Экономический анализ хозяйственной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Экономический анализ хозяйственной деятельности

1.1 Краткая характеристика полиграфического комбината "Полиграф-Н" и полиграфической отрасли

1.2 Анализ организационно-технического уровня и внешних условий деятельности комбината "Полиграф-Н"

1.2.1 Анализ научно-технического уровня

1.2.2 Анализ уровня организации труда

1.2.3 Анализ уровня управления

1.2.4 Анализ влияния внешних факторов

1.3 Анализ использования трудовых ресурсов типографии "Полиграф-Н"

1.4 Анализ использования основных средств в типографии "Полиграф-Н"

1.5 Анализ использования материальных ресурсов в типографии "Полиграф-Н"

1.6 Анализ производства и реализации печатных услуг в типографии "Полиграф-Н"

1.7 Анализ себестоимости услуг комбината "Полираф-Н"

1.7.1 Анализ себестоимости услуг

1.7.2 Анализ затрат на 1 р. печатных услуг

1.8 Анализ использования авансированных фондов типографии "Полиграф-Н"

1.9 Анализ оборачиваемости фондов

1.10 Анализ прибыли и рентабельности услуг

1.11 Анализ финансового состояния и платежеспособности типографии "Полиграф-Н"

1.11.1 Анализ ликвидности

1.11.2 Анализ платежеспособности типографии "Полиграф-Н" 

1.11.3 Анализ рыночной устойчивости типографии "Полиграф-Н"

1.12 Анализ рентабельности деятельности

1.13 Обобщение результатов анализа экономической деятельности типографии "Полиграф-Н"

2. Основные направления развития предприятия

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форма хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении [4.с.6].

Как всеобщий метод познания анализ конкретизируется к той или иной сфере деятельности. Одной из таких разновидностей является анализ хозяйственной деятельности (АХД): предприятий различных отраслей народного хозяйства, организаций, объединений, фирм и т.д. [5.с.4].

АХД выделяется в специальную отрасль экономических знаний. Он заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их фактов и причин, объективной оценке производственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроле за ходом их выполнения. Анализ позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и разработать мероприятия по их реализации, обосновать и распространить передовой опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики, выявить и устранить негативные явления в работе предприятий. Он служит базой для принятия оптимальных управленческих решений.[5,с.4]

В ходе экономического анализа изучаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражения через систему экономической информации. Влиянию на хозяйственную деятельность субъективных факторов необходимо уделить особое внимание в ходе анализа хозяйственной деятельности. Так как субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека и полностью зависят от него. Успешное хозяйствование определяется умелым руководством тем или иным производственным коллективом, правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела конкретным исполнителем; его экономической и организационной подготовленностью.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ними задачи. К числу важнейших из них следует отнести:

- повышение научно-экономической обоснованности разработанных планов и нормативов;

- объективное и всестороннее исследование выполнения поставленных задач;

- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

- контроль над осуществлением требований коммерческого расчета;

- испытание оптимальности управленческих решений.

Целью данной курсовой работы является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по применению методов экономического анализа деятельности фирмы, с помощью которых менеджер может анализировать состояние производственно-хозяйственной деятельности, разрабатывать варианты управленческих решений и давать оценку, как качества этих решений, так и степени достижения поставленных перед фирмой целей.

В качестве объекта анализа данной курсовой работы принят полиграфический комбинат «Полиграф-Н».

В процессе работы должны быть решены следующие задачи экономического анализа деятельности условного предприятия:

1. Объективная и всесторонняя оценка хозяйственной деятельности предприятия «Полиграф-Н».

2. Изучение степени использования имеющихся трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

3. Оценка тенденции и пропорции развития предприятия «Полиграф-Н».

4. Выявление и измерение всех резервов с целью определения мероприятий по их использованию.

 



Анализ уровня управления

Для анализа уровня управления, рассчитаем ряд показателей (Таблица10).

 

Таблица 10. Расчет показателей уровня управления.

