Необходимый исходный уровень знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Классификация и характеристика половых клеток.

2. Закономерности развития хордовых.

Из темы текущего занятия:

1. Строение яйцеклетки человека.

2. Факторы, способствующие оплодотворению.

3. Особенности начального развития зародыша в зависимости от типа яйцеклетки.

4. Виды гаструляции.

5. Характеристика раннего органогенеза.

6. Внезародышевые органы и их значение в развитии зародыша человека.

7. Критические периоды в развитии зародыша человека.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Оплодотворение и факторы его определяющие.

2. Дробление зиготы.

3. Имплантация бластоцисты и её строение.

4. Типы и этапы гаструляции.

5. Характеристика раннего органогенеза.

6. Внезародышевые органы и их значение в развитии зародыша человека.

7. Формирование плаценты, её строение и функции.

8. Критические периоды в развитии зародыша человека.

 

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Изучить строение плодной части плаценты.

Объект изучения - Препарат плодной части плаценты человека (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действий - На малом увеличении найти, зарисовать и обозначить: (1) амниотическую оболочку: (а) эпителий, (б) соединительную ткань; (2) хориальную пластинку; (3) фибриноид; (4) гемохориальное пространство, заполненное материнской кровью (кровяные лакуны); (5) вторичные ворсины хориона: (в) цитотрофобласт, (г) кровеносные сосуды.

Ориентировочные основы действий - На одном из краёв препарата найти узкий пласт амниотического эпителия (а), в виде полоски розового цвета с фиолетовыми ядрами, под ней рассмотреть соединительную ткань амниотической оболочки (б) и прилежащую к ней хориальную пластинку. В кровяных лакунах (4) находятся разрезанные в различных направлениях ворсины (вторичные ворсины хориона) (5). Основу ворсин составляет рыхлая соединительная ткань (б) с расположенными в ней кровеносными сосудами (г). Ворсины окружены слоем хориального эпителия – цитотрофобласта (в).

 

Задание 2. Изучить строение материнской части плаценты.

Объект изучения - Препарат материнской части плаценты человека (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действи - На малом увеличении найти, зарисовать и обозначить: (1) базальную пластинку, (2) децидуальные клетки, (3) соединительно-тканные перегородки, (4) ворсины хориона, (5) гемохориальное пространство, (6) фибриноид.

Ориентировочные основы действий - На одном из краёв препарата найти базальную пластинку (1), представленную участком рыхлой соединительной ткани с расположенными в ней в виде скоплений группами децидуальных клеток (2). На поверхности базальной пластинки увидеть розово-фиолетовые участки фибриноида (6). От базальной пластинки в сторону хориона ответвляются соединительно-тканные перегородки (3), остальное гемохориальное пространство (5) заполнено кровью и срезами ворсин (4).

 

Задание 3. Изучить строение зародыша человека на стадии 7,5 дней.

Объект изучения - Таблица – «Разрез 7,5 дневного зародыша человека».

Программа действий - На таблице найти, зарисовать и обозначить: (1) трофобласт, (2) внезародышевую энтодерму, (3) внезародышевую эктодерму, (4) полость амниотического пузырька, 5) эпителий слизистой оболочки матки, (6) рыхлую соединительную ткань слизистой оболочки матки, (7) первичные ворсины хориона, (8) кровоизлияния в слизистой оболочке матки, (9) внезародышевую мезодерму, (10) полость амниотического пузырька (плодного пузыря).

Ориентировочные основы действий -  На таблице видно, что трофобласт (1) окрашен в синий цвет. Внезародышевая энтодерма (2) представлена пластинкой зелёного цвета. Внезародышевая эктодерма (3) жёлтого цвета окружает полость амниотического пузырька (4). Серого цвета эпителиальный пласт (5) и рыхлая соединительная ткань слизистой оболочки матки (6), в которую внедряются первичные ворсины хориона (7), раскрашенные в синий цвет. Внезародышевая мезодерма (9) представлена полоской красного цвета.

 

Задание 4. Изучить строение зародыша человека на стадии 11,5 дней.

Объект изучения - Таблица – «Разрез 11,5 дневного зародыша человека».

Программа действий - На таблице найти, зарисовать и обозначить: (1) эпителий слизистой оболочки матки, (2) рыхлая соединительная ткань слизистой оболочки матки, (3) первичные ворсины хориона, (4) лакуны, заполненные кровью, (5) симпластическая часть трофобласта, (6) клеточная часть трофобласта, (7) внезародышевая мезодерма, (8) внезародышевая энтодерма, (9) амниотический пузырёк, (10) участок мезодермы, образующий в дальнейшем развитии амниотическую ножку.

Ориентировочные основы действий. – (См. задания 3.) Обратить внимание на то, что эпителий слизистой оболочки матки восстановлен, а развивающийся зародыш со всех сторон окружён первичными ворсинами хориона (3), представленными клеточной частью трофобласта (6), раскрашенными в синий цвет. Центральная часть рисунка представлена развивающимся зародышем.

