ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

студентки 4 курса гуманитарного факультета

Ученый курс: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНОГО МЕТОДА «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ»

Одесса-2008г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Раздел 1. Возникновение, развитие и виды проективных техник

Истоки возникновения и механизмы проективной диагностики

Виды проективных методик

Раздел 2. Проективный метод «Несуществующее животное».

2.1. Описание и особенности интерпретации

результатов методики «Несуществующее животное»

2.2. Психотехнический вариант методики «Несуществующее животное» как метод консультирования

Раздел 3. Практика применения проективного метода «Несуществующее животное» в психологическом консультировании.

3.1. Организация и проведение тестирования

3.2. Консультативная работа с использованием методики

 «Несуществующее животное»

Заключение

Литература



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии.

 Главная особенность проективных методик может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла разыграться, даются довольно краткие инструкции.

За психологической консультацией чаще всего обращаются родители, учителя с детьми, воспитание которых вызывает трудности для родителей и учителей.

Прежде всего, необходимо отметить особенности процесса консультирования в детском возрастном периоде: во-первых, дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые; во-вторых, психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом; в-третьих, консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

В связи с указанными выше особенностями с особой остротой встает проблема метода консультирования. Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед. Отсюда первоочередная задача консультанта - "нащупать" проблему и понять источник ее возникновения, иными словами, поставить диагноз. Поставив диагноз, консультант должен наметить план решения существующей проблемы и приступить к его реализации. В случае правильных действий консультанта и сотрудничества с ним заинтересованных взрослых психотерапевтический эффект не заставит себя ждать.

Следует отметить, что графические проективные методики используются не только с диагностическими, но и с терапевтическими целями: считается, что благодаря полученной возможности выразить себя в рисунке, индивид не только обнаруживает некоторые свои черты и переживания, но также и освобождается от последних.

 Выбор психологом тестов проективной методики для психологического консультирования обуславливается несколькими причинами: они информативны, при повторении могут показать динамику психического состояния.

В нашей стране проективные тесты до недавнего времени широко не использовались, но в последнее время усилился интерес к данным методикам и появилось много авторских разработок по их использованию поэтому наше обращение к теме исследования проективных методик, можно считать актуальным.

Основной целью данной работы является детальное знакомство с проективной психотехнической методикой Несуществующее животное» и ее применения в практике психологического консультировании.

Задачи исследования:

- исследовать теоретические подходы к определению и понятию проективные методики;

- выявить виды и принципы классификации проекций;

- дать общую характеристику возможностям и особенностям интерпретации методики «Несуществующее животное;

- апробировать на практике психотехническую методику «Несуществующее животное»

- сделать общие выводы по работе.

В качествегипотезы мы выдвигаем предположение:

Психотехническая методика «Несуществующее животное» - эффективный и надежный метод в оказании консультативной помощи

Предмет исследования – проективная методика «Несуществующее животное»

Объект – негативные эмоциональные напряжения и повышенный уровнем тревожности детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологической базой являются многочисленные теоретические подходы зарубежных авторов к понятию и механизму проективных техник, практические наработки отечественных ученых в современном периоде.



ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

 

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Генри Мюррею (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. При этом автор считал, что, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут не проявляться. Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые используется Л. Франком (полное исследование в 1948). Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности [20,65].

1. Направленность на уникальное в структуре или организации. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя», направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего вида индивида. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже существующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1)неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

2) отсутствие ограничений в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых, как «правильных» и «ошибочных».

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику [20,289].

Классификация включает методики:

Конституитивные (испытуемому предлагают какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения). Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления, ожидания на тестовый материал.

Конструктивные (предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных, модели их жилищ и пр.) из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни, а по определенным особенностям этих сцен и рассказов о них делаются выводы как о личности их создателя так и о специфике их окружения.

Интепретативные Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены неопределенные ситуации, о которых необходимо составить рассказ с указанием того, что привело к такому выводу. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его интересов, побуждений.

Катартические. Предполагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама. Это дает возможность исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую насыщенную продукцию.

Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремиться диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.

Экспрессивные. Осуществление испытуемыми изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом – дерево – человек. По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностей.

Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Например, тест Люшера – предлагают выбрать квадрат с наиболее приятным цветом. После повторной процедуры определяется ряд наиболее привлекательных цветов и интерпретируется по символическим значениям цвета. В качестве стимулов могут выступать любые объекты неживой природы.

Аддитивные.В этих методиках от обследуемых требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Следует отметить, что некоторыми учеными предпринимались неоднократные попытки менять обозначения обсуждаемых методик. Так, Р. Кеттелл предпочитает называть их «тестами ошибочного восприятия», Л. Бланк – «тестами апперцептивного искажения». Однако большинство исследователей принимают их исторически сложившееся обозначение как проективных.


 РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»


ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

студентки 4 курса гуманитарного факультета

Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.