Предмет и метод конституционного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и метод конституционного права.

Конституционное право выступает как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права – конституционное право – представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования государственной власти и государственного устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Конституционное право занимает центральное место в системе отраслей права. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.

Наука конституционного права подробно изучает отрасль «Конституционное право»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина - более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины конституционного права от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины - не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней.

Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права - специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования конституционного права составляют две основные сферы общественных отношений:

• отношения между человеком и государством (права и свободы человека);

• властеотношения (организация государства и государственной власти).

Предмет регулирования конституционного права не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права.

Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Методами конституционного права, как и в любой другой отрасли являются:

• императивный метод;

• диспозитивный метод.

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом.

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению.

Конституционное право, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

Функции конституции.

Функции Конституции - это важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Они раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.

Различают следующие функции Конституций:

1. Учредительная. Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти. Конституция Российской Федерации закрепила в правовом смысле появление нового государства - Российской Федерации со всеми его чертами - новой экономической системой, новым политическим строем, новой для России системой органов государственной власти и т.д. Укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения. Запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, нового федерализма, выборов в органы государственной власти на многопартийной основе и т. д.).

2. Организаторская функция состоит в закреплении определенных правил поведения в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенное русло развития; упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри Федерации, стала фундаментом обновления всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский, Семейный, Уголовный и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов).

3 . Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Конституция, закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической к либерально-демократической.

4 . Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция: закладывает основные направления внешней политики; служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира. Конституция РФ закрепила основы внешней политики РФ, дала внешнему миру информацию о Российской Федерации, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.

5 . Юридическая функция состоит в том, что Конституция: становится основой правопорядка в обществе; непосредственно порождает права и обязанности; служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

Некоторые авторы еще выделяют следующие функции:

- Политическая. Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.

- Гуманистическая. Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.

- Экономическая. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

Функции конституции отражают роль основного закона государства в политике, жизни общества, государства и граждан.

Классификация конституций

В современном мире насчитывается около двухсот государств, и большинство из них имеют свои конституции. Изучение столь большого и многообразного конституционного материала, проведение сравнительного его анализа невозможно без классификации конституций.

Для ее осуществления используются различные критерии.

1) По времени принятия конституции делятся на:

а) старые, принятые в период конца XVIII - начала XX века. К ним относятся Конституции США (1787 г.), Франции (1791 г.), Швеции (1809-1812 г.), Норвегии (1814 г.), Дании (1849 г.) и др.;

б) новые, принятые в период между двумя мировыми войнами: советские конституции, конституции Польши, Финляндии, Чехословакии, Югославии и др.

В них нашли свое отражение тенденции демократизации (всеобщее избирательное право) и социализации (социальные права);

в) новейшие, принятые после Второй мировой войны и в последующие годы. Конституция Франции (1946 г.), Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), РФ (1993 г.), Украины (1996 г.) Временный основной закон (Конституция) ЛНР и др. В этих конституциях наряду с упомянутыми выше тенденциями нашла свое отражение тенденция интернационализации, обусловленная влиянием на конституционное развитие различных стран международно-правовых актов ООН, Совета Европы, Евросоюза и др. международных организаций.

2) По способу закрепления конституционных норм, иначе говоря, по форме, конституции делятся на писаные и неписаные.

К писаным относятся конституции, нормы которых закреплены в специальных нормативно-правовых актах. К числу писаных относится подавляющее большинство современных конституций. В свою очередь писаные конституции делятся на консолидированные (кодифицированные) и неконсолидированные (не кодифицированные).

Консолидированные конституции представлены одним актом. Таковыми являются конституции США, Италии, Японии, ФРГ, РФ, Украины, Греции и др.

Неконсолидированные конституции состоят из нескольких актов.

Так, конституция Франции состоит из трех актов, Швеции - из 4 актов, Австрии - из более чем 6, и др.

Неписаная конституция представляет собой совокупность различного рода источников.

Для примера можно сослаться на конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля, Сан-Марино. Так, Конституция Великобритании, которая создавалась на протяжении столетий, состоит из парламентских законов (статутное право), судебных прецедентов (общее право), конституционных соглашений (конституционная мораль) и др.

3. По способу принятия конституции делятся на народные и октроированные (дарованные).

Народные конституции, принятые при участии народа, делятся: на конституции, одобренные референдумом (Франции 1958, Кубы 1976, Филиппин 1987, РФ 1993, Казахстана 1995 и др.); конституции, принятые от имени народа парламентом (Украины 1996, Японии 1947, Греции 1975, Пакистана 1973); конституции, одобренные учредительным собранием (Португалии 1976, Болгарии 1991, Румынии 1991 и др.).

