Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина» (1948); «Декларация прав ребенка» (1959) ; «Конвенция о правах ребенка» (1989) . В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции прав ребенка», направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком» (ст. 20) [10].
Основными документами в концепции нормативно-правовой основы общественного обслуживания детей сирот считается Конституция Российской Федерации (в ст. 7 РФ провозглашена социальным государством, стратегия которого ориентирована на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнедеятельность и беспрепятственное развитие человека) , Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Национальная помощь гарантируется Федеральным законодательством РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который устанавливает концепцию общественных отраслей, основы, на которых базируется обеспечение общественных услуг, запросы к размерам и качеству общественных услуг, системе их предоставления. Напрямую стабилизирующим проблемы предложения социальной поддержки детям-сиротам законодательством считается Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.) , что устанавливает единые основы, сущность и мероприятия государственной помощи ребенкe. Значительную роль в предложении общественной поддержки детям-сиротам представляют указы Президента РФ «О первоочередных мерах по осуществлении Всемирной декларации об обеспечении выживания, охраны и формирования ребенка в 90-е годы» (1992) , «О профилактике безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, защите их прав» (1993) , «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» (1993) .[6].
В целях фактического выполнения вышеназванных указов была, к примеру, подтверждена федеральная целевая программа «Дети России» (1992, с добавлениями 1996, 1998, 2002 гг.). В рамках данной программы имеется целевая программа «Дети-сироты», нацеленная на формирование подходящих обстоятельств для подготовки ребенка, лишившихся попечения родителей, к независимой жизни в современной социально-экономической ситуации, формирование разных форм устройства осиротевших ребят, усовершенствование их медицинского поддержания, формирование профессиональной и материальной основы сиротских учреждений, усовершенствование общественно-финансового предоставления воспитывающихся в них сирот.
Механизм осуществлении нормативно-правовой основы оказания поддержки ребятам сиротам и ребятам, оставшимся без попечения родителей, содержит распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации, к примеру, «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995) . Данное Типовое положение регулирует работe муниципальных, городских образовательных органов. Для негосударственных просветительных органов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это Стандартное состояние осуществляет функции примерного. Значительную роль в исполнении общественной поддержки ребятам-сиротам представляют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства создания, МВД и т. д.), а кроме того, правовые акты субъектов Российской Федерации. Главная сущность общественной деятельности, с ребенком-сиротой и ребенком, оставшимися без попечения родителей, состоит в охране их прав, контроле за условиями их содержания, общественной помощи и приспособления, поддержки в устройстве на работу и обеспечении квартирами. Осуществление данных вопросов возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются прямые обязанности по раскрытию, учету и избранию конфигураций аппарата ребенка, оставшихся без попечения родителей, а кроме того по контролированию за критериями их нахождения, обучения и образования. Они должны в трехдневный период со дня извлечения информации осуществить исследование обстоятельств существования детей и гарантировать его охрану и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство либо в приемную семью) , а при нехватке такого рода возможности в соответственные учреждения для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Право дает приоритет семейным формам устройства ребенка, как более отвечающим нуждам детей и формирующим подходящие условия для его социализации, обучения и формирования [6].
Нормативно-правовая база деятельности органов опеки и попечительства регулируется:
- Семейным кодексом РФ,
- Гражданским кодексом РФ,
- федеральными законами:
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ,
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ,
"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" № 44-ФЗ;
- постановлениями Правительства РФ:
№ 217 от 4.04.2002 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием",
№ 275 от 29.03.2000 г. "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства",
№ 409 от 20.06.1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Постановления Правительства № 374 от 14.05.2001 г.) ,
№ 542 от 01.05.1996 г. "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство) , взять в приемную семью";
Приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999 г. "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) ";
Кроме того, в своей деятельности специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать положения Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Жилищного кодекса РСФСР, федеральных законов № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", рекомендательные письма Министерства образования РФ по вопросам защиты жилищных и имущественных прав несовершеннолетних 1995 и 1999 годов [13].
Воспитатели и педагоги знают: выпускники сиротских учреждений демонстрируют крайне низкое адаптивное поведение. Поэтому со всей очевидностью можно предположить, что при формировании личности этих подростков был нарушен принцип равнодействия субъективных и объективных компонентов. Отдельные причины нарушения такого равнодействия поддаются фиксации уже на визуальном уровне, однако весь комплекс проблем, а также распределение их по значимости требуют анализа и осмысления.
