Тема: Профилактика конфликтов в классном коллективе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Профилактика конфликтов в классном коллективе

Выполнила:

студентка 5 курса

группы 02ПП/4

Радкова Л.Е.

Проверил:

Сокольникова В.А.

 

 

Йошкар-Ола

2007



Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы

1.1 Понятие конфликта и его социальная роль

1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста

1.3 Особенности конфликтов в классных коллективах

1.4 Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в классе

Глава II. Практическое применение форм и методов в эксперименте

2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива

2.2 Тренинговые упражнения, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива

Заключение

Литература

Приложения



Введение

 

Актуальность

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека {7, 5}.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса.

Целью работы является изучение влияния конфликтов на межличностные отношений в классном коллективе.

Объектом исследования являются учащиеся 6 класса общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе подростков.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

· теоретически обосновать необходимость работы по профилактике конфликтов в школе;

· проведение диагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе;

· подбор тренинговых упражнений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, конфликтологии и социологии, проведена опытно-экспериментальная работа по данной проблеме.

Методическая база включает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодические издания, монографии. Среди монографических изданий хочется выделить работу А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» (М.,2003); «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлёва (М., 2002г.). Большим достоинством этих работ является то, что в них отводится значительное место исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций в школе, а также их профилактике. Кроме того, данной проблеме посвящали свои работы отечественные и зарубежные авторы: Гришина Н.В., Корнелиус Х., Дубовская Е.М., Петровская Л.А., Петровский А.В., Журавлев В.И., Козырев Г.И..

Гипотеза - психопрофилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе.       

Экспериментально – исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска Республики Марий Эл.

Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:

1.Социометрия

2. Диагностика межличностных отношений Т. Лири

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.



Гарри Стак Салливан.

 

В своей жизни я испытал множество неприятностей. Некоторые из них произошли на самом деле.

Марк Твен.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” {47, 39}. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической работе “Функции социальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал {46, 79}.

Но один из создателей современной конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей, является стремление к доминированию {46, 86}. П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества {43, 74}.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии{26,16}.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Причины конфликтов.

У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

- достаётся за то, за что ты не несешь ответственности;

- тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;

- награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?

- тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?

- ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?

- перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.

- за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги, и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый {49,162}.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо:

во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;

во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.



Таблица 2

Имена участников эксперимента мы зашифровали, полный список фамилии и имени предлагаются в таблице №3

 

Таблица 3

Хитрова Юля 1. Ю Живицы Миша 14. М
Голованова Люда 2. Л Головин Антон 15. А
Веркина Марина 3. М Игошкина Кристина 16. К
Бондарь Саша 4. С Нафиева Эльвира 17. Э
Артамонова Оля 5. О Левицкова Маша 18. М
Янина Даша 6. Д Уфимов Роман 19. Р
Будаева Настя 7. Н Улитин Игорь 20. И
Шанин Данил 8. Д Гаврильчев Сергей 21. С
Карпенко Олег 9. О Ефимова Маша 22. М
Макарова Настя 10. Н Андреева Наташа 23. Н
Колесникова Алена 11. А Попова Лида 24. Л
Нарбеков Наиль 12. Н Белоногова Наташа 25. Н
Альбикова Эльвира 13. Э Биккулова Женя 26. Ж

Выводы:

Социометрия, проведенная в 6 «А» классе, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Таблица 4

Ученики

Стили поведения

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1. Ю l         2. Л l         3. М l         4. С   l       5. О l         6. Д   l       7. Н       l   8. Д         l 9. О l         10. Н l         11. А l         12. Н     l     13. Э   l       14. М   l       15. А l         16. К       l   17. Э         l 18. М         l 19. Р     l     20. И     l     21. С l         22. М   l       23. Н l         24. Л       l   25. Н   l       26. Ж       l  

 

Подводя итоги диагностики, мы выявили следующее:

Большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как соперничество – 10 учеников – т.е. эти ребята стремятся добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересует.

На сотрудничество идут лишь 6 учеников – они признают право остальных на собственное мнение и готовы его понять, они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы.

На взаимные уступки способны лишь – 3 ученика, т.е. хоть он и принимает точку зрения других, но лишь до определенной степени, при повторном возникновении конфликтной ситуации его поведение может измениться.

К избеганию прибегают 4 человека – они попросту уклоняются от решения конфликта, считают, что все когда-нибудь разрешится само собой.

