Анализ опыта реализации методик и технологий работы социального педагога с детьми-сиротами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

База исследования: Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОГКОУ КИНЕШЕМСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ, г.Кинешма ул.Аристарха Макаровад.15.

Одним из наиболее явных показателей успешной социализации, выделенном нами на основе анализа теоретической литературы, является показатель агрессивности. В экспериментальной работе данный показатель будет определен нами как ведущий при оценке успешной социализации детей-сирот в условиях детского дома.

Наиболее адекватными методами для реализации целей и задач исследования явились следующие:

Для изучения индексов и форм агрессивного поведения подростков с разными социальными условиями жизни была использована методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого). Опросник состоит из 75- пяти утверждений. Инструкция к этому опроснику чрезвычайно проста: проставить «да» у тех положений, с которыми Вы согласны, и «нет» – около тех, с которыми Вы не согласны. Обработка опросника Басса- Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;

Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топота ногами и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко – раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении к вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том. Что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности.

Неслучайно этот опросник является одним из наиболее часто используемых зарубежными психологами методов изучения агрессии, надежной вербальной методикой ее исследования. Текст, ключи и бланк опросника приводится в приложении 3. По каждому показателю было высчитано среднее значение.

Для исследования склонности к открытому агрессивному поведению была использована проективная методика исследования личности – «Hand test» («тест руки») Э.Вагнера. «Hand test» стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Он занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире). В отличие от большинства проективных методик, в котрых внимание фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand test» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности как открытое агрессивное поведение. «Hand test» предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще. Стимульный материал состоит из девяти стандартных изображений кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что по Вашему мнению делает эта рука?» Если обследуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить. «Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять». Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. В случае неточного или двусмысленного ответа человека просят пояснить его содержание. При этом необходимо избегать навязывания каких-либо специфических ответов. Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Отмечается латентное время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора. Ответы обследуемого заносятся в «Бланк фиксации результатов» (см. Приложение 3).

Во-первых, подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым. Во-вторых, осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Подсчитывается общее количество ответов каждой категории: 1. Агрессия (Agg); 2. Директивность (Dir); 3. Аффектация (Aff); 4. Коммуникация (Com); 5. Зависимость (Dep); 6. Страх (F); 7. Эксгибиционизм (Ex); 8. Калечность (Crip); 9. Описание (Des); 10. Напряжение (Ten); 11. Активные безличные ответы (Act); 12. Пассивные безличные ответы (Pas); 13. Галлюцинации (Bas); 14. Отказ от ответа (Fall). В-третьих, подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле: I = (Agg + Dir) – (Aff + Com + Dep + F). Степень личностной дезадаптации отражается формулой: MAL = Ten + Crip + F. Тенденция к уходу от реальности отражается формулой: WITH = Des + Bas + Fall. Наличие психопатологии отражается формулой: PATH = MAL + 2WITH.

Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в баллах, а не в процентах (I = 0; I = +1; I = -1).

Рассмотрим показатели агрессивности в выборке у мальчиков и у девочек по методике Тест руки.

Таблица 1 

Показатели агрессивности, 8 А класс (ЭГ)

 

Испытуемые

Возраст

Показатель агрессивности

Кол-во чел % Ср. Знач. Кол-во чел. %
Девочки 10 50 14,2 г 3 15
Мальчики 10 50 14 3 15

 

Из таблицы 1 видно, что 30% выборки имеет выраженность агрессивности.

Наиболее насыщенными категориями являются Активность (20%), Директивность (15 %), Коммуникация (10 %) для девочек; Директивность (15%), Активность (15 %), Коммуникация (20%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.  

При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.

 

 

Рис. 1. Результаты тестирования по методике Тест руки Э.Вагнера

 

Наиболее высокие показатели по методике Басса - Дарки подростки получили по шкалам раздражение (75%) и чувство вины (65%) (см. таблица 3, приложение 2).

В целом показатель враждебности в 8А классе составляет 45% (9 человек), а агрессивности – 45% (9 человек).

 

Рис. 1 Результаты тестирования подростков 8А класса по методике Басса - Дарки

 

По результатам нашего исследования 35%, т.е. примерно каждый третий подросток, обладает нормальным уровнем агрессивности, 40% - повышенным уровнем агрессивности, 25% - пониженным уровнем агрессивности, т.е. большинство подростков (45%) нуждаются в психологической помощи, коррекции агрессивности. У мальчиков выявлена тенденция к повышенному уровню агрессивности, что говорит о том, что от мальчиков следует ожидать больше конфликтности и они меньше способны к кооперации, а у девочек намечается тенденция к пониженной агрессии: свидетельствует о том, что девочкам присущи ведомость, пассивность, конформность. Среди подростков с повышенным уровнем агрессивности количество мальчиков преобладает незначительно: мальчики - 50%; девочки - 45%.  

Среди подростков с нормальным уровнем агрессивности преобладает количество девочек: мальчики - 40%; девочки -60%.  

Среди подростков с пониженным уровнем агрессивности также преобладает количество девочек: мальчики - 30%; девочки - 70%.

При повышенном уровне агрессивности у подростков наиболее выделяется вербальная агрессия и наименее - негативизм.

Можно сделать следующие выводы: на протяжении подросткового возраста у девочек уровень агрессивности немного изменяется, а у мальчиков уровень агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями ответов как у девочек, так и у мальчиков являются: Активность, Директивность, Коммуникативность.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.