ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.

Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности [8,26].

Позднее К. Юнг, также обратившийся к ассоциациям, создает тест, позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания – комплексы личности [19,67]. Этот великий психолог считал, что галлюцинации, иллюзии и другие симптомы вызваны активностью комплекса, чья динамическая сила происходит от сильных эмоций, связанных с ним. Он полагал, что эти эмоции влияют на способность личности к формированию и восприятию идей и, возможно, даже могут вызвать метаболические аномалии, которые в свою очередь приводят к необратимым нарушениям в мозгу, порождая умственное расстройство.

К. Юнг подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных [20,125].

Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологи и сам Юнг, настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.

В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты, например, больные эпилепсией, практически не давали атипичных ассоциаций. Однако, важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового исследования: свободных ассоциаций у детей.. Протестировав 300 детей различного возраста они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный рост индивидуальных ответов [7,85].

В конце ХIХ – начале ХХ в., стремясь исследовать воображение, Ф.Е. Рыбаков в России, А. Бине во Франции, а также другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые как и облака напоминали людей, животных, разные события жизни. В этом же ряду стоят работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, патологии испытуемых.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. Первой же проективной методикой, т.е., которая основывалась на соответствующей теоретической концепции – психологической концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ), американского психолога Генри Мюррея.

На формирование дальнейшего развития проективного подхода к диагностике личности оказали (и оказывают) влияние разные, порой противостоящие друг другу психологические теории. В отечественной психодиагностике первые упоминания о проективных методиках («прожективных» тестах) появляется в конце 1960-х годов. Усматривая в проективных методиках прямую связь с психоанализом, академическая наука не приветствовала их применение, и психологам, начинавшим с ними работать приходилось называть их «зрительными структурами», «перцептивными методиками».

Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших ее категорий и понятий.

Понятие проекции (от лат.– выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду [17,223]. Он полагал, что неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.

Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму – проекции. Фрейд правда упоминает и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также «принимает самое большое участие в образовании внешнего мира». Однако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией»[7,99].

В ходе проводимых исследований, проекция стала рассматриваться шире и в дальнейшем, проекция, не привязанная только к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которого нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекцией». Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов можно, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение (Дж. Халпери, 1977). Такое понимание проекции – наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков – основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считается единственно обоснованным. Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции, в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей [6,256].

Д. Холмс (1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предложил выделить два «измерения» проекции. Первое – что проецируется (наличие или отсутствие проецируемой черты), второе – осознание проецируемого. Комбинируя эти измерения, можно представить классификацию известных видов проекции таблицей.


 Таблица 1.1


Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.