Приспособление – 3 ученика – призывая к солидарности одноклассников, он, тем не менее, старается держаться особняком от всех, в удобном для него случае поддерживая сторону сильнейшего.

Методика 3. Диагностика типов межличностных отношений /методика Т. Лири,/ {16, 26}

Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Методика проведения – ученики получают текст опросника, психолог знакомит их с инструкцией выполнения этого задания (см. Приложение 2)

Интерпретация результатов (таблица 5)

Властный – лидирующий

/0 - 8 баллов/ - уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Терпим к критике, не переоценивает собственных возможностей;

/9 – 16 баллов/ - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей;

Независимый – доминирующий

/0 - 8 баллов/ - в межличностных отношениях - уверенный, независимый, соперничающий. Нет выраженного чувства превосходства над окружающими, не занимает обособленную позицию в группе;

/9 – 16 баллов/ - самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим;

Прямолинейный – агрессивный

/0 – 8 баллов/ - искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Не присуще чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

/9 – 16 баллов/ - чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

Недоверчивый – скептический

/0 – 8 баллов/ - реалистичность базы поступков и суждений, скептицизм и неконфомнорсть;

/9 – 16 баллов/ - обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими, подозрительность;

Покорный – застенчивый

/0 – 8 баллов/ - скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности;

/9 – 16 баллов/ - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение;

Зависимый – послушный

/0 - 8 баллов/ - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании;

/9 – 16 баллов/ - полная зависимость от мнения окружающих;

Властный лидирующий

 

Независимый доминирующий

Прямолинейный агрессивный

 

Недоверчивый скептический

Покорный застенчивый

Зависимый послушный

Ответственный великодушный

1. Ю

4 4 5 9 8 9 6 8

2. Л

2 5 9

5

7 6 9 7

3. М

6 3 9

6

6 6 8 8

4. С

10 9 12

5

8 5 6 9

5. О

3 6 2

3

8 5 7 8

6. Д

7 9 3

7

9 12 6 8

7. Н

6 9 3 9 4 6 12 4

8. Д

1 5 3

6

5 7 3 6

9. О

4 7 9

5

5 13 7 5

10. Н

8 5 4 9 6 11 5 5

11. А

13 11 10 9 9 15 1 3

12. Н

16 12 12 9 8 5 7 9

13. Э

9 10 14 9 7 6 8 4

14. М

5 6 4

1

7 1 8 5

15. А

8 9 10 9 4 2 12 7

16. К

8 7 12 9 6 7 4 7

17. Э

12 9 5 9 9 7 6 6

18. М

11 7 3

1

6 5 8 6

19. Р

8 5 6

3

6 7 9 7

20. И

12 8 8 9 9 3 3 2

21. С

11 3 8

8

4 5 7 1

22. М

9 5 8

6

8 5 3 5

23. Н

9 9 3

2

4 8 3 6

24. Л

8 9 4

2

8 12 3 8

25. Н

3 5 4 9 9 9 14 8

26. Ж

2 4 5 9 8 16 12 6

Среднее количество баллов

8 11 5 9,6 4,5 10,7

4,6

9 6 9 5,3 12,5 10,9 9,5 5,8 9                                      

 

Выводы: Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что в классе складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом – они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрирую чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, реально оценивают свои возможности.

 

Социометрия

В результате статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом:

 

Таблица 6

Социометрические группы Количество детей в данной группе до проведения работы Количество детей после проведения занятий
Лидеры 2 (число выборов 17,16) 7 (число выборов 14 – 12)
Предпочитаемые 4 (число выборов 11 – 9) 16(число выборов 11 -9)
Пренебрегаемые 5 (число выборов 8 -7) 3 (число выборов 8 – 6)
Отверженные 4 (число выборов 17,16) -

 

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы для многих учеников стал более благоприятным, теплым, чем до начала наших занятий.

Заключение

В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:

· провели теоретический анализ причин возникновения конфликтов в школьном коллективе;

· перечислили распространённые способы профилактики конфликтов;

· провели диагностическое исследование межличностных отношений в классном коллективе;

· подобрали тренинговые упражнений, способствующие, самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.

В ходе нашего эксперимента мы показали, что психопрофилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе способствует выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и товарища, стремление придти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, в классе в процессе проведения мероприятий по профилактике конфликтов постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.

Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что конфликты, хотя и возникают постоянно, на данную группу детей оказывать негативное влияние будут в меньшей степени. Это подтвердилось результатами повторной диагностики. Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Усвоив методы групповой работы, подростки смогут успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много - именно у подростков.

Результаты проведенной нами работы по диагностике и профилактике возникновения межличностных конфликтов в классном коллективе были представлены нами на методическом объединении классных руководителей СОШ №9 города Волжска. Даны рекомендации по проведению классных часов и бесед с учащимися. Памятка для учителей представлена в Приложении 4.

Правило, которое мы еще раз подтвердили данной работой – конфликт легче предупредить, чем завершить.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. – 110 с.

2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Наука, 1956. – 346с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1999, с. 249-262.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 1999. – 448с.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.

6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. – М., 1997. – 378с.

7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.

8. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. – 124с.

9. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. – 86с.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2001. – 352с.

11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2001.- 304с.

12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,1991. – 212с.

13. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 1991.- 94с.

14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 436с.

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

16. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2003 – 32с.

17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2003.-224с.

18. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2003.- 192с.

19. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. – 236с.

20. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2000.- 124с.

21. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1979. – 386с.

22. ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. - М., 2005.400с.

23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999.- 244с.

24. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов». - М.,1990.- 268с.

25. Золотова И.А. Программа развития аддиктивных подростков. - Зеленодольск, 2007.- 112с.

26. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии.- М., 1995.- 264с.

27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М., 1991.- 242с.

28. Журнал «Справочник кадровика» №10 2000г. Социолог, Л.В. Бершова “Конфликты в организации и методы их профилактики”.

29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. - М., 1999. – 142с.

30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. - М.,1992.- 128с.

31. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М., 1996.- 448с.

32. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М., Дело, 1993.- 254с.

33. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 1997. – 320с.

34. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М., Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования6 Учеб. пособие. - М., 2001.- 448с.

36. Педагогический конфликт: теория и технология /Общ. редакция А.С. Гусевой. - М., 1997.- 314с.

37. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 324с.

38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 262с.

39. Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико- методологический анализ. - М., 1990.- 154с.

40. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. - М., 1996.- 264с.

41. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М., 1990. – 368с.

42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.- 412с.

43. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.- 144с.

44. Съедин С.И. Основы управления. - М., 1996.- 112с.

45. Фэйр М. «Выиграть может каждый». - М,1992.- 98с.

46. «Хрестоматия по социальной психологии» /под ред. Т.В.Кутасова. – М., 1994.- 238с.

47. Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб., 1998. – 270с.




Приложение №1

Протокол исследования

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

А В А В А В А В А В А В
1     6     11     16 21     26    
2     7     12     17 22     27    
3     8     13     18 23     28    
4     9     14     19 24     29    
5     10     15     20 25     30    

Текст методики:

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А.Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить суть всех затронутых интересов и спорных вопросов.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые решения.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А.Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне на встречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В.Я стараюсь делать все возможное, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

В. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне на встречу.

19. А. Я первым делом стараюсь ясно определить суть всех затронутых интересов и спорных вопросов.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я стараюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей точкой зрения и позицией другого человека.

В. Я отстаиваю свою позицию.

23. А. Как правило я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого человека кажется мне очень важной, я постараюсь пойти ему на встречу.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно могли добиться успеха.



Приложение 2

 

Инструкция

Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочитать каждую и подумать соответствует ли она Вашему представлению о себе.

Если «ДА», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в клетке регистрационного листа.

Если «НЕТ», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Регистрационный лист

Ф.И.О._______________________________Возраст________________

Класс_____________________________Дата_______________________

 

Номера характеристик в тексте опросника

Номер октанта Сумма баллов
001 033 065 097    
002 034 066 098    
003 035 067 099    
004 036 068 100    
005 037 069 101    
006 038 070 102    
007 039 071 103    
008 040 072 104    
009 041 073 105    
010 042 074 106    
011 043 075 107    
012 044 076 108    
013 045 077 109    
014 046 078 110    
015 047 079 111    
016 048 080 112    
017 049 081 113    
018 050 082 114    
019 051 083 115    
020 052 084 116    
021 053 085 117    
022 054 086 118    
023 055 087 119    
024 056 088 120    
025 057 089 121    
026 058 090 122    
027 059 091 123    
028 060 092 124    
029 061 093 125    
030 062 094 126    
031 063 095 127    
032 064 096 128    

 

Текст опросника:

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявлять безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый и практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремиться радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

