Инвалидность как социальная проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «инвалид»

«Инвалид, - говорится в Законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты».

«Ограниченность жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжёлые физические работы, нот умственная деятельность ему вполне по силам.

Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неук­лонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разных причин. В зависимости от причины возникновения ус­ловно можно выделить три группы:

а)    наследственно обусловленные формы;

б)    формы, связанные с внутриутробным положением пло­да, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;

в)    формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. Приобретенные фор­мы инвалидности делятся на:

• Инвалидность вследствие общего заболевания.

• Инвалидность, приобретенная в процессе трудовой де­ятельности: вследствие трудового увечья или вследствие про­фессионального заболевания.

• Инвалидность вследствие военной травмы.

• Инвалидность, связанная с чрезвычайными ситуация­ми природного и техногенного характера: радиационные воз­действия, землетрясения и иные катастрофы.

Обострение социально-экономического кризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов, обуславливающих причины инвалидности.

Бюджетные трудности, недостаток кадров и современно­го оборудования снижают возможности системы здравоохра­нения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охра­на труда, особенно на предприятиях негосударственной фор­мы собственности — это ведет к росту производственного трав­матизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состо­яния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как де­тей, так и взрослых.

Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большин­ством населения белково-витаминный дефицит впрямую влия­ют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье де­тей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и соци­альной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворенные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здо­ровье. Есть прямая и значимая зависимость между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.

В результате транспортных травм гибнет беспрецедент­ное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост числен­ности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетель­ствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Фиксируя генеральные принципы демократического жиз­неустройства гражданского общества в международных доку­ментах, Организация Объединенных Наций в 1975 году при­няла Декларацию о правах инвалидов, где сказано:

1. Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.

5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

8. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества: если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.

13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44 сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возмож­ ностях, обусловленные физическими, психологическими, сен­ сорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеюще­му инвалидность, быть интегрированным в общество и при­нимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуж­дам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они мог­ли жить независимой жизнью.

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Дек­ларация о правах умственно отсталых лиц. В соответствии с указанной декларацией утверждалась необходимость в максимальной степени осуществлять обеспечение прав таких ин­валидов; утверждались права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, уче­ние, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет ему развивать свои способности и возмож­ности. Следует отметить особо оговоренное право продуктив­но трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано пра­во на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо дол­жно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы но­вая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уве­ренности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по воз­можности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родите­лей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здо­ровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к сред­ствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая куль­турное и духовное развитие ребенка.

Положения о защите прав инвалидов содержатся также в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п. Интегративным документом, ох­ватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, яв­ляются Стандартные правила обеспечения равных возможно­стей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды яв­ляются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, об­разования, занятости и социальных услуг

Виды инвалидности.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп.

По возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях).

По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или ионной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные перемещаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обуславливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом или готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое или техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому или с работы и т.д.

Ещё сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.п.

Если такой инвалид живёт в семье, многие проблемы делаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Вот всех этих случаях инвалидам помогают социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Категория «ребёнок-инвалид

В соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утверждённого постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 (в ред. Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 № 707) категория "ребенок-инвалид" устанавливается лицам в возрасте до 18 лет, основаниями являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость осуществления мер социальной защиты.

Категория «ребёнок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ребёнком 18-летнего возраста. ( То же, п.20).

  Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной или частичной потерей слухи лили зрения; неслышащие (глухие), слабослышащие или со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание); с нарушениями опорно-двигательного аппарата(церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесённого полиомиелита); с умственной отсталостью или с различной степенью выраженности психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности); со сложными нарушениями (незрячие умственно-отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи), аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.