В сформировавшейся общественно-политической, финансовой, общественно-преподавательской ситуации формирования российского государства и сообщества неоспорима потребность обновления концепции и практики управления действием социализации детей-сирот. Предоставление психолого-преподавательской, медико-общественной помощи процесса социализации ребенка, пребывающих в особенно сложных условиях, охрана их прав - основная задача основных направлений общегосударственной общественной политики по улучшению положения ребенка в Российской Федерации.
Теоретические источники подтверждают безотрадную картину о том, что большая часть детей, имеющих отношение к группе «социального сиротства», имеют отличия в чертах характера и поведения, из числа которых более пластичными считаются: недостаток коммуникативных способностей, умения создавать взаимоотношения с окружающими, чувственная малоразвитость, некомплектность эмпатии, деформирование эмоции своего достоинства, ограниченность кругозора, и равно как итог, конформизм, узкопотребительская психология и т.д. Все без исключения это, так или иначе, считается результатом детского неблагополучия, диапазон факторов которых крайне обширен. В числе более значительных условий возможно охарактеризовать, в первую очередь в целом, переломные действа в семье: несоблюдение её структуры и функций, увеличение количества разводов и числа неполноценных семей, антиобщественный облик существования строя семей; снижение жизненного уровня, осложнение обстоятельств нахождения ребенка, повышение психоэмоциональных перегрузок у старшего населения, напрямую отражающихся на ребятах; продвижение жестокого обращения с ребенком в семьях и интернатных организациях при уменьшении ответственности за их судьбу [15].
Проблемы эти стали до такой степени заостренными, что на сегодняшний день требуют разрешения проблемы исследования общественно-преподавательской системы социализации детей-сирот не только лишь в муниципальном, но и на областном и городском уровнях. Таким образом, остаются важными проблемы экономического, правового, психолого-педагогического предоставления региональной концепции социализации ребенка, оставшихся без попечения родителей.
Процесс социализации ребенка-сироты и ребенка, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, содержит собственные характерные черты из-за сочетания воздействия на данный процесс институциональных отличительных черт интернатных органов и психолого-педагогических отличительных черт самих детей.
Важнейший институт социализации личности - семья у них отсутствует, настоящий состав агентов социализации урезан диапазоном учеников учреждения; как оказалось наиболее важной институциональная социализация в комбинации с негативными итогами влияния классических элементов в раннем этапе социализации в период пребывания в родительской неблагополучной семье; прослеживается расхождение познавательных, эмоциональных, общественно-эмоциональных и многофункциональных действий, замедление либо недостаток постановления определенных естественно-культурных, социально-цивилизованных, общественно-психологических вопросов в конкретных возрастных стадиях [7].
Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптирование к новейшим обстоятельствам и дальнейшее объединение в социум проходят с еще большими проблемами, чем у их ровесников из благополучных семей. Эксперты фиксируют, что дети-сироты считаются жертвами хода социализации из-за их продолжительного присутствия в абсолютном государственном обеспечении в неестественно благоприятных обстоятельствах детских интернатных органов. Своего рода недоступность общественного места института, недостаточность общественных взаимосвязей детей-сирот, области осуществлении освоенных ими общественных общепризнанных мерок и общественного навыка, развитие одной общественно-ролевой позиции - воззрению сироты - выражаются в перспективе в том, что выпускники-сироты не ценят собственной жизнью, водят антиобщественный и преступный облик существования либо, напротив, первыми становятся потерпевшими разного семейства правонарушений.
Для предоставления соответственной социализации ребенка-сироты и исправления отклонений от нее необходимо формирование в регионе реабилитационно-воспитательского пространства, способствующего формированию положительного навыка общественного действия, способностей общения и взаимодействия с окружающими людьми; предоставление способности получать образование, надлежащее возрасту; психическая и педагогическая помощь, лечение и корректировка, содействующие ликвидации переломных состояний личности детей; помощь ребятам, оставшимся без попечения родителей, возвращению в естественную семью, при невозможности - в устройстве в приемную (опекунскую) семью; внимание о последующем устройстве, месте жительства выпускника интернатного института [12].
Реабилитационно-воспитательское пространство в контексте региональной концепции социализации детей-сирот - это намеренно сформированная на основе единства и интенсивного взаимодействия общественно дезадаптированных детей и взрослых стараниями общественных субъектов различного уровня (областных и городских) педагогическая сфера, выступающая встроенным обстоятельством восстановления у ребенка-сироты ключевых общественных функций личности, психологического, физиологического и высоконравственного здоровья, общественного статуса и обеспечивающую их положительную социализацию.