102. Относится к окружающим с чувством превосходства

103. Тщеславный

104. Эгоистичный

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128.Портит людей чрезмерной заботой


Приложение 3

 

Тематический план занятий

 

Блок

Название темы

Время

1

этап

Теория Практика Всего
Занятие №1 Представление программы занятий. Знакомство. Правила группы.     20 мин     40мин     60 мин
Занятие №2 «Дверь в человеческие отношения открывается на себя»   20 мин   60мин   80 мин
Занятие №3 «Тренинг доверия»   20 мин   60мин   80 мин

2

этап

Занятие №4 «Такие разные и такие похожие. Одиночество или солидарность»     20 мин     60мин     80 мин
Занятие №5 «Мои чувства»   20 мин   60мин   80 мин
Занятие №:6 «Управление гневом»   20 мин   60мин   80 мин

3

этап

Занятие №7 «Расскажи мне о себе»   20 мин   60мин   80 мин
Занятие №8 «Шагая по жизни»   20 мин   60мин   80 мин

 

Примерная структура каждого занятия

 

Этапы Время Задачи Средства Роль ведущего
Приветствие 1–2 мин Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность участия. Определенные ритуалы. Обеспечить для каждого участника максимальное вхождение в группу.
Начало работы 3-5 мин Рефлексия участников. Высказывания по кругу. Обозначение целей ведущим. Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства и цели групповой работы.
Разминка 5-7мин - Объединение, сплочение группы. - Развитие межличностных связей. -Включение в совместную деятельность. Более или менее подвижные игры, с четко определенными правилами, психогимнас-тические упражнения - Обозначение правил и границ. -Обеспечение безопасности участников. -Обеспечение эмоциональной разрядки, переключение внимания участников.
Работа по теме занятия 30 мин Задачи соответствуют теме занятия. Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, мини-лекции и т.д.) - Дать определенную информацию в доступной форме. - Помочь овладеть знаниями, навыками. - Предоставить возможность сформулировать и высказать свою точку зрения.
Разминка 5 мин См. выше См. выше См. выше
Работа по теме 20 мин См. выше См. выше См. выше
Заверше- ние занятия 10 мин - Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. - Самоанализ каждого участника на группе, предоставление возможности соотнести полученный результат с поставленными целями в начале занятия. Высказывания по кругу. Рефлексия. Обеспечение безопасности участников и принятие каждым участником различных мнений и точек зрения.
Прощание 1-2 мин Обозначить конец занятия. Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка детей.


Конспект занятия № 2

 

Цитата дня:

«Дверь в человеческие отношения открывается на себя».

(автор неизвестен)

Цель: формировать у участников установку на сотрудничество.

Задачи:

1. Способствовать сплочению группы и получению положительных эмоциональных ощущений от групповой работы.

2. Помочь осознать важность каждого участника в процессе групповой работы.

3. Формировать установку на бережное и внимательное отношение друг к другу.

Упражнение 1. «Рисунок моего настроения»

Участникам группы предлагается нарисовать свое настроение на листе бумаги. Подчеркивается, что рисунок может быть как конкретным, так и абстрактным. Предлагаются различные изобразительные материалы (гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры)

После того как все участники выразили себя на листе бумаги, предлагается показать рисунки друг другу, рассказать о том, что именно изображено на рисунке и какое настроение отражает данный рисунок.

Упражнение 2. «Руки» (класс делится на 2-3 группы, при выполнении другого упражнения участники меняют состав групп).

Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и просит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого из участников поднять левую руку и соединяет их друг с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы руки не держали соседи, и чтобы не оказалось, что два участника держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг, не расцепляя рук.

Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в восьмерку.

Упражнение 3. «Лава»

Необходимый материал: круглые коврики диаметром 24-27 см, стулья.

Инструкция

«Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в горы. Перед вами котлован с кипящей лавой. Нужно перебраться через него, обогнув горную гряду (преграда из стульев) на другую сторону. Для того, чтобы вы могли выполнить задание вам предлагаются огнеупорные коврики. Вы можете вставать на них и идти по лаве. Но, внимание, коврики без соприкосновения с человеческим телом оставлять нельзя, и передавать их можно только вперед. Осторожнее с горами. Прикасаться к ним также нельзя. В случае нарушения правил, вся команда возвращается назад и начинает выполнение упражнения снова. Все ли понятно?»

