Глава I. Европейский феминизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение. 2

Глава I. Европейский феминизм.. 5

1.1 Предпосылки возникновения феминистических идей. 5

1.2 Рождение феминизма и феминистского движения. 6

1.3 Суфражизм - движение за политическое равноправие. Милитантство 10

1.4 либеральный феминизм.. 13

1.5 Радикальный феминизм.. 16

1.6 Марксистский и социалистический феминизм.. 19

1.7 Психоаналитический феминизм.. 24

1.8 Антирасистский феминизм.. 26

1.9 Постмодернистский феминизм.. 27

Глава II. Феминизм в России. 29

2.1 Предыстория русского феминизма. 29

2.2 Начало женского движения в России (1859-1904) 31

2.3 Российское женское движение 1905-1917. 33

2.4 Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении. 39

2.5 Российский феминизм "второй волны" (конец 80-х - настоящее время) 40

Глава 3. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. 44

Заключение. 48



Введение

 

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенно существования на фоне мужского населения – немногие. Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщины в современном обществе постепенно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.

Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни появился новый феномен – прорыв женщин в эшелоны власти. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип политика для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип окончательно не сломлен и посей день, так, как доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой или вообще невозможной (мусульманские страны).

Сама тема гендерного неравенства зародилась еще в античные времена, что говорит об актуальности проблемы и по сей день.

Феминизм и женская эмансипация, как одна из мировых политических концепций представляет собой интерес в понимании и определении мета и роли женщины в политическом обществе. Говоря о политической активности женщин обратившись к истории мы можем пронаблюдать динамику и развитие движения женщин, боровшихся за свои политические и социальны права. К основным требованиям относились: право женщин на образование, право избирать и быть избранными, право на труд и равную с мужчинами оплату за труд и т.п.

Но лишь к началу XXI в. Были достигнуты высокие результаты в эмансипации женщины: женщины получили избирательное право, а также равные с мужчинами экономические и социальные права.

Женский вопрос является важнейшей темой в трудах зарубежных и отечественных историков, философов, писателей. Но свое осмысленное развитие идее феминизма получили в работах французских философов-просветителей: Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Ж. ж. Руссо, Ф. Вальтера и др. поэтому уместно говорить о становлении женского движения в период Великой Французской революции, так как именно Французская революция стала толчком к пробуждению тенденций в обществе. Здесь же, во Франции, стал выходить первый журнал посвященный борьбе женщины за равенство, возникли женские революционные клубы. Однако конституция 1791 г. Отказала женщинам в избирательном праве. В связи с этим, в этом же году национальному собранию была предоставлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гут, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой содержалось требование признания полного политического и социального равноправия женщин. Но по решению Конвента в 1793 г. Олимпия де Гут была отправлена на гильотину. На эшафот она всходила со следующими словами, которые в последствии стали своеобразным лозунгом "Если женщина достойна войти на эшафот, то она достойна войти и в парламент".

Феминизм в процессе развития поделился на множество течений, например, появляются такие наиболее популярные концепции феминизма, как либеральный феминизм, самый древний вариант феминизма, выросший из суфражизма; радикальный феминизм. Его целью является изменение общественного сознания таким образом, якобы мужчины и женщины были равны не только по закону, но и в сознании людей. В это движение входят и мужчины феминисты, которые считают, что живут в патриархальном обществе, где угнетают и дискриминируют женщин, и мужское движение должно выявить и ликвидировать это угнетение; марксистские феминизм, одной из разработчиц была известная русская феминистка Александра Коллантай. Ключ к освобождению женщины она видела в том. Чтобы переложить заботу о детях на государство. При этом мужчина, как и раньше остается добытчиком, ходит на работу и зарабатывает деньги.

Эмансипация женщин носит остроактуальный характер, особенно в современном обществе. Так как для достижения равновесия и баланса в общество необходимо два компонента: мужчина и женщина.

