СЕМИНАР ПО ТЕМАМ: «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА», «МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Семинар-беседа, коррекция знаний            - 55 мин

                     3. Перерыв                                                        - 15 мин

                     4.Тест-контроль                                               - 65 мин

                     5. Подведение итогов                                      - 10 мин

 

Мотивационная характеристика занятия: Эндокринная система - одна из трех интегративных систем (нервная, иммунная, эндокринная) регулирующих рост, развитие, репродуктивные процессы, гомеостаз, адаптацию, регуляцию генной активности. Общебиологическое значение эндокринной системы – реляция механизмов и интеграция функций всех органов. Морфологические изменения на клеточном уровне приводят к тяжелым патологическим состояниям. Знание гистологического строения органов эндокринной системы поможет глубже понять патогенез заболевания и правильно применять лечение. Ведущими органами мочевыделительной системы являются почки, в которых постоянно образуется вторичная моча. Почки выводят из организма шлаки, регулируют водно-солевой обмен между кровью и тканями, поддерживают кислотно-щелочное состояние крови, выполняют эндокринную функцию.

 

Учебная цель

Общая цель - Знать развитие, строение и функции органов эндокринной и выделительной систем. Уметь различать на микропрепаратах структуры органов. Иметь представление о диффузной эндокринной системе, структуре и функции нефрона, строении мочевого пузыря и мочеточников.

Конкретная цель - 1. Уметь идентифицировать органы эндокринной системы и составляющие ее тканевые и клеточные элементы на микроскопическом уровне. 2. Знать источники развития и общие закономерности эндокринных органов. 3. Определить роль железистых клеток органов эндокринной системы в продукции гормонов и их физиологическое значение. 4. На основании гистологического строения эндокринных органов иметь представление об их функциональной активности. 5. Знать строение и функции нефрона. 6. Знать кровоснабжение почки. 7. Знать строение мочевыводящих органов.

 

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Анатомия, источники развития, классификация и кровоснабжение органов эндокринной и выделительной систем.

2. Знать особенности строения покровного и железистого эпителия, особенности строения соединительной ткани.

Из темы текущего занятия:

1.Источники развития органов эндокринной системы.

2.Общая характеристика эндокринных желез.

3.Строение и функции надпочечников щитовидной и паращитовидной желез.

4.Роль железистых клеток и секреции гормонов и их физиологическое значение.

5.Строение и кровоснабжение нефрона.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Уровни организации эндокринной системы.

2. Понятие о гормонах, их разновидности и функции.

3. Пути действия гормонов.

4. Гипоталамогипофизарная система.

5. Передний и средний гипоталамус, ядра, нейрогормоны.

6. Понятие о нейрогемальных органах, примеры.

7. Аденогипофиз, клетки, гормоны и их функции.

8. Нейрогипофиз, строение и функции.

9.Щитовидная железа. Фолликулярные и парафолликулярные клетки. Их гормоны и значение

10. Паращитовидная железа. Строение, гормоны и функции.

11. Надпочечник: корковое вещество, гормоны и их значение. Понятие о неспецифическом адаптационном синдроме.

12. Строение почки.

13. Строение и функции нефрона.

14.Строение мочекровенного барьера.

15.Кровоснабжение нефрона.

16. Строение и функции мочеточника.

17. Строение и функции мочевого пузыря.

 

Рекомендации для работы на занятиях

Задание I. Провести со студентами семинар-беседу по названным темам, используя вопросы для самоподготовки.

 

Задание 2. Предложить студентам вопросы по названным темам, тест-контроль, указать на внимательное изучение инструкции.

 

Задание 3. Предложить студентам дать описание и диагностировать микропрепараты.

Список микропрепаратов

1. Щитовидная железа.

2. Гипофиз.

3. Паращитовидная железа.

4. Почка.

5. Надпочечник.

6. Мочеточник.

7. Мочевой пузырь.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: I) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной) М, «Медицина», 1989, 1999г.г. 2) Лекции. 3) «Атлас по гистологии и эмбриологии», И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, М. «Медицина», 1978. 4) «Атлас микроскопического ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов», В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф.Котовский М., «Медицина», 1970.

 Дополнительная литература: 1) «Гистология» А.Хэм, Д.Кормак, М., «Мир», 1983. 2)«Гистология», Э.Г.Улумбеков, 1997г. 3) «Цитофункциональные особенности почки», В.М.Готмахер, Ташкент, «Медицина», 1974. 4) «Гормоны и почки», Б.М.Бреннер, Дж. Г.Стейн, 1983.

 

Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторного занятия для студентов по теме: «Половые клетки. Развитие хордовых».

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 31

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

ТЕМА: « ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ»

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                   2.Программированный контроль                     - 10 мин

                   3.Опрос – беседа                                                - 35 мин

                   4. Объяснение препаратов                                - 10 мин     

                   5.Перерыв                                                           - 15 мин

                   6.Контроль за самостоятельной работой

                      студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                   7. Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Эмбриология как наука играет важную роль в формировании общебиологических представлений об эволюционном усложнении процессов развития животного мира, для понимания источников и механизмов дифференцировки тканей (гистогенез) и органов (органогенез), для выявления критических периодов развития животных и человека.

           Знание закономерностей процессов развития животных позволит найти способы управления онтогенезом и рождаемостью. Знание эмбриологии необходимо будущему врачу для рациональной профилактики аномалий развития плода, для предупреждения неблагоприятных воздействий факторов внешней среды на течение беременности. 

                       

Учебная цель

Общая цель - Научиться давать гистофизиологическую характеристику общих и частных особенностей мужских и женских половых клеток млекопитающих и человека.

Конкретная цель - Определять половые клетки и их структуры на микропрепаратах. Объяснить этапы развития зародышей позвоночных.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.