В ведение
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная инициативная деятельность по производству продукции (работ, услуг), осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность лицами, зарегестрированными в качестве предпринимателей. Такая деятельность имеет двуединую цель – получение максимальной прибыли и удовлетворение существующих рыночных потребностей в производимых товарах.
Стремление предпринимателей к более эффективной работе обусловливает постоянное осуществление все новых проектов, предусматривающих реализацию нововведений и мероприятий. Важнейшим условием отбора проектов, то есть принятия инвестиционных решений, является их технико-экономическая оценка. Важнейшая цель ТЭО сводится к определению организационно-технических и финансовых возможностей реализации проекта, а также предпринимательской целесообразности и экономической эффективности требуемых для реализации проекта инвестиций.
Поскольку предприниматель, выступающий как самостоятельный товаропроизводитель, действует в сложном и постоянно меняющемся рыночном окружении, постольку и оценка любого проекта должна учитывать особенности функционирования рынка, в частности, такие как подвижность многих характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и др.
Технико-экономическая оценка проектов производится специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом, интуицией и владеющими арсеналом определенных методических приемов. Разработчик ТЭО несет всю полноту ответственности за результаты проводимых расчетов. Неправильное или недостаточное обоснование проекта может привести к отказу предпринимателя от его реализации, либо некачественное ТЭО может привести к серьезным трудностям при реализации проекта.
Комиссией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) разработано пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Отечественные официальные методические материалы также основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными ЮНИДО. Главными их отличительными особенностями являются:
· выделение трех показателей эффективности проекта:
– коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников (именно ее расчет и предусматривается в данном пособии);
– бюджетной эффективности, отражающей финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
– экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты, связанные с реализацией крупномасштабных проектов (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России);
· возможность расчета стоимостной оценки результатов и затрат в базисных, мировых, прогнозных и расчетных ценах;
· отдельный расчет трех составляющих конечного результата: результата от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности (в данном пособии предусмотрен расчет общей суммы конечного результата).
Цель выполнения данного курсового проекта (работы) по данной методике – закрепление полученных знаний по дисциплине «Экономика предприятия и предпринимательства» и приобретение навыков в применении этих знаний при подготовке дипломного проекта или дипломной работы, а впоследствии – при самостоятельной работе.
Для достижения данной цели необходимо дать технико-экономическое обоснование инвестиционному проекту, основываясь на полученных для проектирования исходных данных.
Затраты на маркетинг
Эти затраты складываются из расходов на исследование рынка, на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателем (реклама, стимулирование сбыта, участие в выставках и ярмарках), на организацию товародвижения и сбытовой сети.
Затраты на рекламу и сбыт относятся на издержки производства и включаются в состав внепроизводственных расходов.
Выбор места строительства
Данный раздел включается в состав ТЭО только в случае, когда проект предусматривает строительство нового объекта. Выбор места строительства предприятия определяется рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются:
– близость к источникам сырья, энергии, топлива, водных ресурсов;
– близость к районам потребления продукции;
– наличие развитой инфраструктуры, трудовых ресурсов и экологической ниши.
Приближение производства к источникам сырья и районам потребления обеспечивает сокращение транспортно-заготовительных расходов и снижение себестоимости продукции проектируемого предприятия; наличие экологической ниши и объектов инфраструктуры позволяет уменьшить капитальные затраты, связанные с предотвращением или уменьшением ущерба, наносимого окружающей среде, а также сократить капитальные вложения в смежные отрасли.
При строительстве нового предприятия определяется стоимость занимаемого им земельного участка (Кз, млн. руб.), исходя из площади отвода и кадастровой оценки земли, по выражению (1.4):
Кз = Sотв · Цз, (1.4)
где Sотв – площадь отвода под строительство объекта, га;
Цз – кадастровая оценка земли, дифференцированная по регионам, млн. руб./га.
В случае аренды земельного участка величина арендной платы определяется в соответствии с договором между арендопользователем и арендодателем.
Согласно исходным данным, затраты на приобретение земельного участка составят 0,3 млн. д.е.
