Глава 3. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В истории русского и западного феминизма было немало общего.

1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И. Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю, владелицами большого состояния. А.П. Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С. Дягилева, инициатора "Русских сезонов" в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора.

2) Эти небедные представительницы "образованного общества" добровольно жертвовали свои средства на общественные нужды.

3) Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался - от зажиточных к беднеющим и бедным. "Новых женщин" отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. "Все пошло в переборку" - популярное выражение тех лет.

4) Возрастной состав - молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от "ига семьи".

5) Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.

1) Правовое, в том числе имущественное положение россиянок - в отличие от их западноевропейских современниц - было после реформы 1861 весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против "адских мучений немилого брака" Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по "понятиям" и обычаям, а не по законам).

2) Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в. - эпоха зарождения женского предпринимательства в России.

3) Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

4) Русские женщины, приобщившиеся к феминистскому движению, не могли поставить вопроса о политических правах женщин, т.к в самодержавной России политически бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном смысле "равны мужчинам". Когда в 1881 - в условиях реакции - были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественными объединениями.

5) Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

6) Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г. Чернышевского "Что делать? " был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и "коммун", а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

7) Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.

8) Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М. Цебрикова, Е. Конради). В Украине женское движение 1860-1900 вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.)

9) Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Это почитание русские феминистки считали "духовным гетто" (А. Тыркова), "шелковыми силками" (М.Н. Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому "освобождение женщины" прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы 20 в). Девиз "Помощь трудом! ", начертанный на "Доме трудолюбия для образованных женщин" (создан в 1896 в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX вв.

10) Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи", - утверждал созданный в 1900 журнал "Женское дело". Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались более обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.

11) Наличие связи с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-"шестидесятницы" (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. "Семидесятницы" (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав "Земли и воли". В 80-е гг. и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е. Чебышева-Дмитриева, А. Шабанова, А. Тыркова, О. Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений - "Женского просветительного общества" (1898), и "Московского общества улучшения участи женщин" (1899). Благодаря их активности в России в 1900-1904 начали регулярно выходить в свет журналы "Женское дело", "Женская гигиена" (1902), а также самый известный - "Женский вестник" (1904), просуществовавший до запрета большевиками (1918) более 14 лет.



Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день роль женщины в обществе многократно возросла, как в экономическом, социальном, так и в политической сфере общественной жизни. Но все это результат долгой и упорной борьбы, которую вели женщины в течении нескольких столетий, жертвуя всем6 семьей, благополучием, иногда собственной жизнью.

А так, как политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что сегодня женщины политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще.

Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С 1930 г. "женский вопрос " считается решенным. Так, законодательно закреплено право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления. Нередко женщина оказывается мудрее многих мужчин и таким образом надолго удерживается у власти, примером служит правление Елизаветы Английской и Екатерины II.

Как мы уже выяснили возникновение феминисткой идеи принадлежит французским мыслителям. Наиболее полно разработал "женский вопрос" в своих трудах Ш. Фурье. Он же и сконструировал и сам термин "феминизм".

Таким образом, становление женского движения в период Великой Французской Революции стало наиболее ярким в истории феминизма. Во многом это было связано с положением женщины в социальном, политическом и экономическом планах. Недовольств и требование женщин были впервые представлены документально Олимпией де Гут, которая составила "Декларацию прав женщины и гражданки". Создание разнообразных женских организаций предопределило выделение следующих видов и направлений феминизма: либеральный, радикальный, марксистский, психоаналитический и т.д.

Особое значение к концу XIX в. Приобрел суфражизм как движение за избирательные права женщины, наиболее распространенным получившее в Великобритании. Руководителями суфражизма стали семья Панкхерст. В силу того, что женщина было сложно обратить на себя внимание мирными средствами, суфражистки вынуждены были прибегнуть к радикальным методам (хулиганство, экстремизм и т.п.).

В XX столетии феминистические идеи не только не были забыты, но вспыхнули с новой силой, заполонив умы не только женщин, но и прогрессивных мужчин (ученых, политических деятелей).

Именно в XX в. Женщины получили наконец-то избирательное право сначала пассивное, а затем и активное. Также женщины приобретают экономические и социальные права. Получают доступ к образованию, труд женщины начинает достойно оплачиваться.

Итак, возвращаясь в современную действительность, хотелось бы отметить следующие показатели:

В настоящее время демократическими избранными главами государств стали женщины. До настоящего времени первой женщиной возглавившей правительство стала Сиримаво Бандаранайке (1960 г., Шри-Ланка), первой женщиной, занявшей президентский пост стала Вигидис Финнобогадоттир (1980 г., Исландия). В США, также, к примеру, еще в 2002 г. В Палате Представителей Конгресса женщины занимали около 13%, а к 2007 г. Эта цифра увеличилась до 17%. Ныне серьезное женское влияние ощущается и на низких ступенях административной лестницы. Мощная женская функция существует и в администрации США, Буш, придя к власти назначил министрами 3 женщин, а также в первые в истории пост советника президента по национальной безопасности заняла женщина, причем чернокожая, Кандализа Райс, что говорит о прогрессе, и не только в американском обществе.

В России "женский вопрос также носит остро актуальных характер. Но русский феминизм носит свой специфический характер. Он заключается в следующем: положении женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых разных противоположных направлениях. В период матриархата – значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов влияния воспитания детей и ведением домашнего хозяйства. Это вызвало возмущение многих образованных женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших "успехов" добились женщины России. Здесь мужчины особенно легко уступили женщинам самую тяжелую физическую работу, всегда считавшуюся мужской.

В итоге выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа по плечу!

В движении движение за эмансипацию охватило несколько столетий. И в настоящее время феминизм считается жизненным и заметным социальным движением, достигших наибольших успехов в области культуры.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.