Тема 1. 1. Старость и инвалидность - социальные проблемы общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

№ п / п Название темы Стр.
1. Старость и инвалидность - социальные проблемы общества   4
2. Особенности социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому   11
3. Направления социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому   17
4. Ведение профессиональной документации   22
5. Социально-экономические услуги (пенсии, пособия, льготы, субсидии, материальная помощь) и порядок их предоставления.   31
6. Социально-правовые услуги.   35
7. Организация  социально-бытового  обслуживания   45
8. Список использованной литературы   57

Тема 1. 1. Старость и инвалидность - социальные проблемы общества.

Старость – социальная проблема общества.

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

В этот период жизни люди, работающие по найму, как правило, имеют право прекращать работу и уходить на пенсию (в Российской Федерации женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет). Но имеется также некоторый процент работающих из общего числа пожилых людей.

Инвалидность как социальная проблема.

Понятие «инвалид»

«Инвалид, - говорится в Законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты».

«Ограниченность жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжёлые физические работы, нот умственная деятельность ему вполне по силам.

Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неук­лонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разных причин. В зависимости от причины возникновения ус­ловно можно выделить три группы:

а)    наследственно обусловленные формы;

б)    формы, связанные с внутриутробным положением пло­да, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;

в)    формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. Приобретенные фор­мы инвалидности делятся на:

• Инвалидность вследствие общего заболевания.

• Инвалидность, приобретенная в процессе трудовой де­ятельности: вследствие трудового увечья или вследствие про­фессионального заболевания.

• Инвалидность вследствие военной травмы.

• Инвалидность, связанная с чрезвычайными ситуация­ми природного и техногенного характера: радиационные воз­действия, землетрясения и иные катастрофы.

Обострение социально-экономического кризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов, обуславливающих причины инвалидности.

Бюджетные трудности, недостаток кадров и современно­го оборудования снижают возможности системы здравоохра­нения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охра­на труда, особенно на предприятиях негосударственной фор­мы собственности — это ведет к росту производственного трав­матизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состо­яния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как де­тей, так и взрослых.

Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большин­ством населения белково-витаминный дефицит впрямую влия­ют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье де­тей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и соци­альной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворенные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здо­ровье. Есть прямая и значимая зависимость между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.

В результате транспортных травм гибнет беспрецедент­ное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост числен­ности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетель­ствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Фиксируя генеральные принципы демократического жиз­неустройства гражданского общества в международных доку­ментах, Организация Объединенных Наций в 1975 году при­няла Декларацию о правах инвалидов, где сказано:

1. Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.

5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

8. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества: если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.

13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44 сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возмож­ ностях, обусловленные физическими, психологическими, сен­ сорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеюще­му инвалидность, быть интегрированным в общество и при­нимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуж­дам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они мог­ли жить независимой жизнью.

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Дек­ларация о правах умственно отсталых лиц. В соответствии с указанной декларацией утверждалась необходимость в максимальной степени осуществлять обеспечение прав таких ин­валидов; утверждались права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, уче­ние, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет ему развивать свои способности и возмож­ности. Следует отметить особо оговоренное право продуктив­но трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано пра­во на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо дол­жно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы но­вая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уве­ренности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по воз­можности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родите­лей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здо­ровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к сред­ствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая куль­турное и духовное развитие ребенка.

Положения о защите прав инвалидов содержатся также в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п. Интегративным документом, ох­ватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, яв­ляются Стандартные правила обеспечения равных возможно­стей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды яв­ляются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, об­разования, занятости и социальных услуг

Виды инвалидности.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп.

По возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях).

По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или ионной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные перемещаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обуславливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом или готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое или техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому или с работы и т.д.

Ещё сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.п.

Если такой инвалид живёт в семье, многие проблемы делаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Вот всех этих случаях инвалидам помогают социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Категория «ребёнок-инвалид

В соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утверждённого постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 (в ред. Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 № 707) категория "ребенок-инвалид" устанавливается лицам в возрасте до 18 лет, основаниями являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость осуществления мер социальной защиты.

