ТЕМА: «ЖЕНСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА. МАТКА. ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                   2.Программированный контроль                     - 10 мин

                   3.Опрос – беседа                                                - 35 мин

                   4. Объяснение препаратов                                - 10 мин     

                   5.Перерыв                                                           - 15 мин

                   6.Контроль за самостоятельной работой

                      студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                   7.Подведение итогов. Проверка альбомов      - 10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Органы половой системы играют ре­шающую роль в обеспечении сохранения биологического вида, благодаря присущей им генеративной функции. Не менее важной является эндокринная функция половых желез. Познания морфофункционалъных особенностей орга­нов половой системы требуется для правильного понимания закономерностей ранних этапов эмбриогенеза. Функциональные сдвиги сопровождаются изме­нениями нормальной структуры органов, представление о которой должен иметь будущий врач.

 

Учебная цель.

Общая цель - Знать развитие, строение и функции органов женской половой системы. Уметь различать на микропрепаратах структуры органов.

Конкретная цель - 1. Научиться дифференцировать оболочки стенки маточных труб, матки, влагалища. 2. Знать особенности строения молочной железы. 3. Знать основы гормональной регуляции овариально-менструального цикла. 4. Знать морфологические и функциональные признаки определения стадий овариально-менструального цикла, ранней диагностики беременности.

 

Необходимый исходный уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем:

1.Анатомия, источники развития, классификация органов женской половой системы.

Из темы текущего занятия:

1. Эмбриогенез органов женской половой системы.

2.  Структурные особенности стенки маточных труб, матки, влагалища.

3.  Гормональная регуляция овариально-менструального цикла.

4. Строение молочных желёз и их функциональные связи с органами женской половой системы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1.Выяснить источники эмбрионального развития органов женской половой системы.

2. Изучить особенности строения маточных труб, матки, влагалища.

3. Определить изменения, происходящие в слизистой оболочке матки в процессе овариально-менструального цикла.

4. Изучить гормональную регуляцию овариально-меструального цикла.

5. Составить представление о строении молочной железы.

 

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Изучить строение матки.

Объект изучения - Препарат матки (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить эндометрий (1), состоящий из однослойного призматического эпителия (2) и собственной пластинки (3), крипты (4), миометрий (5), периметрий (6).

Ориентировочные основы действий - Со стороны полости матки увидеть однослойный призматический эпителий (2), представленный клетками с крупными округлыми ядрами сине-фиолетового цвета. Эпителиальный пласт вдаётся в собственную пластинку (3) в виде трубчатых образований – крипт (4). Рассмотреть мышечную оболочку, образованную тремя слоями гладких миоцитов (5), внутренним и наружным косопродольными и средним, включающим многочисленные кровеносные сосуды, циркулярным. Найти периметрий (6), покрывающий матку снаружи.

 

Задание 2. Изучить строение молочной железы.

Объект изучения - Препарат молочной железы (окр. гематоксилин-эозин).

Программа действий - На малом увеличении найти и зарисовать дольку (1), междольковую соединительную ткань (2), млечный ход (3), ацинус (4).

Ориентировочные основы действий - Рассмотреть дольки (1) молочной железы, разделённые тонкими розовыми прослойками соединительной ткани (2), с проходящими в ней млечными ходами (3), выстланными многослойным плоским неороговевающим эпителием. В дольке найти концевые отделы ацинуса (4), округлые структуры, ограниченные однослойным эпителием.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В эксперименте у человекообразной обезьяны в яичнике разрушены растущие фолликулы. Какие нарушения произойдут в матке?

2.В эксперименте у человекообразной обезьяны разрушено желтое тело. Какие нарушения произойдут в матке?

3. Установлено, что на стадии размножения гоноцитов на организм женщины оказал воздействие неблагоприятный фактор. В каких структурах яичника обнаружатся изменения?

4.При анализе крови у не беременной женщины обнаружено, что содержание прогестерона составляет верхнюю границу нормы, а содержание эстрогенов приближается к нижней границе. В какую стадию цикла был взят анализ крови?

5.У роженицы слабая родовая деятельность, обусловленная слабой сократительной способностью миометрия. Каким гормоном можно стимулировать сократительную деятельность матки?

 

Резюме по теме

Маточные трубы, матка, влагалище – это органы, представляющие так называемые родовые пути. По ним всякий раз проходит путь неоплодотворённой яйцеклетки после её овуляции. В случае наступления беременности через родовые пути изгоняется плод.

Маточные трубы или яйцеводы – парные органы, соединяющие брюшную полость и матку. По ним половые клетки проходят в матку. Проксимальный конец яйцевода имеет форму воронки, которая в момент овуляции плотно охватывает яичник. Продвижение половой клетки по маточной трубе обеспечивается как движением ресничек эпителиальных клеток, выстилающих полость маточной трубы, так и перистальтическими сокращениями её мышечной оболочки.