Показатель Пред.год Отч.год Абсол.от-клонение Темп роста,проц
Объем оказанных услуг комбинатом, млн.р. 572 560 13 97,90
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.р. 32511,5 34918 2406,5 107,40
Среднегодовая численность производственного персонала, чел. 401 421 20 104,99
Среднегодовая численность работников управления и служащих, чел. 290 293 3 101,03
Среднесписочная численность, чел. 691 714 23 103,33
Заработная плата работников управления и служащих, млн.р 53,91 52,41 -1,50  97,22
Доля заработной платы работников управления в общем объеме затрат, проц.  7,68  7,82 0,14 -
Приходится на одного работника управления:        
а) оказанных услуг, тыс.р. 1972,41 1911,26 -61,15 96,90
б) стоимости основных фондов, тыс.р. 112,11 119,17  7,07 106,30
в) производственных работников, чел. 1,38 1,44  0,06 104,35
Удельный вес руководителей и специалистов в общей численности, проц.  42  41 -1 -

 

Данная таблица дает возможность сделать некоторые выводы об уровне управления в «Полиграфе-Н». При темпе роста численности производственного персонала 104,99%, темп роста числа работников управления – 101,03%. Рост доли управленческих работников неблагоприятен.

Повышение доли заработной платы работников управления в общем объеме затрат говорит о том, что увеличение числа управленческих работников сопровождается увеличением доли затрат, приходящихся на их зарплату. Это плохо, потому что увеличение числа работников управления ведет к увеличению себестоимости.

А вот увеличение стоимости основных фондов на одного работника (Jо.ф. = 107,40%) при одновременном снижении оказанных услуг на одного работника (Jок.усл. = 99,90%) говорит о неэффективном использовании основных фондов. Объем оказанных услуг растет медленнее, чем число работников управления. Значит, их работа по управлению и организации более эффективного производства не дает видимых результатов.

 

1.2.4 Анализ влияния внешних факторов

В данном пункте следует выявить, какие внешние факторы важны для типографии «Полиграф-Н» и как они могут повлиять на его деятельность.

Количественно можно определить только влияние цен на результаты хозяйственной деятельности, поэтому остальные факторы рассматриваются в общем, выявляется их возможное влияние на увеличение или уменьшение тех или иных показателей деятельности типографии.

Учитывая то, что в отрасли происходит средний рост расценок на книжную продукцию – 1,04, на газетную – 1,05, и на прочую – 1,09, можно сказать, что с такими же темпами будет расти соответственно от продаж книжной и газетной продукции выручка, при неизменном физическом объеме продукции.

 

Таблица 11. Расчет темпов роста объема продукции.

Продукция

Объем оказанных услуг, млн.р.

Темп роста, проц.

пред.год отч.год
Газетная продукция 179,04 182,56 101,97
Книжная продукция 288,29 288,96 100,23
Прочая 104,67 88,48 84,53
Всего 572 560  –

 

Темпы роста газетной и книжной продукции несколько отстают от среднеотраслевых. Это говорит о том, что физический объем работ не изменился, а объем оказанных услуг в денежном выражении снизился за счет изменения цен на газетную и книжную продукцию. У прочих услуг отраслевой рост цен гораздо больше, чем темп роста объема оказанных услуг. Можно сказать, что в типографии «Полиграф-Н» происходит сокращение объема прочих услуг.

Далее рассмотрим некоторые внешние факторы, которые могут повлиять на деятельность типографии «Полиграф-Н».

Производя услуги по печати книг и газет, типография реагирует не на спрос самих покупателей, а на спрос книжных издательств, которые заказывают печать данной продукции. Поэтому увеличение спроса на книжную, газетную продукцию сначала приведет к росту активности издательств, а потом к росту спроса издательств на печать книг и газет. Но, хоть и косвенно, спрос потребителей влияет на объем услуг типографии. Изменение спроса может произойти из-за различных факторов:

1. Рост платежеспособности населения. Рост среднего дохода увеличивает спрос на различные газеты, журналы, и, конечно, книги.

2. Социо-культурные факторы. Рост числа образованных людей способствует увеличению спроса на научные издания.

3. Политические факторы. Например, реформа в образовании – введение 12-летней системы образования повлечет пересмотр всей школьной программы, а, следовательно, будет происходить создание и печать новых учебников, учебных пособий.