Октроированные конституции, дарованные либо монархом своим подданным, либо метрополиями своим колониям.

Из ныне действующих конституций, дарованных монархом, назовем конституции Иордании, Непала, Саудовской Аравии, Катара, Малайзии.

Из конституций октроированных метрополиями колониям, назовем конституции Барбадоса, Ямайки, Зимбабве.

2. По способу внесения изменений в конституции последние делятся на жесткие и гибкие. К жестким относятся конституции, порядок изменения которых усложнен по сравнению с принятием обыкновенных законов.

Так, для внесения поправок в Конституцию США необходимо, чтобы за них проголосовало 2/3 членов обеих палат Конгресса, либо конституционный конвент, созываемый по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. В обоих случаях принятые поправки приобретают обязательную силу, после того как будут ратифицированы законодательными собраниями 3/4 штатов.

Для внесения изменений в Основной закон ФРГ необходимо 2/3 голосов Бундестага и Бундесрата.

Для внесения изменений в конституцию Японии необходимо согласие не менее 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат с последующим утверждением либо референдумом, либо новым составом парламента.

Что касается гибких конституций, то процедура внесения в них изменений не отличается от процедуры принятия обыкновенных законов. Таких конституций немного. Это конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля и др.

Существуют и другие критерии классификаций конституций (форма правления, форма государственного устройства* время действия и др).

Понятие формы государства.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

- форму правления,

- форму территориального (государственного) устройства

- политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Форма государстваэто способ организации государственной власти. Она проявляется в системе государственных органов и отношений, складывающихся между ними и обществом. Под формами государства понимаются формы правления, формы государственного устройства и политический (государственный) режим. В истории развития государств наблюдаются разнообразные формы монархии и республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические режимы и их различные виды.

Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX в. военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давлением последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима.

 

Государственный режим.

Государственный режимэто основанный на нормах права порядок деятельности государственных институтов, который составляют используемые ими приемы, методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режимсоставная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, реагирующей на все важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде.

Виды политических режимов:

1. Демократический

2. Антидемократический

Признаки демократического политического режима:

- конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

- равноправие всех граждан;

- существование ряда политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

- гласность в деятельности государства.

Виды антидемократических режимов:

1. Авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов.

Разновидностями авторитарного государственного режима являются тоталитарный, военно-диктаторский, монократический режимы.

2. Тоталитарный – характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

3. Фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления.

Военно-диктаторский режим характерен для стран, где у власти находится армия. В настоящее время военно-диктаторский режим имеет место в ряде африканских стран (Нигерия, Мали, Либерия).

Социологическая теория

 (Эрлих, Жени, Муромцев, Дьюи, Коркунов, Ковалевский).

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Основные идеи:

- разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

- под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория живого права;

- формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

- эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Приобретение гражданства

Известны несколько способов приобретения гражданства. Основными среди них являются: приобретение гражданства по рождению (филиация) и по заявлению (натурализация).

Филиация не связана с волеизъявлением лица и осуществляется автоматически на основе действующего законодательства.

Приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. В соответствии с первым ребенок получает гражданство своих родителей, независимо от места рождения. В соответствии со вторым гражданство ребенка зависит от места рождения. Право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы - странам Нового Света, население которых формировалось в основном за счет иммиграции.

В настоящее время в большинстве стран используются оба принципа. Так, согласно мексиканской конституции, мексиканцем по рождению является ребенок, родившийся на территории республики; ребенок, родившийся за границей от родителей-мексиканцев; ребенок, родившийся на мексиканском корабле или самолете.

В некоторых странах приоритет имеет принцип права крови (Франция, Италия, ФРГ), а в некоторых - принцип права почвы (страны Американского континента). В США, например, принцип права крови ограничивается одним поколением. Если у американских родителей, получивших гражданство США на основании принципа права крови, родится ребенок за пределами США, то он не получит американского гражданства. Вот почему американки, находящиеся за пределами своей страны, стремятся возвратиться на родину, чтобы родить на территории США.

Другим основным способом приобретения гражданства является натурализация, связанная с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства.

Законодательством каждой страны определяются условия, необходимые для натурализации. Типичными из них являются: постоянное проживание на территории избранного государства установленное время, знание государственного языка, наличие законных источников существования, соблюдение законов и конституции и др.

Обычно ценз оседлости составляет 5 лет. Однако в ряде стран (Австрия, Португалия, Греция, ФРГ) этот срок составляет 10 лет, а в странах Латинской Америки — 2 года.

