Цель анализа – выявление возможности увеличения объема выполняемых услуг, улучшения их качества.
Задачи:
1. Анализ динамики выполняемых работ.
2. Выявление факторов, влияющих на изменение работ.
3. Определение резерва роста объема производства.
Типография «Полиграф-Н» предоставляет услуги по печати книг, газет, рекламной продукции (этикеток, обложек).
Так как мы не можем реально оценить динамику услуг, потому что мы не можем найти объем услуг в сопоставимых ценах, поэтому сначала сравним темпы роста объема услуг и среднеотраслевых цен.
Таблица 25. Структура печатных услуг в стоимостном выражении.
Вид услуги | Пред.год, | Отч.год, | Абс.откл. | Темп роста, проц. | |||
млн.р. | проц. | млн.р. | проц. | млн.р. | проц. | ||
Газетная продукция | 179,04 | 31,30 | 182,56 | 32,60 | +3,52 | +1,3 | 101,97 |
Книжная продукция | 288,29 | 50,40 | 288,96 | 51,60 | +0,67 | +1,2 | 100,23 |
Прочая продукция | 104,68 | 18,30 | 88,48 | 15,80 | -16,2 | -2,5 | 84,52 |
Всего услуг | 572 | 100 | 560 | 100 | -12 | 0 | 97,90 |
Темп роста среднеотраслевых цен на газетную продукцию составляет 105%, на книжную – 104%, на прочие услуги – 109%. Темп роста объема услуг на книжную и газетную продукции несколько ниже среднеотраслевых темпов роста цен (на 3,03% и на 3,77%). Объем прочей продукции снижается (на 16,2%), может даже из-за роста цен на эти услуги, но однозначно, конечно, сказать так нельзя. В последующем анализе следует учитывать, что изменение цен на объем книжной и газетной продукции почти не повлияло, но на объем прочей продукции изменение цен вполне может влиять.
Далее рассмотрим структуру печатных услуг (Таблица 26) в физическом выражении (тыс.лист. оттиска).
Таблица 26. Структура услуг, произведенных комбинатом, тыс.лист.
Вид услуги | Пред.год, | Отч.год, | Абс.откл. | Темп роста, проц. | |||
тыс.лист. | проц. | тыс.лист. | проц. | тыс.лист. | проц. | ||
Газетная продукция | 187,97 | 52,8 | 185,98 | 50,4 | -1,99 | -2,4 | 98,94 |
Книжная продукция | 140,98 | 39,6 | 140,96 | 38,2 | -0,02 | -1,4 | 99,96 |
Прочая продукция | 27,06 | 7,6 | 42,07 | 11,4 | 15,01 | -3,8 | 155,47 |
Всего услуг | 356 | 100 | 369 | 100 | 13 | 0 | 103,65 |
Доля газетной и книжной продукции падает, с одновременным ростом доли прочей продукции.
Сравнивая темпы роста печатных услуг в стоимостном выражении и в физическом, можно сказать, что газетная продукция стали делать меньше, но по более высоким ценам, потому что в стоимостном выражении она занимает большую долю, чем в физическом.
Определим влияние структурных сдвигов, и изменение расценок на объем реализации:
Таблица 27. Вспомогательные данные для рассчета.
Вид услуг | Пред год, тыс.лист. | Отч.год, тыс. лист. | Расценки, пред год, руб. | Расценки, отч.год, руб. |
Газетная продукция | 187,97 | 185,98 | 952,49 | 981,61 |
Книжная продукция | 140,98 | 140,96 | 2044,90 | 2049,95 |
Прочая продукция | 27,06 | 42,07 | 3868,44 | 2103,16 |
∆Vреал./стр.сдв. = (V1-V0)*p0,
где ∆Vреал./стр.сдв. – объем влияния структурных сдвигов на объем реализации услуг,
V1 иV0 – объем реализованных услуг (в тыс.лист.) в отчетном и предыдущем годах,
p0 – расценки предыдущего года.
∆Vреал./расц. = (p1-p0)*V1,
где ∆Vреал./расц. – изменение объема реализации за счет изменения расценок,
p1 – расценки отчетного года.
∆Vреал./стр.сдв. = (185,98-187,97)* 952,49+(140,96-140,98)* 2044,90+(42,07-27,06)* 3868,44 = -1895,46 -40,90 +58065,28 = 56128,92 тыс.р.
∆Vреал./расц. = (981,61-952,49)* 185,98+(2049,95-2044,90)* 140,96+(2103,16-3868,44)* 42,07 = 5415,74+711,848 - 74265,33 = -68137,74 тыс.р.
∆Vреал = 56,12892 млн.р.- 68,13774 млн.р. = -12,0088 млн.р.
Структурные сдвиги повлияли положительно, то есть объем реализации увеличился за счет роста более дорогих услуг (книги) на 56,13 млн.р.
Изменение расценок повлияло на снижение объема реализованных услуг в размере 68,14 млн.р.
Для типографии более выгодно увеличивать долю печати книг, потому что это более дорогие услуги.
Для оценки качества производимых услуг, используем косвенные показатели – объем и удельный вес брака. Конечно, это не даст нам полной оценки качества продукции, но оценить уровень некачественной продукции можно.
Рассчитаем удельный вес брака в общем объеме продукции и его изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Таблица 28. Бракованная продукция.
Показатель | Пред.год | Отч.год | Абс. отклонение | Индекс динамики, проц. |
Объем произведенных услуг, млн.р. | 572,18 | 560,19 | -11,99 | 97,90 |
Объем брака, млн.р. в том числе: | 0,18 | 0,19 | +0,01 | 105,56 |
газетная продукция | 0,095 | 0,096 | +0,001 | 101,05 |
книги | 0,071 | 0,073 | +0,002 | 102,81 |
прочая продукция | 0,014 | 0,021 | 0,007 | 150,00 |
Удельный вес брака в общем объеме произведенных услуг, проц. | 0,0315 | 0,0339 | 0,0024 | X |
Объем брака растет не только в денежном выражении, но и в процентном. Индекс динамики объема произведенных услуг меньше, чем индекс динамики объема брака. Это плохо – означает более быстрый рост брака, чем продукции. Для типографии это значит, что снижается общее качество выпускаемой продукции.
По данному блоку можно сделать следующие выводы.
На комбинате «Полиграф-Н» в стоимостном выражении преобладает книжная продукция, но в физическом – газетная.
Чтобы увеличивать выручку от реализации услуг, типографии следует привлекать заказчиков книжной продукции.
Доля некачественных (бракованных) услуг растет.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 415.