Например, мужской и женский словарь в политике, как установлено исследованиями, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях…

А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова как, забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы – "тяжелые", женские - "мягкие". А для принятия эффективных, необходим баланс.

Целью исследования моей курсовой работы является анализ проблемы дискриминации женщин, их борьбы за законные права, а также анализ динами и развития феминизма как идеологии и общественного движения и пространства.

Достижение этой цели полагает решение нескольких задач:

определить основные этапы развития идеологию, направление феминистического движения;

проанализировать теоретические подходы к раскрытию понятия суфражизма;

оценить рол феминизма на современном этапе;

изучить статистику результатов, которые добились женщины в своей политической борьбе.



Либеральный феминизм

 

Ранние либеральные феминистки предприняли попытку исправить недоразумения, допущенные в отношении женщин. В своей работе Мэри Уолтонкрафт "В защиту прав женщин" энергично защищает права женщин. Пятнадцатью годами позднее Гарриет Тэйлор Милль. Со своим соратником Джоном Стюартом Миллем опубликовал ряд эссе, оправдывающих женскую эмансипацию.

В "Зависимости Женщины", впервые опубликованной в 1851 г., традиционные конвенции, касающиеся работы и семьи, квалифицировались как подавляющие женщину и отказывающие ей свобод выбора. И Уолстоункрафт, и Милли отмечали, что женщина - это человеческое существо, которому доступна рациональная мысль, и что она заслуживает таких же естественных прав, которые гарантированы мужчине. Поскольку женщина воспринималась в первую очередь как сексуальный объект, именно на таких качествах, как мягкость, послушание, воздержанность, делался акцент при ее воспитании. Таким образом, так называемая "естественная" слабость женщины, ее иррациональность и любопытство в действительности представляют собой результат недостатка образования и отсутствия свободы выбора, результат ее зависимости от мужчин, а также результат ее ущербной социализации.

Предвещая развитие феминизма, эти авторы формулируют цели, которые до сих пор актуальны для феминисткой повестки дня. Среди них - прекращение правовой, экономической и социальной зависимости от мужчин; обеспечение свобод и возможностей в получении и усовершенствовании образования; поддержка открытого соревновательного функционирования экономического рынка и защита его от вмешательств и интервенций; ускорение процесса модернизации; введение законов, которые приводили бы к улучшению статуса женщины.

Либерализм изменялся по мере развития капиталистического мира, изменялся и статус либерального феминизма. Либерализм в классическом смысле, подразумевавший защиту государством гражданских свобод, создание равных возможностей действовать на рынке, остался в прошлом. На смену ему пришел эгалитарный либерализм, который подразумевал защиту государством экономической справедливости, предоставление социального, медицинского обслуживания и помощи семье и пр. Либеральный феминизм проделал схожую эволюцию, хотя он и не является простой копией либерализма. Более того, либералам распространял индивидуализм и личную свободу только на мужчин. Развитие либерального феминизма вывело его за границы формального равенства, подняв новые вопросы помощи в воспитании детей и личной свободы в репродуктивной сфере.

В 1960-е годы классиком данного направления признана американка Бетти Фридан, изложившая свои взгляды в книге "Мистика женственности" Образ счастливой домохозяйки был подвергнут критике как несуществующий миф. Общественные нормы препятствовали личностному развитию женщины: от нее ожидалось соблюдение "инфантильных" образцов поведения, она воспринималась только через мужчину только как пассивное существо, имеющее много общего с ребенком.