В ряде стран законодательством предусмотрены преференции в виде сокращения ценза оседлости для определенной категории кандидатов на получение гражданства. В Португалии эти преференции предоставляются выходцам из португалоязычных стран. В соответствии с соглашением, заключенным между Данией, Норвегией, Швецией и Финляндией при принятии гражданства одной из этих стран, ценз оседлости сокращается на два года.

Ряд стран сокращает ценз оседлости для беженцев, для вступивших в смешанный брак. Для иностранца, вступившего в брак с гражданкой Дании, ценз оседлости сокращается с 7 до 4 лет, в Португалии - с 10 до 5 лет.

В современном законодательстве о гражданстве содержатся нормы, ограничивающие возможность натурализации для отдельных лиц. Так, не могут получить гражданство Бразилии лица, осужденные по уголовному делу, гражданства США — лица левых убеждений.

Менее распространенными способами приобретения гражданства являются оптация, репатриация, почетное гражданство и др.

Оптация — это выбор гражданства одно из двух государств при изменении государственных границ. Так, в 1957 г. при передаче области Саар из Франции в Германию ее жителям было предоставлено право выбора гражданства той или иной страны. Аналогичное право было предоставлено жителям Алжира после провозглашения его независимости.

Репатриация — это восстановление ранее утраченного гражданства. Ярким примером репатриации служит возвращение евреев на свою историческую родину - Израиль. Любой еврей, прибывший в Израиль, автоматически становится его гражданином.

Почетное, или октроированное (дарованное) гражданство, предоставляется за особые заслуги и в особом порядке. Например, Сенат США после высылки Солженицына из СССР (1974) своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США. РФ предоставила гражданство французскому актеру Депардье. Однако таких случаев немного.

Прекращение гражданства

В современном законодательстве о гражданстве определяются основания и способы не только приобретения гражданства, но и его прекращения.

Основными способами прекращения гражданства являются: выход из гражданства и лишение гражданства.

Выход из гражданства осуществляется по воле лица, на основании его заявления в соответствующие государственные органы. Вместе с тем свободный выход из гражданства носит не абсолютный, а ограниченный характер. В КНР, например, не имеют права выхода из гражданства государственные служащие и военнослужащие.

Гражданство может быть прекращено в результате лишения как санкции за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченными на то органами государств вопреки воле лица. В некоторых странах (Бразилия) не могут быть лишены гражданства получившие его по рождению. В ряде стран законодательством предусмотрено лишение гражданства как натуролизированных, так и прирожденных граждан.

Существуют разные основания для лишения гражданства. В США, например, могут быть лишены гражданства нарушившие клятву верности, данную при вступлении в гражданство, наносящие ущерб государству, присягнувшие на верность другому государству.

Основанием для лишения гражданства служат поступление гражданина на воинскую службу, в службу безопасности иностранного государства, получение гражданства в результате предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов и др. (Франция, РФ, Казахстан, Украина и др.).

Институт отзыва

Институт отзыва представляет собой полную противоположность института выборов. Если посредством выборов лицо наделяется мандатом, а также совокупностью вытекающих из него специальных полномочий и специальной ответственности, то отзыв означает досрочное лишение мандата по воле тех, кто правомочен данным мандатом наделять, избирая в определенный орган или на соответствующую должность.

От отзыва следует отличать как отставку должностного лица, так и досрочное лишение его мандата тем коллегиальным органом (например, палатой парламента), в состав которого он входит. Отставка отличается от отзыва тем, что выборное лицо прекращает действие своего мандата по свей воле. При отставке лишение мандата производит выборный орган, а при отзыве, - непосредственно избиратели или другие лица, управомоченные на избрание.

Наличие института отзыва характерно для конституционного и избирательного законодательства «социалистических» стран, где обычно устанавливается, хотя и чисто формально, принцип ответственности выборных перед избирающими. Но на практике отзыв обычно не реализовывался, то по причине отсутствия закона, регулирующего порядок отзыва (в СССР, например, такой закон отсутствовал с 1936 по 1959 год), то по причине сложности процедуры.

Соответствующие конституционно-правовые положения призваны, с одной стороны, показывать «преимущества социалистической демократии», а с другой стороны, - предупреждать депутатов, что в случае непослушания на них найдется законная управа.

