Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления – совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
Эффективность работ по ликвидации ЧС напрямую зависит от правильной организации управления работами.
Гарантия своевременности и полноты выполнения всех необходимых мероприятий достигаются в этих условиях заблаговременной разработкой алгоритмов действий руководителей органов управления в условиях возникновения наиболее характерных ЧС.
Подобные алгоритмы работы руководителей целесообразно разрабатывать также в органах местного самоуправления и организациях.
Последовательность действий руководителя и исполнителей и ориентировочное время выполнения ими отдельных операций определяются с учетом условий данной территории (СХ) и привязываются к временным показателям.
Алгоритм действий по решению руководителя может разрабатываться отдельно для возможных наиболее характерных ЧС или иметь характер типового варианта.
Управление во время ликвидации последствий ЧС заключается в руководстве силами системы ГЗ во время проведения АСиДНР.
Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств разного назначения с тем, чтобы работы в зонах ЧС были проведены в полном объеме, кратчайший срок, с минимальными потерями населения и материальных средств.
Управление работами начинается с момента возникновения ЧС и завершается после ее ликвидации и как, правило, идет суточными циклами, каждый из которых включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений для принятия решения на проведение работ;
- принятие (уточнение) решения и доведение заданий до исполнителей;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил.
Содержание функций управления и их цикличность является характерным для планомерного проведения аварийно-спасательных работ. В случаях резких изменений обстановки они могут быть измененными и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой.
Сбор данных об обстановке
Данные об обстановке приходят к органам управления, как срочные и повременные сведения и, как правило, в формализованном виде. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные формирования (подразделения) и органы управления. Значительная часть информации может приходить от органов управления высшего уровня и их средств наблюдения и контроля.
В зависимости от последовательности развития ЧС, подчиненные органы управления предоставляют сообщение:
- о достоверности возникновения ЧС,
- о факте ее возникновения,
- об обстановке в районе беды,
- о ходе АСиДНР,
- о резком изменении обстановки,
- о результатах работ (по периодам).
Сообщения о достоверности и факте возникновения ЧС предоставляются немедленно. В них должны быть лишь данные, необходимые для принятия экстренных мер и определения заданий силам постоянной готовности, а также для принятия решения относительно приведения в готовность основные сил и средств ГЗ, выдвижения их в район ЧС и ведения аварийно-спасательных работ.
Более детальное сообщение предоставляется после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Оно содержит данные, при которых уточняется предыдущее решение или принимается новое на проведение работ основными силами.
анализ и оценка обстановки
Обстановку в полном объеме анализирует руководитель работ, его заместители, а также другие должностные лица - каждый в пределах своей компетенции и ответственности.
Обстановка анализируется по компонентам, основными из которых являются:
- характер и масштаб развития ЧС, мера опасности для производственного персонала и населения, пределы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения, затопления, разрушения и тому подобное) и прогноз их возможного распространения;
- виды, объем и условия неотложных работ;
- потребность в силах и средствах для проведения работ в как можно короткий срок;
- количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность введения их в зону ЧС для развертывания работ.
В процессе анализа данных об обстановке специалисты сравнивают потребность в силах и средствах для проведения работ с их конкретным наличием и возможностями, проводят расчеты, анализируют варианты применения и избирают наиболее целесообразный.
подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ
Выводы из оценки обстановки и предложения относительно применения сил и средств докладываются руководителю работ, предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.
Решение на проведение АСиДНР в зоне ЧС является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель работ.
Выработка решения руководителем работ производится в определенной типовой последовательности.
Решение включает следующие основные элементы:
- выводы из оценки обстановки;
- замысел действий;
- задачи силам ГЗ, которые участвуют в ликвидации ЧС;
- мероприятия относительно безопасности;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил ГЗ.
Выводы из оценки обстановки заключают в себе сведения о характере и масштабах ЧС, которые должны проводиться, и условиях проведения, наличии сил и средств и их возможности.
В замысле действий отображается цель, задания, которые надлежит выполнять органу управления и его силам, главные задания и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, мероприятия по безопасности и обеспечению непрерывности работ.
Вопросы организации взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации ЧС, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации ЧС.
Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, ходе выполнения задач и другие вопросы.
Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 281.