Также не стоит забывать о том, что для типографии основной материал – бумага, которая производится из дерева. Ухудшение экологической ситуации может привести к значительному росту цен на это сырье.

Также, учитывая, что прогресс не стоит на месте, можно предположить внедрение в типографное производство таких печатных станков, использование которых позволит сократить расходы на печать путем экономии энергии, экономии на заработной плате рабочим, экономии чернил, позволит увеличивать качество и т.д. Ввод более совершенного оборудования в отрасль приведет к ужесточению конкуренции. Владельцы подобного оборудования будут предлагать услуги по более низким ценам.

В общем, на деятельность типографии может повлиять множество факторов внешней среды. Их не надо игнорировать, всегда следует идти в ногу со временем, совершенствовать производство, искать резервы снижения себестоимости, увеличения выработки.

Повышение технико-организационного уровня и других условий, в конечном счете, проявляется в уровне использования всех трех элементов производственного процесса: труда, средств труда, предметов труда.

Анализ себестоимости услуг

Сначала проведем анализ общей суммы затрат.

Так как мы не можем сравнивать себестоимости услуг отчетного и предыдущего периодов, нужно себестоимость фактически выполненного объема услуг в отчетном периоде скорректировать в оценках предыдущего года.

Это можно сделать следующим способом:

 

С’ = V1*(C0/V0), где

 

С’ – скорректированная себестоимость на цены предыдущего периода,

V1,0 – объем выполненных услуг в отчетном и предыдущем периоде,

С0 – себестоимость предыдущего периода.

С’ = 369000лист*(416000тыс.р./356000лист.) = 431191,01 тыс.р.

Теперь можно сравнить себестоимость отчетного и предыдущего года.

∆С =431191,01 – 311000 = 120191 тыс.р.

Jс = 431191,01*100% /311000 = 138,65 %

В сопоставимых ценах, себестоимость в отчетном году выросла на 120,191 тыс.р. или 138,65%.

 

Таблица 29. Общая сумма затрат и их структура.

Показатель Пред.год, млн.р. Отч.год, млн.р. Абс.откл., млн.р. Темп роста,проц. Структура затрат, пред.год, проц. Структура затрат, отч.год, проц. Абс. откл, проц.
Общие затраты 416 431,19 15,19 103,65 100 100 0
В том числе: Материальные затраты   212,16   224,22   12,06   105,68   51   52   +1
Затраты на оплату труда 99,84 99,17 -0,67 99,33 24 23 -1
Отчисления на социальные нужды 37,44 34,50 -2,94 92,15  9 8 -1
Амортизация основных средств 58,24 64,68 6,44 111,06 14 15 +1
Прочие расходы 8,32 8,62 0,3 103,61 2 2  0

 

Общие затраты увеличились на 15,19млн.р. или на 3,65%. Основную долю составляют материальные затраты. За счет них общие затраты увеличились на 12,06 млн.р. или 5,68%. После материальных затрат по удельному весу второе место занимает амортизация основных средств, которая по удельному весу практически не изменяется, а по темпу роста выросли на 11,06% или 6,44 млн.р. Вообще, при росте затрат в денежном выражении, в процентном соотношении структура практически не меняется. С одной стороны это хорошо, что нет резких скачков в изменении структуры.

 

Анализ ликвидности

Ликвидность – способность быстро превращать (переводить) активы в денежные средства.

Анализ основывается на сопоставлении активов (средств по активу) типографии, сгруппированных по степени ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам гашения. Актив расположен в порядке убывания ликвидности, пассив – в порядке возрастания сроков.

 

Таблица 36. Группировка активов и пассивов по степени ликвидности и срокам гашения.

Актив

Код строк

На н.г.

На к.г.

Пассив

Код строк

На н.г.

На к.г.

Излишек(+), недостаток (-)

на н.г. на к.г.
Наиболее ликвидные (А1) 250+ +260 4172 6500 Наиболее срочные обязательства (П1) 620 7812 6472 -3640 - 28
Быстрореа-лизуемые (А2) 240 787 4269 Кратко-срочные (П2) 610+ +660 5472 7326 -4685 -3057
Медленнореа-лизуемые (А3) 210+ 220+ 230+ 270 17767 17373 Долгосрочные обязательства (П3) 590+ 630+ 640+ 650 3201 8007 14566 9366
Труднореа-лизуемые (А4) 190 19227 21126 Постоянные пассивы (П4) 490 25468 27463 -6241 -6337
Итого   41953 49268 Итого   41953 49268    

По таблице 36 должны соблюдаться следующие соотношения: А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4<=П4.