Как пример можно привести механизм регулирования отзыва депутатов Законом о выборах во Всекитайское Собрание Народных Представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно части второй ст. 40 закона, отзыв депутатов непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей данного избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводится до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Инициатива отзыва урегулирована в ст.41 закона, согласно которой, любой гражданин или избирательная единица могут выдвинуть требование об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует: считается что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах можно встретить институт отзыва преимущественно на местном уровне. В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою конституцию 1857 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве 15 штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий. Для инициативы отзыва требуются подписи от 25 до 40 % от числа избирателей, голосовавших на последних выборах губернатора штата. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

В Австрии Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусмотрел возможность отзыва Федерального президента. Согласно ч.6 ст.40 этого закона, «до истечения срока своих полномочий Федеральный президент может быть смещен с должности на основании народного голосования. Народное голосование должно быть проведено если того потребует Федеральное собрание (совместное заседание законодательных палат). Федеральное собрание созывается для этой цели Федеральным канцлером (главой правительства), если Национальный совет(нижняя палата) примет такое решение. Для принятия решения Национальным советом необходимо присутствие не менее половины его состава и большинство в две трети поданных голосов. Такое решение Национального совета препятствует дальнейшему исполнению Федеральным президентом его обязанностей. Отклонение на основании народного голосования предложения о смещении Федерального президента с его должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета ... » На практике этот институт не применялся.

Наличие в законодательной системе института отзыва дает возможность избирателям непосредственно лишать должностей лиц некомпетентных, безответственных, нечестных, однако, при этом нельзя исключать и неоправданного политического воздействия на выборных должностных лиц, которые, подвергаясь угрозе отзыва, не могут исполнять свои обязанности должным образом.

 

Избирательные цензы

Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.

Избирательный цензэто требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.

В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.

Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.

Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.

Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).

Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.

Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.

Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.

Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.

Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.

Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.

В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.

Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.

Понятие главы государства

Глава государстваэто конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.

Глава государства бывает единоличным (монарх или президент) и коллегиальным (постоянно действующий орган парламента).

В соответствии с конституцией, в одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая составная часть парламента, поскольку без его подписи законы недействительны (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США, Египет), наконец, как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую либо ветвь власти (Германия, Италия). Глава государства может быть единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия), а также лишь символом государства, не имеющим реальной власти (Япония).

Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным. К последнему относятся: Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет ВСНП Китая.

В ряде стран Британского Содружества полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, которого представляет в этих странах генерал-губернатор, утверждаемый монархом по рекомендации правительства этих стран.

Монархглава государства и глава исполнительной власти получающий свой пост по наследству.

Существует ряд систем наследования: салическая, кастильская, австрийская, шведская, мусульманская, племенная.

(- Салическая система – трон переходит только по мужской линии, старший сын обладает приоритетом, пример, Япония, Норвегия, Бельгия.

- Кастильская система – трон могут наследовать женщины при условии, если у покойного монарха не было сыновей, это Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды.

- Австрийская система – (она сейчас не применяется) Женщина может наследовать трон при условии, если во всех поколениях данной династии нет мужчин, Австро- Венгрия, Царская Россия.

- Скандинавская система (Шведская) – и мужчины и женщины на равных основаниях могут наследовать трон, эта система применяется в Швеции с 1985года.

- Мусульманская система – трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает кто из родственников займет освободившийся пост, Это Катар, Кувейт.

- Племенная система – монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного монарха).

В Малайзии монарх – избирается на 5 лет султанами монархических субъектов малайской федерации.

При наследовании престола малолетним монархом назначается регент из числа родственников монарха, либо регентский совет действующий от имени монарха.

Монарх имеет особый титул: император, король, султан. Он не может быть привлечен к уголовной, административной ответственности.

В отличие от президента монарх может обладать правом абсолютного вето (парламент не может его преодолеть). Однако, это право на практике редко используется.

Конституции Испании и Японии не наделяют монарха правом вето.

По конституции монарх назначает правительство. В парламентарных монархиях монарх лишь подписывает документ о назначении правительства. Кандидатуры в состав правительства подбираются лидером партии парламентского большинства.

В дуалистической монархии монарх сам подбирает и назначает министров, на деле возглавляет правительство.

В абсолютной монархии, как правило, монарх назначает премьер-министра (обычно из числа своих родственников). Правительство полностью подотчетно монарху.

Таким образом, реальной властью обладают главы государства в абсолютной и дуалистической монархии.

В парламентарной монархии глава государства лишь подписывает акты, принятые парламентом и правительством. У монарха в этих странах имеются так называемые «спящие полномочия», т.е. прерогативы, которые им обычно не используются, но могут быть использованы в определенной ситуации (в Испании в 1981 году король выступил в защиту демократии против попытки реставрации авторитарного политического режима).

Монарх не несет парламентской ответственности за свои действия.

