Время: 3 часа
Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2.Семинар-беседа, коррекция знаний - 55 мин
3. Перерыв - 15 мин
4.Тест-контроль - 65 мин
5. Подведение итогов - 10 мин
Мотивационная характеристика занятия: Эндокринная система - одна из трех интегративных систем (нервная, иммунная, эндокринная) регулирующих рост, развитие, репродуктивные процессы, гомеостаз, адаптацию, регуляцию генной активности. Общебиологическое значение эндокринной системы – реляция механизмов и интеграция функций всех органов. Морфологические изменения на клеточном уровне приводят к тяжелым патологическим состояниям. Знание гистологического строения органов эндокринной системы поможет глубже понять патогенез заболевания и правильно применять лечение. Ведущими органами мочевыделительной системы являются почки, в которых постоянно образуется вторичная моча. Почки выводят из организма шлаки, регулируют водно-солевой обмен между кровью и тканями, поддерживают кислотно-щелочное состояние крови, выполняют эндокринную функцию.
Учебная цель
Общая цель - Знать развитие, строение и функции органов эндокринной и выделительной систем. Уметь различать на микропрепаратах структуры органов. Иметь представление о диффузной эндокринной системе, структуре и функции нефрона, строении мочевого пузыря и мочеточников.
Конкретная цель - 1. Уметь идентифицировать органы эндокринной системы и составляющие ее тканевые и клеточные элементы на микроскопическом уровне. 2. Знать источники развития и общие закономерности эндокринных органов. 3. Определить роль железистых клеток органов эндокринной системы в продукции гормонов и их физиологическое значение. 4. На основании гистологического строения эндокринных органов иметь представление об их функциональной активности. 5. Знать строение и функции нефрона. 6. Знать кровоснабжение почки. 7. Знать строение мочевыводящих органов.
Необходимый исходный уровень знаний.
Из других предметов и предшествующих тем:
1. Анатомия, источники развития, классификация и кровоснабжение органов эндокринной и выделительной систем.
2. Знать особенности строения покровного и железистого эпителия, особенности строения соединительной ткани.
Из темы текущего занятия:
1.Источники развития органов эндокринной системы.
2.Общая характеристика эндокринных желез.
3.Строение и функции надпочечников щитовидной и паращитовидной желез.
4.Роль железистых клеток и секреции гормонов и их физиологическое значение.
5.Строение и кровоснабжение нефрона.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Уровни организации эндокринной системы.
2. Понятие о гормонах, их разновидности и функции.
3. Пути действия гормонов.
4. Гипоталамогипофизарная система.
5. Передний и средний гипоталамус, ядра, нейрогормоны.
6. Понятие о нейрогемальных органах, примеры.
7. Аденогипофиз, клетки, гормоны и их функции.
8. Нейрогипофиз, строение и функции.
9.Щитовидная железа. Фолликулярные и парафолликулярные клетки. Их гормоны и значение
10. Паращитовидная железа. Строение, гормоны и функции.
11. Надпочечник: корковое вещество, гормоны и их значение. Понятие о неспецифическом адаптационном синдроме.
12. Строение почки.
13. Строение и функции нефрона.
14.Строение мочекровенного барьера.
15.Кровоснабжение нефрона.
16. Строение и функции мочеточника.
17. Строение и функции мочевого пузыря.
Рекомендации для работы на занятиях
Задание I. Провести со студентами семинар-беседу по названным темам, используя вопросы для самоподготовки.
Задание 2. Предложить студентам вопросы по названным темам, тест-контроль, указать на внимательное изучение инструкции.
Задание 3. Предложить студентам дать описание и диагностировать микропрепараты.
Список микропрепаратов
1. Щитовидная железа.
2. Гипофиз.
3. Паращитовидная железа.
4. Почка.
5. Надпочечник.
6. Мочеточник.
7. Мочевой пузырь.
Основная и дополнительная литература
Основная литература: I) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной) М, «Медицина», 1989, 1999г.г. 2) Лекции. 3) «Атлас по гистологии и эмбриологии», И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, М. «Медицина», 1978. 4) «Атлас микроскопического ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов», В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф.Котовский М., «Медицина», 1970.
Дополнительная литература: 1) «Гистология» А.Хэм, Д.Кормак, М., «Мир», 1983. 2)«Гистология», Э.Г.Улумбеков, 1997г. 3) «Цитофункциональные особенности почки», В.М.Готмахер, Ташкент, «Медицина», 1974. 4) «Гормоны и почки», Б.М.Бреннер, Дж. Г.Стейн, 1983.
Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторного занятия для студентов по теме: «Половые клетки. Развитие хордовых».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 31
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
ТЕМА: « ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ»
Время: 3 часа
Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2.Программированный контроль - 10 мин
3.Опрос – беседа - 35 мин
4. Объяснение препаратов - 10 мин
5.Перерыв - 15 мин
6.Контроль за самостоятельной работой
студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин
7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин
Мотивационная характеристика темы: Эмбриология как наука играет важную роль в формировании общебиологических представлений об эволюционном усложнении процессов развития животного мира, для понимания источников и механизмов дифференцировки тканей (гистогенез) и органов (органогенез), для выявления критических периодов развития животных и человека.
Знание закономерностей процессов развития животных позволит найти способы управления онтогенезом и рождаемостью. Знание эмбриологии необходимо будущему врачу для рациональной профилактики аномалий развития плода, для предупреждения неблагоприятных воздействий факторов внешней среды на течение беременности.
Учебная цель
Общая цель - Научиться давать гистофизиологическую характеристику общих и частных особенностей мужских и женских половых клеток млекопитающих и человека.
Конкретная цель - Определять половые клетки и их структуры на микропрепаратах. Объяснить этапы развития зародышей позвоночных.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.