой ту его часть, которая ис­пользуется в процессе инвестирования в денежные инструменты (краткосрочные и долгосрочные депозитные вклады в коммерческих банках), а также в долговые фондовые инструменты (облигации, де­позитные сертификаты, векселя и т.п.)

Спекулятивный капитал характеризует ту его часть, которая используется в процессе осуществления спекулятивных (основанных на разнице в ценах) финансовых операций (приобретение деривативов в спекулятивных целях и т.п.).

3.По формам инвестирования различают капитал в денеж­ной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия. Инвестирование капи­тала в этих формах разрешено законодательством при создании но­вых предприятий, увеличении объема их уставных фондов.

4.По объекту инвестирования выделяют основной и оборот­ный виды капитала предприятия.

Основной капитал характеризует ту часть используемого пред­приятием капитала, который инвестирован во все виды его необо­ротных активов (а не только в основные средства, как это часто трак­туется в литературе).

Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инве­стирована предприятием в его оборотные активы.

5.По форме нахождения в процессе кругооборота, т.е. в за­висимости от стадий общего цикла этого кругооборота, различают капитал предприятия в денежной, производственной и товарной его формах.

6.По формам собственности выявляют частный и государст­венный капитал, инвестированный в предприятие в процессе форми­рования его уставного фонда.

7.По организационно-правовым формам деятельности вы­деляют следующие виды капитала: акционерный капитал (капитал предприятий, созданных в форме акционерных обществ); паевой капитал (капитал партнерских предприятий — обществ с ограни­ченной ответственностью, коммандитных обществ и т.п.) и индиви­дуальный капитал (капитал индивидуальных предприятий — семей­ных и т.п.).

8.По характеру использования в хозяйственном процессе в практике финансового менеджмента выделяют работающий и нера­ботающий виды капитала.

Работающий капитал характеризует ту его часть, которая при­нимает непосредственное участие в формировании доходов и обес­печении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Неработающий (или „мертвый") капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована в активы, не принимающие непосред­ственного участия в осуществлении различных видов хозяйственной деятельности предприятия и формировании его доходов. Примером этого вида капитала являются средства предприятия, инвестированные в неиспользуемые помещения и оборудование; производственные запасы для продукции, снятой с производства; готовую продукцию, на которую полностью отсутствует спрос покупателей в связи с ут­ратой ею потребительских качеств и т.п.

9.По характеру использования собственниками выделяют потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый) виды капитала.

Потребляемый капитал после его распределения на цели по­требления теряет функции капитала. Он представляет собой дезин­вестиции предприятия, осуществляемые в целях потребления (изъя­тие части капитала из необоротных и оборотных активов в целях выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потреб­ностей персонала и т.п.).

Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.п.

10.По источникам привлечения различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в пред­приятие.

Принципы формирования капитала предприятия:

1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия.

2.Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капи­тале, необходимом для создания нового предприятия, включает две группы предстоящих расходов: 1) предстартовые расходы: 2) стартовый капитал.

3.Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиций эффективного его функционирования.

4.Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников.

5.Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности.

Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:

1.К формированию капитала не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют.

2.Основу формирования стартового капитала составляет собственный капитал его учредителей

3.Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме.

4.Собственный капитал учредителей (участников) создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала .Его первоначальный размер декларируется уставом создаваемого предприятия.

5.Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания.

6.Возможность и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне ограничены.

7.Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки специального документа – бизнес-плана.

8.Для подготовки бизнес-плана учредители создаваемого предприятия должны осуществить определенные предстартовые расходы капитала.

9.Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем.

Финансовый леверидж - это отношение заёмного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заёмным и собственным капиталом). Также финансовым рычагом или эффектом финансового рычага называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала.

К основным составляющим эффекта финансового рычага (левериджа) можно отнести:

1) налоговый корректор финансового левериджа (Нк), возникающий вследствие введения ставки налогообложения и показывающий, в какой степени проявляется ЭФР в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

Нк = 1- С нп

2)дифференциал финансового левериджа, который характеризует разницу между экономической рентабельностью и средним размером процента за кредит (Д).