Монарх имеет государственные регалии (трон, корона) и двор. Содержание главы государства в парламентарной монархии осуществляется на основе утверждаемого парламентом бюджета – цивильного листа.

Положение президента в системе государственных органов власти различно:

а) только глава государства (Германия);

б) одновременно глава государства и глава исполнительной власти (США, Бразилия);

в) глава государства и фактический руководитель правительства при наличии административного премьер-министра (Белоруссия, Казахстан).

Президент избирается на конкретный срок: от 3 лет в Латвии до 5 лет во Франции.

Кандидат в президенты должен быть:

·- гражданином данного государства (в некоторых странах уроженцем страны, а не натурализованным гражданином);

·- обладать полными гражданскими и политическими правами;

·- иметь определенный возраст (Никарагуа – 25, Италия – 50), иногда конституция устанавливает кроме минимального возраста и максимальный (Намибия – не старше 65 лет);

·- определенный срок проживания в данной стране (Болгария – 5 лет, США – 14, Грузия – 15);

·- иметь определенное образование (Азербайджан – высшее, Нигерия – среднее, Филиппины – уметь читать и писать).

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей (Украина – 500 человек, но для регистрации кандидата в президенты здесь необходимо собрать в его поддержку подписи не менее 100 тысяч избирателей в 2/3 избирательных округов по 1,5 тысячи в каждом из них).

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой членов парламента (Венгрия – 50 депутатов, Египет – большинством членов парламента).

Кандидат в президенты может быть выдвинут политическими партиями, избирательными объединениями, блоками на их съездах (США).

В ряде стран регистрация кандидата обусловлена внесением значительного избирательного залога (Франция).

Существуют способы избрания президента:

- избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция);

- голосование выборщиков – при этом способе избиратели голосуют за выборщиков, которые избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями. Президентом становится кандидат, имеющий большинство выборщиков (Аргентина, США);

- голосование в парламенте. Для избрания президента этим способом в первом туре требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов (в Турции 2/3 от общего числа депутатов), поэтому обычно проводится несколько туров голосования, требования с каждым туром снижаются. В той же Турции по итогам голосования в 4-ом туре президентом становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. Президент, избранный парламентом, не может противопоставлять себя парламенту, поскольку получил полномочия не непосредственно от избирателей;

- избрание специальной избирательной коллегией. В Германии это Федеральное собрание, состоящее из депутатов нижней палаты и такого же числа представителей от субъектов федерации. В Италии это коллегия, состоящая из избранных членов обеих палат парламента и представителей от автономных областей.

Конституции Мексики, Боливии, Никарагуа, Эквадора запрещают переизбрание президента на второй срок.

В Германии, США, Аргентине одно лицо может быть избрано президентом не более двух раз.

В Египте, Франции, Сирии ограничений по количеству сроков не существует. В некоторых странах Азии и Латинской Америки президенты избирались на седьмой и восьмой срок, что вело к установлению авторитарного режима.

В Тунисе, Уганде, Югославии в недалеком прошлом, а в Туркменистане в 1999 году провозглашались пожизненные президенты.

Компетенция парламента

О месте и роли парламента в системе органов государственной власти свидетельствует его компетенция, которую составляют функции, находящие свое проявление в конкретных полномочиях.

Компетенция парламента определяется конституцией и законами страны и во многом зависит от формы правления и государственного устройства, от исторических и политических условий и даже от субъективного фактора. Известна, например, роль де Голля, руководившего разработкой конституции Франции 1958 года, значительно ограничившей компетенцию парламента.

Анализ конституционно-правового статуса парламента различных стран дает возможность выявить многофункциональный характер современного парламента и основные сферы его деятельности. Среди последних отметим: законодательную, учредительную, контрольную, организационную, финансовую, внешнеполитическую, судебную и др.

В рамках законодательной функции парламенты наделены полномочиями по принятию законодательных нормативно-правовых актов. Законы, принимаемые парламентом, делятся на конституционные, органические и обычные.

Некоторые парламенты наделены правом принятия конституции, что дает основания говорить о присущей им учредительной функции.

Контрольная функция парламента содержит полномочия, позволяющие ему осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Существуют различные формы парламентского контроля. Так, контроль за деятельностью правительства осуществляется в следующих формах: депутатского запроса, адресованного правительству или отдельным министрам в виде вопроса или интерполяции; дебатов по вопросам политики правительства; постановки вопроса о доверии правительству в виде вотума недоверия и резолюции порицания; докладов и отчетов правительства и его членов на пленарных заседаниях парламента; парламентских слушаний; парламентских расследований; деятельности парламентских органов (счетной палаты, омбудсмана и т.д.); импичмента по отношению к высшим должностным лицам.