Модель управления развитием концепции социализации детей-сирот содержит в себе целеполагание (формирование обстоятельств, позволяющих детям-сиротам быть полноценными членами сообщества), выставляет определенные проблемы по её претворению в жизнь (психолого-педагогическая поддержка семье; формирование концепции единого индивидуального поддержания формирования личности социально-дезадаптированного ребенка; постинтернатное поддержание детей-сирот в ходе ресоциализации; развитие и предоставление формирования положительной общественной сферы развития личности). Эти проблемы, в свою очередь, выявляются в массивной составляющей региональных и городских целевых программ общественной помощи и положительной социализации детей-сирот, нацеленных на высоконравственное, умственное и эмоционально-волевое формирование социально-дезадаптированных ребят. Координационно-деятельный элемент концепции содержит в себе профилактику общественного сиротства; социально-педагогическую помощь семьям группы риска; домашние формы устройства ребенка; институализированные формы социализации; постпопечительский патронат, приводящие к окончательному результату - положительной социализации детей-сирот [1].
Программа работы социального педагога по формированию подходящих обстоятельств для эффективной социализации детей-сирот в детском доме содержит в себе, в согласовании с проведенным нами диагностическим комплексом , план корректировки агрессивного поведения школьников, что кроме корректировки агрессивного действия специализирована для расширения базисных общественных умений ребенка с агрессивным поведением. Представляемый вариант рассчитанный, в первую очередь , на осуществление его педагогом, не имеющим особой подготовки в сфере групповой психотерапевтической деятельности, по этой причине в программе применены такие психолого-педагогические методы, в которых педагог, как эксперт по работе с ребенком, оказывается более сильным [6].
Цель: оптимизация и помощь процесса становления эго-идентичности.
Задачи:
1. Научить школьников способам общения, стимулируя формирование их коммуникативной культуры.
2. Выработать способность разумно функционировать в остроконфликтных моментах.
3. Выработать мотивировку самовоспитания и саморазвития, гарантировав её важными психическими ресурсами и средствами.
Примечание: перед началом занятий ведутся персональные консультации с любым ребенком, где формируются ожидания ребенка от деятельности группы. Уже после завершения коллективной деятельности необходимо осуществить ещё один оборот индивидуальных консультаций, в которых зафиксировать случившиеся с ребенком перемены. На консультациях ведется проверка по методике Басса—Дарки. Проверка даст возможность проследить результативность индивидуальных перемен.
Структура занятия:
1. Ритуал основы занятия. Обращение, уведомление «контракта», установление единой атмосферы в команде, настрой группы на занятие.
2. Главная часть. Настроение на упражнения. Процедуры. Рассмотрение итогов.
3. Подытоживание результатов обучения. Окончательное слово ведущего. Домашнее задание, ритуал завершения занятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указом Президента России от 06.09.1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определена государственная система социальной защиты несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, государственные интернатные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские специальные санатории, недавно созданные социальные приюты (4; 76).
В следствии негативных обстоятельств, в которых ребенок-сирота выявился по независимым от него причинам, он не способен пользоваться своими социальными правами в одинаковой мере с ребенком, воспитывающимися в домашней среде. Представляя предметом влияния со стороны строя общественных институтов, сирота в то же время как оказалось в состоянии у «семи нянек...». В концепции объектных взаимоотношений в взаимосвязи с формальным исполнением обязательств педагогами и преподавателями детского дома, безответственной позицией собственных родителей, твердой силовой концепцией взаимодействия с ровесниками ученик сиротского учреждения нередко становится жертвой воспитательных издержек. Своеобразная конструкция отношений с социальным обществом формирует в нём особенности характера, затрудняющие адаптационный ход: конформность, бездеятельность, уход от решения существенных проблем, недостаток важных актуальных целей и т.д.
В области субъектных взаимоотношений вид взаимодействия с ближайшим общественным окружением кроме того накладывает собственный след. Выступая в данном случае как лицо воздействия, т.е. интенсивная, самообразуюшая личность, сирота в поведенческих поступках еще один раз отчётливо показывает взаимозависимость с собственной общественной сферой, что регламентирует его возможности в сфере актуальных целей и достижений.