Матка – мышечный орган, схожа с маточными трубами по строению, но её оболочки имеют собственные специальные названия: эндометрий, миометрий и периметрий.

Эндометрий – слизистая оболочка – включает два слоя – базальный и функциональный. Строение функционального (поверхностного) слоя зависит от овариальных гормонов и меняется на протяжении менструального цикла. Поверхность эндометрия выстлана однослойным призматическим эпителием, представленным реснитчатыми и секреторными клетками. Эпителий формирует вдавления - маточные ямки (крипты) или маточные железы во время секреторной фазы. Собственная пластинка, образованная рыхлой соединительной тканью, содержит децидуальные клетки, заполненные гликогеном и липопротеиновыми включениями. Количество децидуальных клеток возрастает (со времени менструации), особенно при формировании плаценты в период беременности.

Миометрий – мышечная оболочка - состоит из трёх слоёв: внутреннего подслизистого, среднего сосудистого и наружного надсосудистого.

Периметрий - серозная оболочка (брюшина).

Влагалище в составе стенки содержит три оболочки: слизистую, мышечную и адвентициальную. Эпителий слизистой оболочки влагалища претерпевает ритмические (циклические) изменения в последовательных фазах менструального цикла.

Половой (менструальный) цикл характеризуется тремя периодами: менструальным (фаза десквамации эндометрия), постменструальным периодом (фаза пролиферации эндометрия) и предменструальным периодом (фаза секреции).

Менструальный цикл регулируется гормонами яичников. В день менструации овариальные гормоны практически отсутствуют в организме женщины.

В половом цикле выделяют несколько стадий:

1 стадия десквамации – кровотечение является следствием гибели яйцеклетки либо зародыша на самой ранней стадии развития. Это влечет целую цепь событий – гибель желтого тела, изменения в слизистой: нарушение кровоснабжения функционального слоя слизистой, спирализацию артерий, при этом вскрываются мелкие кровеносные сосуды и изливается кровь. Кровотечение длится 2-3 дня. Некроз происходит в ограниченных участках и последовательно. Этот период называтся периодом «гармонального междуцарствия».

2 стадия пролиферации - из клеток базального слоя слизистой матки восстанавливается функциональный слой. Период длится 11-12 дней и завершается овуляцией.

Пролиферация регулируется эстрогенами под влиянием ФСГ.

3 стадия - секреторная стадия - длится 13 - 14 дней. Она совпадает по срокам с жизнью менструального желтого тела. Функциональный слой утолщается и разделяется на две зоны: компактную и спонгиозную. Кровеносные сосуды пролиферируют и спирализуются. Железы начинают вырабатывать слизистый секрет, становятся складчатыми. В спонгиозной зоне функционального слоя появляются децидуальные клетки, богатые гликогеном и липидами. Этот трофический материал необходим для самых ранних стадий развития зародыша.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной), М., «Медицина», 1989,1999. 2) Лекции. 3) Атлас по гистологии и эмбриологии (И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов), М., «Медицина», 1978.

Дополнительная литература: 1) Гистология (Введение в патологию) под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. М., ГЭОТАР, 1997. 2) Гистология. А.Хэм, Д.Кормак. М., «Мир», т.5. 3) В.В.Алёшин. «Гистофизиология гипоталамо-гипофизарной системы». М.«Медицина», 1979. 4) «Взаимодействие гормонов с рецепторами». М., «Мир», 1979.

 

ТСО и наглядные пособия

1.Внеаудиторные электрифицированные стенды:

  1.Экзаменатор. 2.Стенд «Эндокринная система».

2.Микроскопы. 3. Таблицы. 4.Электроннограммы.

 

Домашнее задание: см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Развитие человека».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 35

 ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Время: 3 часа

Хронокарта: 1. Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин.

 2. Программированный контроль                     - 10 мин.

 3. Опрос – беседа                                                - 35 мин.

 4. Объяснение препаратов                                 - 10 мин.

 5. Перерыв                                                           - 15 мин.

 6. Контроль над самостоятельной работой

 студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин.

 7. Подведение итогов. Проверка альбомов     - 10 мин.

 

Мотивационная характеристика темы – см. методическую разработку по теме: «Половые клетки. Развитие хордовых».

 

Учебная цель.

Общая цель - Знать этапы развития зародыша человека и влияние на него внутренних и внешних факторов.

Конкретная цель - 1. Знать морфо-функциональные особенности яйцеклетки человека, факторы, способствующие оплодотворению, характер дробления зиготы, строение бластулы, этапы гаструляции. 2. Знать строение зародыша человека на стадиях 7,5; 11,5 и 15-ти дней развития. 3. Знать строение и значение провизорных органов зародыша человека. 4. Знать критические периоды в развитии зародыша человека.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.