Глава 1. Теоретический анализ проблемы реализации методик и технологий работы социального педагога с детьми-сиротами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Сейчас в стране около 422 дома-ребенка для 35 000 детей, 745 детских домов для 84 000 детей, 237 школ-интернатов для 71 000 детей. В России ежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители [4].

Количество подобных детей, не только лишь не снижается, но и стремительно увеличивается. Данные ребята должны жить в «государственном» доме. А в настоящее время они пребывают в страшном, плачевном состоянии. Ребята-ученики детских домов «выйдя» в социум почти ровным счетом ничего никак не умеют по той причине, что обстоятельства, в которых пребывает ребенок вплоть до 18 лет, весьма скверные. Тут отсутствие того, что бы предоставила семья ребятам. Основное, чтобы ребенок был сытый и одет, а в его внутренний мир ни один человек не заглядывает. Таким образом, ребенок растет отрешенным, оскорбленным, ни одному человеку не нужным! По этой причине для того, чтобы вырастить гражданина, семьянина и работника, следует в первую очередь сосредоточить интерес на обстоятельства, в которых совершается развитие личности детей. В данном и заключена значимость избранной нами проблемы курсовой работы.

В современной Российской федерации подъём детской беспризорности снова установил трагические масштабы. Согласно служебным сведениям, количество детей, покинутых семьями, не только лишь не снижается, но и увеличивается, по этой причине трудности усложняются. Детей выталкивают с своего лона неблагополучные семьи, школа, освободившаяся от всеобуча, внешкольные учреждения, вынужденные сдавать в аренду торговым компаниям собственные учреждения и т.п. Большое количество детей оказывается на улице, оказываются в руках преступных сил, а то и сами формируют собственные незаконные группы; обширное продвижение приобрели среди детей алкоголизм, токсикомания, проституция. Все без исключения это влияет на индивидуальное формирование ребенка, деформирует процедура их социализации и формирует поколение старших, способных сотворить опасность предстоящему формирования нашего народа, России [12].

На основе распоряжений Правительства РФ в государстве начала формироваться линия специальных органов для не достигших совершеннолетия, имеющих необходимость в общественной помощи, и, в первую очередь в целом общественных приютов, нацеленных на их общественное освобождение.
Данные институты вызваны брать на себя опеку о общественной реабилитации ребенка, потерявших домашние связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию [11].

Чтобы ребенок формировался в соответствии с нормой, следует, чтобы окружающие его обстоятельства данному поспособствовали – нужны организованный уклад жизни, полное питание, взаимодействие с ровесниками, утверждение окружающими. Однако в абсолютно всех интернатных организациях, детских домах сфера обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами обстоятельства, в которых проживают ребята, задерживают их интеллектуальное формирование, искривляют процедура развития персоны.

Попадающие в данные институты ребята, как правило, уже располагают какими-либо отличиями в физиологическом и психологическом формировании. У них прослеживается замедление интеллектуального формирования, несоблюдение сексуальной идентификации, стремление к наркотикам и преступлениям. К тому же ребенок не может контактировать, он нервозен, завоевывает внимание и в то же время его отторгает, переключается на враждебность либо отчужденность. Он не может быть бдительным к людям и уважать. Ребенок относится к находящимся вокруг враждебно.

Ребенок в детском доме обязан приспособиться к огромному количеству ровесников. Непрерывное нахождение в коллективе формирует напряжённость, беспокойность, в некоторых случаях порождает враждебность. В интернатах и детских домах все распространены мастурбация, гомосексуалимз, половые отклонения. Все без исключения это итог недостающей материнской любви, недоступности позитивных чувств общественно приспособленного лица.

В детском доме отсутствует помещения, где бы ребенок имел возможность бы побыть один, расслабиться от непрерывной массы, изучить собственные действия. В отсутствии внутреннего самососредоточения у него создается конкретный обычный социальный вид личности. Устремляясь к обособлению, ребята осваивают чердаки и подвалы. И данное, в особенности в отсутствии заботы старших, приводит к легкомысленным действиям, побегам и бродяжничеству. У ребенка детского дома, проживающих на муниципальном обеспечении, создаются нахлебнические особенности («нам обязаны», «предоставьте») отсутствуют обязанность и расчетливость [5].