Категория «ребёнок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ребёнком 18-летнего возраста. ( То же, п.20).

  Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной или частичной потерей слухи лили зрения; неслышащие (глухие), слабослышащие или со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание); с нарушениями опорно-двигательного аппарата(церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесённого полиомиелита); с умственной отсталостью или с различной степенью выраженности психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности); со сложными нарушениями (незрячие умственно-отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи), аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

Требования к содержанию жилых помещений

9.1. Не допускается: - использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией; - хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух; - выполнение работ или совершение других действий, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях; - захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования; - использование бытовых газовых приборов для обогрева помещений.   9.2. Необходимо: - своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно - гигиенические условия; - обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры; - проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).   С целью обеспечения соответствующих санитарно-гигиенических условий социальный работник обязан   - поддерживать условия проживания с учётом состояния здоровья (регулярная смена нательного и постельного белья, влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную,  проветривание помещения, вынос мусора, организация стирки белья,  сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности)); оказывать помощь в соблюдении личной гигиены (причёсывание, стрижка ногтей, ванны, обтирание и т.д.).    Социальный работник должен соблюдать инфекционную безопасность – уберечь себя и близких от возможных инфекционных заболеваний (использование дезинфицирующих растворов, моющих средств, перчаток, маски, специальной одежды и т.д.). Покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать клиент. При этом целесообразно вести особую тетрадь заявок клиента, в которую в присутствии клиента с последующей его росписью или самим клиентом заносится перечень товаров, которые должен приобрести социальный работник. Такая мера не является неэтичной по отношению к клиенту — она необходима для того, чтобы впоследствии между ним и социальным работником не возникло разногласий по поводу ассортимента и количества заказанных и приобретенных товаров (клиент может забыть, что поручил приобрести, а свою забывчивость приписать невнимательности социального работника). Следует также заранее предупредить возможность возникновения разногласий по поводу цен на приобретаемые продукты и товары, сообщив клиенту примерную стоимость каждого из них примерную стоимость всех покупок. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Оказание помощи в организации ритуальных услуг. В обязанности социального работника входит также оказание ритуальных услуг. Порой оказывается так, что социальный работник — единственный, кто провожает человека в последний путь. Средства на ритуальные услуги выделяются в небольшом объеме и перечень бесплатных услуг невелик, но тем не менее, по возможности, все пожелания клиента в части организации похорон и выполнения ритуала должны быть исполнены — этого требует не только нравственность, но и обычай. Государство оказывает поддержку населению в виде: ü Единовременной выплаты на погребение (социальное пособие). ü Безвозмездная организация похорон. ü Единовременные выплаты на похороны военнослужащих и военных пенсионеров, а также сотрудников силовых структур. Только учтите, что для организации похорон выдается только один вид выплат. Выплачивается: ü прекратившим трудовую деятельность пенсионерам, ü гражданам, не имевшим работы и которые еще не достигли пенсионного возраста, ü матерям, при рождении мертвого ребенка, после 196 дней беременности. Куда обратиться: ü в органы социальной защиты (в случае смерти безработного) ü в отделение пенсионного фонда (неработающий пенсионер) Какие требуются документы в случае смерти работающего гражданина ü справка с датой смерти ü свидетельство о смерти (из ЗАГСа) ü заявление ü паспорт или удостоверение личности заявителя в случае смерти неработающего пенсионера или безработного : ü справка с датой смерти, ü свидетельство о смерти, ü трудовая книжка и ее ксерокопия, ü заявление и паспорт заявителя, ü номер счета или реквизиты банка (в случае перечисления пособия на банковский счет).    Получить пособие можно непосредственно в органах соц. защиты в день предоставления всех документов, на почте или перечислением на банковский счет.    Социальное пособие может получить любой из родственников, взявший на себя организацию и проведение похорон. Обратиться за ним можно в любое время в течение 6 месяцев со дня смерти.         По истечении этого срока пособие не выплачивается.     В 2012 году выплата на похороны составила 4512 рублей 60 коп. в регионах и 15515 руб. 60 коп. рублей в Москве.   Если смерть настигла работающего гражданина, пособие выплачивается по последнему месту его работы Безвозмездные похороны Если нет возможности самому организовать достойные похороны, то можно обратиться в собес и заказать безвозмездные ритуальные услуги. В этом случае, органами социального обеспечения, вместо социального пособия предоставляются ритуальные услуги на эту же сумму. Что будет предоставлено при безвозмездной организации похорон? ü Бесплатные помощники быстро оформят все необходимые документы для погребения. ü Будут доставлены основные принадлежности для проведения ритуала: гроб, покрывало, тапочки. ü Доставка тела к месту захоронения (в крематорий или на кладбище). ü Выполнение самой процедуры захоронения (кремирования).   Также не предусмотрена поставка траурных лент, венков и пр. Оплата услуг морга, доставка людей,  провожающих покойного в последний путь, обратно с кладбища, отпевание в церкви производится родственниками усопшего. Похороны военнослужащих Для организации похорон военнослужащих и военных пенсионеров, а также сотрудников силовых структур государство предусматривает льготы: ü Выплата пенсий в тройном размере. ü Выплата компенсаций на установление памятника в размере 12500 рублей Тема 1. 4.Ведение профессиональной документации   1.4.1.Виды документов по социальной работе. Документ -  важнейшая форма представления информации. ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждения социального обслуживания» 4.  Состав и характеристика документации учреждений социального обслуживания Документация учреждения включает в себя: - Устав учреждения; - Положение об учреждении; - правила, инструкции, методики; - документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы); - документы в области стандартизации; - прочие документы.     4.3 Правила, инструкции, методики   Правила, должностные инструкции, методики предназначаются для регламентирования процесса предоставления клиентам социальных услуг.   4.3.1 Правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг.   4.3.2 Правила поведения граждан, обслуживаемых учреждением, должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения.   4.3.3 Должностные инструкции должны быть у каждого специалиста учреждения и устанавливать его обязанности, права, ответственность за оказываемые им социальные услуги, требования к его образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением.   4.3.4 Инструкции по предоставлению отдельных наиболее важных и ответственных социальных услуг должны устанавливать объем и порядок оказания этих услуг и предупреждать возможные ошибки и их негативные последствия.   4.3.5 Инструкции о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм, драгоценностей предназначены для предупреждения возможных противоправных действий обслуживающего персонала, ущемляющих интересы клиентов.   4.3.6 Методики должны содержать методы (приемы) оказания социальных услуг и их контроля.   4.6.6 Документы, связанные с обслуживанием в учреждении:   - личные дела граждан, принимаемых на социальное обслуживание, предусматривающие наличие заявлений, медицинских заключений, актов обследования;   - сведения об обслуживаемых гражданах с указанием фамилии, имени и отчества, числа, месяца и года рождения, даты принятия на обслуживание и снятия с обслуживания, перечня предоставляемых услуг, дат проверки качества обслуживания, результатов обслуживания;   - коллективный договор коллектива учреждения с руководством учреждения; - индивидуальные программы работы с клиентами.   Примерная должностная инструкция социального работника     __________________________          УТВЕРЖДАЮ (наименование организации,  предприятия, учреждения)           ___________________________                                     (директор, иное должностное                                        лицо, уполномоченное                                       утверждать должностную                                             инструкцию) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ              ___________________________                                     (подпись) (расшифровка _________ N ___________                              подписи)                                     ___________________________ Место издания                            (дата)   ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА (6 - 8-Й РАЗРЯДЫ)                             I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   1.1. Социальный работник относится к категории технических исполнителей, принимается на работу и увольняется с работы приказом ___________________________________________________________________. 1.2. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее специальное или общее среднее образование без предъявления требований к стажу работы. На должность социального работника II квалификационной категории назначается лицо, имеющее среднее специальное образование и стаж работы в должности социального работника без категории 1 год. Общее среднее образование и стаж работы в должности социального работника без категории 2 года. На должность социального работника I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности социального работника во II квалификационной категории не менее 1 года. Общее среднее образование и стаж работы в должности социального работника во II квалификационной категории не менее 2 лет. 1.3. Социальный работник подчиняется __________________________ ___________________________________________________________________. 1.4. В своей деятельности социальный работник руководствуется: - законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы; - методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности; - уставом учреждения; - приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя); - правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка; - настоящей должностной инструкцией. 1.5. Социальный работник должен знать: - нормативные правовые акты в области социального обслуживания семьи и различных категорий граждан; - социально психологические аспекты помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам; - основы психологии личности и социально-психологические аспекты помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам; - формы социального обслуживания, приемы оказания неотложной доврачебной помощи, санитарно-гигиенические требования по уходу за инвалидами и престарелыми в домашних условиях; - основы трудового законодательства; - правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. 1.6. Во время отсутствия социального работника его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.                                 II. ФУНКЦИИ   На социального работника возлагаются следующие функции: 2.1. Выявление лиц, нуждающихся в социальной поддержке. 2.2. Осуществление социального патронажа обслуживаемой категории населения. 2.3. Осуществление информационной поддержки обсуживаемой категории населения. 2.4. Оказание доврачебной помощи. 2.5. Ведение необходимого документооборота.                        III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ   Для выполнения возложенных на него функций социальный работник обязан: 3.1. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке. 3.2. Информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. 3.3. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных услуг. 3.4. Осуществляет социальный патронаж обслуживаемой категории населения, в том числе: доставляет на дом продукты питания, обеды, медикаменты, промышленные и другие необходимые товары, производит оплату коммунальных услуг, оказывает содействие в уборке помещений, сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. 3.5. Организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, обеспечение топливом, ритуальные услуги. 3.6. Оказывает доврачебную помощь. 3.7. Ведет необходимую документацию.                                  