Для того чтобы помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях, наша работа была направлена в первую очередь на то, чтобы:
· расширить представления подростков о собственном «Я»
· формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение
· развивать гибкость в межличностных отношениях
· формировать адекватные поведенческие стратегии
Нами использовались следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), игры-испытания, представленные в программе Д. Берби «Discovery» {26,25}, релаксационные упражнения, приемы сказотерапии, (примерные упражнения представлены в Приложении 3).
Организационные условия: Занятия проводились в изолированном помещении. Длительность занятия – 1–1,5 часа один или два раза в неделю. Общее количество часов – 10–12 (8 занятий).
1этап. Начальная стадия. На этом этапе акцент ставится на формирование доверия участников друг к другу и к психологу, сплоченности групп. На данном этапе включаются упражнения, предлагающие групповую работу над общей задачей (прорисовывание своих чувств, для того чтобы повысить уровень понимания и вербализации своих чувств; игры-испытания, которые дают возможность испытать себя, помогают проявиться сильным сторонам своего характера и личности в целом, продемонстрировать свои возможности одноклассникам, в процессе преодоления препятствий группой у участников формируется такие ценности как чуткость, терпимость, умение прощать, слушать другого, принимать ответственность){36,197}.
Упражнения достаточно сложны и развивают навык планирования, как собственной деятельности, так и работы команды. Разнообразие игр-испытаний позволяет каждому участнику найти свое место в группе и проявить себя.
2 этап. Конфликт, доминирование, сопротивление. На данном этапе характерны противоречия между членами группы и лидером, начинается борьба за возможность контролировать процесс, который происходит в группе. На этом этапе важно сделать свои чувства предметом анализа. Участники говорят о своей злости, своих страхах. Сложность заключается в том, что, несмотря на активную демонстрацию в обществе одноклассников демонстративного поведения, подростки чрезвычайно озабочены мнением, которое о них складывается у окружающих. На этом этапе идет активная работа участников со своими чувствами. Используются методы арт-терапии (проективный рисунок). Проговаривание своих чувств в различных ситуациях представляет сложность для подростков. Проецирование же своих эмоциональных состояний на бумагу помогает участникам более открыто говорить о чувствах{26,20}.
3 этап. Развитие сплоченности. Здесь группа преобразовывается в единое целое. Участники делятся своими секретами, появляется больше свободы для самораскрытия. Именно на этом этапе становится возможным формирование новых установок. Существует ряд признаков, по которым психолог может заметить о переходе группы на другую стадию. Появляется меньше демонстративности и больше искренности в поведении детей. На завершающем круге группа часто задерживается и не хочет расходиться. Становятся заметны периоды молчания, не как сопротивления группы, а как совместного переживания. Часто участники остаются и продолжают обсуждать какую-то тему. На этом этапе в большей степени используется когнитивный подход.
По завершению занятий мы провели повторную диагностику, полученные результаты сравнили:
Социометрия
В результате статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом:
Таблица 6
Социометрические группы | Количество детей в данной группе до проведения работы | Количество детей после проведения занятий |
Лидеры | 2 (число выборов 17,16) | 7 (число выборов 14 – 12) |
Предпочитаемые | 4 (число выборов 11 – 9) | 16(число выборов 11 -9) |
Пренебрегаемые | 5 (число выборов 8 -7) | 3 (число выборов 8 – 6) |
Отверженные | 4 (число выборов 17,16) | - |
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы для многих учеников стал более благоприятным, теплым, чем до начала наших занятий.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.