Данной проблемой занимались многие ученые – как отечественные, так и зарубежные, но наиболее известными являются следующие. Д. Боулби занимался изучением сиротских учреждений и особых нарушений развития, формирующихся в их стенах, что привело к созданию теории привязанности, а вследствие этого – многочисленные исследования. И.Ф. Дементьева, А.С. Кочкина, Л.Н. Олиференко изучали такую проблему как социальная адаптация детей-сирот, как она осуществляется, - выявляли готовность выпускников детских домов к самостоятельной жизни. В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова подчеркивали крайнюю актуальность проблемы сиротства в России в силу роста детей-сирот и эффективных отсутствия моделей их воспитания. Они рассматривают основные формы решения проблем сиротства: воспитательные учреждения сиротского типа, приемная семья, опекунская семья, детские дома семейного типа, заменяющая профессиональная семья; анализируют достоинства и недостатки указанных форм с привлечением данных отечественных и зарубежных исследований. Е.Г. Байтингер, В.В. Садырина Т.И. Шульга, И.И. Функов разрабатывают методические рекомендации по социальной защите детей-сирот. А.Р. Лиханов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова выявляют причины появления сиротства в России, а также анализируют развитие личности ребенка в условиях детского дома. Актуальность определила выбор темы исследования: «Методика и технологии работы социального педагога с детьми-сиротами».

Целью исследования является изучение методики и технологии работы социального педагога с детьми-сиротами.

Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми-сиротами.

Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с детьми-сиротами.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу.

2. Дать определение категории «дети-сироты», охарактеризовать их особенности.

3. Дать характеристику социального педагога с детьми-сиротами.

4. Проанализировать содержание методик и технологий работы социального педагога с детьми-сиротами.

5. Практически проанализировать реализацию методики и технологии социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.

Методы исследования:

1) теоретические - анализ литературы, обобщение и систематизация знаний;

2) эмпирические - практико-ориентированные - тестирование.

Теретическими осноами исследования являются работы следующих ученых … (перечилсить не менее 10 человек)

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект может быть использован в работе воспитателей и социальных педагогов.

База исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Указом Президента России от 06.09.1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определена государственная система социальной защиты несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, государственные интернатные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские специальные санатории, недавно созданные социальные приюты (4; 76).

В следствии негативных обстоятельств, в которых ребенок-сирота выявился по независимым от него причинам, он не способен пользоваться своими социальными правами в одинаковой мере с ребенком, воспитывающимися в домашней среде. Представляя предметом влияния со стороны строя общественных институтов, сирота в то же время как оказалось в состоянии у «семи нянек...». В концепции объектных взаимоотношений в взаимосвязи с формальным исполнением обязательств педагогами и преподавателями детского дома, безответственной позицией собственных родителей, твердой силовой концепцией взаимодействия с ровесниками ученик сиротского учреждения нередко становится жертвой воспитательных издержек. Своеобразная конструкция отношений с социальным обществом формирует в нём особенности характера, затрудняющие адаптационный ход: конформность, бездеятельность, уход от решения существенных проблем, недостаток важных актуальных целей и т.д.

В области субъектных взаимоотношений вид взаимодействия с ближайшим общественным окружением кроме того накладывает собственный след. Выступая в данном случае как лицо воздействия, т.е. интенсивная, самообразуюшая личность, сирота в поведенческих поступках еще один раз отчётливо показывает взаимозависимость с собственной общественной сферой, что регламентирует его возможности в сфере актуальных целей и достижений.

Таким способом, можно заявлять, что актуальный подход ребёнка, попавшего в сиротское учреждение, в существенной мере предопределён на всём протяжении и протекает под символом пагубного в целом влияния социального окружения. Вследствие подобного негативного стечения факторов у ребят создается ощущение своей неполноценности, ущербности, обделённости. Искажённое самовосприятие уменьшает интеллектуальные возможности ребенка, надрывает его верование в собственные возможности.

Наиболее применимым методом обезопасить сирот от аналогичных последствий социального обучения должно быть приближение вида жизни в сиротских учреждениях к образу жизни семьи. Уместны различные виды решений, воссоздающих модель домашних взаимоотношений: домашние группы в рамках детского дома, домашние детские дома, приёмные семьи. В конечном итоге, более преимущественная модель — институт усыновления, в рамках которого нужна законная либерализация, упрощающая операцию попадания сирот в семью либо к одиноким людям. Наряду с облегчением данной операции представляется желанным повсеместно вводить в практику отбора будущих родителей современные способы, разрешающие заранее установить воспитательный потенциал усыновителей.

Представляется весьма важным, что указанные структурные изменения в воспитательных методах по отношению к сиротам не предполагают дополнительных материальных вложений, а лишь требуют изменения законодательной базы. Целью государственной политики сегодня должно стать создание широких правовых возможностей, направленных в помощь сиротству и ликвидирующих фактическое неравенство этой социальной группы в структуре общества.