Материальные затраты
В данном разделе осуществляется расчет объемов потребности в различных видах сырья, материалах (основных и вспомогательных), полуфабрикатах и комплектующих изделиях, топливе, энергии и воных ресурсах. Общая сумма материальных и энергетических прямых затрат с учетом транспортно-заготовительных расходов (МЗ, млн. руб.) представляет собой часть переменных издержек на производство продукции, определяемых по выражению (1.5):
МЗ = Мс + Мп + Мк + Мт + Мэ + ТР, (1.5)
где Мс – стоимость сырья и материалов, млн. руб.;
Мп – стоимость покупных полуфабрикатов, млн. руб.;
Мк – стоимость комплектующих изделий, млн. руб.;
Мт – стоимость технологического топлива, млн. руб.;
Мэ – стоимость энергоносителей (воды, теплоэнергии, сжатого воздуха, электроэнергии) на технологические цели, млн. руб.;
ТР – транспортно-заготовительные расходы, млн. руб. (при проектировании могут приниматься на уровне от 10 до 30% от цены материального ресурса).
Согласно исходным данным материальные затраты составят 6850 тыс. д.е., энергозатраты составят 137 тыс. д.е. (2% от суммы материальных затрат).
Расчет накладных расходов
Накладными называются расходы, связанные с управлением, организацией и обслуживанием производства в масштабе цеха (цеховые расходы и в масштабе предприятия (общезаводские и прочие производственные расходы).
К расходам на обслуживание производства относятся расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования (РСЭО) (без амортизации, которая учитывается отдельно), стоимость услуг вспомогательных цехов (затраты на внутризаводскую перекачку или пневматическое транспортирование сырья, полуфабрикатов, готовых продуктов), а также износ приспособлений специального назначения и прочие целевые расходы (износ пресс-форм, штампов, полировочных пластин, стоимость катализаторов, сорбентов и т.п.). Поскольку прямой расчет этих затрат при проектировании значительно затруднен, их величину можно рассчитывать по укрупненным нормативам, приведенным в таблице 7.
Таблица 1.7 – Смета РСЭО, млн. д.е
№ п/п | Наименование статей расходов | Пояснения к расчетам | Сумма |
1 | Содержание и эксплуатация оборудования | 2% от стоимости оборудования | 170 |
2 | Ремонт оборудования | 5%-10% от стоимости оборудования | 425 |
3 | Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих | 445,4 | |
4 | Отчисления на социальные нужды | 26% к фонду оплаты труда | 115,8 |
5 | Прочие расходы | 15%-20% от суммы предыдущих статей расходов | 173,4 |
Всего расходов по смете: | 1329,6 |
При производстве нескольких видов продуктов расходы на содержание и эксплуатацию оборудования могут быть распределены между ними. Как правило, такое распределение осуществляется либо пропорционально времени работы ведущего оборудования, затраченного на выпуск конкретного вида продукции; либо пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, занятых производством конкретной продукции; либо пропорционально сумме стоимости топлива и энергии на технологические цели и заработной платы рабочих.
Расходы на управление и организацию производства в целом по предприятию включают в себя заработную плату с отчислениями на социальные нужды руководителей, специалистов и служащих, затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений, расходы на служебные командировки и перемещения, подготовку и переподготовку кадров, содержание военизированной и пожарной охраны, затраты на охрану труда, на стандартизацию, информационное обеспечение, охрану окружающей среды и т.п.
Если производственная структура предприятия предполагает деление его на цехи, производящие разные виды продукции или полуфабрикатов, то целесообразно подразделить расходы по управлению и организации производства на две части: расходы на уровне отдельных цехов (производств) и на уровне предприятия в целом. Укрупненный перечень статей цеховых расходов и нормативы для расчета их величины приведены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Смета цеховых расходов, млн. д.е
№ п/п | Наименование статей расходов | Пояснения к расчетам | Сумма |
1 | Фонд оплаты труда руководителей и специалистов | Данные табл. 8 | 273,3 |
2 | Отчисления на социальные нужды | 26% к фонду оплаты труда | 71,1 |
3 | Содержание зданий и сооружений | 4%-6% от стоимости зданий и сооружений | 88,0 |
4 | Ремонт зданий и сооружений | 2%-2,5% от стоимости зданий и сооружений | 44,0 |
5 | Затраты на охрану труда: – при нормальных условиях – при вредных условиях – при особо вредных условиях | 10%-15% к ФОТ работающих; 15%-20% – " –; 20%-25% – " –. | 225,5 |
6 | Прочие цеховые расходы | 20%-30% от суммы предыдущих статей расходов | 140,4 |
Итого цеховых расходов: | 842,3 |
Цеховые расходы могут распределяться между отдельными видами продуктов пропорционально стоимости их переработки (сумме стоимости топлива и энергии на технологические цели, заработной платы основных производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды и затрат на содержание и эксплуатацию оборудования).