IV. ПРАВА   Социальный работник имеет право: 4.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями. 4.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей. 4.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке. 4.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.                             V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ   Социальный работник несет ответственность: 5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь. 5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь. 5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.   Руководитель структурного  _________ _______________________ подразделения              (подпись) (расшифровка подписи)   Визы                       _________ _______________________                            (подпись) (расшифровка подписи)   С Инструкцией ознакомлен:  _________ _______________________                            (подпись) (расшифровка подписи)   http://obrazec2006by.narod.ru Примерная должностная инструкция специалиста по социальной работе.                                                                                                              Утверждаю _______________________________ _________ _______________________________ (организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя наименование организации, или иного должностного предприятия) лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию)   "__" _________________ 20___ г.   М.П.   Должностная инструкция специалиста по социальной работе ___________________________________________________ (наименование учреждения, организации, предприятия)   Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора со специалистом по социальной работе, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. N 92 "О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.   1. Общие положения   1.1. Специалист по социальной работе относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется ____________________________. (наименование должности руководителя) 1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________, без предъявления требований к стажу работы. 1.3. На должность специалиста по социальной работе назначается и освобождается от должности _____________________________________________. (наименование должности руководителя) 1.4. Специалист по социальной работе должен знать: - Конституцию Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в области социального обслуживания граждан, семьи и государственной семейной политики, охраны материнства и детства; - нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов; - основы уголовного и гражданского права; - основы психологии и социологии; - основы общей и семейной педагогики; - программно-методическую литературу по социальной работе; - порядок и организацию установления опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно- воспитательные учреждения; - передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы; - формы и методы воспитательной и социальной работы; - специфику работы в различной социальной среде; - организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; - национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции региона; - нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; - правила по охране труда и пожарной безопасности. 1.5. Профессионально важные качества: ____________________________. (перечислить качества)   2. Должностные обязанности   На специалиста по социальной работе возлагаются следующие должностные обязанности: 2.1. Выявление на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого- педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья и осуществление их патронажа. 2.2. Установление причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывание им содействия в их разрешении и социальной защиты. 2.3. Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению. 2.4. Проведение среди населения работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно- транспортного травматизма, правонарушений. 2.5. Консультирование по различным вопросам социальной помощи и защиты. 2.6. Проведение психолого-педагогических и юридических консультаций по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними с асоциальным поведением. 2.7. Оказание помощи в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров о работе по дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам. 2.8. Выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. 2.9. Представление в соответствующие органы материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства. 2.10. Организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их общественного защитника в суде. 2.11. Участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.п. 2.12. Организация и координация работы по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.   3. Права работника   Специалист по социальной работе имеет право: 3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности. 3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями. 3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав. 3.4. Повышать квалификацию в установленном законом порядке. 3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии. 3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.   4. Ответственность работника   Специалист по социальной работе несет ответственность: 4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ. 4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ. 4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.   Руководитель кадровой службы _________________________ (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) "__" _____________ 20__г.   Согласовано:   Начальник юридического отдела _________________________ (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) "__" _____________ 20__г.   С инструкцией ознакомлен: _________________________ (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) "__" _____________ 20__г. http://instrukciy.ru 1.4.2. Документы социального работника 1) Обслуживание подопечных осуществляется согласно графику работы (посещений подопечных), где указаны дни посещений данного подопечного и время обслуживания (согласно перечню или расчету предоставляемых услуг). Услуги оказываются согласно заключенному договору на предоставление (платных или бесплатных) услуг и приложению к договору (расчету оплаты или перечню предоставляемых услуг). График работы социального работника ____________________________________                                                     (Ф.И.О.)  
№ п/п