Ценности и идеалы, внушаемые ребёнку во время его пребывания в детском доме, вступают в противоречие с моральными принципами родителей. Культивируемый в среде детского дома низкий порог самоуважения, подавление взрослыми волевых проявлений ребёнка, жизнь в условиях постоянной регламентации создают конформистский психологический тип личности, не способный противостоят асоциальному воздействию со стороны родителей(7; 16-17) .

Таким образом, модель социально-педагогической деятельности в детском доме должна отражать не только специфику учреждения, но и особенности социальной ситуации развития воспитанника детского дома, а также результаты социально-педагогической диагностики конкретных детей, полученные самим социальным педагогом.(18;179)



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алова Т.В. Мелочей не бывает: (О домах-интернатах)// Социальное обеспечение. – 1999. - №5. – с. 29-31.

2. Байтингер Е.Г. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Челябинск.: «Челяб. гос. пед. университет, Упр. образования Центр. района». – 2001. – 136с.

3. Байтингер Е.Г. Мир вокруг нас, и мы в этом мире: Воспитательная программа. – Челябинск.: «Челяб. гос. пед. университет, Упр. образования Центр. района». – 2002. – 216с.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия». – 2012. – 160с.

5. Великанова Л.Н. Сирота с Казанского: (Сиротство, беспризорничество)// Смена. – 2010. - №11. – с. 18-27.

6. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.// Социальная педагогика. – 2013. - №2. – с. 64-72.

7. Дементьева И.Ф. Социальные проблемы сиротства. – М.: «Рос. А.И. Институт социологии». – 2012. – 154с.

8. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: «Институт социологии». – 2010. – 193с.

9. Жуковская Н.Р. Ребенок в банке: Сирота при живых родителях из года в год становится все больше.// Социальная защита. – 2012. - №10. – с.43-45.

10. Канджуни Н.Г. «Государственные дети»: о предательстве родителей и детском горе. – М.: ООО «ТЦ Сфера». – 2009. – 205с.

11. Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства. – М.: «Академия». – 2015. – 215с.

12. Олифренко Л.Н. Профилактика социального сиротства: региональная модель.//Социальная педагогика. – 2013. - №1. с.68.

13. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Профессиональная семья – модель решения сиротства в России.//Вопросы психологии. – 2011. - №3. – с.79-90.

14. Павлова М.К. Проблемы домов ребенка.//Социальное обеспечение. – 2011. - №1. – с.32-34.

15. Садырина В.В., Фушкова Н.И. Методические рекомендации по комплектованию примерной номенклатуры дел учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработке организационно-правового оформления деятельности учреждения. – Челябинск.: Педагогический университет. – 201 4. – 376с.

16. Тархова Т.В. Долгая дорога к дому.// Наркомет. – 2012. - №1. – с.27-33.

17. Фатейчев М.С. Слеза ребенка.//Социальная защита. – 2011. - №9. – с.38 – 41.

18. Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: Педагогическое общество России. – 2015. – 365 с.

Введение

 

Сейчас в стране около 422 дома-ребенка для 35 000 детей, 745 детских домов для 84 000 детей, 237 школ-интернатов для 71 000 детей. В России ежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители [4].

Количество подобных детей, не только лишь не снижается, но и стремительно увеличивается. Данные ребята должны жить в «государственном» доме. А в настоящее время они пребывают в страшном, плачевном состоянии. Ребята-ученики детских домов «выйдя» в социум почти ровным счетом ничего никак не умеют по той причине, что обстоятельства, в которых пребывает ребенок вплоть до 18 лет, весьма скверные. Тут отсутствие того, что бы предоставила семья ребятам. Основное, чтобы ребенок был сытый и одет, а в его внутренний мир ни один человек не заглядывает. Таким образом, ребенок растет отрешенным, оскорбленным, ни одному человеку не нужным! По этой причине для того, чтобы вырастить гражданина, семьянина и работника, следует в первую очередь сосредоточить интерес на обстоятельства, в которых совершается развитие личности детей. В данном и заключена значимость избранной нами проблемы курсовой работы.

В современной Российской федерации подъём детской беспризорности снова установил трагические масштабы. Согласно служебным сведениям, количество детей, покинутых семьями, не только лишь не снижается, но и увеличивается, по этой причине трудности усложняются. Детей выталкивают с своего лона неблагополучные семьи, школа, освободившаяся от всеобуча, внешкольные учреждения, вынужденные сдавать в аренду торговым компаниям собственные учреждения и т.п. Большое количество детей оказывается на улице, оказываются в руках преступных сил, а то и сами формируют собственные незаконные группы; обширное продвижение приобрели среди детей алкоголизм, токсикомания, проституция. Все без исключения это влияет на индивидуальное формирование ребенка, деформирует процедура их социализации и формирует поколение старших, способных сотворить опасность предстоящему формирования нашего народа, России [12].

