Полиграфический комбинат «Полиграф-Н» является крупным федеральным государственным унитарным предприятием, расположен в двухстах километрах от города Москвы. Был основан в 1922 году. В 2001 году «Полиграф» был предприятием с низкой рентабельностью, на комбинате отсутствовали отделы маркетинга и по работе с клиентами. Имеющееся оборудование использовалось только на 30%.
Со сменой руководства произошли значительные изменения: появились отделы по работе с клиентами, рекламно-издательский, маркетинга, уровень загрузки оборудования достиг 70%. В конце предыдущего года реализован проект по смене оборудования на сумму 10 млн. дол. (кредит полностью не выплачен).
Особенность полиграфической отрасли заключается в том, что она не производит продукцию, а оказывает услуги издательствам и заказчикам. Таким образом, хотя конечным продуктом и является товар (книга, газета, этикетка и т.д.), но он не принадлежит производителю. Полиграфические комбинаты только печатают эту продукцию. Поэтому объем производства услуг всегда совпадает с объемом реализации (за исключением процента брака).
Рынок полиграфической продукции состоит из сегментов: печатание газет, журналов, книг, рекламная продукция, упаковка, этикетки. (табл.1)
Таблица 1. Рынок полиграфической продукции.
Сегмент рынка | Объем, млн. дол | Структура рынка, % |
Упаковка | 450 | 22,92 |
Журналы и каталоги | 386 | 19,66 |
Реклама | 375 | 19,11 |
Книги | 294 | 15,00 |
Газеты | 293 | 14,91 |
Этикетки | 162 | 8,40 |
Всего: | 1960 | 100 |
Средняя рентабельность услуг при печатании: книг–10%; газет и журналов–20%; рекламно-представительских заказов–30%.
В настоящее время в отрасли существует около 1200 ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия), частных предприятий около пяти тысяч. У ФГУП оборудование, которому меньше 10 лет, составляет всего 20%, остальное оборудование имеет возраст 15 лет и старше.
Частные типографии хорошо оснащены современным оборудованием. Стоимость нового станка для черной печати составляет около 5 млн. дол., цветной – 25 млн. дол. Оборудование производится только в Германии и Японии. Поэтому многие ФГУП полиграфии вынуждены приобретать оборудование бывшее в употреблении. Даже лидер частного сектора «Пресса» собирается покупать и устанавливать две бывших в употреблении машины глубокой печати (стоимость проекта 40 млн. дол.). Глубокой печати пока в России нет. Ее используют в том случае, если необходимы большие тиражи высококачественных изданий (более 200 тыс. экземпляров).
Региональным типографиям трудно соперничать со столичными типографиями. И дело не только в том, что на Москву и Санкт-Петербург приходится более 90% типографий. В столицах – самое современное производство и самые крупные заказчики, очень быстро развивается цветная газетная печать. Поэтому региональным типографиям приходится в основном ориентироваться на местный рынок. Исключением является книжное производство. Большинство крупных типографий, печатающих книги в твердом переплете, находятся в регионах и выполняют заказы московских издательств. К таким комбинатам относятся Тверской полиграфкомбинат и «Полиграф–Н».
Таблица 2. Основные производители полиграфической отрасли в России
Крупнейшие ФГУПы | Годовой объем оттиска, млн. листов |
Чеховский полиграфкомбинат | 1600 (журналы) |
Санкт-Петербургский газетный комплекс | 1420 (газеты) |
Смоленский полиграфкомбинат | 970 (книги) |
Тверской полиграфкомбинат | 875 (книги) |
«Кострома» | 700 (газеты, журналы, календари) |
Комбинату «Полиграф-Н» выгодно близкое соседство бумажного комбината «Волга» на долю которого приходится 73% поставляемой бумаги. (Около 53% себестоимости полиграфических услуг в среднем по отрасли составляют затраты на бумагу). Не исключено, что в будущем эти комбинаты объединятся в холдинг.
Основными заказчиками комбината на печатание книжной продукции являются столичные издательства «Дрофа», «ЭКСМО», «Альфа-книга», «Инфра-М», специализирующиеся на литературе разных жанров.
В настоящее время в полиграфии Российской Федерации преобладает (65%) технология высокой печати. Притом, что развитые страны давно от нее отказались еще в 60-70-х гг. и перешли на офсет. Это вредное производство с применением ручного набора, связанного со свинцом, либо со стереотипами, которые тоже отливаются из металла. Много вредных выбросов.
В настоящее время «Полиграф-Н» использует обе эти технологии. Высокая печать преобладает при печатании газет и книг, а офсет — для обложек, рекламной продукции, этикеток. Офсет экономически не выгоден при тиражах более 200 тыс. экземпляров. Средств для переоборудования высокой печати на глубокую печать у комбината нет.
В таблице 3 представлены наиболее важные показатели, комплексно характеризующие деятельность «Полиграф-Н» в предыдущем и отчетном годах.
Таблица 3. Обобщающие показатели комбината «Полиграф-Н»
Показатель | Пред. год | Отчет. год | Отклонение | Темп роста, проц. |
Объем произведенных услуг, тыс. листов оттиска | 356 | 369 | 13 | 103,65 |
Объем произведенных услуг, млн.р. | 572,18 | 560,19 | -11,99 | 97,90 |
Объем оказанных услуг, млн. р. | 572 | 560 | -12 | 97,90 |
Себестоимость, млн.р. | 416 | 422 | 6 | 101,44 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 691 | 714 | 23 | 103,33 |
Фонд заработной платы, тыс. р. | 99,84 | 97,06 | -2,78 | 97,22 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. | 32511,5 | 34918 | 2406,5 | 107,40 |
Прибыль от реализации, млн. р. | 156 | 138 | -18 | 88,46 |
По обобщающим данным можно сказать, что на комбинате в отчетном году происходит снижение объема произведенных услуг в рублях, при этом происходит повышение объема произведенных услуг в листах.
Основные фонды наращиваются, но быстрее, чем получаем прибыль, поэтому можно сказать о неэффективном использовании основных фондов.
Это краткая характеристика, более полный и конкретный анализ этих данных ниже.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 397.