В конце 1950-х годов в Америке идеалом считалась красивая, образованная, занятая мужем и детьми женщина, имеющая дом в пригороде, автомобиль и т.д. . Однако достигшие данного идеала женщины оказывались неудовлетворенными, сами не понимая причин - проблема не имела названия. У многих присутствовало чувство разочарования и недовольства, и в то же время слова "эмансипацией карьера" звучали для них странно. В послевоенный период было широко распространено представление о женственности, когда открылись новые возможности личностного роста. Именно в тот момент, когда открылись новые возможности для карьеры и образования, женщины стали покидать учебные заведения, предпочитая выполнять только одну, традиционную роль. Стереотипы оказались столь сильны, что женщины утратили даже представление о своих возможностях. Это привело к кризису идентичности и личностного роста - той же проблеме, которая возникает у многих людей, и которая тогда считалась мужской. Судьба женщины рассматривалась как заданная биологией, и потому не предполагалось, что женщина может иметь проблемы идентичности и роста.

Как утверждает Б. Фридан, такие представления о женственности создали психоанализ, интерпретирующий невротическую зависть женщины к мужчине, и функционализм, рассматривающий статус женщины как жены и матери, а равенство полов - как нефункциональное для общества. Общество обучает девушек в первую очередь тому, как "выполнять роль женщины". Либеральное решение проблемы виделось автором в образовании и вовлечении женщин в общественную сферу, в прекращении дискриминации женщин в труде, в совмещении семьи и работы.

Предполагалось необходимым сломать стереотипы, связывающие женщин исключительно с воспитанием, заботой, обслуживанием, а мужчин - с управлением (то есть те стереотипы общественного сознания, в соответствии с которыми избиратели голосовали за мужчин, а наниматели предпочитали нанимать мужчин).

Положение женщины связано с традициями и законами, преграждающими путь к успеху. В обществе существуют убеждения, что женщины от природы менее развиты, интеллектуально и физически, и эти убеждения препятствуют раскрытию их потенциала. Если женщины получат равные права с мужчинами, то равенство полов будет установлено.

Либерально-классическое направление феминизма, исходя из того, что общество в целом благоприятствует мужчинам, ориентировалось на изменение законов и политики, дискриминирующих женщин.

Предполагалось, что в результате изменения законов женщины смогут на равных соревноваться с мужчинами.

В отличие от них феминисты эгалитарного либерализма полагали, что женщины должны иметь преимущества. От гендерно-нейтральных законов необходимо переходить к гендерно-специфичным, позволяющим вдовам, одиноким матерям, разведенным получить реальные шансы.

К этому направлению относят вторую книгу Б. Фридан - Вторая стадия, которая вышла почти через двадцать лет после первой, когда обнаружились новые трудности совмещения женских ролей. Если в 1960-е гг. женщины были жертвами мистики фемининности (представления о женственности), то теперь они стали жертвами "мистики феминизма" (представления о феминизме). Если раньше было обнаружено, что женщины-домохозяйки не удовлетворены своей жизнью, то спустя четверть века возникло разочарование у женщин, успешно делающих карьер. "Супер-женщина" стала зависимой и от мужа, и от начальника.

Феминистская критика либерализма направлена на переоценку индивидуальной свободы, ратует за гуманизм, нейтральный в тендерном отношении, за ориентацию на общечеловеческие ценности, которые равны мужским ценностям, а также за стремление действовать внутри существующей системы, не ставя целью ее коренное преобразование.

Радикальный феминизм

 

В определенном смысле радикальная идеология противоположна либерализму. Если либерализм в дилемме сходство - различие полов решает проблему через сходство, равенство, одинаковость, то радикализм строит свою теорию и практику, исходя из различия. В центре радикальной идеологии находится женская биология. Феминизм определяет причину подавления женщин через структуры традиционных гетеросексуальных отношений и социальных институтов. Эта идеология возникла в 60-х годах XX века. Организационно радикальный феминизм вырос в США из движения Новых Левых и кампании за гражданские права чернокожих американцев. Данная идеология отрицала идею равенства с мужчинами, провозглашала освобождение всех угнетенных. Организационная деятельность движений радикальной идеологии привела к созданию феминистской альтернативы в литературе, музыке, духовной сфере, медицине, сексуальности, даже в сфере занятости и технологии. Новая ветвь движения состояла из сети разнородных организаций, связанных в определенные связи.