Некоторые из перечисленных форм, связанных с контролем за деятельностью правительства, присущи только парламентам конституционных монархий, смешанных и парламентских республик и не имеют места в президентских республиках.

В рамках организационных функций парламент обладает полномочиями по формированию различных государственных органов и назначению должностных лиц. Парламенты стран, относящиеся к парламентским республикам, принимают участие в выборах президента, формировании правительства. Парламенты государств всех форм правления создают внутрипарламентские организационные структуры.

В Молдове, Греции и др. странах президент избирается парламентом, в Италии, ФРГ члены парламента составляют большую часть коллегии, выбирающей президента. В ФРГ, Швеции парламент избирает главу правительства и утверждает других членов правительства.

В президентских и смешанных республиках роль парламента в формировании правительства предельно ограничена. В США, например, президент назначает членов администрации, членов Верховного Суда, но с согласия Сената. Президент Франции, обладая дискреционным правом по формированию правительства, реализует его с учетом расстановки политических сил в парламенте.

Финансовые полномочия парламента связаны с принятием бюджета, установлением налогов и других источников государственных доходов и др.

В сфере внешней политики наиболее важную сторону парламентской деятельности составляют полномочия по ратификации международных договоров и соглашений, объявлению войны и заключению мира, определению основных направлений внешнеполитической деятельности правительства и др.

Судебную функцию парламента составляют полномочия, связанные с объявлением амнистии, привлечением к судебной ответственности президентов, членов правительства, судей и других должностных лиц в порядке процедуры импичмента.

Импичмент - это установленная в конституции парламентская процедура по привлечению к ответственности.

Парламентские процедуры

Парламентские процедуры - это официально установленный конституцией и парламентским регламентом порядок рассмотрения и решения парламентом вопросов, отнесенных к его компетенции.

Процедуры, составляющие этот порядок, делятся на общие и специальные.

Процедуры общего характера касаются вопросов организации и проведения сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий, комитетов, установления кворума для принятия тех или иных решений и др.

Большинству современных парламентов присущ сессионный порядок работы.

Сессия — это промежуток времени, в рамках которого проходят пленарные заседания парламента.

Своим рождением сессионный порядок обязан противостоянию между монархом и парламентом во время становления конституционных монархий. Обладавшие еще достаточной властью монархи стремились хотя бы на время избавиться от парламентского контроля, ограничивали деятельность парламента временными рамками. В результате в мире сложилось две разновидности порядка работы парламента.

1. Сессионный порядок, согласно которому парламент работает в определенный промежуток времени, указанный в конституции либо в законодательстве страны.

Так, согласно конституции Франции парламент собирается на очередную (обычную) сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Конституцией Италии предусмотрены две очередные сессии - одна из них открывается в первый непраздничный день февраля, вторая - в первый непраздничный день октября. Палаты Федерального собрания РФ собираются: Государственная дума - на две очередные сессии, с 12 января по 20 июня и с 1 сентября по 25 декабря, а Совет федерации - на одну, с 16 января по 15 июля.

Вторую группу парламентов составляют парламенты с постоянным режимом работы. К числу парламентов, пребывающих в режиме постоянной сессии, относятся законодательный орган Словакии (национальный совет), ФРГ (Бундестаг).

В парламентских регламентах подробно расписаны процедуры проведения пленарных заседаний, заседаний постоянных комиссий и др.

Специальные процедуры представляют собой порядок рассмотрения и принятия решений по конкретным вопросам, отнесенным к компетенции парламента. Примером таковых являются законодательный процесс, процедуры импичмента, депутатского запроса, выборов должностных лиц, принятие бюджета, ратификации международных договоров и т.д.

Очевидно, что важнейшей из них является законодательный процесс, который, как правило, состоит из следующих стадий: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта, принятие законопроекта, промульгация законов. Однако в различных странах перечисленные стадии имеют свои особенности. Например, начальная стадия отличается набором субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. В США это право принадлежит конгрессменам, которые вносят его индивидуально. В ФРГ право вносить законопроект имеют не менее 15 депутатов и правительство. В Японии - 20 депутатов палаты представителей, 10 - членов палаты советников, а также Кабинет министров. Во Франции право законодательной инициативы принадлежит парламентариям и Премьер-министру, в Италии - парламентариям, правительству, областным советам, национальному совету экономики и труда, группе избирателей не менее 50 тыс. (в порядке народной инициативы).

На стадии рассмотрения законопроект обсуждается в постоянных комиссиях и на пленарных заседаниях парламента, в большинстве случаев в трех чтениях.