Ф.И.О.

обслуживаемых

Дни недели и время посещений

понедельник вторник среда четверг пятница
1. Комарова Н.П.   8.00-9.00   8.00-9.30   8.00-9.00
2. Пейдан А.А.   9.30-10.30   10.00-11.30   9.30-10.30
3. Савченко Т.И.     8.00-9.00   8.00-10.00  

2) Все предоставленные услуги социальный работник фиксирует в своем журнале (подпись подопечного подтверждает получение данных услуг) и журнале подопечного (подпись социального работника подтверждает исполнение данных услуг).

Журнал социального работника – это документ, отражающий содержание деятельности социального работника в соответствии с нормативными документами отделения. Данный журнал содержит информацию о выполненных работах в соответствии с перечнем предоставляемых услуг и является базовым документом при подведении итогов о проделанной работе за текущий период. Запись об оказанных услугах, а также денежные расчеты фиксируются в день посещения и закрепляются подписью клиента.

На первой странице заносятся  сведения о подопечных (рекомендуется в виде таблицы).

 

 

Государственное бюджетное учреждение Самарской области

 «Центр социального обслуживания

граждан пожилого возраста и инвалидов …»

Журнал клиента

Клиент ____________________________________________________________

                                                                                 (ФИО)

Представитель учреждения __________________________________________

                                                                                 (ФИО)

Отделение _________________________________________________________

 

 

Дата начала ведения журнала: ________________

Дата окончания ведения журнала: _____________

 

 

Дата посещения Шифр заказанной и оказанной услуги Описание оказанных и заказываемых на следующее посещение услуг (с указанием наименования продуктов, их стоимости, магазинов и т.д., денежного расчета)   Время, затраченное на посещение клиента Подпись клиента   Подпись представителя учреждения
1 2 3 4 5 6
           

 

Государственное бюджетное учреждение Самарской области

 «Центр социального обслуживания

граждан пожилого возраста и инвалидов …»

Журнал представителя учреждения (социального работника)

Клиент ____________________________________________________________

                                                                                 (ФИО)

Представитель учреждения _-_________________________________________

                                                                                 (ФИО)

Отделение _________________________________________________________

 

Дата начала ведения журнала: ________________

Дата окончания ведения журнала: _____________

 

 

Дата посещения Персональный код (или ФИО) клиента Шифр заказанной и оказанной услуги Описание оказанных и заказываемых на следующее посещение услуг (с указанием наименования продуктов, их стоимости, магазинов и т.д., денежного расчета)   Время, затраченное на посещение клиента Подпись клиента   Время, затраченное на оказание услуги Подпись представителя учреждения
1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

В конце текущего месяца сдаются заведующей отделением:

- отчет о количестве и видах оказанных услуг (отчет преследует двоякую цель: продемонстрировать объем и сроки оказания различных социальных услуг и прописать финансовую сторону деятельности – получение денег на расходы со стороны заказчика и оплату услуг, не входящих в бесплатный перечень);

- акты выполненных работ, заполненные согласно перечням и расчетам предоставляемых услуг, подкрепленные подписью клиента;

- авансовый отчет по проездным документам;

- данные в карту клиента (вносим дополнительные услуги, полученные клиентом).

