Паша Г.(9 лет) Название животного – Джек.
Где живет? -
«В пустыне; питается птичками, мелкими животными».
Есть ли у него друзья?
«Друзей нет, враги все животные».
Какие у него три желания?
«Побольше еды;
Быть здоровым;
Подкрадываться так. Чтобы не заметили, гипнотизировать жертв, чтобы сами шли на съедение».
Какие чувства животное вызывает? – «Злой все время».
Ему нравится быть злым? – «Ну, иногда хочется быть добрым, тогда ему все еду сами бы приносили».
Это приятно, когда приносят сами еду? – « Да, он тогда был бы довольный и добрый».
Нарисуй, какой бы был Джек, чтобы ему сами хотели еду носить, он был бы довольный и добрый. Участник рисует Джека № 2.
Продолжение беседы.
Какие чувства вызывает Джек №2? – «Приятные».
А что в нем изменилось? – « Лицо доброе, язык ядовитый пропал, есть теперь будет рыбу, травку всякую, толще будет».
А друзья у этого Джека будут? – « Да, он некоторых людей в друзья возьмет, которые сами добрые. В основном детей.»
А кто враги у него будут? – « Злые люди»
А как он с врагами себя будет вести? – « «Съест».
А вот как он сам добрый стал, может других злых научит, как добрее стать? – « Да, он может объяснить им, что так им выгоднее будет. Еще может им еду, подарки приносить, им понравится и они станут добрее».
То есть, Джек сам знает как он стал добрее и сможет других научить, да ? – «Да может научить таким же способом, каким сам стал добрее».
Что-нибудь тебе понравилось в сегодняшнем занятии? – « Да, я сегодня понял, в чем различие добрых и злых. Это же не только животных касается, но и людей тоже. Понял, что это выгодно, добрым то быть, и приятно. Злым то тоже быть тяжело».
Тебе второй рисунок полностью нравится, ничего не хочешь еще изменить? – « Нет, он тут счастлив».
Александра Р.(9 лет) Название животного – «Раба – кот».
Какие чувства животное вызывает? – «Кажется злым, не всегда, а когда его потревожат».
Где живет? - «Живет в воде, в океане».
Чем питается? – «Рыбешками, моллюсками».
Есть ли у него друзья? – «Друзья – акулы, есть ли враги не знаю».
Какие у него три желания?
«Превратиться в доброго;
Не питаться моллюсками;
Превратиться опять в рыбу. Раньше был рыбой, так как- то более правильно».
Наблюдая за поведением девочки, во время беседы об этом животном наблюдается напряжение в руках, теребит пальцы, грустный взгляд, но с полуулыбкой, затруднялась дать название животному, определиться (видимо с «однозначностью»). Когда Саше было предложено рисовать животное более доброе, Саша улыбнулась, руки и плечи расслабились, стала рисовать.
Рисунок «Рыба – кот №2» более добрый, более добрый он не хочет питаться своими сородичами моллюсками. Саша говорит, что оно легко может питаться водорослями.
В обсуждении, что поменялось в животном, отмечает, что у животного была полуулыбка с зубами, а теперь добрая улыбка, фонарик на голове превратился в элегантный цветочек, уже нет плавников.
На вопрос « Полностью ли оно довольно?» отвечает: «Нет» и рисует рисунок №3, где животное меняется, превратившись в рыбу. Но животное снова не окончательно довольно, т.к. ему одиноко. Саша рисует рисунок №4 «Рыба – кот» с друзьями. В рисунке использует цвет, до этого рисовала простым карандашом.
Сама рыба-кот изображена ярко розовым цветом, друзья серым, коричневым и черным.
Обсуждая, что изменилось Саша отмечает, что существо чувствует себя хорошо, когда улыбается, на нем элегантные украшения. В этот момент говорит: «А вы знаете, она только сейчас почувствовала себя девочкой, она же девочка! Ее такую узнают друзья, они теперь вместе могут играть».
На вопрос : « Теперь она довольна полностью?» отвечает : «Друзья акулы на рисунке злые, один из них ест рыб».
А второй друг не ест рыб? – « Он с «Рыба – кот» плавал много раз за водорослями и ему понравилось. Они могут позвать с собой и другого. Сейчас нарисую рисунок, где все у них благополучно!»
Рисует окончательный рисунок. В рисунке использует ярко розовый и красный цвета.
В конце говорит «Спасибо, очень понравилось, все так понятно стало. А вы знаете я ведь тоже улыбаюсь как то странно, не по доброму, у меня же все как у этой рыба – кот! У меня все как в этой сказке!
ЛИДА С. (10 лет). Название животного – Тишка.
Где живет? - «В большом городе, питается животными».
Есть ли у него друзья? – «Друзья не похожие на него, какие-то существа».
Есть ли у него враги? – « Существа еще страшнее и сильнее его».
Какие чувства животное вызывает? – «Жалость» (плачет)
Какие у него три желания?
«Хотел бы измениться и быть добрым;
Хотел бы выглядеть по другому, лучше, чем сейчас;
Хотел бы найти такого же существа как он».