Фактически эти соотношения имеют вид:

 

на начало года: А1<П1, А2<П2, А3>П3, А4<П4

на конец года: А1<П1, А2<П2, А3>П3, А4<П4

 

Неравенства удовлетворяют условию оптимальных только в случае с медленнореализуемыми активами и долгосрочными обязательствами, труднореализуемыми активами и постоянными пассивами, как на начало, так и на конец года.

Нарушено первое неравенство, поэтому ликвидность нельзя считать абсолютной. Если наблюдается инфляция, то это не очень хорошая тенденция.

Но на данный момент соблюдение этого неравенства не является обязательным:

1. Нецелесообразно при высокой инфляции поддерживать в активах значительную долю денежных средств (потому что происходит обесценивание). Поэтому многие предприятия стараются перевести в активы менее подверженные инфляции средства – в виде запасов, зданий, оборудования.

2. Предприятию не выгодно своевременно погашать кредиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются меньше чем через 12 месяцев меньше краткосрочных заемных средств. Это значит, что в ближайшем году востребовано кредиторами к оплате будет больше, чем мы вернем с дебиторов.

Внеоборотные активы, основу которых составляют основные средства, меньше собственных средств. Если они больше (на конец отчетного года) собственных средств, значит типография приобрела оборудование за счет заемных средств. Но ведь они когда-то будут востребованы к платежу.


Заключение

 

Экономический анализ помогает своевременно руководящему составу предприятия обеспечить выявить тенденции развития и деятельности предприятия; повышать экономическую эффективность, систематически снижая себестоимость продукции; осуществлять режим экономии, выявлять резервы и перерасход.

Для успешного осуществления этих задач необходимо шире развивать и поддерживать творческую инициативу и активность рабочих в изыскании новых резервов, добиваться наиболее полного их использования, настойчиво внедрять новую технику, проводить модернизацию оборудования, специализацию и на этой основе непрерывно повышать производительность труда.

В этих условиях необходимо систематическое проведение анализа выполнения плана по объёму реализации услуг, годовых объёмов прибыли, рентабельности, осуществлению технического прогресса и модернизации оборудования, повышению производительности труда, снижению себестоимости, ускорению оборачиваемости средств.

Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность предприятия и его результаты, изучаемые по данным учёта и отчётности с целью правильной оценки работы и выявления неиспользованных внутренних резервов.

В соответствии с этими задачами при экономическом анализе изучаются: использование имеющихся основных и оборотных средств (фондов), рабочей силы и фондов заработной платы, материального стимулирования; выполнению плана, прибыли, снижение себестоимости продукции и этой основе повышение рентабельности.

В ходе выполнения курсовой работы была проанализирована деятельность условного предприятия печатных услуг – комбината «Полиграф-Н».

Первый раздел первой части курсовой работы представлен основными экономическими и финансовыми показателями деятельности предприятия.

Была проведена объективная и всесторонняя оценка хозяйственной деятельности предприятия, изучено влияние экономических факторов на результаты хозяйственной деятельности.

Был проведен анализ объема реализации оказываемых услуг, трудовых ресурсов предприятия, основных и оборотных фондов, себестоимости, прибыли и рентабельности. Выделены факторы, влияющие на объект исследования, отобраны наиболее существенные факторы и установлена их связь друг с другом и с конечными результатами.

Во второй части были представлены основные направления дальнейшего развития предприятия, осуществление которых позволит полностью использовать имеющиеся резервы.

Таким образом, при помощи данной работы была практически подтверждена целесообразность применения методов экономического анализа для углубленного изучения деятельности предприятия.

 



Список использованной литературы

 

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.:инансы и статистика, 2001. – 416 с.

2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.:Финансы и статистика, 2003. – 384 с.

3. Кондрацкая Т.А. Курс лекций «Экономический анализ»

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. – 498 с.

5. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб./В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко, Н.А. Русак и др.; Под общ.ред. В.В. Осмоловского. – Мн.:Новое знание, 2001. – 318 с.

6. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие/ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.:Финансы и статистика, 1999. – 656 с.

Содержание

 

Введение

1. Экономический анализ хозяйственной деятельности

1.1 Краткая характеристика полиграфического комбината "Полиграф-Н" и полиграфической отрасли

1.2 Анализ организационно-технического уровня и внешних условий деятельности комбината "Полиграф-Н"

1.2.1 Анализ научно-технического уровня

1.2.2 Анализ уровня организации труда

1.2.3 Анализ уровня управления

1.2.4 Анализ влияния внешних факторов

1.3 Анализ использования трудовых ресурсов типографии "Полиграф-Н"

1.4 Анализ использования основных средств в типографии "Полиграф-Н"

1.5 Анализ использования материальных ресурсов в типографии "Полиграф-Н"

1.6 Анализ производства и реализации печатных услуг в типографии "Полиграф-Н"

1.7 Анализ себестоимости услуг комбината "Полираф-Н"

1.7.1 Анализ себестоимости услуг

1.7.2 Анализ затрат на 1 р. печатных услуг

1.8 Анализ использования авансированных фондов типографии "Полиграф-Н"

1.9 Анализ оборачиваемости фондов

1.10 Анализ прибыли и рентабельности услуг

1.11 Анализ финансового состояния и платежеспособности типографии "Полиграф-Н"

1.11.1 Анализ ликвидности

1.11.2 Анализ платежеспособности типографии "Полиграф-Н" 

1.11.3 Анализ рыночной устойчивости типографии "Полиграф-Н"

1.12 Анализ рентабельности деятельности

1.13 Обобщение результатов анализа экономической деятельности типографии "Полиграф-Н"

2. Основные направления развития предприятия

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форма хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении [4.с.6].

Как всеобщий метод познания анализ конкретизируется к той или иной сфере деятельности. Одной из таких разновидностей является анализ хозяйственной деятельности (АХД): предприятий различных отраслей народного хозяйства, организаций, объединений, фирм и т.д. [5.с.4].

АХД выделяется в специальную отрасль экономических знаний. Он заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их фактов и причин, объективной оценке производственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроле за ходом их выполнения. Анализ позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и разработать мероприятия по их реализации, обосновать и распространить передовой опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики, выявить и устранить негативные явления в работе предприятий. Он служит базой для принятия оптимальных управленческих решений.[5,с.4]

В ходе экономического анализа изучаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражения через систему экономической информации. Влиянию на хозяйственную деятельность субъективных факторов необходимо уделить особое внимание в ходе анализа хозяйственной деятельности. Так как субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека и полностью зависят от него. Успешное хозяйствование определяется умелым руководством тем или иным производственным коллективом, правильной организацией производства, экономики, финансов; глубоким знанием дела конкретным исполнителем; его экономической и организационной подготовленностью.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ними задачи. К числу важнейших из них следует отнести:

- повышение научно-экономической обоснованности разработанных планов и нормативов;

- объективное и всестороннее исследование выполнения поставленных задач;

- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

- контроль над осуществлением требований коммерческого расчета;

- испытание оптимальности управленческих решений.

Целью данной курсовой работы является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по применению методов экономического анализа деятельности фирмы, с помощью которых менеджер может анализировать состояние производственно-хозяйственной деятельности, разрабатывать варианты управленческих решений и давать оценку, как качества этих решений, так и степени достижения поставленных перед фирмой целей.

В качестве объекта анализа данной курсовой работы принят полиграфический комбинат «Полиграф-Н».

В процессе работы должны быть решены следующие задачи экономического анализа деятельности условного предприятия:

1. Объективная и всесторонняя оценка хозяйственной деятельности предприятия «Полиграф-Н».

2. Изучение степени использования имеющихся трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

3. Оценка тенденции и пропорции развития предприятия «Полиграф-Н».

4. Выявление и измерение всех резервов с целью определения мероприятий по их использованию.

 



Экономический анализ хозяйственной деятельности

Дата: 2019-05-28, просмотров: 446.