 

Отчет по проезду за февраль 2011г.

Соц. работник, должность: Ф.И.О. Иванова Татьяна Викторовна

Отделение №1

Дата

Маршрут

Цель поездки

Кол-во

 использ-х билетов

откуда (улица или предприятие) куда (улица или предприятие)
02.20.2012г. ост. «Торговый центр» ост. «Детская поликлиника» Оказание услуг Сидоровой Т.А. 1 б.
02.02.2012г. ост. «Хлебозавод»   ост. «Поликлиника» Выписка рецептов Ивановй Т.С. 1 б.

Отчёт

представителя учреждения по предоставлению социального обслуживания на дому*

за _______________ 20____ года

 

Социальный работник (Ф.И.О.):_____________________________________________________________________________

 

№ п/п

Ф.И.О.

клиента

Доход

(среднедушевой доход)

Прожиточный минимум

Условия оплаты.

 

Степень инд. нужд.**                                    

Максима льное рекомендованное кол-во услуг**

Шифр по тарифам.

_______

Всего услуг

Кол-во фактически оказанных услуг

Месячная стоимость оказанных социальных услуг

Подпись клиента

Подпись соц.

работника

Дата оплаты, № квитанции

по тарифам предельная (при ч/о) к оплате
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1                          

ИТОГО:

                       
2                          

ИТОГО:

                       

… и т.д.

                       

 

ВСЕГО:

- - Полн - Частич - б/п - ед. ед. ед. руб.   руб. -   -

 

Заведующая отделением (Ф.И.О.):___________________________________________    ____________________________

                                                                                                                                                                                                                  (подпись)

* - заполняется на всех клиентов участка обслуживания (используется и другая сторона листа)

** - заполняется на клиентов, степень нуждаемости которых установлена с 01.11.2009

 

Гражданам пожилого возраста

- содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;

- содействие в оказании материальной помощи;

- консультирование по вопросам самообеспечения (ГОСТ Р 53058-2008 2003 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста»)

Инвалидам

- содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;

- содействие в оказании материальной помощи;

- консультирование по вопросам самообеспечения (ГОСТ 53059-2008 2003 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам»)

Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому государственными нестационарными учреждениями социального обслуживания (ПРИКАЗ 06 июля 2011 года № 891
«Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (клиентам социальной службы), государственными учреждениями социального обслуживания населения Самарской области (за исключением учреждений службы семьи, материнства и детства»):

- Содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;
- Содействие в получении профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;

 - Содействие в оказании материальной помощи;
- Консультирование по вопросам самообеспечения.

1.5.3. Качество социально-экономических услуг
4.6 Качество социально-экономических услуг

4.6.1 Содействие населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, кредитов, алиментов, предоставлении жилья или улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.

4.6.2 Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом на обучение, лечение, консультации, должна своевременно и полностью возмещать эти расходы каждого клиента в соответствии с финансовыми документами, подтверждающими их законность.

4.6.3 Обеспечение при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам должно удовлетворять потребности клиентов в добротной, соответствующих размеров, роста и фасона одежде и обуви, а также в денежных средствах.

4.6.4 Содействие в обеспечении нуждающихся клиентов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволять клиентам получение необходимых им хорошего качества, надежных и удобных в пользовании упомянутых выше реабилитационных изделий в кратчайшие сроки.

4.6.5 Оказание материальной помощи клиентам должно заключаться в предоставлении им денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви, белья и других предметов первой необходимости (в пределах установленных норм), а также, в установленном порядке, в обеспечении специальными транспортными средствами, техническими средствами реабилитации инвалидов и других лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

4.6.6 Обеспечение клиентов бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами должно гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными нормами.

