Комплексный подход к организации внеурочной, внеклассной и внешкольной работы по истории. Другие формы учебных занятий по истории помимо уроков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация кото­рых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

 

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации рабо­ты. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена зани­маться предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реаль­ные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследователь­ский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принци­пам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна но­сить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебно­го года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (похо­ды, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные направления и формы внеурочной работы по истории:

 

  Внеклассная работа  
Массовая Групповая Индивидуальная
Исторические вечера Лекции и беседы Исторические экскурсии Викторины и конкурсы Олимпиады Конференции Неделя истории Просмотр фильмов Исторический кружок Исторические общества и клубы Походы и экспедиции Выпуск исторических газет и журналов Лектории Факультативы Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов и докладов Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной дея­тельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащие­ся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих, практическая функция изучения истории гораз­до чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учеб­ными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы.

Ведущей составляю­щей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и веще­ственных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает мно­гообразием форм.

 

1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках со­ответствующих тем и,

во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

 

2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумиз­матов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).


3. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, вик­торины, самодеятельные спектакли, литературно-музы­кальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предпо­лагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и вы­работку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретичес­кой подготовки участников.

Для данных форм работы характе­рен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил назва­ние «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в на­писании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изго­товлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

 

4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследова­тельских способностей учащихся. Носит она и большую воспи­тательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местно­сти. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

 

5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятель­ности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

 

6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей ок­руге не должно оставаться объектов и мест исторического зна­чения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по исто­рии является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» при­нят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли ре­шающую роль в истории России и в которых российские вой­ска снискали себе почет и уважение современников, и благодар­ную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, и др.

Основными формами увековечения памяти российских вои­нов, отличившихся в сражениях являются:
• создание школьных музеев (музейных комнат);
• благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важ­нейших военно-исторических событий;
• сохранение и благоустройство территорий, исторически свя­занных с подвигами российских воинов;
• поисковая работа;
• проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;
• встречи с участниками войн;
• военно-исторические игры;
• участие в работе мероприятий Российской оборонной спортив­но-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);
• посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у уча­щихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю

 

Значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42.

Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действитель­ности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Жители села - участники Великой Отечественной войны», «История семьи в истории России», «Фольклорные традиции нашего края».

 

 

26. Дополнительное историческое образование и сетевое взаимодействие и сотрудничество.

 

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

 

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

 

- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

 

- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

 

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий(антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

 

Основными механизмамиразвития дополнительного образования детей являются:

 

- формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

 

- межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

 

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

 

Цель сетевого взаимодействия – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

 

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

 

- анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

 

- повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

 

- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

 

- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

 

- расширение возможностей для профессионального диалога педагогов

 

- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

 

- совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

 

Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское

 

Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам,дни партнерского взаимодействия.

 

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети.(размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

 

Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

 

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

 

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

 

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ), кадровыхресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

 

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др); добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

 

Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие - и проигрывает свои возможные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

 

Условияорганизации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

 

- материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

 

- психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

 

- разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

 

- грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

 

- привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

 

- отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

 

- готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

 

- наличие опытных квалифицированных кадров;

 

- выработка единой цели партнеров;

 

- активность сторон сетевого взаимодействия;

 

- мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

 

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

 

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

 

- оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

 

- получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ);

 

- расширение круга общения участников образовательного процесса;

 

- привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

 

- расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

 

- повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

 

- повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

 

- возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

 

- построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

 

- возможность организации рабочих мест для подростков;

 

- привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

 

- рост доверия родителей к учреждению;

 

- рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

 

- формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

 












Дата: 2019-04-23, просмотров: 522.