Расходы по управлению и организации производства в целом по предприятию (так называемые общезаводские расходы) рассчитываются либо прямым счетом в виде соответствующей сметы, либо укрупненно в размере 15%-25% от стоимости передела (цеховой себестоимости за вычетом материальных затрат). Принимая норму общезаводских расходов (ОЗР) к себестоимости передела равной 15%, получим следующий результат:
SОЗР = (137,0+1936,6+1329,6+842,3)*0,15 = 720,9 млн. д.е.
Внепроизводственные расходы, связанные с реализацией продукции, могут приниматься укрупненно в размере 1%-3% от производственной себестоимости. Для вышеприведенных условий и при норме внепроизводственных расходов (ВнР) к сумме производственных затрат, принятой в размере 2%, получим:
S ВнР = (6850,0+137,0+1936,6+1329,6+842,3+720,9)*0,02 = 247,5 млн. д.е.
Данные расчетов общей величины накладных расходов сводятся в таблице 1.9.
Таблица 1.9 – Общая смета накладных расходов, млн. д.е.
№ п/п | Статьи затрат | Сумма |
1 | Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (без амортизации) | 1329,6 |
2 | Цеховые расходы | 842,3 |
3 | Общезаводские и прочие производственные расходы | 720,9 |
4 | Внепроизводственные расходы | 247,5 |
Итого по смете: | 3140,3 |
Сроки осуществления проекта
Срок осуществления проекта определяется исходя из предпроизводственного периода и периода производства продукции. В сумме это время составляет экономический срок жизни инвестиций. Предпроизводственный период определяется продолжительностью проектно-изыскательских работ и срока строительства или реконструкции предприятия. Период производства продукции охватывает время освоения производственной мощности и работы предприятия на полную мощность.
Конкретная величина этих сроков может быть определена по нормативам продолжительности строительства и освоения соответствующих производственных мощностей или принята ориентировочно по следующим данным:
– проектно-изыскательские работы – 1–2 года
– строительство – 2–3 года
– освоение – 1–2 года
– работа на полную мощность – 7–8 лет
Согласно исходным данным, строительство предприятия предполагается осуществить за 2 года. При этом в течение первого года планируется:
– приобрести землю 0,3 млн. д.е.
– подготовить площадку для строительства 0,1 млн. д.е.
– освоить 60% вложений в строительство зданий 2,2*0,6=1,3 млн. д.е.
– приобрести 50% оборудования 8,5*0,5=4,25 млн. д.е.
В течение второго года планируется осуществить остальные
затраты, предусмотренные проектом, в том числе:
затраты на подготовку производства 0,6 млн. д.е.
Период освоения производства (в% мощности) составит:
– 1-й год производства (3-й год реализации проекта) – 50%
– 2-й год производства (4-й год реализации проекта) – 100%
Общий период производства исходя из срока службы
ведущего оборудования – 10 лет
Общий срок жизни инвестиций – 12 лет
Потребность в оборотных средствах составит в 1-м году производства – 70%, во 2-ом – 100%.
Общие инвестиции
Распределение инвестиций по годам реализации проекта осуществляется на основе расчета общей потребности в капитальных вложениях данных и в соответствии со сроками осуществления проекта и отражается в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Общие инвестиции, млн. д.е.
Элементы | Строительство | Освоение | Полная производственная мощность | Итого | |||||||||
инвестиций | годы инвестиционного периода | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1. Земля или ее аренда | 0,3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,3 |
2. Проектно-изыскательские работы | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3. Затраты на подготовку площадки | 0,1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,1 |
4. Здания и сооружения | 1,3 | 0,9 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,2 |
5. Лицензии | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
6. Затраты на оборудование | 4,25 | 4,25 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8,5 |
7. Замещение оборудования с коротким сроком службы | - | - | - | - | - | - | - | 1,0 | - | - | - | - | 1,0 |
8. Затраты по подготовке производства | - | 0,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,6 |
9. Прирост оборотного капитала | - | - | 1,5 | 0,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,1 |
Итого: | 5,95 | 5,75 | 1,5 | 0,6 | - | - | 1,0 | - | - | - | - | 14,8 |
Издержки производства
Издержки производства рассчитываются укрупнено и подразделяются на прямые или переменные, зависящие от изменения объемов производства продукции (к ним относятся, например, издержки на материальные и топливно-энергетические ресурсы и средства на оплату труда основных производственных рабочих), и постоянные, не зависящие от изменения объемов производства и рассчитываемые на весь объем выпускаемой продукции (например, накладные расходы, издержки на сбыт, финансовые издержки и амортизация). Данные расчетов сводятся в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Производственные издержки, млн. д.е
Освоение | Полная производственная мощность | |||||||||||
Статьи | Процент освоения мощности по годам производства | Итого | ||||||||||
издержек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
50% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |||
1. Прямые издержки на материалы | 3,5 |
7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 66,5 | |