4.6.7 Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективной информации клиентов о состоянии данной проблемы в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д.

4.6.8 Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей должно разъяснять клиентам их права и возможности в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и оказывать квалифицированную помощь в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи.

4.6.9 Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан должен путем систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием клиентов своевременно выявить угрозу осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и оказать им необходимые в тот или иной конкретный момент социально-экономические услуги.





Гражданам пожилого возраста

- оказание помощи в оформлении документов;

- содействие в осуществлении по отношению к гражданам пожилого возраста мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации;

- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;

- содействие в получении юридической помощи, консультаций по социально-правовым вопросам и иных правовых услуг (ГОСТ Р 53058-2008 2003 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста».)

Инвалидам

- помощь в оформлении документов;

- содействие в осуществлении мер социальной поддержки инвалидов, установленных законодательством Российской Федерации;

- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;

- содействие в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг (ГОСТ 53059-2008 2003 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам»)

Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому государственными нестационарными учреждениями социального обслуживания (ПРИКАЗ 06 июля 2011 года № 891
«Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (клиентам социальной службы), государственными учреждениями социального обслуживания населения Самарской области (за исключением учреждений службы семьи, материнства и детства)»:

- Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

- Оказание помощи в оформлении документов;

- Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставлении других социальных выплат;

-  Содействие в осуществлении по отношению к гражданам пожилого возраста и инвалидам мер социальной поддержки и получении преимуществ, установленных действующим федеральным и региональным законодательством;

- Содействие в получении юридической помощи, консультаций по социально-правовым вопросам и иных правовых услуг;

-  Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном действующим законодательством  

 

ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения

1.6.2.  Качество социально-правовых услуг

4.7.1 Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов, должно дать клиентам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.

Оказание помощи в подготовке жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права клиентов, должно заключаться в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату.

4.7.2 Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, для трудоустройства, для удостоверения личности, для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечивать разъяснение клиентам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем.

4.7.3 Оказание юридической помощи или содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, страхового медицинского полиса, зашитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них и т. д., должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих клиента проблем, определять предполагаемые пути их решения и осуществлять практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д.

4.7.4 Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или обеспечение представительствования (в установленном порядке) в суде для защиты прав и интересов должны гарантировать клиенту квалифицированную юридическую защиту законных прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.

4.7.5 Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение, должно быть направлено на защиту клиента от возможной потери вследствие различных обстоятельств законно принадлежащей или положенной ему жилой площади и недопущение ущемления его законных прав на жилище.

4.7.6 Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, интернатное учреждение должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело на каждого несовершеннолетнего (документов, подтверждающих отсутствие родителей, акта об обследовании условий жизни, справки с места жительства о размере занимаемой площади, описи имущества, оставшегося после смерти родителей, пенсионной книжки на детей, получающих пенсию, справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников, документов о состоянии здоровья, об образовании и др.), необходимых для дальнейшего устройства несовершеннолетнего.

4.7.7 Оформленные представления на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и документы на лишение родителей родительских прав должны содержать все необходимые материалы и являться основанием для дальнейшего практического решения вопросов, связанных с привлечением родителей к ответственности, защитой законных прав и интересов детей и их устройством.

4.7.8 Содействие в привлечении к ответственности виновных в семейном насилии над детьми, женщинами, гражданами пожилого возраста и инвалидами должно заключаться в подготовке необходимых документов пострадавшим клиентам для представления в суд, участии в судебных процессах в целях защиты прав потерпевших и наказания виновных. Это содействие следует оценивать по степени его влияния на решение суда.

4.7.9 Социально-правовой патронаж детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов в семьях, где существует угроза насилия в отношении их, должен обеспечивать систематическую юридическую помощь семьям социального риска (имеющим в составе лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведущих аморальный паразитический образ жизни, вернувшихся из мест лишения свободы, семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом и др.) с учетом физического, психического состояния членов семьи и характера взаимоотношений между ними в разъяснении их прав, обязанностей и в информации о путях предотвращения или устранения какого-либо насилия.