Принятый закон направляется главе государства на подписание и обнародование, т.е. промульгацию.

Некоторым парламентам присущи элементы «форсированного» принятия законов. Так, итальянский парламент вправе делегировать постоянным комиссиям полномочия по принятию законов, минуя пленарные заседания.

Среди специальных парламентских процедур следует отметить процедуру импичмента.

Основанием для привлечения президента к судебной ответственности является государственная измена (Франция, Чехия, Румыния), либо государственная измена и иные преступления (Греция, Финляндия, Италия).

Решение о возбуждении процедуры импичмента в США, Бразилии, РФ и других странах принимают нижние палаты парламента путем предъявления конкретного обвинения, а суд осуществляют верхние палаты. В других странах такое решение принимается либо обеими палатами парламента (Франция, Италия, Польша), либо одной из палат (ФРГ, Индия, Ирландия).

В странах с однопалатным парламентом решение о смещении президента принимается квалифицированным большинством конституционного состава парламента (Азербайджан, Литва, Украина).

В отличие от США, Бразилии и РФ, во Франции суд над президентом осуществляет специальный орган, состоящий из членов обеих палат парламента - Высокая Палата Правосудия, в Италии - Конституционный Суд.

Компетенция правительства.

Правительство любого государства обладает широким кругом полномочий, который охватывает практически все сферы жизни государств и общества. Однако подробный их перечень содержат конституции немногих стран (Беларусь, Украина, Япония).

Как правило, в большинстве конституций о компетенции правительства говорится в общих чертах. Примером тому может служить ст.20 конституции Франции, которая гласит: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооруженными силами». Таким же образом определяет компетенцию правительства ст. 82 конституции Греции. «Правительство, - говорится в ней, - определяет и руководит общей политикой страны в соответствии с полномочиями конституции и законами».

Такая лаконичность конституционных предписаний предоставляет правительству возможность свободного истолкования и осуществления своих полномочий, что позволяет оперативно решать возникающие новые проблемы.

Одним словом, чем лаконичней конституционные предписания о компетенции правительства, тем шире у него круг полномочий де- факто.

Рассмотрим полномочия правительства в важнейших сферах государственной жизни.

1. В сфере политического руководства правительства наделены полномочиями по разработке, формированию и реализации внутренней и внешней политики государства.

2. В сфере управления широкий круг правительственных полномочий касается вопросов согласования, координации и руководства деятельностью всех центральных органов исполнительной власти (министерств и других ведомств.)

3. В сфере законодательной власти правительства многих стран обладают правом законодательной инициативы. О том, насколько активно правительство пользуется этим правом, свидетельствует тот факт, что в ряде стран 90% всех законопроектов, рассматриваемых парламентом, являются правительственными.

К правительственной компетенции отнесены также вопросы гарантии прав и свобод человека; обеспечения охраны существующего публичного порядка; разработки и реализации бюджета; защиты внешних интересов государства и др.

Правительственные полномочия реализуются путем издания соответствующих нормативно-правовых актов. В США такими актами являются указы, директивы и исполнительные приказы президента, в Великобритании - приказы королевы в совете, во Франции — декреты и ордонансы, в Испании — декреты, в РФ — постановления и т.д.

Согласно «классической» конституционной доктрине акты исполнительной власти носят подзаконный характер. Однако в современных условиях первичное регулирование общественных отношений осуществляется не только законами, но и некоторыми актами исполнительной власти, которые утратили свой подзаконный характер. Речь идет о нормотворчестве правительств ряда стран, получивших право регламентарной власти, либо делегированного законодательства (Франция, США, Великобритания).

Акты регламентарной власти, издаваемые по вопросам, не урегулированным законом, носят не подзаконный, а первичный характер. Так, Конституция Франции, ограничив законотворческую сферу парламента определенным кругом вопросов, наделила тем самым правительство регламентарной властью, т.е. правом издания первичных актов- регламентов, которые называются декретами. Несмотря на свой первичный характер, акты регламентарной власти не обладают юридической силой закона.

Юридической силой закона обладают правительственные акты де-легированного законодательства. Речь идет о делегированном правительству парламентом праве принятия актов, соответствующих, по своей материальной сути, законам. Правом издавать такие акты наделены правительства Франции, Великобритании, Испании и др. стран.

Обладая широким кругом властных полномочий, правительство несет ответственность за результаты своей деятельности. В зависимости от формы правления оно ответственно перед главой государства и парламентом. В абсолютных монархиях и президентских республиках правительство несет ответственность только перед монархом и президентом. В странах с парламентской формой правления правительство ответственно перед парламентом или только перед его нижней палатой.