Если участники не поняли инструкцию, ведущий объясняет все это еще раз, показывая какой именно путь нужно пройти и как можно вставать на коврики.

В упражнении важно следить за тщательным соблюдением правил. Упражнение должно быть выполнено правильно от начала до конца. Только тогда оно поможет группе сплотиться, используя свои групповые ресурсы.

После упражнения обязательно обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вам больше всего понравилось в ходе выполнения этого упражнения?

2. Что больше всего не понравилось?

3. как вы думаете, почему ваша группа смогла выполнить это упражнение?

4. Что ей мешало его выполнять?

5. Как вы чувствуете себя сейчас, после того как упражнение выполнено?

Упражнение 4. «Импульс»

Необходимый материал: секундомер.

Группа встает в круг, взявшись за руки. Выбирается ведущий, который начнет игру. В начале игры ведущий посылает «импульс»: он пожимает руку своему правому, либо левому соседу, который передает импульс дальше по кругу, пока сигнал не возвращается к ведущему.

После нескольких попыток группа приступает к выполнению задания. Опытным путем группа должна определить наименьшее время, за которое она сможет передавать импульс по кругу. Психолог может помочь игрокам, замеряя секундомером время передачи импульса.

Теперь импульс передается в другом направлении. Психолог предоставляет игрокам возможность поэкспериментировать и выбрать подходящий темп, замеряя время по секундомеру.

Наконец группа переходит к следующему этапу, на котором импульс передается с закрытыми глазами. Ведущие на каждом этапе должны меняться. На последнем этапе задача еще более усложняется: теперь импульс передается сразу по двум направлениям: влево и вправо. Теоретически оба импульса должны встретиться на равном расстоянии от ведущего и вернуться обратно. Группе нужно дать время поупражняться, если один или оба импульса были «потеряны». Пусть игроки обсудят, какой из импульсов передается быстрее, и заметят время, за которое они могут быстро и правильно передавать импульсы в обе стороны одновременно.

Упражнение 6. Завершение.

Завершающий обмен впечатлениями (дети демонстрируют умение открыто говорить о своих эмоциях, чувствах)

Цитата дня: Не падай духом – ушибешься.

                                 Э. Кроткий



Приложение 4

 

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

По профилактике конфликтов

 

l Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.

l Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

l Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:

- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

- ухудшают качество мышления;

- снижают объективность оценки окружающих;

- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

l Никогда не выясняйте отношения с детьми, родителями школьников, коллегами в присутствие учеников.

l Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьников – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

l Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками.

l Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

l Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

l Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить и уважать гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.

l По-своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

l Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено, профессионально пригоден.

l Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родного края, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.

l Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

l Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

Тема: Профилактика конфликтов в классном коллективе

Выполнила:

студентка 5 курса

группы 02ПП/4

Радкова Л.Е.

Проверил:

Сокольникова В.А.

 

 

Йошкар-Ола

2007



Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы

1.1 Понятие конфликта и его социальная роль

1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста

1.3 Особенности конфликтов в классных коллективах

1.4 Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в классе

Глава II. Практическое применение форм и методов в эксперименте

2.1 Диагностика взаимоотношений классного коллектива

2.2 Тренинговые упражнения, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в условиях классного коллектива

Заключение

Литература

Приложения



Введение

 

Актуальность

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека {7, 5}.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса.

Целью работы является изучение влияния конфликтов на межличностные отношений в классном коллективе.

Объектом исследования являются учащиеся 6 класса общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе подростков.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

· теоретически обосновать необходимость работы по профилактике конфликтов в школе;

· проведение диагностического исследования межличностных отношений в классном коллективе;

· подбор тренинговых упражнений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, конфликтологии и социологии, проведена опытно-экспериментальная работа по данной проблеме.

Методическая база включает в себя широкий круг литературы. Прежде всего, это учебные и методические пособия, периодические издания, монографии. Среди монографических изданий хочется выделить работу А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» (М.,2003); «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлёва (М., 2002г.). Большим достоинством этих работ является то, что в них отводится значительное место исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций в школе, а также их профилактике. Кроме того, данной проблеме посвящали свои работы отечественные и зарубежные авторы: Гришина Н.В., Корнелиус Х., Дубовская Е.М., Петровская Л.А., Петровский А.В., Журавлев В.И., Козырев Г.И..

Гипотеза - психопрофилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе.       

Экспериментально – исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска Республики Марий Эл.

Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:

1.Социометрия

2. Диагностика межличностных отношений Т. Лири

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.