4.7.10 Консультирование населения всех категорий и групп по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.) должно давать клиентам полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывать клиентам необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов.


Учреждения социального обслуживания

 

Система социальных служб включает в себя сеть специальных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Учреждение социального обслуживания - юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, предоставляющее социальные услуги клиентам в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Учреждение социального обслуживания на дому - учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам по месту их проживания.

 

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого - педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

4.5.1. К учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому относятся:

- центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

- специализированный центр социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

4.5.1.1. Центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение, предназначенное для временного (до шести месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Деятельность центра направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

4.5.1.2. Специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение, предназначенное для временного (до шести месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями

Учреждения социального обслуживания региона

Государственные стационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания

В Самарской области 39 пансионатов (домов-интернатов) на 5082 места, в том числе:

- 24 пансионатов для ветеранов войны и труда на 1644 места
- 1 геронтологический центр на 255 мест
- 11 пансионатов психоневрологического профиля на 2598 мест

- 2 пансионата для детей-инвалидов на 385 мест

- 1 специальный пансионат для граждан, имеющих судимость на 200 мест.

Обеспеченность количеством мест в стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 16,9 места на 10 000 жителей области, что соответствует 9 рейтинговому месту по Приволжскому Федеральному округу.

Средняя продолжительность жизни проживающих в учреждениях составляет 75 лет (по Российской Федерации – 70,3 лет, по Самарской области – 68,7 лет).

- 2 социальных приюта для маргинальных групп населения на 143 места
Отличительной особенностью сети стационарных учреждений социального обслуживания для ветеранов войны и труда является наличие в большинстве муниципальных образований области пансионатов малой вместимости с коечной мощностью, не превышающей 50 мест.
Преимущество подобных учреждений заключается в возможности получения жителями области необходимых социальных услуг, не выезжая из родных мест, что позволяет легче и быстрее адаптироваться к условиям проживания в пансионате и сохранить социальные связи.

В настоящее время в регионе создано 20 подобных учреждений на 787 мест. Процент местных жителей в данных пансионатах в среднем составляет около 50% от общего числа проживающих.

В 2005 году в области открыто одно из первых в России учреждение коттеджного типа - Самарский пансионат ветеранов и инвалидов на 32 места, предназначенное для постоянного проживания молодых, активных, сохранивших способность к самообслуживанию инвалидов-колясочников. В учреждении создана безбарьерная среда жизнедеятельности - это позволяет проживающим в пансионате работать, получать образование, заниматься общественной деятельностью.
1 января 2012 года на базе Самарского пансионата для ветеранов войны и труда создан Самарский областной геронтологический центр на 255 мест.

Цель деятельности центра - разработка, апробация, методическое обеспечение гериатрических и геронтологических методик, инновационных социальных технологий, способствующих увеличению продолжительности и качества жизни в пожилом возрасте.

 В области действует специализированное учреждение для оказания стационарной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам из числа ранее судимых, а также маргинальных групп населения - Красноармейский специальный пансионат на 200 мест.

  В регионе созданы 3 молодежных пансионата для инвалидов по психическому заболеванию, в возрасте от 18 до 45 лет, которые являются своеобразным промежуточным звеном и способствуют созданию оптимальных условий при переходе из детских учреждений во взрослые, обеспечивая преемственность социально-педагогических технологий и методов трудотерапии.






Образцы заявлений

Содержание

№ п / п Название темы Стр.
1. Старость и инвалидность - социальные проблемы общества   4
2. Особенности социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому   11
3. Направления социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому   17
4. Ведение профессиональной документации   22
5. Социально-экономические услуги (пенсии, пособия, льготы, субсидии, материальная помощь) и порядок их предоставления.   31
6. Социально-правовые услуги.   35
7. Организация  социально-бытового  обслуживания   45
8. Список использованной литературы   57

Тема 1. 1. Старость и инвалидность - социальные проблемы общества.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 296.