В смешанных республиках правительство несет ответственность перед президентом и парламентом или нижней его палатой (Национальное Собрание Франции, Государственная Дума РФ).

Ответственность правительства носит политический характер и выражается в его отставке на основании решения главы государства, либо на основании парламентского вотума недоверия или резолюции порицания.

Принципы правосудия

К конституционным основам судебной власти относятся не только принципы организации судебной системы, но и принципы, которыми суд должен руководствоваться при отправлении правосудия.

Набор принципов правосудия достаточно велик, поэтому рассмотрим лишь некоторые из них.

1. Независимость суда и судей, которые подчиняются только закону. Никто не может указывать судье, какое решение он должен принять. Придавая исключительное значение этому принципу, Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 1985 г. приняла резолюцию «Основные принципы независимости судебных органов», в которой говорится о том, что все государственные органы и негосударственные учреждения обязаны уважать независимость судов и судей и не вмешиваться в отправление правосудия, а судьи обязаны быть беспристрастными и подчиняться в своей деятельности только закону.

2. Открытость и гласность правосудия, означающие свободный доступ на судебные заседания публики и средств массовой информации, публичное оглашение решения суда.

3. Свобода доступа к суду, запрещающая суду отказывать в приеме дела по принципам отсутствия закона или его неясности. Принятие иска к рассмотрению является обязанностью, а не правом суда.

4. Состязательность сторон, согласно которой обвинитель и подсудимый, истец и ответчик равноправны и имеют равные возможности для отстаивания своих позиций.

5. Коллективное отправление правосудия с использованием коллегии судей, суда присяжных либо «судей из народа».

6. Ответственность государства за судебную ошибку, предполагающая возмещение физическому или юридическому лицу ущерба, нанесенного ошибочным решением суда.

7. Право граждан на защиту, закрепленное в конституции и международных правовых актах. Так, согласно ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950 г.), каждый имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника.

Среди принципов правосудия есть такие, которые относятся с сфере уголовного процесса. Речь идет о презумпции невиновности; о запрете обратной силы закона; о недопущении повторного осуждения за одно и то же преступление; о праве обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей; о ничтожности доказательств, полученных с нарушением закона и др.

Правовой статус судей.

Конституции многих стран уделяют особое внимание вопросам формирования судейского корпуса и принципам, составляющим основу правового статуса судей.

В основном судейский корпус формируется путем назначения, нередко с использованием конкурса (Франция, Италия). В большинстве стран назначение осуществляется актом главы государства. В ряде стран в процедуре назначения принимает участие парламент. Так, в РФ судьи федеральных судов (кроме высших) назначаются Президентом, а судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов - Советом Федерации по представлению Президента. В США федеральные судьи назначаются Президентом с согласия Сената.

Имеют место случаи использования в отдельных странах как процедуры назначения, так и процедуры выборности судей. Во многих штатах США, например, судьи избираются гражданами на определенный срок.

В ряде европейских государств активное участие в назначении судей и в решении дисциплинарных вопросов в их отношении играет специальный орган в лице Высшего совета магистратуры, в формировании и работе которого участвуют сами судьи. Высшие советы магистратуры созданы в Италии, Франции, Португалии, Румынии и в других странах.

К кандидатам на должность судьи предъявляются высокие требования, в частности, определенные возраст, ценз оседлости, срок практической работы в правовых органах, пребывание в гражданстве, соответствующее образование и др.

Основу правового статуса судей составляют следующие принципы: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, деполитизированность и др.

Правовой статус судьи - это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

1. Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

2.Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, первый девятый классы. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс).

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

- в своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

- в любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;

- не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности;

- не может быть третейским судьей или арбитром;

- не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;

- не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);

-не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом.

5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность.

7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены на всей территории РФ.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность.

8. Судьи несменяемы, то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

Сроки полномочий мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

10. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

11. Судьи неприкосновенны.

Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

13. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности.

За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могу применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Предмет и метод конституционного права.

Конституционное право выступает как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права – конституционное право – представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования государственной власти и государственного устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Конституционное право занимает центральное место в системе отраслей права. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.

Наука конституционного права подробно изучает отрасль «Конституционное право»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина - более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины конституционного права от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины - не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней.

Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права - специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования конституционного права составляют две основные сферы общественных отношений:

• отношения между человеком и государством (права и свободы человека);

• властеотношения (организация государства и государственной власти).

Предмет регулирования конституционного права не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права.

Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Методами конституционного права, как и в любой другой отрасли являются:

• императивный метод;

• диспозитивный метод.

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом.

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению.

Конституционное право, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.