Радикальный феминизм как явление XX века тесно связан с такими тенденциями современности, как рост внимания к межличностным отношениям, чувствам и ощущениям, и с изменением отношения к сексуальности, контрацептивам, материнству. Радикальный феминизм был представлен относительно небольшими группами в основном белых женщин, студенток, принадлежащих к среднему классу. В радикальном феминизме, не существует единой теории. По мере его развития идеология становилась все более дифференцированной. В теоретическое осмысление постепенно включался не только опыт белых образованных женщин, которые оставались ядром движения, но и опыт цветных, женщин из рабочего класса.

Радикальная идеология соглашается со следующими положениями: женщины исторически были первой угнетенной группой; угнетение женщин - наиболее широко распространенная и наиболее сильная форма угнетения. Радикальный феминизм обычно призывает покончить не только с капитализмом, но и изменить семью, по крайней мере, как экономический институт и институт воспитания детей. Направление сепаратистов (лесбийского феминизма) предлагает к этому добавить еще и отрицание гетеросексуальности.

В целом радикальный феминизм выступает за социальные, экономические, политические, психологические эксперименты. Феминистки хотели сами создавать свое будущее, свою идентичность и свою судьбу. Такие идеологии и движения возникали и развивались в настроении общей радикальности, "левизны" и поисков нового образа жизни 60-х годов. Они искали новые объяснения, бросали вызов буржуазности, стереотипам ролей и поведения. Радикальная идеология феминизма породила массовые женские сообщества, повлияла на либерализацию общественного сознания в отношении полов, создала новые интерпретации сексуальности, телесности.

Радикальные феминисты анализируют, через какие средства и институты (включая медицину, религию, воспроизводство, расизм, экологию и политическую теорию) осуществляется мужская доминация. Самый важный способ контроля - это контроль женской сексуальности, сексуальные домогательства, избиение женщин, насилие, порнография, стерилизация, аборты, законы об использовании контрацептивов, принудительная гетеросексуальность.

Как утверждала Фирестон в одной из наиболее известных работ данного направления "Диалектика пола", что патриархат основан на биологическом разделении полов. Предлагаемое понятие "sех class" позволяет рассматривать разделение общества на два биологических класса, находящихся в борьбе. Основа эксплуатации заложена в способности к деторождению. Рождение и воспитание ребенка делает женщину подвижной, а потому более зависимой от мужчины. Пол является основанием для эксплуатации (в этом отношении значимы положения марксизма, в частности положения Энгельса о первом разделении труда в браке между мужчиной и женщиной).

Еще одним механизмом подавления женщин является любовь. Ибо на пути с свободной любви стоят традиции "двойного стандарта" в соответствии с которым женщина меньше, чем мужчина, интересуется сексом, больше склонна к моногамности. В условиях "двойного стандарт", любовь является некой сделкой, при которой женщина должна быть признан мужчиной, чтобы узаконить свое существование. В обмен на свою любовь женщина получает эмоциональную и экономическую безопасность. Женщина существует для любви, а мужчины - для творчества, в результате женщины оказываются исключенными из искусства и науки, у них нет возможностей выразить свой собственный, отличающийся от мужского, опыт.

Проблема материнства находится в центре внимания радикального феминизма. Предлагается изменение самой трактовки материнства, при которой "биологическая" мать не тождественна "социальной", хотя общество и настаивает на том, что лучшая мать - биологическая. Женщина при этом не должна отказываться от рождения ребенка, которое не только приносит удовлетворение, но и играет важную роль в ее личностном развитии. Однако женщину нужно освободить от того материнства, которое ей навязывает патриархат, и дать ей возможность самой контролировать свое тело.

Радикальный феминизм, в отличие от либерального, не верит в возможность изменения законодательства и политических институтов в сторону эгалитарности, справедливости. Считается, что женщины останутся подавленными, угнетенными и эксплуатируемыми, до тех пор, пока не будет реконструирована сексуальность.