На основе распоряжений Правительства РФ в государстве начала формироваться линия специальных органов для не достигших совершеннолетия, имеющих необходимость в общественной помощи, и, в первую очередь в целом общественных приютов, нацеленных на их общественное освобождение.
Данные институты вызваны брать на себя опеку о общественной реабилитации ребенка, потерявших домашние связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию [11].

Чтобы ребенок формировался в соответствии с нормой, следует, чтобы окружающие его обстоятельства данному поспособствовали – нужны организованный уклад жизни, полное питание, взаимодействие с ровесниками, утверждение окружающими. Однако в абсолютно всех интернатных организациях, детских домах сфера обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами обстоятельства, в которых проживают ребята, задерживают их интеллектуальное формирование, искривляют процедура развития персоны.

Попадающие в данные институты ребята, как правило, уже располагают какими-либо отличиями в физиологическом и психологическом формировании. У них прослеживается замедление интеллектуального формирования, несоблюдение сексуальной идентификации, стремление к наркотикам и преступлениям. К тому же ребенок не может контактировать, он нервозен, завоевывает внимание и в то же время его отторгает, переключается на враждебность либо отчужденность. Он не может быть бдительным к людям и уважать. Ребенок относится к находящимся вокруг враждебно.

Ребенок в детском доме обязан приспособиться к огромному количеству ровесников. Непрерывное нахождение в коллективе формирует напряжённость, беспокойность, в некоторых случаях порождает враждебность. В интернатах и детских домах все распространены мастурбация, гомосексуалимз, половые отклонения. Все без исключения это итог недостающей материнской любви, недоступности позитивных чувств общественно приспособленного лица.

В детском доме отсутствует помещения, где бы ребенок имел возможность бы побыть один, расслабиться от непрерывной массы, изучить собственные действия. В отсутствии внутреннего самососредоточения у него создается конкретный обычный социальный вид личности. Устремляясь к обособлению, ребята осваивают чердаки и подвалы. И данное, в особенности в отсутствии заботы старших, приводит к легкомысленным действиям, побегам и бродяжничеству. У ребенка детского дома, проживающих на муниципальном обеспечении, создаются нахлебнические особенности («нам обязаны», «предоставьте») отсутствуют обязанность и расчетливость [5].

Данной проблемой занимались многие ученые – как отечественные, так и зарубежные, но наиболее известными являются следующие. Д. Боулби занимался изучением сиротских учреждений и особых нарушений развития, формирующихся в их стенах, что привело к созданию теории привязанности, а вследствие этого – многочисленные исследования. И.Ф. Дементьева, А.С. Кочкина, Л.Н. Олиференко изучали такую проблему как социальная адаптация детей-сирот, как она осуществляется, - выявляли готовность выпускников детских домов к самостоятельной жизни. В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова подчеркивали крайнюю актуальность проблемы сиротства в России в силу роста детей-сирот и эффективных отсутствия моделей их воспитания. Они рассматривают основные формы решения проблем сиротства: воспитательные учреждения сиротского типа, приемная семья, опекунская семья, детские дома семейного типа, заменяющая профессиональная семья; анализируют достоинства и недостатки указанных форм с привлечением данных отечественных и зарубежных исследований. Е.Г. Байтингер, В.В. Садырина Т.И. Шульга, И.И. Функов разрабатывают методические рекомендации по социальной защите детей-сирот. А.Р. Лиханов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова выявляют причины появления сиротства в России, а также анализируют развитие личности ребенка в условиях детского дома. Актуальность определила выбор темы исследования: «Методика и технологии работы социального педагога с детьми-сиротами».

Целью исследования является изучение методики и технологии работы социального педагога с детьми-сиротами.

Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми-сиротами.

Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с детьми-сиротами.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу.

2. Дать определение категории «дети-сироты», охарактеризовать их особенности.

3. Дать характеристику социального педагога с детьми-сиротами.

4. Проанализировать содержание методик и технологий работы социального педагога с детьми-сиротами.

5. Практически проанализировать реализацию методики и технологии социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.

Методы исследования:

1) теоретические - анализ литературы, обобщение и систематизация знаний;

2) эмпирические - практико-ориентированные - тестирование.

Теретическими осноами исследования являются работы следующих ученых … (перечилсить не менее 10 человек)

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект может быть использован в работе воспитателей и социальных педагогов.

База исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.




Глава 1. Теоретический анализ проблемы реализации методик и технологий работы социального педагога с детьми-сиротами

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.