2. Прямые издержки на оплату труда рабочих | 1,0 |
2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 19,0 | |
3. Накладные расходы | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 29,0 | |
4. Издержки на сбыт | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 3,0 | |
5. Налоги в издержках | 0,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 5,7 | |
Итого операционные издержки: | 8,0 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 12,8 | 123,2 | |
6. Финансовые издержки | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | - | - | - | - | - | - | 1,0 | |
7. Амортизация | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 10,0 | |
Всего общие издержки (полная себестоимость всего выпука): | 9,3 | 14,1 | 14,0 | 14,0 | 13,8 | 13,8 | 13,8 | 13,8 | 13,8 | 13,8 | 134,2 | |
Удельные издержки (полная себестоимость единицы продукции) д.е./шт. | 16,9 | 12,8 | 12,7 | 12,7 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | - | |
Примечания к таблице 2.5:
а) по статье 1 «Прямые издержки на материал» величина задана в размере 6850 тыс д.е. и зависит от степени освоения мощности;
б) по статье 2 «Прямые издержки на персонал» отражается величина средств на оплату труда основных производственных рабочих с добавлением отчислений на социальные нужды (26% к сумме средств на оплату труда);
в) по статье 4 «Издержки на сбыт» затраты соответствуют внепроизводственным расходам;
д) по статье 5 «Налоги в составе издержек», включающей налоги, относимые на себестоимость (например, транспортный налог, налог на пользователей автодорог и т.п.), величина расходов принимается 2%-3% от суммы расходов по предшествующим статьям;
д) по статье 6 «Финансовые издержки» отражается сумма выплачиваемых за кредиты процентов, величина которой зависит от источника и условий финансирования проекта;
е) по статье 7 «Амортизация» показывается годовая величина амортизационных отчислений.
Заключение
В ведение
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная инициативная деятельность по производству продукции (работ, услуг), осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность лицами, зарегестрированными в качестве предпринимателей. Такая деятельность имеет двуединую цель – получение максимальной прибыли и удовлетворение существующих рыночных потребностей в производимых товарах.
Стремление предпринимателей к более эффективной работе обусловливает постоянное осуществление все новых проектов, предусматривающих реализацию нововведений и мероприятий. Важнейшим условием отбора проектов, то есть принятия инвестиционных решений, является их технико-экономическая оценка. Важнейшая цель ТЭО сводится к определению организационно-технических и финансовых возможностей реализации проекта, а также предпринимательской целесообразности и экономической эффективности требуемых для реализации проекта инвестиций.
Поскольку предприниматель, выступающий как самостоятельный товаропроизводитель, действует в сложном и постоянно меняющемся рыночном окружении, постольку и оценка любого проекта должна учитывать особенности функционирования рынка, в частности, такие как подвижность многих характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и др.
Технико-экономическая оценка проектов производится специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом, интуицией и владеющими арсеналом определенных методических приемов. Разработчик ТЭО несет всю полноту ответственности за результаты проводимых расчетов. Неправильное или недостаточное обоснование проекта может привести к отказу предпринимателя от его реализации, либо некачественное ТЭО может привести к серьезным трудностям при реализации проекта.
Комиссией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) разработано пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований. Отечественные официальные методические материалы также основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными ЮНИДО. Главными их отличительными особенностями являются:
· выделение трех показателей эффективности проекта:
– коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников (именно ее расчет и предусматривается в данном пособии);
– бюджетной эффективности, отражающей финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
– экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты, связанные с реализацией крупномасштабных проектов (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России);
· возможность расчета стоимостной оценки результатов и затрат в базисных, мировых, прогнозных и расчетных ценах;
· отдельный расчет трех составляющих конечного результата: результата от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности (в данном пособии предусмотрен расчет общей суммы конечного результата).
Цель выполнения данного курсового проекта (работы) по данной методике – закрепление полученных знаний по дисциплине «Экономика предприятия и предпринимательства» и приобретение навыков в применении этих знаний при подготовке дипломного проекта или дипломной работы, а впоследствии – при самостоятельной работе.
Для достижения данной цели необходимо дать технико-экономическое обоснование инвестиционному проекту, основываясь на полученных для проектирования исходных данных.
Технико-экономические показатели проекта
Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.