Данное направление идеологии подвергается критике другими феминистками за биологический детерминизм, за то, что ставит в цент женскую биологию, фиксирует ее неизменность, а из особенностей биологии выводит психологические особенности. Радикальный феминизм критикуется и за чрезмерно обобщенный взгляд на женщину, не учитывающий расовых и социальных различий, за взгляд на женщину как на божественное существо (в отличие от мужчины, чье происхождение восходит к дьяволу). Критики говорили, что женщина не тогда свободна, когда говорит "нет" мужчине, а тогда, когда она говорит "да" свободным отношениям.

Психоаналитический феминизм

 

Психоанализ в его феминистской трактовке, в отличие от других идеологий, не стал основанием для отдельного направления феминистской борьбы, за исключением Франции. Однако в теоретическом смысле был важен и для радикалов, и для марксистов. Он служил мостом для перехода к новым постмодернистским идеологиям феминизма 1980 - 1990-х годов.

Поскольку психоанализ обеспечивает доступ к бессознательным областям человеческой психики, он может помочь женщинам лучше понять и личностные, и политические измерения жизней. Это направление феминизма, названное психоаналитическим феминизмом, сосредоточено на скрытой психодинамике, характер которой накладывает отпечаток на характер личностных, межличностных и социальных отношений, на динамике бессознательного, которая формирует наше мышление, эмоции и действия. Отчасти интерес к психоанализу со стороны феминисток оправдан анализом тендерных конструктов, который проводится психоанализом. Результаты этого анализа могут быть использованы для понимания и трансформации позиции женщин как подчиненных.

В 60-е годы некоторые феминистские теоретики левого направления обратились к психоанализу, обнаружив, что классовые аналогии недостаточны для объяснения иерархии соотношения полов в обществе, и что необходимо включить в анализ более глубинные структуры человеческой психики. Работы Джулии Митчел "Женщина: самая долгая революция" и "Женское сословие" считаются классическими в этом направлении феминизма.

Психология женщины, порождаемая определенным прохождением стадий психосексуального развития, достаточно устойчива в патриархальном обществе. Поэтому либеральные реформы могут изменить внешние проявления "женственности", но не могут изменить женщину. Экономические реформы также не превратят мужчин и женщин в равноправных партнеров, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Для Митчелл патриархат - это человеческое общество, уничтожить патриархат - значит уничтожить единственное известное нам человеческое общество. Патриархат и капитализм - две автономные системы. Используя марксизм, можно уничтожить капитализм. Однако остается неясным, можно ли уничтожить коренящийся в психологической сфере патриархат, используя психоанализ, и возможна ли "революция бессознательного".

Обращение к психоанализу не было простым, поскольку феминизм изначально относился к нему двойственно. Фрейд подвергался критике за тезисы о зависти женщины к мужчине, об ощущении женщиной свое неполноценности, о биологическом детерминизме. Фрейд рассматривал женщину как зависимую, иррациональную, эмоциональную, пассивную, мазохистскую.

Наиболее влиятельной феминистской психоаналитической теорией в США является теория Дороги Диннерстайн и Нэнси Ходоров. Обе они вышли из психоаналитической школы названной "теорией объектных отношений", которая была сформирована Мелани Кляйн Д.В. Виникоттом и другими. Теоретики объектных отношений критикуют предвзятость Фрейд относительно роли отца, на которой психоанализ сосредоточен в большей степени, чем на ранних взаимоотношениях между матерью и ребенком. Диннерстайн и Ходоров понимают тендер как эффект сексуального разделения труда, который возникает, вследствие того факта, что женщина - первый воспитатель ребенка. По мнению обеих исследовательниц, воображаемый страх перед всемогущей матерью обуславливает, по крайней мере, для некоторых мужчин, их отвержение женщины.