 

Задание 5. Изучить строение зародыша человека на стадии 15 дней.

Объект изучения - Таблица – «Разрез 15-ти дневного зародыша человека».

Программа действий - На таблице найти, зарисовать и обозначить: (1) хориальный эпителий, (2) внезародышевую мезодерму, (3) хорион, (4) первичные ворсины хориона, (5) вторичные ворсины хориона, (6) лакуны, (7) амниотическую ножку, (8) амниотический пузырёк, (9) желточный пузырёк.

Ориентировочные основы действий – (См. ООД задания 3.) Обратить внимание на наличие вторичных ворсин хориона (5), образованных клеточной частью трофобласта (6) и вросшей мезодермой (2). На этой стадии развития зародыша в результате второго этапа гаструляции – иммиграции – образуется зародышевая мезодерма, а провизорные органы представлены не только амниотическим пузырьком (8), но и желточным пузырьком (9).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Говорят человек «родился в рубашке». О какой «рубашке» говорится в пословице?

2. В наружном листке зародышевого щитка определяется координированное перемещение клеток из каудальной части. Какая структура при этом образуется? Как называется эта стадия эмбриогенеза?

3. В зародыше человека регистрируется процесс обособления его тела от провизорных органов. Образование какой структуры приводит к этому, и каков возраст зародыша?

4. Ребёнок первых месяцев жизни обладает толерантностью к ряду инфекционных болезней. Чем определяется иммунитет новорожденного?

5. При развитии человека образуется желточный мешок, который не содержит желтка. Какую функцию выполняет этот орган?

 

Резюме по теме

Яйцеклетка человека алецитальная, поэтому развитию зародыша предшествует формирование провизорных органов.

Оплодотворение завершается образованием зиготы.

Дробление полное, но неравномерное асинхронное (меробластическое) оканчивается образованием морулы (стерробластулы). Периферические бластомеры (светлые) образуют трофобласт, внутренние (тёмные) – эмбриобласт. Из трофобласта формируется хорион. Из эмбриобласта образуется как внезародышевый, так и зародышевый материал. Стерробластула преобразуется в бластоцисту (бластодермический пузырёк, заполненный жидкостью). Эмбриобласт смещается к анимальному полюсу, трансформируясь в зародышевый узелок.

Имплантация (нидация) начинается на 6-7-е сутки с адгезии – прилепания бластоцисты анимальным полюсом к эндометрию – и совпадает с 1-й фазой гаструляции деляминацией с образованием зародышевого щитка, состоящего из эпибласта (материал эктодермы, мезодермы, хорды) и внезародышевой энтодермы, обращённой в полость бластоцисты. На 11-12-е сутки трофобласт разрастается, образуя первичные ворсины хориона, дифференцируется на симпластотрофобласт и цитотрофобласт. К этому времени из внезародышевой эктодермы закладывается амниотический пузырёк, из внезародышевой энтодермы - желточный пузырёк. Хорион образуется из первичных ворсин после прорастания внезародышевой мезодермы с образованием вторичных ворсин хориона и врастания в них кровеносных сосудов из желточного пузырька. Образование зародышевого материала происходит на 14-15-е сутки во 2-й фазе гаструляции путём иммиграции. Клетки из эпибласта иммигрируют в щель между соприкасающимися стенками амниотического пузырька и желточного пузырька, входящими в состав зародышевого щитка. Вторая фаза гаструляции приводит к образованию 3-х зародышевых листков, нервной трубки и хорды. В это время формируется ещё один провизорный орган аллантоис и питание зародыша осуществляется через аллантохорион.

Формирование тела зародыша и обособление от внезародышевых органов происходит в результате образования туловищной складки, продолжается с 15-го по 20-й день и называется пресомитным периодом. Сомитный период продолжается с 21-го по 35-й день и сопровождается сегментацией мезодермы на 43-44 сегмента (сомита). В это время завершается обособление тела зародыша, образуются нервные валики. Следующий с 35-го дня период – ранний органогенез - продолжается до конца 3-го месяца развития зародыша и характеризуется формированием скелета и закладкой всех органов. К завершению органогенеза зародыш имеет вид маленького человечка массой 5 г и размером 40 мм.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной), М., «Медицина», 1989, 1999. 2) Лекции. 3) Атлас по гистологии и эмбриологии (И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов), М., «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология (Введение в патологию) под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. М., ГЭОТАР, 1997. 2) Гистология. А.Хэм, Д.Кормак. М., «Мир», т.5 3) А.Г.Кнорре. «Краткий очерк эмбриологии человека». М., «Медицина», 1967. 4) О.В.Волкова, М.И.Пекарский. «Эбриогенез и возрастная гистология внутренних органов человека». М., «Медицина», 1976.

 

ТСО и наглядные пособия

1.Внеаудиторные электрифицированные стенды:

1.Экзаменатор. 2.Стенд «Эмбриология».

2.Микроскопы. 3. Таблицы. 4. Электроннограммы.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.