Таким способом, можно заявлять, что актуальный подход ребёнка, попавшего в сиротское учреждение, в существенной мере предопределён на всём протяжении и протекает под символом пагубного в целом влияния социального окружения. Вследствие подобного негативного стечения факторов у ребят создается ощущение своей неполноценности, ущербности, обделённости. Искажённое самовосприятие уменьшает интеллектуальные возможности ребенка, надрывает его верование в собственные возможности.
Наиболее применимым методом обезопасить сирот от аналогичных последствий социального обучения должно быть приближение вида жизни в сиротских учреждениях к образу жизни семьи. Уместны различные виды решений, воссоздающих модель домашних взаимоотношений: домашние группы в рамках детского дома, домашние детские дома, приёмные семьи. В конечном итоге, более преимущественная модель — институт усыновления, в рамках которого нужна законная либерализация, упрощающая операцию попадания сирот в семью либо к одиноким людям. Наряду с облегчением данной операции представляется желанным повсеместно вводить в практику отбора будущих родителей современные способы, разрешающие заранее установить воспитательный потенциал усыновителей.
Представляется весьма важным, что указанные структурные изменения в воспитательных методах по отношению к сиротам не предполагают дополнительных материальных вложений, а лишь требуют изменения законодательной базы. Целью государственной политики сегодня должно стать создание широких правовых возможностей, направленных в помощь сиротству и ликвидирующих фактическое неравенство этой социальной группы в структуре общества.
Ценности и идеалы, внушаемые ребёнку во время его пребывания в детском доме, вступают в противоречие с моральными принципами родителей. Культивируемый в среде детского дома низкий порог самоуважения, подавление взрослыми волевых проявлений ребёнка, жизнь в условиях постоянной регламентации создают конформистский психологический тип личности, не способный противостоят асоциальному воздействию со стороны родителей(7; 16-17) .
Таким образом, модель социально-педагогической деятельности в детском доме должна отражать не только специфику учреждения, но и особенности социальной ситуации развития воспитанника детского дома, а также результаты социально-педагогической диагностики конкретных детей, полученные самим социальным педагогом.(18;179)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алова Т.В. Мелочей не бывает: (О домах-интернатах)// Социальное обеспечение. – 1999. - №5. – с. 29-31.
2. Байтингер Е.Г. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Челябинск.: «Челяб. гос. пед. университет, Упр. образования Центр. района». – 2001. – 136с.
3. Байтингер Е.Г. Мир вокруг нас, и мы в этом мире: Воспитательная программа. – Челябинск.: «Челяб. гос. пед. университет, Упр. образования Центр. района». – 2002. – 216с.
4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия». – 2012. – 160с.
5. Великанова Л.Н. Сирота с Казанского: (Сиротство, беспризорничество)// Смена. – 2010. - №11. – с. 18-27.
6. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.// Социальная педагогика. – 2013. - №2. – с. 64-72.
7. Дементьева И.Ф. Социальные проблемы сиротства. – М.: «Рос. А.И. Институт социологии». – 2012. – 154с.
8. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: «Институт социологии». – 2010. – 193с.
9. Жуковская Н.Р. Ребенок в банке: Сирота при живых родителях из года в год становится все больше.// Социальная защита. – 2012. - №10. – с.43-45.
10. Канджуни Н.Г. «Государственные дети»: о предательстве родителей и детском горе. – М.: ООО «ТЦ Сфера». – 2009. – 205с.
11. Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства. – М.: «Академия». – 2015. – 215с.
12. Олифренко Л.Н. Профилактика социального сиротства: региональная модель.//Социальная педагогика. – 2013. - №1. с.68.
13. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Профессиональная семья – модель решения сиротства в России.//Вопросы психологии. – 2011. - №3. – с.79-90.
14. Павлова М.К. Проблемы домов ребенка.//Социальное обеспечение. – 2011. - №1. – с.32-34.
15. Садырина В.В., Фушкова Н.И. Методические рекомендации по комплектованию примерной номенклатуры дел учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработке организационно-правового оформления деятельности учреждения. – Челябинск.: Педагогический университет. – 201 4. – 376с.
16. Тархова Т.В. Долгая дорога к дому.// Наркомет. – 2012. - №1. – с.27-33.
17. Фатейчев М.С. Слеза ребенка.//Социальная защита. – 2011. - №9. – с.38 – 41.
18. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: Педагогическое общество России. – 2015. – 365 с.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.