Феминистская теория использовала психоанализ в поисках ответа на вопрос о глубинных причинах тендерного неравенства в обществе, пытаясь выявить те пласты бессознательного, эмоционального, сексуального, которые существуют у всех людей. Психоанализ понимался феминистами как метод и теория, направленные на исследование того, как мы развиваем и используем наши бессознательные фантазии и как мы конструируем и реконструируем наши прошлые ощущения в настоящем.

Антирасистский феминизм

 

Критика радикального феминизма задавалась вопросами о том, к кому и к чему реферируют радикальные феминистки, когда они говорят о женщине, опыте и политиках личности? Феминизм оставляет в стороне идею унифицированной женской идентичности и идею женской сингулярности и переходит к идее различных женских точек зрения.

Цветные женщины были среди первых, кто концептуализировал многообразие женского опыта и подверг критике либеральный, социальный и радикальный феминизм за игнорирование расы как категории угнетения и анализа. Предшествующие феминистские теории исходили из посылок так называемого "белого" человека. Опыт белых гетеросексуальных женщин среднего класса принимается в такой модели за норму, в то время как специфический опыт черных, коренного населения и других этнических групп игнорируется.

Феминизм претендует на то, чтобы освободить всех женщин, однако принимает во внимание опыт белой женщины как универсальную социальную норму. Таким образом, феминистские теории остаются неполными без анализа сфер пересечения расы, сексуальности.

Постмодернистский феминизм

 

Большая часть дебатов в современном феминизме посвящена тому, должен ли, и если да, то в какой степени, феминизм объединяться с теорией, культурой и политиками постмодерна.

С середины 80-х все более увеличивающееся число феминисток, исследующих импликации постмодернизма ради блага феминизма, обсуждают проблему их общего фундамента и даже описывают собственные теории как постмодернистские. Линда Николсон в антологии "Феминизм-Постмодернизм", вышедшей под ее редакцией, утверждает, что феминизм породил свою собственную критику научной рациональности, объективности и автономной личности как маскулинных конструктов. Более того, цветными женщинами и женщинами из развивающихся стран были подвергнуты критике те тенденции в "белом" феминизме, которые стремились к обобщениям, исходя из ограниченной перспективы. Такая критика, последовавшая также со стороны лесбиянок, женщин с ограниченными возможностями и женщин, принадлежащих к рабочему классу, привела к переопределению основных концептов феминизма, что, в свою очередь, привело к тому, что работа стала выполняться с учетом исторической и культурной специфики.

Многие феминистки враждебны к постмодернизму, называя его патриархатным средством, направленным на то, чтобы заставить женщин молчать, в то время когда они лучше, чем когда-либо прежде, подготовлены к тому, чтобы говорить.

В своей критике постмодерна Кристина Ди Стефано приводит четыре основных претензии к постмодерну со стороны феминизма:

1. постмодерн выражает позицию и нужды основной части избирателей (белых, привилегированных мужчин индустриализированного Запада);

2. объектами-различных видов критических усилий стала та же специфическая группа избирателей;

3. в своем основном течении постмодерн оказался слеп и нечувствителен к вопросам гендера;

4. невозможно представить, чтобы серьезно воспринятый проект постмодерна придал бы очертания политике феминизма.

Женское движение в качестве такового появилось только в прошлом столетии, хотя женские протесты происходили и раньше. Протесты имели индивидуальный характер: женщина вела себя иначе, чем это предписывалось социальной конвенцией, и это считались отклонением (часто - психическим): например лесбиянство, сознательный отказ рожать детей, девиантное поведение и т.д.



Глава II. Феминизм в России

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день роль женщины в обществе многократно возросла, как в экономическом, социальном, так и в политической сфере общественной жизни. Но все это результат долгой и упорной борьбы, которую вели женщины в течении нескольких столетий, жертвуя всем6 семьей, благополучием, иногда собственной жизнью.

А так, как политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что сегодня женщины политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще.

Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С 1930 г. "женский вопрос " считается решенным. Так, законодательно закреплено право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления. Нередко женщина оказывается мудрее многих мужчин и таким образом надолго удерживается у власти, примером служит правление Елизаветы Английской и Екатерины II.

Как мы уже выяснили возникновение феминисткой идеи принадлежит французским мыслителям. Наиболее полно разработал "женский вопрос" в своих трудах Ш. Фурье. Он же и сконструировал и сам термин "феминизм".

Таким образом, становление женского движения в период Великой Французской Революции стало наиболее ярким в истории феминизма. Во многом это было связано с положением женщины в социальном, политическом и экономическом планах. Недовольств и требование женщин были впервые представлены документально Олимпией де Гут, которая составила "Декларацию прав женщины и гражданки". Создание разнообразных женских организаций предопределило выделение следующих видов и направлений феминизма: либеральный, радикальный, марксистский, психоаналитический и т.д.

Особое значение к концу XIX в. Приобрел суфражизм как движение за избирательные права женщины, наиболее распространенным получившее в Великобритании. Руководителями суфражизма стали семья Панкхерст. В силу того, что женщина было сложно обратить на себя внимание мирными средствами, суфражистки вынуждены были прибегнуть к радикальным методам (хулиганство, экстремизм и т.п.).

В XX столетии феминистические идеи не только не были забыты, но вспыхнули с новой силой, заполонив умы не только женщин, но и прогрессивных мужчин (ученых, политических деятелей).

Именно в XX в. Женщины получили наконец-то избирательное право сначала пассивное, а затем и активное. Также женщины приобретают экономические и социальные права. Получают доступ к образованию, труд женщины начинает достойно оплачиваться.

Итак, возвращаясь в современную действительность, хотелось бы отметить следующие показатели:

В настоящее время демократическими избранными главами государств стали женщины. До настоящего времени первой женщиной возглавившей правительство стала Сиримаво Бандаранайке (1960 г., Шри-Ланка), первой женщиной, занявшей президентский пост стала Вигидис Финнобогадоттир (1980 г., Исландия). В США, также, к примеру, еще в 2002 г. В Палате Представителей Конгресса женщины занимали около 13%, а к 2007 г. Эта цифра увеличилась до 17%. Ныне серьезное женское влияние ощущается и на низких ступенях административной лестницы. Мощная женская функция существует и в администрации США, Буш, придя к власти назначил министрами 3 женщин, а также в первые в истории пост советника президента по национальной безопасности заняла женщина, причем чернокожая, Кандализа Райс, что говорит о прогрессе, и не только в американском обществе.

В России "женский вопрос также носит остро актуальных характер. Но русский феминизм носит свой специфический характер. Он заключается в следующем: положении женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых разных противоположных направлениях. В период матриархата – значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов влияния воспитания детей и ведением домашнего хозяйства. Это вызвало возмущение многих образованных женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших "успехов" добились женщины России. Здесь мужчины особенно легко уступили женщинам самую тяжелую физическую работу, всегда считавшуюся мужской.

В итоге выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа по плечу!

В движении движение за эмансипацию охватило несколько столетий. И в настоящее время феминизм считается жизненным и заметным социальным движением, достигших наибольших успехов в области культуры.

Оглавление

 

Введение. 2

Глава I. Европейский феминизм.. 5

1.1 Предпосылки возникновения феминистических идей. 5

1.2 Рождение феминизма и феминистского движения. 6

1.3 Суфражизм - движение за политическое равноправие. Милитантство 10

1.4 либеральный феминизм.. 13

1.5 Радикальный феминизм.. 16

1.6 Марксистский и социалистический феминизм.. 19

1.7 Психоаналитический феминизм.. 24

1.8 Антирасистский феминизм.. 26

1.9 Постмодернистский феминизм.. 27

Глава II. Феминизм в России. 29

2.1 Предыстория русского феминизма. 29

2.2 Начало женского движения в России (1859-1904) 31

2.3 Российское женское движение 1905-1917. 33

2.4 Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении. 39

2.5 Российский феминизм "второй волны" (конец 80-х - настоящее время) 40

Глава 3. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. 44

Заключение. 48



Введение

 

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенно существования на фоне мужского населения – немногие. Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщины в современном обществе постепенно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.

Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни появился новый феномен – прорыв женщин в эшелоны власти. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип политика для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип окончательно не сломлен и посей день, так, как доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой или вообще невозможной (мусульманские страны).

Сама тема гендерного неравенства зародилась еще в античные времена, что говорит об актуальности проблемы и по сей день.

Феминизм и женская эмансипация, как одна из мировых политических концепций представляет собой интерес в понимании и определении мета и роли женщины в политическом обществе. Говоря о политической активности женщин обратившись к истории мы можем пронаблюдать динамику и развитие движения женщин, боровшихся за свои политические и социальны права. К основным требованиям относились: право женщин на образование, право избирать и быть избранными, право на труд и равную с мужчинами оплату за труд и т.п.

Но лишь к началу XXI в. Были достигнуты высокие результаты в эмансипации женщины: женщины получили избирательное право, а также равные с мужчинами экономические и социальные права.

Женский вопрос является важнейшей темой в трудах зарубежных и отечественных историков, философов, писателей. Но свое осмысленное развитие идее феминизма получили в работах французских философов-просветителей: Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Ж. ж. Руссо, Ф. Вальтера и др. поэтому уместно говорить о становлении женского движения в период Великой Французской революции, так как именно Французская революция стала толчком к пробуждению тенденций в обществе. Здесь же, во Франции, стал выходить первый журнал посвященный борьбе женщины за равенство, возникли женские революционные клубы. Однако конституция 1791 г. Отказала женщинам в избирательном праве. В связи с этим, в этом же году национальному собранию была предоставлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гут, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой содержалось требование признания полного политического и социального равноправия женщин. Но по решению Конвента в 1793 г. Олимпия де Гут была отправлена на гильотину. На эшафот она всходила со следующими словами, которые в последствии стали своеобразным лозунгом "Если женщина достойна войти на эшафот, то она достойна войти и в парламент".

Феминизм в процессе развития поделился на множество течений, например, появляются такие наиболее популярные концепции феминизма, как либеральный феминизм, самый древний вариант феминизма, выросший из суфражизма; радикальный феминизм. Его целью является изменение общественного сознания таким образом, якобы мужчины и женщины были равны не только по закону, но и в сознании людей. В это движение входят и мужчины феминисты, которые считают, что живут в патриархальном обществе, где угнетают и дискриминируют женщин, и мужское движение должно выявить и ликвидировать это угнетение; марксистские феминизм, одной из разработчиц была известная русская феминистка Александра Коллантай. Ключ к освобождению женщины она видела в том. Чтобы переложить заботу о детях на государство. При этом мужчина, как и раньше остается добытчиком, ходит на работу и зарабатывает деньги.

Эмансипация женщин носит остроактуальный характер, особенно в современном обществе. Так как для достижения равновесия и баланса в общество необходимо два компонента: мужчина и женщина.

Например, мужской и женский словарь в политике, как установлено исследованиями, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях…

А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова как, забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы – "тяжелые", женские - "мягкие". А для принятия эффективных, необходим баланс.

Целью исследования моей курсовой работы является анализ проблемы дискриминации женщин, их борьбы за законные права, а также анализ динами и развития феминизма как идеологии и общественного движения и пространства.

Достижение этой цели полагает решение нескольких задач:

определить основные этапы развития идеологию, направление феминистического движения;

проанализировать теоретические подходы к раскрытию понятия суфражизма;

оценить рол феминизма на современном этапе;

изучить статистику результатов, которые добились женщины в своей политической борьбе.



Глава I. Европейский феминизм

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.