Рисует рисунок «Тишка №2». После вопроса, доволен ли он, дорисовывает рисунок «Тишка № 3 с другом, подобным ему». Тишка нарисована ярко желтым цветом, Грудка, ручки, ножки розовые. Друг – оранжевого цвета, так же с красными вставками на грудке, ручках, ножках. В сравнительной беседе выделяет изменения:
Более добрый стал;
Убрались все шрамы, изъяны;
Хвостик вверх стал;
Перестал питаться животными, стал питаться фруктами;
Стал более дружелюбным;
Глаза как были добрые, так и остались;
Встал, распахнув руки;
Появился румянец;
Уменьшились рога, уменьшился носик.
Стал яркий интересный;
Теперь то точно видно, что Тишка девочка;
Друг к ней тянется, смотрят друг на друга.
Какие чувства вызывает Тишка сейчас? – «Добрые какие – то. С такой рядом всем хочется быть, она приятная, яркая какая – то, будто светится».
Как ты думаешь, в чем смысл нашего занятия? – « Это существо – мое внутреннее состояние, а мы его тут меняли».
Что-нибудь понравилось тебе? – « Рисовать, и я думаю лучше надо к людям относиться.
КРИСТИНА Т. (10 лет). Название животного – Ужастик ужасающий.
Где живет? - «Живет в темном лесу, друзей нет. Все его боятся, врагов по этому тоже нет. Питается всем живым».
Какие чувства животное вызывает? – «Страшно».
Какие у него три желания?
«Хочет завести друзей;
Измениться внешне;
Сменить образ жизни, т.к. он ночью пугает и съедает всех».
Рисует существо с этими качествами. В беседе объясняет:
Он изменился внешне;
Рога превратились в ушки;
Стали голубые, дружелюбные глаза;
Появился румянец;
Исчезли все вены, вылезшие у него от злости;
Стал питаться соками из земли;
Появилась улыбка;
Изменилось имя. Теперь его зовут «Лапочка».
В чем смысл занятия? – « Меняться могут все, и существа и люди, нужно только захотеть. У меня сейчас тоже как будто силы есть и желание поменяться. Просится: «Можно я еще приду к вам? Мне очень понравилось с вами разговаривать, спокойнее так стало, прямо внутри».
Таблица3.2.
Показатели личностной тревожности по методике «Личностная шкала проявления тревоги» (в баллах) через три недели после начала консультирования
До проведения методики | |
Паша Г. | 12 баллов снижение на 12 баллов |
Александра Р. | 23 баллов снижение на 5 баллов |
Лида С. | 21 баллов снижение на 37 баллов |
Кристина Т. | 31 балл снижение на 21 балл |
Таким образом, из приведенной разницы видно, что уровень тревожности у детей, с которыми проводилась консультационная работа, существенно снизился, что собственно и подтверждает, выдвинутое нами предположение, что психотехнический метод «Несуществующее животное», может эффективно использоваться в оказании консультативной помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения литературных источников по истории возникновения и развития проективной диагностики можно сделать следующие выводы.
Попытки использования проективной диагностики хотя и уходит корнями в глубокую древность, свое первое развитие получили только в 19 вв. работах Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла и других ученых, ставивших задачу выявления субъективно-уникального в личности.
Возникновение проективного подхода к диагностике личности – важный этап в развитии психодиагностики вообще, поскольку появляются методики, которые качественно отличаются от традиционных. Важнейшей отличительной чертой проективных методик является то, что в них используют неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.
На современном этапе проективные методики, как зарубежных авторов, так и отечественных используется довольно широко и постоянно модифицируются. С помощью проективных методик исследуются: личностное развитие, детско-родительские отношения, эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах. Особое значение проективные методики приобретают в консультационной работе. Примером такого использования, является приведенная в нашей работе психотехническая методика «Несуществующее животное».
Проведенная консультативная работа показала свою эффективность и надежность, поскольку была проверена дополнительным тестом, что подтвердило, выдвинутую нами гипотезу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Практическая психология.-М.: Просвещение, 1997.- 216с.
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию.-М.: Академия, 1996.-128с.
3. Акимова М.К., Алехина Т.Н. Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.47-57.
4. Альманах психологических тестов.-М.: КСП, 1995.-400с.
5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.58-72.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2005.-315с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологоческой диагностике.-К.: Наукова думка, 1989.- 216с.
8. Бурменская Г.В. Методика Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» //Психологическая диагностика
9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.: Наука, 1987.-190с.
10. Вшивкова И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании //Психологическая диагностика.-2004.-№4.-С.78-87.
11. Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» (для выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах) //Психологическая диагностика.-2005.-№2.-С.57-64.
12. Грег М., Ферс Тайный мир рисунка.-СПб.: Диметра, 2003.-198с.
13. Жуковский И.В. Тест «Несуществующее животное» (из опыта работы частного практикующего психолога) //Психологическая диагностика.-2004.0№4.-С.103-125.
14. Романова Е.В. Проективные графические методы.-СПб.:Экос, 2001.- 260с.
15. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 400с.
16. Соколова Е.П. Проективные методы исследования личности.-М.: Педагогика, 1980.- 198с.
17. Фрейд З. Психоаналитические этюды /Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский.-Минск, 1998.-608с.
18. Юнг К.Г. Аналитическая психология.-М.:Палантир, 1994.-136с.
19. Юнг К.Г. Психология бессознательного.-М.: Канон, 1994.- 320с.
20. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.-СПб.: Питер, 2004.- 266с.
21. Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений //Вестник Московского университета. Сер.14.Психология.-1989.-№1.-С.45-51.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.