Д = ЭР - СРСП

3) плечо финансового рычага (ПФР), которое характеризует сумму заемного капитала, используемого организацией, в расчете на единицу собственного капитала

ПФР=ЗК / СК

Оптимизация структуры капитала - это определение соотношения использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечиваются оптимальные пропорции между уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем финансовой устойчивости, т.е. максимизируется рыночная стоимость предприятия.

Методы оптимизации структуры капитала:

1.Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов. Этот метод основан на дифференцированном выборе источников финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях активы предприятия подразделяются на такие три группы:

- внеоборотные активы;

- постоянная часть оборотных активов (неизменная часть их размера, не зависящая от сезонных и других циклических особенностей производственно-коммерческой деятельности);

- переменная часть оборотных активов (варьирующая часть, определяемая сезонным или другим циклическим возрастанием объема производственно-коммерческой деятельности). В зависимости от своего отношения к уровню финансовых рисков финансовые менеджеры избирают различные подходы к финансированию этих составных групп активов.

2.Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости. Стоимость капитала дифференцируется в зависимости от источников формирования. В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из минимизации средневзвешенной стоимости капитала.

3.Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа. Этот эффект заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов. Предельная доля заемного капитала, обеспечивающая максимальный уровень эффекта финансового левериджа, будет характеризовать оптимизацию структуры используемого капитала по этому критерию. С учетом рассмотренных трех критериев оптимизации формируется окончательный вариант структуры капитала предприятия.

 

 65.Оценка платежеспособности предприятия с использованием финансовой информации, полученной при анализе ликвидности активов.

Ликвидность активов - характеристика отдельных видов активов предприятия по их способности к быстрой конверсии в денежную форму без потери балансовой стоимости с целью облегчения необходимого уровня платежеспособности предприятия.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. Основной признак ликвидности – формальное превышение стоимости оборотных активов над краткосрочными пассивами. И чем больше это превышение, тем более благоприятное финансовое состояние имеет предприятие с позиции ликвидности.

Актуальность определения ликвидности баланса приобретает особое значение в условиях экономической нестабильности, а также при ликвидации предприятия вследствие его банкротства. Здесь встает вопрос: достаточно ли у предприятия средств для покрытия его задолженности. Такая же проблема возникает, когда необходимо определить, достаточно ли у предприятия средств для расчетов с кредиторами, т.е. способность ликвидировать (погасить) задолженность имеющимися средствами. В данном случае, говоря о ликвидности, имеется в виду наличие у предприятия оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств.

Для проведения анализа ликвидности баланса предприятия статьи активов группируют по степени ликвидности – от наиболее быстро превращаемых в деньги к наименее. Пассивы же группируют по срочности оплаты обязательств.

Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.

1) Если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.

2) Если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

3) Если выполнимо неравенство А3 > П3 , то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4

Выполнение этого условия свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости организации, наличия у нее собственных оборотных средств. Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

-текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени: А1+А2=>П1+П2; А4<=П4

-перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: А3>=П3; А4<=П4

-недостаточный уровень перспективной ликвидности: А4<=П4

-баланс не ликвиден:А4=>П4

1.Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2.

2.Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:

К = (А1 + А2) / (П1 + П2)

Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

3.Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

К = А1 / (П1 + П2)

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

4.Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом рекомендуется использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле:

К = (А1 + 0,5*А2 + 0,3*А3) / (П1 + 0,5*П2 + 0,3*П3)

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

5.Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, насколько достаточно собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется:

K = (П4 - А4) / (А1 + А2 + А3)

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 0,1.

6.Коэффициент маневренности функционального капитала показывает, какая часть функционирующего капитала заключена в запасах. Если этот показатель уменьшается, то это является положительным фактом. Он определяется из соотношения:

K = А3 / [(А1+А2+А3) - (П1+П2)]

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.